Методический семинар
методическая разработка по литературе по теме

Куликова Ольга Николаевна

Методическая работа с коллегами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_po_kulture_rechi.rar39.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Заговори, чтобы я тебя увидел».

                                          Сократ

1 слайд

            Сегодня мне хочется продолжить тему Единого государственного экзамена, о котором мы говорили на наших предыдущих семинарах в течение двух последних лет. Тем, кто забыл или отсутствовал на них, мне хочется напомнить, что речь шла о ЕГЭ в контексте учебного процесса в целом и о содержании КИМа ЕГЭ по русскому языку в контексте общеучебных навыков и умений.

            В связи с этим мне хочется ещё раз напомнить всем, почему основанием для сертификации среднего полного общего образования является оценка качества знаний учащихся именно по русскому языку и математике. В котрольно-измерительные материалы по русскому языку и математике заложены требования, проверяющие наличие и развитие общеучебных навыков и умений, которые должен усвоить ученик на протяжении всего курса обучения в школе, а также задания, проверяющие уровень интеллекта выпускника, общеизвестное всем, как уровень айкью.

       Задания такого типа, их формулировка и подтекстное содержание в целом составляет 30% КИМа. То есть 30% содержания заданий КИМа - это задания не узкопредметные, касающиеся теоретических и практических навыков по данным предметам, а то, что практически не имеет отношения к русскому языку и математике, как узкоспециальным дисциплинам. А эти 30% и есть тот порог успешности, который должен преодолеть выпускник, чтобы получить аттестат о среднем полном общем образовании.

        С некоторыми заданиями такого типа я попыталась познакомить вас на прошлогоднем семинаре. И вы имели возможность их прорешать. К сожалению, некоторые из вас так и не поняли, зачем им предложены задания ЕГЭ по русскому языку. Звучали предложения попробовать порешать КИМы ЕГЭ по физике, биологии, информатике и т.д. Но, если бы вы подробно изучили содержание КИМОв предметов по выбору и сравнили бы их с КИМами по русскому языку и математике, что я сделала весьма глубоко, вы бы увидели, что задания КИМов ЕГЭ предметов, которые предлагается сдавать по выбору, гораздо более узкопредметные и в основной своей массе проверяют знания именно по данному предмету.

2 слайд

     Сегодня мне бы хотелось поговорить о тех требованиях, которые предъявляет КИМ по русскому языку к развитию навыков культуры речи учащихся и  которые как раз и являются частью тех злосчастных 30% порога успешности . «Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или совсем не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в изустной и письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении любого предмета». Это слова известного русского педагога К. Ушинского

3 слайд

На сегодняшний день в области развития культуры речи учащихся лежит ряд довольно серьёзных проблем

  1. Низкая речевая культура большинства школьников.
  •  Трудности в восприятии и переработке текстовой информации;
  • отсутствие умения организовать речевое общение в определенной ситуации;
  • незнание этикетных формул речи (в 80% речевых ситуаций, требующих использования речевого этикета, школьники обходятся без него; 50% мальчиков обращаются друг к другу по прозвищам; в поздравлении родителей, учителей, товарищей 60% учащихся используют штампы, не передающие теплоту и искренность чувств);
  • недостаточное владение лексическими, орфоэпическими и грамматическими умениями и навыками.
  1. Частые коммуникативные неудачи учащихся.
  • Отсутствие знаний структуры отечественного речевого идеала и этапов универсального речевого цикла «от мысли к слову»;
  • неумение строить текст и выбирать нужные речевые средства.
  1. Невысокая социализация личности ребенка.
  • Непонимание и нежелание усваивать образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного существования в обществе;
  1. Недостаточное проявление творческих способностей учащихся как результат невысокой познавательной активности.
  2. Данные анкетирования учащихся 7 – 9 классов, проведенного мною, показывают, что 15% учеников справляются с творческими заданиями, а удовлетворение результатами деятельности, связанной с речевой культурой, отмечают лишь 28% от общего числа учащихся, то есть только 15% учащихся выполняют всё, что требуется в определенной творческой работе, связанной с речевыми навыками без особых затруднений. 28% учащихся испытывают полный дискомфорт и невероятные интеллектуальные нагрузки при выполнении заданий такого типа
  3. Недостаточная мотивация познавательной деятельности.
  • Диагностика мотивов выполнения заданий, связанных с речевой деятельностью, проведенная в 2000 году среди 5 – 11 классов, позволяет заметить, что 20%учеников испытывают отрицательное отношение к данному типу работы; 30% -нейтральное, 23% - ситуативное, 27% - активное, творческое, личностное отношение.
  1. Невысокий уровень психологических знаний и умений педагогов для создания на каждом уроке ситуации психологического комфорта.
  • Это ведет к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов.

4 слайд

  Думаю, что без лишних комментариев вполне ясно, что решение этих проблем одному лишь учителю русского языка, конечно, не под силу. Это работа абсолютно всех учителей, занятых в обучении и воспитании учащихся, начиная с начальной школы и заканчивая всеми учителями-предметниками. Потому что навыки культуры речи, безусловно, развиваются и закрепляются в общеучебном процессе. Таким образом, ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ, ПОЛНОЦЕННАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКА НЕВОЗМОЖНЫ БЕЗ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ ЕГО РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ.

5 слайд

      Высокая культура речи, постоянная забота о ее совершенствовании –важная часть общей культуры человека, одно из условий повышения культуры народа. Социальные процессы, связанные изменениями в структуре общественно-политического строя, сменой форм собственности и состава активных участников коммуникации, приводят к известному «расшатыванию» традиционных литературных норм.

6 слайд

Это выражается в росте разного рода ошибок, возникающих под влиянием нелитературного просторечия, территориальных и социальных диалектов, в обилии новых (и не всегда оправданных) иностранных слов и терминов и, наконец, в стилистическом снижении современной устной и письменной речи, в заметной вульгаризации бытовой сферы общения. В газетах и журналах последних лет мы привыкли встречать то, что раньше слышали только от активных носителей молодежного жаргона (сленга), от деклассированных элементов. По мнению социологов, многие официальные лица, политические деятели, теле- и радиожурналисты, которым «по штату» положено говорить ярко, убедительно и правильно, не владеют элементарными риторическими навыками, не умеют корректно вести полемику. Бывает, журналисту или государственному мужу захочется ввернуть редкое слово. И вворачивают. Скажем, слово „нелицеприятный“. В смысле „неприятный“. Теперь, поди, только в суде можно доказать, что это слово означает „беспристрастный“. Или еще „апробировать“. Это слово повсеместно употребляется вместо слова „пробовать“. Интересно почему? Ведь означает оно „официально одобрить“».  В учреждениях вас предупредят, что «вход — по предъявлению удостоверения», а «по прибытию» нужно связаться с сотрудником по телефону во избежание конфликтных ситуаций. Здесь меня очень подмывало остановиться на примерах речевой некомпетентности известных политиков, журналистов и даже первых лиц государства. Ограничусь только советом, попробуйте послушать их выступления с карандашом в руках. Умение замечать речевые недочёты – одно из основных умений в развитии навыков культуры речи вообще. К сожалению, и у учащихся школ навыки устного общения недостаточно сформированы.

      В качестве лирического отступления хочется привести примеры из нашей с вами реальной жизни. Касаемо словарного запаса наших школьников. Мама потребовала, чтобы сын всё-таки прочитал несколько глав из «Капитанской дочки» Пушкина. Он прочитал. Мама просит: «Перескажи» Ребёнок абсолютно серьёзно пересказывает. «Гринёв не послушал никого и решил всё-таки продолжать путь по степи. Внезапно начинается буран. Дорога потеряна. Но Гринёву повезло. Гринёв увидел гея. Гей оказался добрым человеком и вывел Гринёва к ближайшему жилью». Привожу текст Пушкина.

Девочка решает тест по истории. Война 1812 года. Один из вариантов ответа содержит фразу партизанское движение в тылу врага. Елена Ивановна пытается добиться верного ответа, задаёт вопрос: «Ты же знаешь, кто такие партизаны?» Ответ: «Да, партизан тот, который молчит»

    И то, что касается речевой культуры в обществе в целом. Я покупаю на рынке овощи. Прошу: «Взвесьте килограмм помидоров». Расплачиваюсь, отхожу и слышу за спиной громкое и презрительное. «Ещё русский в школе преподаёт. Помидоров. Чему такие учителя наших бедных детей научат!». Что остаётся? Пожалеть горе-знатоков, но ведь проблема-то остаётся и стоит очень остро.

  В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации и распространения других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота. Поэтому формирование и повышение речевой культуры приобретает нравственный аспект. На наш взгляд, формированию речевой культуры школьника должно уделяться особое внимание.

7 слайд

Что же такое  речь конкретного человека? Это отражение его общей культуры. Поэтому речь должна отвечать определенным требованиям:

  • Правильность – это соблюдение норм современного литературного языка – грамматики, орфографии, пунктуации. Правильность считается базовым качеством хорошей речи.
  • Ясность – это доступность речи для понимания другими. Вредят ясности слова и выражения, придуманные или взятые из какого- либо произведения для украшения.
  • Чистота – свободная от лексики, находящейся за пределами литературного языка.
  • Точность – значение слов и словосочетаний, употребленных в речи, полностью соотнесено со смысловой и предметной сторонами речи.
  • Выразительность – умение ярко, убедительно и в то же время по возможности сжато выразить свои мысли и чувства, умение интонацией, выбором слов, построением предложений действовать на адресата.
  • Богатство – определяется выбором языковых средств для выражения одной и той же мысли, отсутствие однообразия, повторения одних и тех же слов и конструкций.

8 слайд

Вопросы культуры речи в современном обществе имеют первостепенное значение. Большинство ученых озабочено снижением общего уровня речевой культуры. Как отмечает Н.Г. Комлев, «культура речевого воздействия упала до самой низкой черты. Русская речь катастрофически отстает от высоких канонов российской словесности. Она становится все более примитивной, стилистически беспомощной и зачастую вульгарной»

По результатам проведенного учёными анкетирования учащихся разных возрастных групп, есть основание считать, что развивающий потенциал школы в плане формирования культуры речи и культуры общения далеко не исчерпан. В современной ситуации, когда в интернете, с экранов телевизоров, дома льётся сплошь безграмотная речь, с точки зрения речевой культуры, остаётся только одно место, где возможно формирование культуры речи. Это школа, в которой мы, учителя, обязаны внушить детям, что кризис в обществе непременно ведет к кризисным явлениям в речи; но верно и обратное: небрежное отношение к речи приводит к неустроенности социальной и культурной.

9 слайд

Проведенное в начале нынешнего века социологическое исследование дает возможность увидеть серьезные проблемы, связанные с формированием некоторых компонентов индивидуальной культуры учащихся. В опросе участвовало 500 учителей.

           Из них признало:

  • влияние школы на формирование культуры речи – 65,7%, опрошенных
  • влияние школы на формирование читательской культуры - 63,8%
  • влияние школы на формирование нравственной культуры - 58%

Таким образом, мы видим, что около 40% самих педагогов не признают, что влияние школы на формирование навыков культуры речи достаточно высоко.

  А конечном итоге, как мы все с вами знаем все общеучебные и общечеловеческие навыки формируются в школе посредством непосредственного личностного общения учитель-ученик.

И сейчас мне бы хотелось провести с вами в качестве демонстрации некоторых аспектов культуры речи небольшую видео-конференцию. К сожалению, я ещё не научилась технически организовывать телемост, поэтому общение будет односторонним. Условно можно поделить нашу аудиторию на четыре группы: начальное обучение, гуманитарное направление, точные науки и естествознание. Поэтому вопросы будут звучать целенаправленно на ту или иную группу учителей.

ВИДЕО-КОНФЕРЕНЦИЯ

10 слайд

Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Вначале язык усваивается ребенком стихийно, в процессе общения. Но этого недостаточно, стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные аспекты языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы. Это, во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме, умение отличать литературный, «правильный», от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов, тысячи новых значений уже известных слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети до школы в устной практике не употребляли. И здесь необходима система учебных воздействий на учащихся, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал при изучении всех предметов школьной программы.

    Отсюда мне кажется логичным познакомить вас с небольшим мониторингом ошибок, допускаемых учащимися в творческих работах, который мы провели с Федотовой Ириной Алексеевной. Для сравнения было взято две параллели классов – шестые и девятые.  Почему шестой класс, а не пятый? Потому, что учитывалось адаптационное состояние пятиклассников и, кроме того, работа по развитию речи в пятом классе в основной своей массе носит чисто обучающий характер. Почему 9 класс? Да потому, что в девятом классе полностью заканчивается курс русского языка.

Итак, основные виды ошибок, наблюдающиеся в устной и письменной речи учащихся:

Виды ошибок

Условные обозначения

В чем заключается ошибка

Ошибки в

содержании

С

тема раскрыта неполно;

не проведена основная мысль

материал недостаточно

подчинен теме и основной мысли

искажены факты или события

мысли излагаются непоследовательно

Речевые ошибки

Р

 употреблено слово не в том значении;

употреблено лишнее слово;

неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения

неправильно сочетаются слова

 употреблены языковые средства, не

 соответствующие стилю и замыслу высказывания, описываемой эпохе

Грамматические

ошибки

Г

неправильно образовано слово;

слово употреблено не в той форме;

неправильно построено предложение

Орфоэпические

ошибки

только в устной речи

неправильно произнесен звук;

неправильно сделано ударение в слове.

11 слайд

Процентное соотношение допускаемых учащимися ошибок:

Виды ошибок

Условные обозначения

В чем заключается ошибка

6 классы

9 классы

динамика

Ошибки в

содержании

С

тема раскрыта неполно;

5%

7%

- 2%

не проведена основная мысль

4%

3%

+ 1%

материал недостаточно подчинен теме и основной мысли

5%

2%

+ 3%

искажены факты или события

80%

46%

+ 34%

мысли излагаются непоследовательно

12%

9%

+ 3%

Речевые ошибки

Р

 употреблено слово не в том значении;

24%

23%

+ 1%

употреблено лишнее слово;

7%

7%

0

неоправданно повторяются слова или одинаковые по структуре предложения

61%

57%

+4%

неправильно сочетаются слова

20%

15%

+5%

 употреблены языковые средства, не  соответствующие стилю и замыслу высказывания, описываемой эпохе

15%

5%

+ 10%

Грамматические

ошибки

Г

неправильно образовано слово;

12%

10%

+ 2%

слово употреблено не в той форме;

15%

11%

+4%

неправильно построено предложение

40%

37%

+3%

Орфоэпические

ошибки

только в устной речи

неправильно произнесен звук;

43%

21%

+22%

неправильно сделано ударение в слове.

32%

30%

+8%

ИТОГО

25%

18,7

6,5%

12 слайд

Мне показалось интересным сравнить результаты аналогичных исследований на общероссийском уровне. Я не буду приводить все цифры, сравните конечные результаты. Позитивная динамика российских школьников в области развития речи с 6 по 9 класс составляет 7, 9% по сравнению с нашими 6,5%

13 слайд

    Мы видим, что разница в результатах или, как принято сейчас говорить, позитивная динамика весьма незначительна. Учитывая то, что с 6 по 9 класс предусмотрено всего 96 уроков по развитию речи различной формы и содержания. Это значит, что в среднем мы проводим 1 урок по развитию речи в 9-10 дней  с 6 по 9 класс. В общей сложности на развитие речи в программе предусмотрено всего 18% уроков от общего числа.

      И вот какие итоги мы имеем на выходе, на ЕГЭ по русскому языку в 11 классе. Мне довелось проверять сочинения ЕГЭ, а Ирине Викторовне ГИА. Проверка проходит в ККИДППО всем вам известном. Практически все аудитории заняты проверяющими. В аудиториях сидит по 30 человек. Организаторы проверки вынуждены периодически ходить по аудиториям и делать замечания проверяющим, потому что каждые несколько минут из каждой аудитории раздаётся гомерический хохот. Практически каждое третье сочинение содержит непревзойдённые перлы. И большинство из них связано именно с культурой речи. Вот лишь малая толика того, что реально пишут наши дети.

14 слайд

  • Также автор упирается на то место, которое обладает высоким чувством
  • Моя точка зрения выглядит незначительно важной по сравнению с автором
  • Так что я в недоуменье здесь. Обе мои стороны правы, но я на стороне автора
  • У людей не принято отдавать что-то своё незнакомым людям - особенно если речь идёт об органах или крови. Они думают: зачем я буду отдавать то, что шло со мной по жизни?
  • «Сергей Александрович Есенин — патриот с большой буквы. Он мог оскорбить женщину, но не мог оскорбить Родину»
  • «Пушкина и Есенина можно назвать литературными братьями по разуму».
  • К лошади была пристёгнута карета...
  • Мой жизненный пример: ЕГЭ - это не только содрать деньги со школьников, но и увеличивать в стране дворников.
  • Очень повезло нашему герою рассказа тем, что он счастливый человек с любящей и молодой женой - не каждому это посильно.
  • Джульетта благодаря своему воспитанию покончила жизнь самоубийством после смерти возлюбленного...
    И лишь улыбка Монолизы может спасти их от неминуемой гибели цивилизации.

Разумеется, вы понимаете, что всё это было бы смешно, когда бы не было так грустно. Потому что, дети говорят и пишут по большому счёту так, как мы с вами их научили. А самое страшное в этой ситуации то, что на сегодняшний день мы, учителя русского языка, вынуждены давать детям готовые шаблоны экзаменационных сочинений. Это неправильно. Это учит их писать по шаблону, говорить по шаблону, мыслить по шаблону и в конечном итоге жить по шаблону. Но, к сожалению, это реалии современной системы образования и современной стандартизированной формы проверки качества образования под безликими именами ГИА и ЕГЭ. Но уже сейчас ясно, что поколению, разучившемуся говорить, говорить по-русски, оказавшемуся без героев, без ценностей, без твердых жизненных основ, идет на смену другое — понимающее, что личность человека с первого раза оценивается как речевая личность, а значит, чтобы найти путь выхода из кризиса, надо обрести... речь. Ту, которая бы соответствовала требованиям нормы и задачам, поставленным перед собой человеком, ведь «закос под братков» никуда, кроме как на обочину жизни, не ведет. А надо ли уродовать свою судьбу? Кем бы ни мечтал стать современный молодой человек — актером, учителем, банкиром, адвокатом, ди-джеем, он, конечно же, хочет достичь успеха в своей профессиональной деятельности. От чего зависит успех? Ступенек, ведущих к заветной цели, очень много, но бесспорно одно. Быть по-настоящему успешным можно только тогда, когда умеешь общаться с другими людьми в самых разных ситуациях: с учителем на уроке, с коллегами на работе и, конечно же, каждый день — с близкими и друзьями. Ведь всем нам надо, чтобы нас слушали, понимали, принимали нашу точку зрения.

А ведь речь – результат согласованных действий многих областей головного мозга: механизмов, воспринимающих речь, обеспечивающих понимание услышанных слов и предложений, механизмов, формирующих содержание ответа, и механизмов, обеспечивающих программы движений, которые нужны для артикуляции звуков и звукосочетаний речи, отсюда идут команды на речевые мышцы. Координация деятельности этих механизмов требует длительных тренировок, пока восприятие речи и собственная речь не начнут взаимодействовать, что внешне выражается в быстрых, четких речевых реакциях, в хорошем произношении, в богатстве и выразительности речи. Речевая активность – важнейшее качество формирующейся личности, она является залогом успешного интеллектуального развития, но и составной частью социального становления, социальной активности личности. Речевая активность человека выражается в готовности в различных жизненных ситуациях быстро сориентироваться и ответить на вопрос, шуткой разрядить напряженность, написать заметку в газету, письмо, выступить с докладом, объяснить доходчиво какой-то материал, прочитать лекцию, вести личный дневник. К сожалению, современный школьник не всегда обладает этими умениями. Согласимся: наша речь не только отражение мышления, но и само мышление — в слове, в паузах между словами, в характере интонации, в постановке логических ударений. Многочисленные «как бы», «типа того», «короче», ровно ничего не значащие в речевом потоке и не добавляющие к смыслу сказанного, уродуют не только речь: употребляющий слова-паразиты, изъясняющийся при помощи мата и сленга в конечном счете уродует мышление, психику, самого себя в целом. Он действительно уже не думает, а «как бы» думает, не говорит, а «типа того говорит», заменяя слишком сложные для него вещи (а их с каждым днем все больше) виновато-залихватским: «Ну, короче», — безуспешно пытаясь сохранить маску мыслящего человека. И многие учёные считают, что причиной этому является и психологическая составляющая.

Психологические выкладки

И как бы подытоживая всё сказанное, позвольте дать вам, уважаемые коллеги, несколько небольших рекомендаций по развитию культуры речи учащихся.

15 слайд

Учителям точных наук

Сочинения принято писать на уроках русского языка и литературы. Однако они могут применяться и в обучении точным наукам. Данный вид работы предполагает преимущественно использование естественного языка для описания содержания математических понятий, смысла терминов или символов, их происхождения, свойств математических объектов, операций .      Целью сочинений - описаний актов математической деятельности является описание алгоритма выполнения какого-то действия. Например, «Как построить отрезок?», «Как решить задачу?», «Как решить уравнение?» и т.п.

     Сочинения-описания могут быть основаны на наблюдениях учащихся, на их личных впечатлениях или на анализе справочной и научно-популярной литературы. Чтобы не быть голословным, приведу пример сочинения -описания. «Треугольник. Треугольник – это геометрическая фигура. Треугольник состоит из трех отрезков, которые соединены между собой. Точки соединения отрезков называются вершинами треугольника. Их можно обозначать буквами А,В,С и др. В треугольнике есть три угла». очень эффективны сочинения-загадки. Целью их является такое описание математического объекта, его свойств, чтобы данный объект можно было узнать, указать его термин или символ. для этого ученику нужно выделить существенные свойства описываемого понятия или математического объекта, затем дать им словесную характеристику на естественном языке, не называя объект. Понятно, что это могут быть в основном устные сочинения, и если они звучат у доски, хотя бы раз –два в неделю, это очень хорошо развивает навыки публичной речи у учащихся. 

16 слайд

Учителям начальной школы

    Именно в начальной школе очень интенсивно наполняется словарный запас. Для обогащения словарного запаса детей неоценимую помощь оказывают пословицы и поговорки.. Они - традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков К сожалению, чаще всего дальше написания, объяснения смысла и заучивания наизусть работа не продвигается. 

Задания могут быть такими:

1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай ее основной смысл. Сформулируй тему.

2. Отталкиваясь от данного предложения, «разверни» свою мысль (от 5 до 15 предложений). Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста: в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки, маленького стихотворения или текста-рассуждения. Так, постепенно ты научишься одно предложение превращать в собственный авторский текст.

Все мы знаем, что в народных высказываниях содержится мудрость народа, восхваляются нравственные качества, осуждаются негативные. Поэтому использование их в работе способствует развитию речи, обогащению ее нравственного содержания. Кроме того именно в начальной школе следует уделять особое внимание формам речевого этикета.

17 слайд

Очень эффективны в этом плане ролевые речевые ситуации с употреблением форм речевого этикета «На дне рождения», «В магазине», «Давай познакомимся» и др.

18 слайд

Учителям естественно-научного, обществоведческого циклов

Очень эффективна работа по развитию речи в элементарных заданиях по конспектированию текста параграфа, составлении плана, как простого, так и развёрнутого, используя вопросы к тексту параграфа. Интересна работа в парах. Ответ – диалог. Когда у доски не один ученик, а двое и отвечают они не учителю, а друг другу вслух под общим контролем класса.

Эффективно применение так называемых полемических приёмов при ответе:

- опровержение ложного тезиса фактами;

- критика доводов оппонента;

- опровержение демонстрации;

- юмор, ирония, сарказм;

- «сведение к абсурду»;

- прием бумеранга;

- атака вопросами;

- «довод к человеку».

Рекомендуется чаще использовать творческий характер заданий — например, предлагается увидеть явление (физическое, социальное) с разных сторон, преподнести в разных ролевых интерпретациях, «дописать» и «отредактировать» тексты;

19 слайд

Практически все учёные рекомендуют игровые технологии на уроках по всем предметам

Многочисленные исследования  показали, что «уже двухлетние дети способны исправлять ошибки в своей речи и замечать ошибки других;… менять свое речевое поведение в зависимости от взятых на себя ролей в различных играх и инсценировках;…». А потому разнообразные игры, в том числе и со словом развивают у детей природное языковое чутье      Одна из таких игр - это подбор рифм к данным словам, методика скороговорения (различные формы обыгрывания скороговорок) 

Всем вам же я хочу посоветовать: для того чтобы не потерять языковое чутьё, для того чтобы поддерживать в норме свою языковую культуру читайте и перечитывайте Тургенева и Чехова – это поистине кладезь с точки зрения высокой культуры русского языка.

20 слайд

«Заговори, чтобы я тебя увидел». Эти знаменитые слова Сократа, приведённые мной в качестве эпиграфа сегодняшнего разговора, часто приводят для того, чтобы подтвердить важность правильной, выразительной, действенной речи. Никто не сомневается, что для современного человека культура речи определяет во многом и личную жизнь, и тем более карьерный рост: ведь от эффективности нашего общения зависит,  как будут воспринимать нас, какими увидят сквозь призму нашей речи. Соблюдение речевого этикета для педагога – важнейшее профессиональное требование. «Искусство воспитания включает, прежде всего, искусство говорить, обращаться к человеческому сердцу», – писал В.А. Сухомлинский. А потому мне хотелось бы пожелать всем нам : пусть в ваших мыслях всегда, когда в общаетесь с детьми как на уроках, так и вне таковых, присутствует фраза Д. Ушинского: «Дитя усваивает речь подражанием». Ребенок впитывает речь учителя и на всю жизнь сохраняет ее в своей памяти.

И чтобы вы, уважаемые коллеги, развивали свою речевую культуру, я конечно, не могу отказать себе в удовольствии предложить вам всё-таки несколько заданий. Их немного и проверять их выполнение мы не будем. Это для общего развития.

21 слайд

А закончить мне хочется весьма актуальными на сегодняшний день знаменитыми словами Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся", 2009

Доклад на методическом семинаре "Пути повышения мотивации учащихся"...

методический семинар для учителей по теме"одаренность"

В данном материале  рассматриваются виды одаренности, различные пожходу  к данному вопросу. даются рекомендации для учителей по педагогическому сопровождению одаренности....

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы»

Методический семинар Методическая тема: « Здоровьесберегающие технологии. Тайм-менеджмент на уроках русского языка и литературы» В учебной программе нет предмета, который напрямую был ...

Конкурсное мероприятие " Методический семинар" Методическая проблема " Физический эксперимент как метод активации познавательной и мыслительной деятельности обучающихся".

Уроки без демонстраций и практических работ скучны, поэтому для вовлечения учащихся в активный познавательный процесс я использую наглядность, демонстрационный и фронтальный эксперимент.  ...

Районный профессиональный конкурс «УЧИТЕЛЬ ЗОЛОТОГО АЛДАНА – 2017» Заочный тур «Методическое портфолио» Конкурсное задание «Методический семинар» Обобщение и систематизация опыта по теме: Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского язы

Данный материал представляет обобщение опыта работы учителя  по теме "Формирование коммуникативных компетенций на уроках русского языка и литературы". Работа включает презентацию и пояснительную ...

Методическая папка к конкурсному заданию "Методический семинар" ("Учитель года-2017")

Представленные задания я применяла на уроках русского языка в V-VII классах в первой четверти. Каждое задание представлено в шести вариантах (по числу рабочих групп, состав которых относительно постоя...