Урок по теме "Собачье сердце" М.А.Булгакова
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Ерофеева Альбина Владимировна

Данный урок по повести М.А.Булгакова "Собачье сердце" направлен на то, чтобы повесть была рассмотрена как проиведение трагикомическое. Путь ребят к разрешению проблем, поставленных автором, может быть увлекательной разгадкой тайны повести, и в этой деятельности учащиеся приходят к важным для себя выводам, и проникновение в повесть Булгакова приносит новые сущностные решения их жизненных вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_uroka_sobache_serdtse.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель урока по литературе в 9 классе

М.А.Булгаков «Собачье сердце»

Выдающимся созданием М.Булгакова стала повесть «Собачье сердце». Написанная в 1925 году, она не была напечатана при жизни писателя. Л.Каменев охарактеризовал повесть как «острый памфлет на современность». Рукопись была конфискована при обыске в 1926 году и запрещена к печати. Опубликована она была лишь в 1987 году.

Повесть связана с действительностью 1920-ых гг. В ней показаны картины нэпа, засилие мещанства, следы недавней разрухи, бытовая неустроенность москвичей, жилищный кризис этого времени, практика  насильственного уплотнения, всесилие РАППа, подвижничество ученых и научные эксперименты тех лет. В повести отражены споры вокруг проблемы омоложения по методу австрийского физиолога Э.Штейнаха.

В построении произведения можно выделить 4 части. Первая часть открывается повествованием о блужданиях собаки, получившей по недоразумению  кличку Шарик.

  • Какое представление вызывает у вас эта кличка?

(о чем-то круглом, гармоничном, сытом)

  • А что представляет из себя пес?

(пес обречен на голодное и холодное уличное существование)

Развернутый внутренний монолог Шарика включает многочисленные меткие наблюдения пса над жизнью тогдашней Москвы, ее бытом и нравами, социальным расслоением ее населения на «товарищей» и «господ» и соответственно разделением заведений, жизненно важных для собаки, на чайные, закусочные и столовые, с одной стороны, и шикарные рестораны – с другой.

  • Назовите образы, напоминающие блоковский суровый послереволюционный пейзаж.

(черный вечер, белый снег, сухая метель, вьюга, голодный пес на дороге)

Во 2-ой части повести сообщается о предпринятом профессором Преображенским эксперименте.

- В чем суть этого эксперимента?

(создание нового типа человека при помощи операции над псом, которому пересаживают гипофиз (мозговой придаток) умершего человека).

Профессору помогает доктор.

  • Назовите его.

(Борменталь)

  • Докажите, что именами собственными подчеркивается сказочность, фантастичность происходящего.

(Шарик явился с Преображенской заставы, там же был убит Чугункин, и у профессора фамилия – Преображенский)

  • Расскажите о Климе Чугункине.

(деклассированный элемент с уголовным прошлым: тунеядец, судился три раза за кражи, последний раз приговорен условно к 15-летней каторге, алкоголик, не развитый физически, умер в результате драки в пивной).

Отметим важную деталь: Чугункин погиб от удара ножом в сердце. Новоявленное существо должно получить «собачье сердце». И вот в результате операции появляется «нечто».

  • Опишите его.

(низколобый, щетинистый, омерзительный тип мужского пола, унаследовавший все гадостные свойства уголовника и звериную сущность собаки, возведенные в степень).

  • Какую фамилию и какое имя он выбирает?

(Полиграф Шариков. Имя свидетельствует о пролетарском происхождении, а фамилия – о собачьей родословной).

Третья часть произведения раскрывает тот плачевный результат, которого достиг профессор Преображенский, передает поведение животного, ставшего человеком.

-Расскажите о его поведении.

(отличается грубостью и чванливостью, наглостью и нахрапистостью, злобностью и агрессивностю. Он такой же вор и пьяница, как его предок Чугункин, но к этим качествам присовокупились подлость, лживость и доносительство. Он начисто лишен совести, чувства долга, стыда, культуры. Шариков превращает жизнь в квартире профессора в кошмар, в подобие ада, в котором поселился новоявленный Цербер. Он сорит пеплом, бросает на пол окурки, плюется, сквернословит, выслеживает служанку Зину и в то же время жалуется на то, что ему не дают жить и «больно притесняют»).

  • Какую должность получает Шариков?

(заведующего политотделом очистки города от бродячих животных. Теперь Шариков начинает травить прежде всего котов).

 В социальной сфере Шариков быстро находит себе подобных. В довершении всего он обретает наставника.

  • Кого?

(домком Швондер).

Швондер и его команда подкармливают подопечного лозунгами, хамской политической трескотней. Шариков быстро учится и усваивает свои права гегемона.

  • На что он претендует?
  • Расскажите о случае с подругой-машинисткой.

Полиграф уже овладел митинговой демагогией, потребительской инициативой, плебейской вседозволенностью. Пройдет еще немного времени – и он потребует выселения создавшего его профессора. Впрчем, Шариков идет на то, чтобы донести на него.

Как видим, Булгаков отказывается от традиционного преклонения перед «человеком из народа» только на основании его происхождения. Автор склонен судить о своем герое по делам его и человеческой значимости. И Шарикова, и Швондера, и подобных им писатель казнит своей критикой.

Значительно сложней дело обстоит с оценкой представителей интеллигенции.

  • Как вы думаете, как автор относится к Преображенскому?

  • Какими словами наставляет он помощника?

(«Доживите до старости с чистыми руками»)

Отсвет сатиры падает и на профессора, хотя он смягчен, приглушен, поскольку Булгаков любуется блеском ума своего героя. Вот почему писатель дарует ученому в финале прозрение и побуждает его совершить решительное действие.

Преображенскому отчасти противопоставлен доктор Борменталь. Иван Арнольдович исповедует принцип: «Там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить».

  • Чем отличается Борменталь от Преображенского?

(он решительно отстаивает насилие как способ борьбы со злом, как средство расправы с Шариковым).

Но этот рецепт противоречит концепции повести, которая страстно ратует за отказ от любых форм насилия над природой, народом и человеком. Поэтому правота в споре двух ученых остается на стороне Преображенского.

Повесть Булгакова аллегорична. Это касается не только частного опыта ученого, но и грандиозного эксперимента государства. Автор обращает внимание на революционное насилие в стране. Нельзя все ставить с ног на голову. Недопустимо давать безмерные права, привилегии и власть тем, кто невежествен. Нет необходимости предлагать кухаркам управлять государством, а государственным мужам подметать улицы или стряпать на кухне. Каждый должен заниматься своим делом. А иначе ученый погрязнет в тяжбах с домкомом, а доктор Борменталь будет ежедневно ходить в цирк с Шариковым. Не следует обольщаться идеей социального равенства, особенно когда равенство оборачивается тиранией и агрессией невежества.

Завершается повесть эпилогом, в котором прозревший Преображенский совершает вторичное превращение. Концовка может показаться идиллией. Однако эта идиллия обманчива.

  • Почему?

(эпилог начинается со сцены наводящего ужас обыска, в которой представлены гротескные фигуры юноши-женщины, черного человека и кошмарного пса, поднявшегося на задние лапы, а завершается лейтмотивом «К берегам священным Нила», напоминающим о хоре жрецов из «Аиды», палачей свободы, любви и счастья.

ВЫВОД

Повесть Булгакова, страшная и веселая одновременно, отличается злободневностью звучания и в наши дни. Она обличает политическую демагогию, выступает против невежества и любого хамства. Булгаков высмеивает и собачью холуйскую верность, и шариковскую черную неблагодарность, дремучее невежество. Шариковы, воспользовавшись правами, устроили в стране «разруху», добиваются голосов и прав. Повесть предупреждает ученых, ставящих эксперименты, об ответственности и недопустимости насилия над природой в любых ее формах. Гениальное произведение М.Булгакова еще и еще раз наставляет читателей: «Доживите до старости с чистыми руками».

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к повести "Собачье сердце" М. Булгакова

Презентация может быть использована при проведении урока, посвященного изучению повести М.А. Булгакова "Собачье сердце". В презентации использованы кадры из кинофильма, а также фотографии писателя, об...

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

"Собачье сердце" М. Булгакова

Презентация к уроку литературы в 9 классе по повести М. Булгакова "Собачье сердце"....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Конспект урока на тему: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести. Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется...