Подготовка к ЕГЭ по литературе. 8 класс
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (8 класс) по теме

Казачек Валентина Валентиновна

М А Т Е Р И А Л Ы

 

       для     подготовки    учащихся  к   ЕГЭ

по литературе

 

8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podgotovka_k_ege_po_literature_8_klass.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №14

муниципального образования Кореновский район

М А Т Е Р И А Л Ы

       для     подготовки    учащихся  к   ЕГЭ

по литературе

8 класс

Учитель русского языка и литературы

Казачёк Валентина Валентиновна

2012 г

                   СОДЕРЖАНИЕ

  • Г.Д.Державин  «Осень во время осады Очакова»
  • Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»
  • А.С.Пушкин «Братья разбойники»
  • А.С.Пушкин «Капитанская дочка»
  • Е.А.Баратынский «Водопад»
  • М.Ю.Лермонтов «Мцыри»
  • И.С.Тургенев «Ася»
  • Ф.М.Достоевский «Белые ночи»
  • Н.А.Некрасов «Тройка»
  • Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны»
  • М.Горький «Макар Чудра»
  • А.И.Куприн «Гамбринус»

                       

                                 Н.М.Карамзин «Бедная Лиза»

Таким образом скончала жизнь свою прекрасная душою  и телом. Когда мы там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза! Ее погребли близ пруда, под мрачным дубом, и поставили деревянный крест на ее могиле. Тут часто сижу в задумчивости, опершись на вместилище Лизина праха; в глазах моих струится пруд; надо мною шумят листья.

Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись. Хижина опустела. В ней воет ветер, и суеверные поселяне, слыша по ночам сей шум, говорят: «Там стонет мертвец; там стонет бедная Лиза!»

Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Я познакомился с ним за год до его смерти. Он сам рассказал мне сию историю и привел меня к Лизиной могиле. Теперь, может быть, они уже примирились!

В1. В рамках какого литературного направления создавалось произведение Н.М.Карамзина «Бедная Лиза»?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В2. Укажите название эпического жанра, к которому принадлежит «Бедная Лиза»?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В3. Каким элементом в развитии сюжета произведения является данный фрагмент?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В4. От какого лица ведётся повествование в «Бедной Лизе»?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В5. Как называется описание природы, позволяющее передать душевное состояние героя?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В6. Как называется стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале нескольких отрезков речи? (предпоследний абзац)

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Почему Н.М.Карамзин даёт своему герою необычное для русского слух имя Эраст?

С2. В чём демократизм произведения?

Ф. М. Достоевский «Белые ночи»

— Пора теперь, пора мне домой; я думаю, очень поздно, — сказала наконец Настенька, — полно нам так ребячиться!

— Да, Настенька, только уж я теперь не засну; я домой не пойду.

— Я тоже, кажется, не засну; только вы проводите меня...

— Непременно!

— Но уж теперь мы непременно дойдем до квартиры.

— Непременно, непременно...

—Честное слово?.. потому что ведь нужно же когда-нибудь воротиться домой!

— Честное слово, — отвечал я смеясь...

— Ну, пойдемте!

— Пойдемте.

— Посмотрите на небо, Настенька, посмотрите! Завтра будет чудесный день; какое голубое небо, какая луна! Посмотрите: вот это желтое облако теперь застилает ее, смотрите, смотрите!.. Нет, оно прошло мимо. Смотрите же, смотрите!..

Но Настенька не смотрела на облако, она стояла молча как вкопанная; через минуту она стала как-то робко, тесно прижиматься ко мне. Рука ее задрожала в моей руке; я поглядел на нее... Она оперлась на меня еще сильнее.

В эту минуту мимо нас прошел молодой человек. Он вдруг остановился, пристально посмотрел на нас и потом опять сделал несколько шагов. Сердце во мне задрожало...

— Настенька, — сказал я вполголоса, — кто это, Настенька?

— Это он! — отвечала она шепотом, еще ближе, еще трепетнее прижимаясь ко мне... Я едва устоял на ногах.

— Настенька! Настенька! это ты! — послышался голос за нами, и в ту же минуту молодой человек сделал к нам не-

сколько шагов...

В1. Определите жанр произведения Ф.М.Достоевского «Белые ночи»

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В2. Фрагмент представляет собой чередование высказываний героев. Как называется такой тип речевого общения?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В3. К какому роду литературы относится произведение?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В4. В каком городе происходит действие?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________________ 

В5. Какое место занимает приведённый эпизод в сюжете произведения?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В6. С кем и почему живёт Настенька?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

 

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Кого из героев русской литературы можно назвать мечтателем?

С2. Почему мечтатель так легко увлёкся девушкой?

И.С.Тургенев «Ася»

— Анна Николаевна, — сказал я.

Она вдруг вся выпрямилась, хотела взглянуть на меня — и не могла. Я схватил ее руку, она была холодна и лежала, как мертвая, на моей ладони.

— Я желала... — начала Ася, стараясь улыбнуться, но ее бледные губы не слушались ее, — я хотела... Нет, не могу, — проговорила она и умолкла. Действительно, голос ее прерывался на каждом слове.

Я сел подле нее.

— Анна Николаевна, — повторил я и тоже не мог ничего

прибавить.

Настало молчание. Я продолжал держать ее руку и глядел на нее. Она по-прежнему вся сжималась, дышала с трудом и тихонько покусывала нижнюю губу, чтобы не заплакать, чтобы удержать накипавшие слезы... Я глядел на нее; было что-то трогательно-беспомощное в ее робкой неподвижности: точно она от усталости едва добралась до стула и так и упала на него. Сердце во мне растаяло...

— Ася, — сказал я едва слышно...

Она медленно подняла на меня свои глаза... О, взгляд женщины, которая полюбила, — кто тебя опишет? Они молили, эти глаза, они доверялись, вопрошали, отдавались...                          

В1. К какому из эпических жанров принадлежит «Ася» И.С.Тургенева?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В2. Укажите название средства художественной изобразительности, которое использует автор в первом абзаце для передачи состояния героини?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В3. Укажите название литературного направления, которое нашло воплощение в творчестве И.С. Тургенева?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В4.  Каким элементом в развитии сюжета является данный фрагмент?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В5. Укажите героя произведения «У…было именно такое лицо, милое, ласковое, с большими мягкими глазами и мягкими курчавыми волосами».

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

В6. Где происходят описываемые в произведении события?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1.Каков смысл финала «Аси»?

С2.Почему произведение названо  именем героини?

                А.С.Пушкин «Братья разбойники»

«Нас было двое: брат и я.

Росли мы вместе; нашу младость

Вскормила чуждая семья:

Нам, детям, жизнь была не в  радость;

Уже мы знали нужды глас,

Сносили горькое презренье,

И рано волновало нас

Жестокой зависти мученье.

Не оставалось у сирот

Ни бедной хижинки, ни поля;

Мы жили в горе, средь забот,

Наскучила нам эта доля,

И согласились меж собой

Мы жребий испытать иной:

В товарищи себе мы взяли

Булатный нож да темну ночь;

Забыли робость и печали,

А совесть отогнали прочь.

Ах, юность, юность удалая!

Житье в то время было нам,

Когда, погибель презирая,

Мы все делили пополам.

Бывало, только месяц ясный

Взойдет и станет средь небес,

Из подземелия мы в лес

Идем на промысел опасный …

  В1. К какому роду литературы относится произведение А. С. Пушкина «Братья разбойники»?                

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2.Укажите название литературного направления, нашедшего воплощение в этом произведении.  

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. Определите размер, которым написано произведение «Братья разбойники».

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4. Назовите термин, обозначающий тип развёрнутого высказывания героя, который подробно рассказывает о себе и брате.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. Какие изобразительные средства использует А.С.Пушкин в последних четырёх стоках фрагмента?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. В какой период жизни поэт создал братьев разбойников?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

 

С1. Почему А.С.Пушкина привлёк образ одинокого разбойника?

С2. В каких произведениях русской литературы пережитые героем события строятся в форме развёрноутого высказывания?

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Однажды русский генерал

Из гор к Тифлису проезжал;

Ребенка пленного он вез.

Тот занемог; не перенес

Трудов далекого пути;

Он был, казалось, лет шести;

 Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцом. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

Из жалости один монах

Больного призрел, и в стенах

Хранительных остался он,

Искусством дружеским спасен.

Но, чужд ребяческих утех,

Сначала бегал он от всех,

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной. _,

Но после к плену он привык,

Стал понимать чужой язык,

Был окрещен святым отцом

И, с шумным светом незнаком,

Уже хотел во цвете лет

Изречь монашеский обет,

Как вдруг однажды он исчез…

В1. В рамках какого литературного направления создано произведение М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2. Что в переводе с грузинского языка обозначает Мцыри?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. К какому жанру относится «Мцыри»?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4. Каким элементом в развитии сюжета является этот фрагмент?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. Какое изобразительное средство использует М.Ю.Лермонтов в 7-8 строках отрывка?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. Как называется созвучие концов стихотворных строк?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. О какой жизни говорит Мцыри, когда на вопрос монаха он отвечает: «Я жил» ? Что герой вкладывает в это слово?

С2.  Какие произведения русской литературы построены в форме монолога главного героя?

Г.Р.ДЕРЖАВИН  «ОСЕНЬ ВО ВРЕМЯ ОСАДЫ ОЧАКОВА»

Уже румяна Осень носит

Снопы златые на гумно,

И роскошь винограду просит

Рукою жадной на вино.

Уже стада толпятся птичьи,

Ковыль сребрится по степям;

Шумящи красно-желты листьи

Расстлались всюду по тропам.

В опушке заяц быстроногий,

Как колпик поседев, лежит;

Ловецки раздаются роги,

И выжлиц лай и гул гремит.

Запасшися крестьянин хлебом,

Ест добры щи и пиво пьет;

Обогащенный щедрым небом,

Блаженство дней своих поет.

Борей на Осень хмурит брови

И Зиму с севера зовет,

Идет седая чародейка,

Косматым машет рукавом;

И снег, и мраз, и иней сыплет,

И воды претворяет в льды;

От хладного ее дыханья

Природы взор оцепенел.

Наместо радуг испещренных

Висит по небу мгла вокруг…

В1. Укажите название литературного направления, которое нашло воплощение в творчестве Г.Д.Державина.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2. Какие слова с неполногласными сочетаниями использует автор?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. Какое средство изобразительности использует автор в третьей строфе?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4. Какую рифму использует поэт?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. К какому роду литературы относится «Осень…»?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. Как называется приём поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Почему слова Осень и Зима Г.Державин пишет с большой буквы?

С2. Что сближает «Осень» Г.Державина с «Чародейкой – Зимой» Ф.Тютчева?

Н.А.Некрасов «Внимая ужасам войны…»

Внимая ужасам войны,

При каждой новой жертве боя

Мне жаль не друга, не жены,

Мне жаль не самого героя...

Увы! утешится жена,

И друга лучший друг забудет;

Но где-то есть душа одна —

Она до гроба помнить будет!

Средь лицемерных наших дел

И всякой пошлости и прозы

Одни я в мире подсмотрел

Святые, искренние слезы —

То слезы бедных матерей!

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве,

Как не поднять плакучей иве

Своих поникнувших ветвей...

В1. Назовите жанр литературного произведения.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2. Как называется созвучие на конце стихотворных строк?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. Напишите название средства художественной изоборазительности, используемой автором:

Им не забыть своих детей,

Погибших на кровавой ниве…

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4. Укажите название литературного направления, нашедшего воплощение в произведении.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. Как называется художественный приём, использованный автором в 3-4 строках?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. Назовите вид рифмовки, который использует Н.Некрасов.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Каков филосовский смысл некрасовского произведения?

С2. В чём демократизм поэзии Н.Некрасова?

А.С.Пушкин «Капитанская дочка»

….Государыня подозвала её и сказала с улыбкою: «Я рада, что могла сдержать вам свое слово и исполнить вашу просьбу. Дело ваше кончено. Я убеждена в невинности вашего жениха. Вот письмо, которое сами потрудитесь отвезти к будущему свекру».

Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. «Знаю, что вы не богаты, — сказала она,— но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».

Обласкав бедную сироту, государыня ее отпустила. Марья Ивановна уехала в той же придворной карете. Анна Власьевна, нетерпеливо ожидавшая ее возвращения, осыпала ее вопросами, на которые Марья Ивановна отвечала кое-как. Анна Власьевна хотя и была недовольна ее беспамятством, но приписала оное провинциальной застенчивости и извинила великодушно. В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...

Здесь прекращаются записки Петра Андреевича Гринева. Из семейственных преданий известно, что он был освобожден от заключения в конце 1774 года, по именному повелению; что он присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу. Вскоре потом Петр Андреевич женился на Марье Ивановне. Потомство их благоденствует в Симбирской губернии. — В тридцати верстах от находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся ко временам, описанным его дедом. Мы решились, с разрешения родственников, издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена.

В1. В рамках какого литературного направления создавалось «Капитанская дочка» А.С.Пушкина?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2. Назовите жанр произведения.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. Назовите главных героев «Капитанской дочки».

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4.  Какое место в композиционном построении занимает этот сюжет?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. Как называлась крепость, комендантом которой был отец Маши?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. Картины какого исторического события воссоздаёт Александр Пушкин в произведении?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Как тема чести отразилась в произведении?

С2. В каких произведениях возникает образ Екатерины  II ?

Е.А. Баратынский «Водопад»

Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины.

Я слышу: свищет аквилон,

Качает елию скрыпучей,

И с непогодою ревучей

Твой рев мятежный соглашен.

Зачем с безумным ожиданьем

К тебе прислушиваюсь я?              

Зачем трепещет грудь моя

Каким-то вещим трепетаньем?

Как очарованный, стою.

Над дымной бездною твоею

И, мнится, сердцем разумею

Речь безглагольную твою.

Шуми, шуми с крутой вершины,

Не умолкай, поток седой!

Соединяй протяжный вой

С протяжным отзывом долины!

                                   

В1. К какому литературному жанру можно отнести «Водопад» Е.Баратынского?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2. Как называется вид рифмовки, используемый автором?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. Определите стихотворный размер произведения.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4. Как называется приём поэтической звукописи, основанной на повторе согласных звуков?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. Назовите художественное средство, многократно использованное в произведении («непогодою ревучий», «дымной бездною»)

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. Что такое параллелизм?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Каков философский смысл произведения Е.Баратынского?

С2. Кто из русских поэтов следовал традиции в изображении природы и человека?

                                       Н.А.Некрасов «Тройка»

                           Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу —

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный чар, зажигающих кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Завязавши под мышки передник,

Перетянешь уродливо грудь,

Будет бить тебя муж-привередник

И свекровь в три погибели гнуть.

В1. Назовите лирический жанр произведения?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2. Какую рифму использует автор?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. К какому литературному направлению можно отнести творчество Н.А.Некрасова?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4. Какое средство художественной изобразительности использует автор в 4 строке третьей строфы?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. Как называется тип вопроса, не требующий ответа (1,2 строфа)?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. Как называется созвучие на концах стихотворных строк?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Почему это стихотворение стало народной песней?

С2. В каких произведениях русской литературы звучит тема женской доли?

                         

                       

М.Горький «Макар Чудра»

…Радда вырвала нож, бросила его в сторону и, зажав рану прядью своих черных волос, улыбаясь, сказала громко и внятно:

— Прощай, Лойко! я знала, что ты так сделаешь!.. — да и умерла. Понял ли девку, сокол?! Вот какая, будь я проклят на веки вечные, дьявольская девка была!

Эх! да и поклонюсь же я тебе в ноги, королева гордая! — на всю степь гаркнул Лойко да, бросившись наземь, прильнул устами к ногам мертвой Радды и замер. Мы сняли шапки и стояли молча. Что скажешь в таком деле, сокол? То-то! Нур сказал было: «Надо связать его!..» Не поднялись бы руки вязать Лойко Зобара, ни у кого не поднялись бы, и Нур знал это. Махнул он рукой, да и отошел в сторону. А Данило поднял нож, брошенный в сторону Рад дои, и долго смотрел на него, шевеля седыми усами, на том ноже еще не застыла кровь Радды, и был он такой кривой и острый. А потом подошел Данило к Зобару и сунул ему нож в спину как раз против сердца. Тоже отцом был Радде старый солдат Данило!

— Вот так! — повернувшись к Даниле, ясно сказал Лойко и ушел догонять Радду.

А мы смотрели. Лежала Радда, прижав к груди руку с прядью волос, и открытые глаза ее были в голубом небе, а у ног ее раскинулся удалой Лойко Зобар. На лицо его пали кудри, и не видно было его лица.    Стояли мы и думали. Дрожали усы у старого Данилы, и насупились густые брови его. Он глядел в небо и молчал, а Нур, седой как лунь, лег вниз лицом на землю и заплакал так, что ходуном заходили его стариковские плечи.

В1. Как называется творческий метод, в русле которого М.Горький создал образ исключительного героя, стремящегося к абсолютной свободе?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2. Какой элемент композиции представлен в этом фрагменте?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. К какому эпическому жанру относится «Макар Чудра»?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4. Какое средство художественной изобразительности использует автор в предложении: «…Нур, седой как лунь, лёг вниз лицом на землю и заплакал»?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. Кому из героев даёт рассказчик такую характеристику: «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, они сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от этого хорошо было».

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. Кто такой Макар Чудра?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Почему у героев М.Горького любовь и свобода исключают друг друга?

С2. Каким героям русской литературы было присуще чувство превосходства над другими?

А.И.Куприн «Гамбринус»

Все вдруг замолкли. Левая рука у Сашки, скрюченная и точн смятая, была приворочена локтем к боку. Она, очевидно, не сгибалась и не разгибалась, а пальцы торчали навсегда около подбородка.

— Что это у тебя, товарищ? — спросил наконец волосатый боцман из «Русского общества».

— Э, глупости... там какое-то сухожилие или что, — ответил Сашка беспечно.

—Та-а-к...

Опять все помолчали.

— Значит, и «Чабану» теперь конец? — спросил боцман участливо.

— «Чабану»? — переспросил Сашка, и глаза его заиграли. — Эй, ты! — приказал он с обычной уверенностью аккомпаниатору. — «Чабана»! Ейн, цвей, дрей!..

Пианист зачастил веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой-то небольшой, в ладонь величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил этот отросток в рот и, весь изогнувшись налево, насколько ему это позволяла изуродованная, неподвижная рука, вдруг засвистел на окарине оглушительно веселого «Чабана».

— Хо-хо-хо! — раскатились радостным смехом зрители.

— Черт! — воскликнул боцман и совсем неожиданно для самого себя сделал ловкую выходку и пустился выделывать дробные коленца. Подхваченные его порывом, заплясали гости, женщины и мужчины. Даже лакеи, стараясь не терять достоинства, с улыбкой перебирали на месте ногами.

Даже мадам Иванова, забыв обязанности капитана на вахте, качала головой в такт огненной пляске и слегка прищелкивала пальцами. И может быть, даже сам старый, ноздреватый, источенный временем Гамбринус пошевеливал бровями, весело глядя на улицу, и казалось, что из рук изувеченного, скрючившегося Сашки жалкая, наивная свистулька пела на языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для самого Сашки.

— Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит и все победит.

В1. К какому эпическому жанру относится произведение А.И.Куприна?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В2. Что такое «Гамбринус»?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В3. «Сашка – еврей, кроткий, весёлый, пьяный, плешивый человек, с наружностью облезлой обезьяны, неопределённых лет». Как в литературе называют описание внешности героя?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В4. Какое место в композиционном построении занимает этот эпизод?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В5. Выпишите фразу, в которой выражена авторская позиция.

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

В6. На каком инструменте виртуозно играл Сашка до трагических для него событий?

Ответ:______________________________________________________________________________________________________________

Задания  с развёрнутым ответом ограниченного объёма(5-10предложений)

С1. Зачем автор делает в финале своего произведения героя калекой?

С2. В каких произведениях писатели создают контраст между внешностью и внутренним содержанием героя?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справочные материалы для подготовки к ГИА по литературе в 9 классе (литературоведческие термины и понятия в соответствии с требованиями кодификатора)

Данный материал позволяет качественно подготовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по литературе, включает в себя все необходимые для этого литературоведческие понятия и термины....

Задание для подготовки к семинарам по литературе 10-11 класс

К семинару по роману Е.Замятина "Мы" 11 класс, к семинару по пьесе М.Горького "На дне" 11 класс, к семинару по рассказу Л.Андреева "Ангелочек" 11 класс, к семинару по "Маленькой трилогии" А.П.Чехова 1...

Материалы для подготовки к экзамену по литературе. 9 класс

Эти материалы подобраны и обработаны учителем  совместно с  учениками при подготовке к ГИА  по литературе в 2012-2013 учебном году. Возможно, они помогут ещё кому-то. Результатом были о...

Элективный курс «Классика и современность» по русской литературе для 10 -11 классов (курс подготовки к ЕГЭ по литературе)

Элективный курс по литературе для обучающихся 10-11 классов. Данный курс предназначен для расширения представления о мире современной литературы. Помогает в подготовке к ЕГЭ по литературе....

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...

Разработка урока по литературе в 11 классе на тему: «Отголоски войны» Подготовка к сочинению по литературе в 11 классе (направление «Вопросы, заданные человечеству войной»)

Пояснительная записка          Урок по теме : «Отголоски войны»  предназначен  для курса «Русская литература»  по  гуманитарному направлению...