Открытый урок по литературе "Весенний этюд"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок в интерактивной форме (творческая мастерская) способствует развитию коммуникативных навыков учащихся через творчество, прививает любовь к окружающему миру, к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_razvitiya_rechi_v_forme_tvorcheskoy_masterskoy_po_teme.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок развития речи в форме творческой мастерской по теме «Весна идет – весне дорогу!» 5-й класс
Уксусникова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
НОУ СОШ «Светлые Горы»
Цели урока:
- Научить использовать описание в коммуникативных ситуациях.
- Закрепить навыки выразительного чтения.
- Развивать речь учащихся через творчество.
- Прививать любовь к окружающему миру, к природе.
Задачи урока:
- Нарисовать словесную картину после прослушивания музыки.
- Презентовать рисунок.
- Прочитать выразительно литературные образцы пейзажных зарисовок.
- Через работу на уроке в форме мастерской развивать творческие способности учащихся.
Оборудование:
- Запись отрывка из музыкальной пьесы «Времена года» Антонио Вивальди.
- Запись отрывка из музыкальной композиции «Март. Апрель» Петра Чайковского.
- Слайд-презентация «Образ весны в творчестве русских художников».
Методы и приёмы:
- Словесное рисование (устное, письменное).
- Наблюдение.
- Анализ текста.
- Работа в парах.
Ход урока
1. Организационный этап 2 минуты (приветствие, начало урока).
Добрый день. Мы начинаем наш урок. Сегодня к нам пришли гости, и я попрошу вас поприветствовать их. Сегодняшний урок развития речи по русскому языку и литературе мы проведем в нетрадиционной форме, в форме творческой мастерской. (2 минуты).
2. Фаза индукции. 10 минут.
Ребята, сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения известного композитора Антонио Вивальди «Времена года». Но о каком времени года автор сочинил мелодию, я не скажу: вы должны это определить сами. Можно закрыть глаза и представить в своем воображении ту картину, которую, на ваш взгляд, попытался изобразить композитор.
(Звучит отрывок из пьесы Антонио Вивальди «Весна») 3 минуты.
Итак, как вы считаете, какое время года изображает пьеса? Почему вы так решили? Есть другие мнения? Что представили вы во время звучания музыки? Молодцы! 2 минуты.
Вы правильно определили время года, изображенное в музыкальном произведении Антонио Вивальди. Оно так и называется «Весна» из музыкальной композиции «Времена года».
А теперь давайте посмотрим, как изобразили весну в своих произведениях русские художники.
(Слайд-презентация «Образ весны в произведениях русских художников»). 3 минуты.
Мы, конечно же, все поняли, что на картинах изображена весна. А вот какая весна представлена на картинах? Кто расскажет?
Настало время прослушать словесные произведения и определить, о каком времени года в них идет речь в нем?
3. Проверка домашнего задания. 10 минут.
В качестве домашнего задания должны были выучить наизусть стихотворения о весне или написать свои и подготовить их выразительное чтение наизусть. Итак, прослушаем вас.
Нам всем понятно, что речь в стихотворениях идет о весне. Какая картина более интересна и понятна вам: музыкальная, художественная или словесная?
(Интересны и музыкальная, и художественная картины, но словесная картина более понятна, так как каждый из нас думает и рисует, прежде всего, при помощи слов.)
Сегодня на уроке мы будем не только говорить, но и писать о весне. Ну а тему урока вы попробуете определить сами.
4. Работа в тетради. 2 минуты.
Запись числа, темы урока в тетради.
Эпиграф урока:
А поскольку мы сегодня будем писать о весне, эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Юрия Левитанского:
Откуда вы приходите, слова,
Исполненные доброго доверья?
По-моему, оттуда, где трава,
По-моему, оттуда, где деревья.
Ю.Левитанский
Ребята, что такое эпиграф? Как вы его понимаете? (Дети объясняют смысл эпиграфа).
5. Работа с материалом. 5 минут.
Групповая работа.
Давайте разделимся на группы по партам. Каждая пара, посовещавшись, выбирает одну из предложенных тем для написания творческой работы (сочинения-миниатюры).
Темы:
- Ранняя весна
- Весна пришла в мой город.
- Приметы весны.
- Весенняя капель.
- Весеннее пробуждение природы.
- Весна в лесу.
- Весеннее половодье.
- Ручейки – первые посланники весны.
- Весенний солнечный день.
- Весна, весна! Как воздух чист, как ясен небосклон!
6. Индивидуальная работа. 5 минут.
А теперь поработаем индивидуально. Вспомните этапы работы над текстом, заглянув в памятки.
1. Определение темы и основной мысли.
2. Определение ключевых слов.
3. Определение слов-магнитов.
4. Собирание «поля слов».
5. Написание работы в черновик.
6. Проверка текста, исправление ошибок.
7. Написание сочинения, его оформление.
Прежде чем начать работать над сочинением, мы выбираем тему, далее ищем ключевые слова, подбираем слова-магниты (какой части речи они бывают?). Что это такое? Подберите слова-магниты по вашей теме и запишите их в тетрадь в столбик. Теперь рядом справа укажите слова, которые притягивают слова-магниты. Это, как правило, глаголы, обозначающие действия предметов и имена прилагательные, обозначающие признаки предметов. Так мы собираем «поле слов».
При работе над сочинением-миниатюрой следует обращать внимание на особые детали в изображении предметов, явлений, а также уделять особое внимание их необычным качествам.
А теперь объединимся парами, и напишем сочинение-миниатюру о весне. Каждый работает с черновиком. 10 минут.
Давайте зачитаем наши работы.
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
Ребята, сегодня вы сумели с помощью слов оживлять картины природы весной. Все сегодня постарались «всмотреться» и «вслушаться», и как могли отразили прелесть русской природы весной. Цель урока достигнута.
8. Рефлексия. 2 минуты.
Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы мастерской, сообщают о том, чему они сегодня научились.
Спасибо всем за урок, желаю успехов в творчестве!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока «Упражнения, этюды и гаммы как последовательное развитие исполнительской техники юного саксофониста»
Работа содержит цель и задачи открытого урока с учащимся 3 класса по классу саксофона...
Открытый урок на тему "Работа над этюдами в младших классах"
Конспект открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над этюдами в младших классах"....
Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»
Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...
Работа над этюдами на разные виды техники. Открытый урок.
Преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано....
Открытый урок "Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ"
Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых движений....
2023 Методическое сообщение с открытым уроком «Изучение этюдов – один из шагов к техническому совершенству»
Включение какого-либо этюда в учебную программу обуславливается следующими задачами: освоение определённого вида техники, подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в художественном про...