1й Урок внеклассного чтения в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Научить детей анализировать свои слова, намерения, используя сказку как способ определения нравственных критериев поступков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок внеклассного чтения "Сказка жить помогает". 5-й класс
- Боярова Надежда Анатольевна, учитель русского языка МБОУ СОШ№8 г. Бердска Новосибирской области
Раздел: Преподавание литературы
Цели: научить детей анализировать свои поступки, слова, намерения;
Задача: использовать сказку как способ определения нравственных критериев поступков людей.
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово
– Сегодня мы с Вами отправляемся в путешествие. Куда? В некоторое царство, в некоторое государство. И царство это – наш внутренний мир. Наш мир – это вечная борьба противоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любое активное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагает наличие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: только преодолевая препятствия и барьеры, поднимаясь после «падений» и учась на ошибках, мы познаем себя и свои связи с миром. И важно не отступать перед трудностями, не падать духом, а спокойно принимать их и, проанализировав, стараться исправить.
А поможет нам в этом сказка. Именно она предостережет нас от неверных шагов, расскажет, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Итак, сказка «Людские грехи для нечистой силы – ценная находка». (Л.Д. Короткова. Авторские сказки. Москва, 2010.)
2. Лингвистическая разминка
1. – Лентяй! Пустомеля! Дармоед! Тунеядец! Лоботряс! Бездельник! Неряха! Лодырь! – прокричала мачеха.
В скольких разных грехах она обвинила пасынка? (В четырех:
- первый грех – лень; слова лентяй, бездельник, лодырь, лоботряс – синонимы, обозначающие человека, который ленится, ничего не делает;
- второй грех – жизнь за счет чужого труда; для обозначения человека, живущего за чужой счет, годятся слова тунеядец, дармоед;
- третий грех – пустая болтовня; слово – пустомеля;
- четвертый грех – неаккуратность, неопрятность – неряха.)
2. Пороки – предосудительный недостаток, позорящее свойство.
Объясни смысл выражений:
- «Не по дням, а по часам»;
- «В лес сто лет не ходила»;
- «Как две капли воды»;
- «Дух замирал» (Что ощущаешь при этом?);
- «За всю ночь и глаз не сомкнул»,
- «Сон как рукой сняло» (Когда бывает такое состояние?);
- Стыдно.
3. Анализ текста сказки «Людские грехи для нечистой силы –ценная находка» (Система Л.Б. Фесюковой. Воспитание сказкой. Харьков, 2010.)
Развитие мышления и воображения
- Как вы понимаете название сказки «Людские грехи для нечистой силы – ценная находка»?
- Понял бы Мишаня свой грех, кабы не случилась с ним такая «страсть»? Почему?
Вопросы по содержанию:
- Какая вредная привычка была у Мишани? Какими способами пытались отучить от нее бабушка и отец?
- Какой выход нашел Мишаня из этой ситуации? Объясните, можно ли этот поступок считать «выходом»?
- Каким образом мальчик попал в лесную избушку?
- Откуда видно, что эти сестры – нечистая сила? Какие чувства Мишаня испытывал при их появлении?
- Почему автор назвал сестер такими именами: Морена, Вегера, Мегера? Какими словами названы шесть сестер в сказке? Придумайте имена другим сестрам.
- О чем поведала первая сестра и почему сестры одобрили ее поступок?
- Какое дело справила Мегера? Вегера?
- За что наказаны три семьи сестрами – нелюдями? Почему выбраны именно такие наказания для всех трех случаев?
- Откуда видно, что четвертая сестра говорила о самом Мишане? И чего тот испугался?
- Как изменились привычки мальчика после этого случая?
- Итак, о чем эта сказка?
4. Нравственный урок
Нравственность – человечность – «способность волноваться чужим несчастьям», «радоваться радости другого, переживать чужую судьбу как свою». (К.И. Чуковский)
За все надо платить.
Как аукнется, так и откликнется.
Что посеешь, то и пожнешь.
Правду как не прячь, все наружу выйдет.
Воспитание добрых чувств
- За что был наказан Мишаня и как?
- Каково было твое отношение к Мишане в начале сказки и в конце? Почему?
- Почему наши дальние предки называли неуважительное отношение к хлебу грехом?
5. Сказка и экология
- Трава от частых дождей росла не по дням, а по часам – как это понимать?
- Какие грибы названы в сказке? Какие собираете вы сами в лесу?
- Что необходимо взять в дорогу, когда идешь в лес?
- Что может подсказать направление в лесу, чтобы не заблудиться?
- Как мать сыра-земля может наказать тех, кто засоряет ее и уродует? (Земля может защитит себя, но процесс этот будет настолько болезненен, что не всякий человек сможет это пережить: лесные пожары, наводнения и весенние паводки, отравления людей и детей вроде бы съедобными грибами – это и есть плата).
6.Рефлексия. Продолжите выражение ( раздать заготовки)
Сказка для меня –это,,,
7. Домашнее задание:
- Приготовить кушанье из черствого хлеба, сухариков и принести этот рецепт в класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс
Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...
Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс
Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...
разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида
разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация о творчестве К.Паустовского...
презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс
презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...
Урок внеклассного чтения ( 9 класс) на тему «Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Урок Пушкина в татарской школе....
Открытый урок внеклассного чтения. 8А класс. "Уроки жизни - уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело".
quot;Уроки жизни- уроки доброты" по повести В. Железникова "Чучело"...