Открытый урок по литературе "Весенний этюд"
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Уксусникова Татьяна Ивановна

Урок в интерактивной форме (творческая мастерская) способствует развитию коммуникативных навыков учащихся через творчество, прививает любовь к окружающему миру, к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в форме творческой мастерской по теме «Весна идет – весне дорогу!» 5-й класс

Уксусникова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы 

НОУ СОШ «Светлые Горы»

Цели урока: 

  • Научить использовать описание в коммуникативных ситуациях.
  • Закрепить навыки выразительного чтения.
  • Развивать речь учащихся через творчество.
  • Прививать любовь к окружающему миру, к природе.

Задачи урока: 

  • Нарисовать словесную картину после прослушивания музыки.
  • Презентовать рисунок.
  • Прочитать выразительно литературные образцы пейзажных зарисовок.
  • Через работу на уроке в форме мастерской развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: 

  • Запись отрывка из музыкальной пьесы «Времена года» Антонио Вивальди.
  • Запись отрывка из музыкальной композиции «Март. Апрель» Петра Чайковского.
  • Слайд-презентация «Образ весны в творчестве русских художников».

Методы и приёмы: 

  • Словесное рисование (устное, письменное).
  • Наблюдение.
  • Анализ текста.
  • Работа в парах.

Ход урока

1. Организационный этап 2 минуты (приветствие, начало урока).

Добрый день. Мы начинаем наш урок. Сегодня к нам пришли гости, и я попрошу вас поприветствовать их. Сегодняшний урок развития речи по русскому языку и литературе мы проведем в нетрадиционной форме, в форме творческой мастерской. (2 минуты).

2. Фаза индукции. 10 минут.

Ребята, сейчас прозвучит отрывок из музыкального произведения известного композитора Антонио Вивальди «Времена года». Но о каком времени года автор сочинил мелодию, я не скажу: вы должны это определить сами. Можно закрыть глаза и представить в своем воображении ту картину, которую, на ваш взгляд, попытался изобразить композитор.

(Звучит отрывок из пьесы Антонио Вивальди «Весна») 3 минуты.

Итак, как вы считаете, какое время года изображает пьеса? Почему вы так решили? Есть другие мнения? Что представили вы во время звучания музыки? Молодцы! 2 минуты.

Вы правильно определили время года, изображенное в музыкальном произведении Антонио Вивальди. Оно так и называется «Весна» из музыкальной композиции «Времена года».

А теперь давайте посмотрим, как изобразили весну в своих произведениях русские художники.

(Слайд-презентация «Образ весны в произведениях русских художников»). 3 минуты.

Мы, конечно же, все поняли, что на картинах изображена весна. А вот какая весна представлена на картинах? Кто расскажет?

Настало время прослушать словесные произведения  и определить, о каком времени года в них идет речь в нем?

3. Проверка домашнего задания. 10 минут.

В качестве домашнего задания должны были выучить наизусть стихотворения о весне  или написать свои и подготовить их выразительное чтение наизусть. Итак, прослушаем вас.

 Нам всем понятно, что речь в стихотворениях идет о весне. Какая картина более интересна и понятна вам: музыкальная, художественная  или словесная?

(Интересны и музыкальная, и художественная картины, но словесная картина более понятна, так как каждый из нас думает и рисует, прежде всего, при помощи слов.)

Сегодня на уроке мы будем не только говорить, но и писать о весне. Ну а тему урока вы попробуете определить сами.

4. Работа в тетради. 2 минуты.

Запись числа, темы урока в тетради.

Эпиграф урока:

А поскольку мы сегодня будем писать о весне, эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова Юрия Левитанского:

 Откуда вы приходите, слова,
Исполненные доброго доверья?
По-моему, оттуда, где трава,

 По-моему, оттуда, где деревья.

                                                                                                                   Ю.Левитанский

Ребята, что такое эпиграф? Как вы его понимаете? (Дети объясняют смысл эпиграфа).

5. Работа с материалом. 5 минут.

Групповая работа.

Давайте разделимся на группы по партам. Каждая пара, посовещавшись, выбирает одну из предложенных  тем для написания творческой работы (сочинения-миниатюры).

Темы:

  1. Ранняя весна
  2. Весна пришла в мой город.
  3. Приметы весны.
  4. Весенняя капель.
  5. Весеннее пробуждение природы.
  6. Весна в лесу.
  7. Весеннее половодье.
  8. Ручейки – первые посланники весны.
  9. Весенний солнечный день.
  10. Весна, весна! Как воздух чист, как ясен небосклон!

6. Индивидуальная работа. 5 минут.

А теперь поработаем индивидуально. Вспомните этапы работы над текстом, заглянув в памятки.

1. Определение темы и основной мысли.

2. Определение ключевых слов.

3. Определение слов-магнитов.

4. Собирание «поля слов».

5. Написание работы в черновик.

6. Проверка текста, исправление ошибок.

7. Написание сочинения, его оформление.

Прежде чем начать работать над сочинением, мы выбираем тему, далее ищем ключевые слова, подбираем слова-магниты (какой части речи они бывают?). Что это такое? Подберите слова-магниты по вашей теме и запишите их в тетрадь в столбик. Теперь рядом справа укажите слова, которые притягивают слова-магниты. Это, как правило, глаголы, обозначающие действия предметов и имена прилагательные, обозначающие признаки предметов. Так мы собираем «поле слов».

При работе над сочинением-миниатюрой следует обращать внимание на особые детали в изображении предметов, явлений, а также уделять особое внимание их необычным качествам.

А теперь объединимся парами, и напишем сочинение-миниатюру о весне. Каждый работает с черновиком. 10 минут.

Давайте зачитаем наши работы.

От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Бездонные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.

Ребята, сегодня вы сумели с помощью слов оживлять картины природы весной. Все сегодня постарались «всмотреться» и «вслушаться», и как могли отразили прелесть русской природы весной. Цель урока достигнута.

8. Рефлексия.  2 минуты.

Учащиеся рассказывают о своих чувствах, которые возникли во время работы мастерской, сообщают о том, чему они сегодня научились.

Спасибо всем за урок, желаю успехов в творчестве!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему "Работа над этюдами в младших классах"

Конспект открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над этюдами в младших классах"....

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Работа над этюдами на разные виды техники. Открытый урок.

Преодоление технических трудностей в работе над этюдами в классе фортепиано....

2023 Методическое сообщение с открытым уроком «Изучение этюдов – один из шагов к техническому совершенству»

Включение какого-либо этюда в учебную программу обуславливается следующими задачами: освоение определённого вида техники, подготовка учащегося к преодолению технических трудностей в художественном про...