Урок литературы
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема: «Песня о соколе» - гордый призыв к свободе, к свету.
Цель: вспомнить известные биографические факты; познакомить учащихся с содержанием «Песни» и проанализировать ее, донести до учеников идейный смысл произведения, раскрыть его высокий пафос, воплощенный в контрастных образах Сокола и Ужа; объяснить, что «Песня» - произведение романтическое.
Ход урока.
Оргмомент.
Блиц-опрос по жизни и творчеству М. Горького.
1. Назовите настоящую фамилию писателя.
2. Почему писатель выбрал такой псевдоним?
3. В каком городе родился М. Горький?
4. Назовите любимое занятие писателя.
5. «Друг, самый близкий сердцу, самый понятный и дорогой человек» в жизни Горького. Назовите, кто это.
6. В какой город приехал шестнадцатилетний Горький? О чем он мечтал?
7. С кем познакомился Горький, живя в Тифлисе?
8. Как называлось и как было подписано первое опубликованное горьковское произведение?
9. Назовите автобиографическую трилогию писателя.
10. Когда была написана «Песня о Соколе»?
Комментированное чтение «Песни» и ее анализ.
-работа по первой части «Песни»: «Рожденный ползать – летать не может».
-Где происходит действие в «Песне»?
-Что случилось с Соколом?
-В чем героизм Сокола?
Учащиеся подкрепляют свои ответы выразительным чтением отрывков из текста.
-работа по второй части «Песни»: «Безумству храбрых поем мы песню».
-работа с учебником: анализ высказывания М.Горького о двух формах жизни: гниении и горении.
Вывод: «Песня» построена на противопоставлении двух форм жизни.
-Характеристика образов Сокола и Ужа.
-Коллективное обсуждение; работа с текстом – подбор цитат, подтверждающих позицию Сокола и Ужа (оформление плакатов).
-Размышления учащихся о смысле человеческой жизни
«Самый жалкий человек – это человек без стремлений».
Абай. Слова назидания. Слово 44.
«Это, брат, …. Хорошо, не найти покоя, потому что те люди, которые находят в жизни покой, - при жизни и становятся покойниками, скучнейший народ».
М. Горький. Письмо к сыну.
-Отработка выразительного чтения отрывков из второй части «Песни».
Составление таблицы: «Сравнительная характеристика Сокола и Ужа»:
Герои «Песни» | Место, где живут герои | Речь и действия героев | Стремления героев |
Сокол | Высокое светлое небо | Пал с неба, Храбро бился, Славно пожил, Гордо крикнул… | Взлететь в небо, видеть небо, храбро биться, ощутить счастье битвы |
Уж | Тёмное, сырое ущелье | Вполз, лёг, свернувшись в узел, отполз проворно, прошипел, испугался… | Спокойно ползать в сыром и душном ущелье |
Особо подчеркнув стремления героев «Песни», я подвожу ребят к выводу об идейном смысле горьковского произведения: суть человеческой жизни – в стремлении к свободе, к счастью. Этот вывод даёт нам возможность поговорить о романтизме «Песни». Мы определяем его как определение в литературе, главный принцип которого – показать в ярких образах высокое назначение человека. Основные особенности романтизма учащиеся записывают в тетрадь:
- Драматизм событий.
- Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
- Природа – действующее лицо.
Домашнее задание: предлагаю подтвердить каждую особенность романтизма примерами из «Песни о Соколе», написав сочинение-миниатюру «В чем видит Сокол счастье и смысл жизни» и выучить отрывок из «Песни».
Заключение урока: подхожу к портрету писателя и говорю о том, что жизнь и литературная деятельность Алексея Максимовича Горького – великий подвиг во имя счастья людей. Поэтому слова, сказанные им о Соколе, можно с полным основанием отнести к самому писателю: «Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильным духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поём мы песню!»
Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....