Научная работа "Образы птиц в славянской мифологии и в русском фольклоре"
творческая работа учащихся (литература, 5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
IV региональная конференция
младших школьников «Юный исследователь»
Секция «Литература»
Образ птицы в славянской мифологии
и в русском фольклоре
Выполнила: Васильева Виолетта
ученица 5 А класса МОУ
гимназии «Гармония»
Научный руководитель: Божко
Елена Васильевна учитель русского
языка и литературы МОУ гимназии
«Гармония» «ОЦ»
Отрадный
2011
Содержание
Введение
Глава 1. Мистические птицы в славянской мифологии
- Славянский мир
- Что такое мифы и мифология?
1.3. Разнообразные образы птиц
1.4. Мифические существа
1.5. Птицы сказочных персонажей
1.6. Птицы, наделенные свойствами разговаривать,
помогать или вредить.
Глава 2. Образ птицы в русском фольклоре
2.1. Птица – символ свободы и счастья
2.2. Практическая часть
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море. Мечта о свободе и счастье полностью сливалась с образом птицы. В мифологии и русском фольклоре можно найти много песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах. Светлые образы поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, в вышивке. О роли птиц в народном творчестве и повседневной жизни народа можно говорить очень много.
Поэтому цель нашей работы - собрать информацию о роли птиц в жизни славян, систематизировать найденные фольклорные произведения
Задачи:
- Изучить теоретические сведения по теме;
- Провести анкетирование среди учащихся 5 классов гимназии «Гармония»;
- Перечитать мифы и фольклорные произведения;
- Сделать подборку фольклорных произведений к уроку литературы «Образ птицы в русском фольклоре»
Объект исследования: славянские мифы, русский фольклор
Методы исследования:
- чтение и исследование литературы, теоретических сведений
- сопоставление и наблюдение;
- обобщение и систематизация данных
- Анкетирование.
Выбранная тема исследования актуальна. Опрос учащихся показал, что мифология для пятиклассников является самым любимым разделом литературы. К сожалению, объём предлагаемого материала мало нацелен на изучение славянских мифов, а именно они предоставляют нам богатейший материал для понимания мировоззрения наших предков.
Мы надеемся, что результаты нашего труда будут иметь практическую направленность, собранные материалы может использовать и учитель на уроке, и учащиеся при выполнении домашнего задания.
Результаты анкетирования.
Нами были опрошены учащиеся 5 классов гимназии (51 человек).
- Знаешь ли ты, почему славянин часто представлял себя вольной птицей и мечтал улететь за синее море?
ДА- 15 чел.
НЕ ЗНАЮ- 36 чел.
- Знаешь ли ты мистических птиц мифологии?
ДА- 23 чел.
НЕ ЗНАЮ- 28 чел.
- В каких жанрах фольклора встречается образ птицы?
В сказках – 15 чел.
В пословицах и поговорках – 8 чел.
В загадках - 12 чел.
Не знаю -16 чел.
- Приведи примеры фольклорных произведений, где есть образ птицы.
Смогли привести -23 чел. (преимущественно пословицы и поговорки)
Не смогли привести – 28 чел.
- Хотел бы ты получить ответы на эти вопросы?
Да –51 чел.
Нет , мне это не интересно -0
Глава 1.
Образ птицы в славянской мифологии
1.1. Славянский мир
Славяне внесли выдающий вклад в мировую культуру. Созданная ими модель мира и человека, мифология, фольклор, произведения декоративно-прикладного искусства послужили основанием для возникновения отдельных славянских культур. Мироощущение славян обусловлено культом природы. Все в мире было для наших предков живым, дышащим, одушевленным.
Изображения поднебесных существ часто появляются на посуде, прялках, вышивке. Народный костюм по силуэту похож на птицу: широкие рукава - крылья, головной убор-хохолок, нагрудные и поясные украшения - оперение.
С древних времён птицы и животные олицетворяли собой определённые силы природы, поэтому люди наделяли их символическим значением. Священные птицы украшают наличники домов, а украшения-обереги в виде птиц считают самыми сильными.
Особенно часто встречаются изображения петухов и кур. Они обычно расположены попарно в центре подкарнизной доски наличника и повёрнуты головами друг к другу, часто между ними — дерево, что указывает на традиционную символичность композиции. Иногда эти образы даны очень реалистично, особенно петуха: с гребнем, бородой и пышным хвостом.
Встречаются и изображения птиц с ярко выраженным «плохим» характером. Их располагали по бокам наличника глядящими в разные стороны от центра или с повёрнутыми назад головами, хищно кусающими свои хвосты.
Особую группу мотивов пропиленной резьбы составляют водоплавающие птицы — лебеди, утки. Эти образы очень древние. Наиболее распространённым был мотив лебедя, особенно в вышивке. Давняя традиция превратила его изображение в S-образный завиток.
Интересна символика этнографических осветительных приборов. На светцах очень часто изображали солнце, внутри которого рисовали петуха. Петух — устойчивый символ зари, восхода солнца и огня, точнее — пожара с его заревом («пустить красного петуха»). Петуха рисовали и на подсвечниках рядом с солнцем. Ковши, ендовы, скобкари и другую пиршественную посуду украшали зверями и водоплавающими птицами (утками, гусями). Сама посуда могла иметь форму утки-сосуда. Тулово всех ковшей воспроизводило тело птицы, независимо от того, чем заканчивался ковш — птичьей головой или конской. Ручка ковша обычно напоминала хвост птицы; на груди ковша вырезали или рисовали огромное солнце.
Птиц принимали некогда за общепонятный поэтический образ, под которым подразумевали ветры, облака, молнии, солнечный свет — стихии, которым приписывали свойства птиц, поразивших человека быстротой полёта и силой, и наоборот: с птицами олицетворяли мифические представления, заимствованные из явлений природы. Человеческая фантазия создала и птиц, олицетворяющих небесные грозы и бури.
Птицы часто противостоят злым силам, стерегут границы родной земли, указывают дорогу и предрекают погоду. Тёмные птицы несут плохие вести, сопровождают тёмную силу, несут болезни и даже смерть.
- Что такое миф и мифология?
Миф – древнее народное сказание о богах и героях, о происхождении жизни на земле и различных явлениях природы.
Мифология – совокупность, система мифов.
Славянская мифология – это совокупность мифологических представлений древних славян.
1.3. Разнообразные образы птиц
«Отчего люди не летают так, как птицы?» Любому, наверное, человеку знакомо ощущение полёта, - все летали в детстве во сне. А потом всю жизнь нам не хватает этого ощущения, и потому так мы завидуем птицам. И с готовностью принимаем их, как загадочных существ, наделенных мистическими способностями, способных предсказать будущее, принести счастье или просто удачу.
Птица в славянской мифологии занимает особое и очень значимое место. Верховное божество. Род - начало всех начал, в своем земном воплощении принимал образ серой уточки, которая была символом и носителем его силы. Именно эта уточка снесла два яйца – Явь и Навь – воплощение добра и зла, жизни и смерти.
Дошедшие из глубины времени образы птиц очень разнообразны, что объясняется огромными территориями, заселяемыми славянскими народами. В общем, птиц, наделяемых народным сознанием мистическими качествами мы бы, для простоты восприятия разделила на три группы.
1.4. Мифические существа
К первой необходимо отнести мифических существ – полуптиц, полулюдей, обладающих даром пророчества и способностями приносить людям беду или счастье, горе или удачу. К ним относятся Гамаюн, Алконост, Сирин, Стратим и Феникс.
Гамаюн. Посланница славянских богов, их глашатай. Она поет людям божественные гимны и провозвещает будущее тем, кто согласен слушать тайное. В старинной «Книге, глаголемой Козмография» на карте изображена круглая равнина земли, омываемая со всех сторон рекою-океаном. На восточной стороне означен «остров Макарийский, первый под самым востоком солнца, близ блаженного рая; потому его так нарицают, что залетают в сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное». Когда летит Гамаюн, с востока солнечного исходит смертоносная буря. Гамаюн все на свете знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, зверей и птиц. По древнему поверью, крик птицы Гамаюн предвещает счастье.
Алконост. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга фессалийского царя Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по ее имени алкион (зимородок). Это чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело же птичье, а голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконоста от восторга может забыть все на свете, но зла от нее людям нет, в отличие от ее подруги птицы Сирин. Алконост несет яйца «на крае моря», но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода - пока не вылупятся птенцы. Славянский миф об Алконосте сходен с древнегреческим сказанием о девушке Алкионе, превращенной богами в зимородка. В православной традиции Алконост считается божественным посланником — она живет на небе и спускается вниз, чтобы донести до людей высшую волю..
Сирин. Это одна из райских птиц, даже самое ее название созвучно с названием рая: Ирий. Однако это отнюдь не светлые Алконост и Гамаюн. Сирин - темная птица, темная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает ее голос, забывает обо всем на свете, но скоро обрекается на беды и несчастья, а то и умирает, причем нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин. А голос этот - истинное блаженство!
Стратим. Стародавние сказания утверждают, что Стратим-птица - прародительница всех птиц - живет на море-океане, подобно Алконосту. Когда кричит Стратим-птица, подымается страшная буря. И даже если всего лишь поведет она крылом, море волнуется, колышется. Но уж если взлетает Стратим-птица, тут уж такие валы вздымаются, что потопляет море корабли, разверзает бездны глубочайшие и смывает с берегов города и леса. В этом смысле она подобна Морскому царю. В некоторых сказаниях она помогает герою выбраться с безлюдного острова и долететь до земли - за то, что он спасает и милует ее птенцов. Сохранилось странное и загадочное пророчество: «Когда Стратим вострепещется во втором часу после полуночи, тогда запоют все петухи по всей земле, осветится в те поры и вся земля». Феникс(возможно от греч. «пурпурный, багряный») — мифологическая птица, обладающая способностью сжигать себя. Известна в мифологиях разных культур. Считалось, что феникс имеет внешний вид орла с ярко-красным оперением. Предвидя смерть, сжигает себя в собственном гнезде, а из пепла появляется птенец. По другим версиям мифа — возрождается из пепла.
1.5. Птицы сказочных персонажей
Ко второй категории необходимо отнести птиц–сказочных персонажей, а именно Жар-птицу, Финиста Ясного Сокола, Царевну-Лебедь.
Жар-птица. Знакомый нам с детства образ, красивая птица с яркими, ослепительными огненными перьями (“как жар горят”). Традиционное испытание для сказочных героев — добыть перо из хвоста этого пернатого. Из птиц - сказочных персонажей Жар-птица, скорее всего, имеет прямого прототипа из мифологических птиц, а именно Феникса. Эта сказочная птица, персонаж русских сказок, обычно является целью поиска героя. Перья жар-птицы обладают способностью светить и своим блеском поражают зрение человека. Добыча жар-птицы сопряжена с большими трудностями и составляет одну из главных задач, которые задает в сказке царь (отец) сыновьям. Добыть жар-птицу удается лишь доброму младшему сыну. Мифологи (Афанасьев) объясняли жар-птицу в виде олицетворения огня, света, солнца. Жар-птица питается золотыми яблоками, дающими молодость, красоту и бессмертие; когда она поет, из её клюва сыплются жемчуга. Пение жар-птицы исцеляет больных и возвращает зрение слепым. Оставляя в стороне произвольные мифологические объяснения, можно сопоставить жар-птицу со средневековыми, очень популярными и в русской, и в западноевропейской литературе рассказами о птице Феникс, возрождающейся из пепла. Жар-птица также является прототипом павлинов. Молодильные яблоки, в свою очередь, можно сопоставить с плодами гранатового дерева, излюбленного лакомства Фениксов. Жар-птица на Руси была символом огня и исполнения желаний.
1.6. Птицы, наделенные свойствами разговаривать, помогать или вредить
К третьей группе можно отнести всех птиц, которые не несут в своем облике нечто небывалое, а просто наделены сказочными свойствами разговаривать, помогать или вредить сказочным персонажам-людям и являются, как правило, спутниками таких персонажей, как Баба-яга или Кащей - бессмертный. Это вороны, совы, чёрные дрозды.
Глава 2.
Образ птицы в русском фольклоре
Фольклор – «народная мудрость». История фольклора уходит в глубокое прошлое человечества и связана с мифологическими представлениями человека о мире.
2.1. Птица – символ свободы и счастья
Образ птицы в русском фольклоре очень многозначен. Птицы у нашего народа всегда символизировали свободу и счастье. Птицы предвещали хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви, свадьбы. Их образы связывали с небом и высшими силами. Славяне считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева,— это души людей, посланные на Землю Солнцем. Дерево — это Вселенная, а птицы с сияющим оперением на нём — солнечный свет.
Птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии.
По древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку,— частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа бессмертна. Отсюда — цепь отождествлённых понятий: женщина — птица — жизнь — душа, образно отразившихся в фольклоре.
Птицы - дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.
2.2.Практическая часть.
Результат сбора материала по теме
Славяне часто представляли себя вольными птицами и мечтали улететь «за сине море». Мечта о свободе и счастье отождествлялась с образом птицы. В русском фольклоре мы находим больше всего песен, сказок, преданий, загадок именно о птицах.
Русский человек постоянно обращался к птицам или сравнивал себя с ними:
«Эх, крылья бы мне! Птицей взвился бы да полетел»,
«Молодость – пташка вольная»,
«Снесите вольные птицы, поклон на родимую сторонушку»,
«Что ему сделается: ни ест, ни жнет, как Божья птаха живет»,
«Счастье – вольная пташка»,
«Птица не только деток кормит, а и летать учит».
Пословицы и поговорки
- Птицу знать по перьям, соколу по полету.
- Высоко летишь, где-то сядешь.
- Учись, умная голова, у глупой птицы.
- Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
- На чужой сторонушке рад своей воронушке.
- Красна птица перьем, а человек – ученьем.
- Ближняя - ворона, а дальняя – соколёна.
- Зайцу да воробышку, а третьему – приёмышу – нет житья на свете хуже.
- Сорока скажет вороне, ворона – борову, а боров – всему городу.
- Счастье - вольная пташка: где захотела, там и села.
- На кукушкиных яйцах цыплят не выведешь.
- Вороне соколом не быть.
- От худой курицы худые яйца.
- Воды из моря синица не много упьёт.
Приметы
- Домашняя птица ощипывается к ненастью, а вольная – к ведру.
- Если пташка купается в пыли – жди дождя.
- Птицы вьют гнезда на солнечной стороне – к холодному лету.
- Птица хохлится – к непогоде.
- Птица залетает в дом – к беде.
- Высокий полёт коршуна означает радость.
- Высокий полёт журавля – неприятные вести.
- Полёт орла – письмо от милого.
- Вороны каркают – к дурным вестям.
- Ворона на дереве – к благополучию.
- Сова кричит – к печали, ахает – к новости, пишет – к весточке.
- Филин ржет – к неприятности, охает – к болезни, стонет - к перемене в жизни.
- Соловей щелкает – к радости, колокольчиком – к свадьбе, дудочкой к веселью.
- Скворец поёт весело – к успеху, и тихо к грусти, громко – к ссоре, разными голосами – к перемене в жизни.
Толкование сновидений
- Ловить птицу – к удовольствию и прибыли. Убивать – к убытку.
- Много вместе всяких птиц – к пустой болтавне, сплетням.
- Навстречу летящие птицы – к потере.
- Слышать пение птиц – к удовольствию.
Колыбельная песня
1.Сон да дрёма 2. Прилетели гулюшки,
По качульку брела, Садились на люлюшку,
По качульку брела, Они стали гурковать,
К дочке в люльку забрела. Стали Митеньку качать,
Люлюшки-люли, Приавюкивати:
Прилетели голуби. – Спи, Митенька, засни,
Стали гули ворковать, Угомон тебя возьми…
У меня дочка – засыпать.
Пестушки и потешки
- Скок-поскок! 2. Сорока-ворона
Молодой дроздок Кашу варила,
По водичку пошел, На порог скакала,
Молодичку нашел. Гостей созывала.
Гости не бывали.
Молодиченька, Каши не едали.
Невеличенька: Всю свою кашу
Сама с вершок, Сорока-ворона
Голова с горшок. Деткам отдала.
Шу –вы! Полетели, Этому дала,
На головушку и сели. Этому дала,
А этому не дала:
- Зачем дров не пилил,
Зачем воду не носил!
Заклички и приговоры
- Завидев летящих галок и ворон, кричат:
- Галки, вороны,
Где ваши хоромы?
- На дубу, на сосне,
У матери красне.
- Когда летит ворон, кричат:
- Крикни, ворон,
На сухой корень,
Корень сохнет,
Ворон сдохнет
Прибаутки и небылицы
- Синичка, синичка,
Воробью сестричка.
Воробей – воришка
Залез в амбаришко,-
Клевать просо
Своим носом.
- Гуля, гуля-голубок,
Гуля сизенький,
Сизокрыленький,
Всем миленький.
- Сова, совенька,, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.
Игры
Гуси-лебеди и волк
Правила игры. Играющие выбирают из своей среды «волка» и «хозяина», а сами изображают гусей-лебедей. «Волк» уходит на место, называемое играющими «горой». «Гуси-лебеди», посидев некоторое время «дома» у «хозяина», уходят в «поле». Через некоторое время «хозяин» кричит:
- Гуси-лебеди, домой!
«Гуси» отвечают:
- Волк под горой.
- Что волк делает?
- Траву щиплет.
- Ну, бегите же домой!
«Гуси» бегут, а «волк» их ловит и по одному уводит в свою «гору».
Селезень и утка.
Правила игры. Играющие становятся в круг, в середину которого ставят «утку», за кругом – «селезня», который старается ворваться в круг и поймать «утку». При этом поют:
Селезень ловил утку,
Молодой ловил серую.
- Поди, утица, домой,
Поди, серая, домой!
У тебя семеро детей,
Восьмой – селезень.
Загадки
Рук нет, а дом строить умеет. (Ласточка)
На шесте дворец, во дворце певец. (Скворец)
Верст не считал, по дорогам не ездил, а за морем бывал. (Гусь)
Не король, а в короне, не гусар, а при шпорах. (Петух)
Начальник невелик, а долго спать не велит. (Жаворонок)
Живет в лесу, ухает как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. (Филин)
Бел как снег,
Надут как мех,
На лопатках ходит. (Гусь)
Не ездок, а со шпорами,
Не сторож, а всех будит. (Петух)
Харитонова жена
Под тыном шла,
Семьсот рубах нашла,
Ветер подул,
Все рубахи раздул. (Курица)
Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет, крохи собирает,
В полях ночует –
Коноплю ворует. (Воробей)
Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)
В болоте плачет,
А из болота не идет. (Кулик)
Молод конь за морем бывал,
Спереди шильце,
Сзади вильце,
На груди белое полотенце. (Ласточка)
Бела как снег, черна как жук,
Зелена как луг,
Вертится как бес,
И повёртка в лес. (Сорока)
Днем спит,
А ночью летает
И прохожих пугает. (Сова)
Докучные
Жили-были два брата – кулик да журавль.
Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять до конца?
Летел гусь, сел на дорогу – упал в воду. Мок-мок, кис-кис – вымок, выкис, вылез – сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис – вымок, выкис, вылез и т.д
Хороводные песни
ВОР-ВОРОБЕЙ
В темном лесе, в темном лесе,
В темном лесе, в темном лесе,
За лесью..
Распашу ль я, распашу ль я,
Распашу ль я, распашу ль я,
Пашенку, пашенку.
Я посею, я посею,
Я посею, я посею,
Лён-конопель, лен-конопель.
Тонок, долог, тонок, долог,
Тонок, долог, тонок, долог,
Бел-волокнист, бел-волокнист.
Как повадился, как повадился,
Как повадился, как повадился,
Вор- воробей, вор-воробей.
В мою конопельку, в мою конопельку,
В мою конопельку, в мою конопельку,
Летати, летати.
Мою конопельку, мою зелененьку,
Мою конопельку, мою зелененьку,
Клевати, клевати.
Уж я ж его, уж я ж его,
Уж я ж его, уж я ж его,
Его изловлю его изловлю.
Крылья-перья, крылья-перья,
Крылья-перья, крылья-перья,
Ему ощиплю, ему ощиплю.
Он не будет, он не станет,
Позабудет, перестанет
Летати, летати.
Мою конопельку, мою зелененьку,
Моя конопельку, моя зелененьку,
Клевати, клевати.
Замужество
***
Летит сокол из улицы,
Слава!
Голубушка из другой летит,
Слава!
Слеталися, целовалися,
Слава!
Сизы крыльями обнималися,
Слава!
***
Ласточка касатая,
Слава!
Не вей гнезда в высоком терему,
Слава!
Ведь не жить тебе здесь и не лётывати.
Слава!
***
Рылась курочка
На заваленке,
Вырыла курочка золот перстень.
Мне тем перстнем
Обручатися.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется.
Слава!
***
Сидит воробей на перегородке,
Глядит воробей на чужую сторону,
Говорит воробей: «Улечу, улечу,
Улечу на чужую сторону.» (К отъезду)
Лирические любовные и свадебные песни
***
Ты мой сизенький, мой беленький
голубчик,
ты к чему рано с тепла гнезда слетаешь,
на кого ты меня, голубушку,
покидаешь?
Али я тебе, голубчик мой, не по мысли,
Не по твоему голубиному воркованию?
Ах ты душечка, удаленький молодчик,
Ты куда от меня, красной девицы,
отъезжаешь,
На кого ты меня, красну девицу,
покидаешь?
Али я тебе, голубчик мой, не по мысли,
Не по твоему молодецкому обычаю?
***
Долго, долго сокол не летит,
Долго, долго Иван не едет,
Долго, долго Михайлович не едет:
Знать наш сокол за леса залетел,
За леса залетел, за дремучие…
Иван приехал, Михайлович подъехал!
Частушки
Черный ворон, черный ворон,
Черный воронёночек,
Чернобровый, черноглазый
У меня милёночек.
***
Уточки, гагарочки
Все плывут по парочке,
А я, бедная сирота,
Брожу по полюшку одна.
***
Хотел я уточку убить –
Серая закрякала,
Хотел я девушку забыть –
Бедная заплакала.
***
На дворе по лужку
Бегаю утята.
А я с печки босиком,
Думала: рябята!
Шутки
- Ай да птичка!
Сама летит,
Сама свищет,
Сама и покупателя ищет!
Сама клюёт, сама питается,
Сама и с деточками забавляется!
- Ваши вороны
Кверьху пупом летят,
А наши дураки, задравши голову, глядят!
Заключение
В ходе своего исследования, мы выяснили:
- что образ птицы в русском фольклоре очень многозначен. Птицы у нашего народа всегда символизировали свободу и счастье. Птицы предвещали хороший урожай и богатство. Птица – это и идея материнства, любви, свадьбы. Их образы связывали с небом и высшими силами. Славяне считали, что птицы, сидящие на ветвях дерева,— это души людей, посланные на Землю Солнцем. Дерево — это Вселенная, а птицы с сияющим оперением на нём — солнечный свет.
- этот знак на крыше дома — оберег его жителей, символ стремления к доброй и счастливой жизни.
- птицы несут информацию о стихии воздуха, его звуках, тональности, ритме, мелодии.
-по древним верованиям, птица являлась крылатым духом, связующим землю и небо. Женщина-птица является источником света, жизни. Душа, которую она даёт ребёнку,— частица её неиссякаемой жизненной силы. Душа бессмертна. Отсюда — цепь отождествлённых понятий: женщина — птица — жизнь — душа, образно отразившихся в фольклоре.
- Птицы - дети воздуха. Птицы – дети радуги. Их перья переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами. Птицы – это тайна и красота. О них сложены прекрасные легенды и сказки, стихи и песни. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь пустыню и море.
2. Анкетирование, проведенное в 5 классах, показало, что мифология мало изучена в школе, но у учащихся к познанию мировоззрения наших предков.
3. В ходе исследования было найдено большое количество фольклорных произведений, где главным образом является птица :
- Пословицы и поговороки -14
- Приметы – 14
- Колыбельные песени -2
- Пестушки и потешки – 2
- Заклички и приговоры -2
- Прибаутки и небылицы -3
- Игры -2
- Загадки -14
- Хороводные песни
- Лирические любовные и свадебные песни
- Частушки.
Это подтверждает огромную роль образа птицы в славянской мифологии. Следует отметить, что образ птицы из фольклора и народных прикладных промыслов переселился в художественную литературу и живопись. Известные писатели и поэты обращались в своём творчестве к фольклорному наследию. Все мы прекрасно знаем сказку А.С.Пушкина о царе Салтане. Незабываемое впечатление оставила в нашем воображении Царевна Лебедь. Неповторимой иллюстрацией к этому произведению стала картина М.А.Врубеля «Царевна –Лебедь».
Список используемой литературы
- Асов А.И. Свято –Русские Веды. Книга Коляды.-м., 2003
- Бахтин В.С. От былины до считалки: Рассказы о фольклоре. Дет. Лит., 1982.
- Зуева Т.В. Русские семейно-бытовые обряды, их поэзия // Лит –ра в школе. – 2011-№6, 2011 -№7, 2011 -№9
- Мифы народом мира М:Советская энциклопедия,1982
- Мирончикова Л.Т. Словарь славянской мифологии. – Минск, 2004
- Русский фольклор. – М.: ООО «Олимп», 2001
- Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок во втором классе "Образ русской березы в живописи,славянской мифологии и поэзии"
Открытый урок в начальной школе во 2 классе....
Изучение славянской мифологии в качестве источника исконно русского словообразования как средство формирования языковой компетентности учащихся 5-7 классов во внеурочной деятельности.
Статья содержит материалы по изучению славянской мифологии, этимологии слов, связанных с именами славянских божеств, при помощи проектной деятельности учащихся на занятиях творческого объединения и на...
Разработка мини- проекта по изобразительному искусству для учащихся 7 класса по теме: «Образ древней славянской мифологии в мотивах русской народной вышивки».
Представлена разработка мини - проекта по изобразительному искусству, рассчитанная на 3 урока. В мини - проекте рассматривается последовательность исследовательской работы и работы над про...
презентация "Славянская мифология и обрядовый фольклор"
Презентация "Славянская мифология и обрядовый фольклор" как наглядное и иллюстративное пособие предназначена для проведения урока литературы в 6 классе по УМК В.П.Полухиной в соответ...
Презентация к разделу русской словесности в 6 классе "Славянская мифология"
В презентации представлены изображения и описания славянских языческих богов. Демонстрируется слайдовая презентация на вводном уроке по теме....
Научно-исследовательская работа на тему: «Мотив дерева в мифопоэтике С. Есенина и славянской мифологии»
Выступление учеников...
«Загадочные чудо-птицы славянской мифологии»
занятия по композиции на тему: «Загадочные чудо-птицы славянской мифологии»для учащихся 6 класса отделения ДПОП «Живопись» Познакомить детей со сказочными птицами славянск...