Рабочая программа по литературе 7 класс по УМК В.Я Коровиной
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

ЖАНГАЛИЕВА ИРИНА НИКОЛАЕВНА

Рабочая программа  по литературе 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_7_klass.docx63.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                  Пояснительная записка

      Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение») и  учебника «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.).

На изучение курса отводится   70 часов из расчета 2 часа в неделю.

        Программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

     - составление планов;

     - краткие и подробные пересказы текста;

     - изложение с элементами сочинения;

     - устные и письменные сочинения-характеристики героев;

     - анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

     - развитие художественной фантазии у детей;  

     - прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

     - придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

       Курс литературы 7 класса включает в себя знакомство с наиболее значительными произведениями русской литературы, начиная с древнерусской и заканчивая современной литературой.

   

    Программа призвана обеспечить:

- приобщение учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы;

- развитие у учащихся способности эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

-  воспитание высокого эстетического вкуса и гражданской идейно-нравственной позиции у учащихся;

- формирование представлений учащихся о литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

- воспитание речевой культуры учащихся.

     Задача курса литературы 7 класса:

- развить у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;

- совершенствовать навыки выразительного чтения;

- сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений;

- использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;

- расширить кругозор уч-ся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

                                       

                                  Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

                       

      Учащиеся должны знать:

  1. Текст художественного произведения.
  2. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.
  3. Особенности композиции изученного произведения.
  4. Основные признаки понятий: юмор, сатира, метафора, роды литературы.

                         Учащиеся должны уметь:

  • Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  • Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  • Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  • Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  • Различать эпические и лирические произведения.
  • Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  • Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  • Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  • Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  • Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  • 11.Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

             

                                                                            Содержание тем учебного   курса

Введение (1ч)

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд человека, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 5ч )

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-Ведьмы», «Петр и плотник».

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула — носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение Родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства — основные черты характера Ильи Муромца. (Изучается одна былина по выбору.)

Новгородский цикл былин. «Садко» (для самостоятельного чтения). Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели. (Для самостоятельного чтения.)

«Калевала» карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников. Кузнец Ильмаринен и ведьма Лоухи как представители светлого и темного миров карело-финских эпических песен.

Теория литературы. Предание (развитие представлений). Гипербола (развитие представлений). Былина. Руны. Мифологический эпос (начальные представления).

Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка.

Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория литературы. Героический эпос, афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ (3ч )

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви и верности.

Теория литературы. Поучение (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА (2ч )

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте.

«К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо Родины важнейшей чертой гражданина.

Теория  литературы. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленье...», «На птичку...», «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА (27ч )

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе.

«Полтава»   («Полтавский   бой»),    «Медный   всадник» (вступление «На берегу пустынных волн...»), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра I и Карла XII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл   сопоставления   Олега   и   волхва.   Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория    литературы.   Баллада   (развитие   представлений).

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста. Трагическое и гуманистическое в повести.

Теория литературы. Повесть (развитие представлений).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива...», «Молитва», «Ангел».

Стихотворение «Ангел» как воспоминание об идеальной гармонии, о «небесных» звуках, оставшихся в памяти души, переживание блаженства, полноты жизненных сил, связанное с красотой природы и ее проявлений. «Молитва» («В минуту жизни трудную...») — готовность ринуться навстречу знакомым гармоничным звукам, символизирующим ожидаемое счастье на земле.

Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие представлений). 

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.

«Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за освобождение родной земли. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести. Особенности   изображения людей и природы в повести.

Теория литературы. Историческая и фольклорная основа произведения. Роды литературы: эпос (развитие понятия).

Литературный герой (развитие понятия).

 Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.  «Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Мастерство в изображении   пейзажа. Художественные особенности рассказа. Стихотворения   в   прозе.   «Русский  язык».   Тургенев   о богатстве   и   красоте   русского   языка.   Родной   язык   как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория   литературы. Стихотворения в прозе.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе.

«Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь. Художественные особенности исторических поэм Некрасова.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Своеобразие некрасовской музы. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Поэма (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михаила Репин». Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел. Тема древнерусского «рыцарства», противостоящего самовластию.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе.

«Повесть   о   том,   как   один   мужик   двух   генералов прокормил».  Нравственные  пороки общества.  Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение  покорности мужика. Сатира в «Повести...».

«Дикий помещик». Для самостоятельного чтения.

Теория   литературы.  Гротеск (начальные представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman” и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория литературы. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.      «Цифры».  Воспитание детей в семье.  Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина.

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова. (Для чтения и обсуждения.)

Теория литературы. Сатира и юмор как формы комического (развитие представлений).

«Край ты мой,  родимый край!»

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. Жуковский. «Приход весны»; И. Бунин. «Родина»; А. Фет. «Вечер», «Это утро...»; Ф. Тютчев. «Весенние воды», «Умом Россию не понять...»; А. К. Толстой. «Край ты мой, родимый край...», «Благовест». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ  РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА (22ч )

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе.

«Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа. «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»).

Теория литературы. Понятие о теме и идее произведения (начальные представления). Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе.

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гуманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория литературы. Лирический герой (начальные представления).   Обогащение  знаний  о  ритме  и  рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе.

«Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка — незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку. Неповторимость и ценность каждой человеческой личности.

«В прекрасном и яростном мире». Труд как нравственное содержание человеческой жизни. Идеи доброты, взаимопонимания, жизни для других. Своеобразие языка прозы Платонова (для самостоятельного чтения).

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме...». Картины природы, преображенные поэтическим зрением Пастернака. Сравнения и метафоры в художественном мире поэта.

На дорогах войны

Интервью с поэтом — участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов—участников войны. А. Ахматова. «Клятва»; К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др. Ритмы и образы военной лирики.

Теория литературы. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория  литературы. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе.

«Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе.

«Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характера героев — сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного доброго поступка.

«Тихая  моя  Родина»

Стихотворения о Родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий, Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте.

«Снега потемнеют синие...», «Июль — макушка лета...», «На дне моей жизни...». Размышления поэта о неразделимости судьбы человека и народа.

Теория литературы. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представлений). Мемуары как публицистический жанр (начальные представления).

М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова  русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов. Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни.  Осмысление зрелости собственного возраста,  зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  ( 5ч )

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народнопоэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон.   «Ты кончил жизни путь,  герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

       Японские хокку (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

                                                                    

                                                                                       Учебно-тематическое планирование

                                                                                                                                       по литературе

                                                                                                                                          предмет

Класс   7        

Учитель Жангалиева Ирина Николаевна

Количество часов:

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков 4 , тестов 2, сочинений 2;

Административных контрольных уроков        2 ч.

Планирование составлено на основефедерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, М. Просвещение 2010.        

                                                                                                                                          программа

УчебникЛитература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /автор - составитель В.П. Полухина и др.    М.: Просвещение, 2010

название, автор, издательство, год издания

Дополнительная литература

Н. В. Егорова. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М.,  «Вако» 2010

название, автор, издательство, год издания

                                                                                                 Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование  раздела и тем

Кол-во час

 Основные  понятия

Использ.

ИКТ

ГИА

ЕГЭ

Проектная

деятельность

  Вид  контроля

 Дата

план

факт

                                                                                                          ВВЕДЕНИЕ  ( 1 час)

1.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Личность автора, его труд, позиция и отношение к героям. Изображение человека как важнейшая задача литературы

Самостоятельная работа по составлению плана (тезисов) вступительной статьи

2.09.13

                                                                                                УСТНОЕ  НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО  ( 5 часов)

2.

Предания как поэтическая автобиография народа

1

Предание как жанр фольклора (начальное представление)

Сформулировать самим  вопросы по текстам преданий

6.09

3.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Образ главного героя как отражение нравственных идеалов русского народа

1

Понятие о былине. Собирание былин. Прославление мирного труда героя- труженика. Сказка и былина.

Составить словарик «Так говорили былинные герои»

9.09

4.

Урок внеклассного чтения. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

1

Илья  Муромец- носитель лучших черт  национального характера. Бескорыстное служение Родине и народу

Литературная викторина по изученным былинам.

13.09

5.

«Калевала»-карело-финский  мифологический эпос

1

Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней

Характеристика героев

16.09

6.

Пословицы и поговорки

1

Русские пословицы и поговорки. Особенности смысла и языка пословиц

Конкурс «Кто  знает больше пословиц и поговорок?»

20.09

                                                                                               ИЗ  ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  (3 часа)

7.

«Поучение Владимира Мономаха» (отрывок) Нравственные заветы Древней Руси

1

Русские летописи и летописцы. Владимир Мономах- выдающаяся фигура Древней Руси, виднейший государственный деятель

Ответить на вопрос: какие наставления Владимира Мономаха актуальны и сейчас?

23.09

8.

«Повесть о Петре и Февронии  Муромских»- гимн любви и верности

1

Историческая основа повести, идейное художественное своеобразие. Высокий моральный облик героини

Составить план пересказа повести

27.09

9.

Урок развития речи. Письменная работа по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература»

1

Что воспевает народ в героическом эпосе?                           Приемлемы ли  для современного читателя нравственные идеалы и заветы  Древней Руси?

Закончить работу  над  сочинением

30.09

                                                                          ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XΥΙΙΙ ВЕКА ( 2часа)

10.

М.В.Ломоносов. Личность и судьба гениального человека. Литературное творчество М.В.Ломоносова

1

Слово о поэте и ученом. Теория «трех штилей».

Рассказ о поэте, отрывок из «Оды на день восшествия»

4.10

11.

Г.Р.Державин- поэт и гражданин. Своеобразие поэзии Г.Р.Державина

1

Биографические сведения о поэте. Новаторство в стихотворной деятельности.

Ответить на вопрос: что сближает двух великих поэтов – Ломоносова и Державина?

7.10

                                                             ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XΙX века  (27 часов)

12.

А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге» и её летописный  источник. Тема судьбы в балладе.

1

Смысл сопоставления Олега и волхва. Особенности композиции

Ответить на вопрос: Почему Пушкин обращается к далекой стране?

11.10

13.

Проза. А.С.Пушкина. «Станционный смотритель» - повесть о «маленьком  человеке.

1

История Самсона  Вырина и его дочери. Судьба Дуни и притча о блудном сыне

Составить  композиционный план повести

14.10

14.

Художественное совершенство и человечность  повести А.С.Пушкина

1

Автор и рассказчик. Отношение рассказчика  к героям повести

Ответить на вопрос: что  побудило И.П.Белкина рассказать эту историю?

18.10

15.

М.Ю.Лермонтов. Душа и лира поэта

1

Слово о поэте. Стихотворение  «Молитва»

Прочитать статью «Читатели Лермонтова»

21.10

16.

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом России

1

Картины быта России 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы.

Игра «Угадай героя» по «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

25.10

17.

Нравственный поединок героев поэмы

1

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Авторское отношение к изображаемому

Сравнительная характеристика героев: Калашникова и Кирибеевича

28.10

18.

Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по «Песне…»

1

Тема, идея сочинения, отбор материала в соответствии с темой.

Написание  сочинения

1.11

19.

Н.В.Гоголь. «Тарас  Бульба». Историческая и фольклорная основа повести

1

Слово о писателе. Замысел автора. История создания повести

Проект :

«Историческая и фольклорная основа повести».

Викторина на знание творчества Н.В.Гоголя и первичное восприятие повести

11.11

20.

Тарас  Бульба и его сыновья

1

Тарас, Остап и Андрий в начале повести. Описание быта семьи Тараса

Определение темы и целей проекта.

Сравнительная характеристика Остапа и Андрия

15.11

21.

Запорожская  сечь, её нравы и обычаи

1

Героизм запорожцев, самоотверженность и верность боевому товариществу

Письменный ответ на вопрос: можно ли назвать Андрия предателем?

18.11

22.

Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за родную землю

1

Запорожцы в бою. Героическая смерть Остапа. Подвиг Тараса. Патриотический пафос повести

Ответить на вопрос: почему сцена  казни Остапа – одна из самых сильных и значительных сцен повести?

22.11

23.

Урок  развития речи. Сочинение по повести  Н.В.Гоголя «Тарас  Бульба»

1

Тема и проблематика повести. Связь повести с фольклорным эпосом

Формирование творческой группы.

Самостоятельная работа над сочинением

25.11

24.

И.С.Тургенев. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк»  как произведение о бесправных и обездоленных

1

Слово о писателе. История создания и тематика сборника «Записки охотника».

Составить тезисный план ответа на вопрос: «Как автор относится к изображаемому в рассказе?

29.11

25.

И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе. История создания цикла

1

Тургенев о богатстве и красоте русского языка

Сбор и обработка информации.

Написать сочинение – рассуждение: «Почему характер языка – «свидетельство судьбы народа?»

2.12

26.

Н.А.Некрасов. Поэма «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа  русской женщины

1

Слово о поэте. Историческая основа произведения. Анализ эпизодов

Сбор и обработка информации.

Составить тезисный план статьи учебника

6.12

27.

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа

1

Стихи поэта о судьбе народа. Образ Родины. Изображение реального положения народа

Оформление результатов проекта.

Выстроить образный ряд, связанный с описанием мужиков, используя цитаты из текста

9.12

28.

А.К.Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин»

1

Правда и вымысел в балладах. Конфликт «рыцарства» и «самовластья»

Составить краткий словарь устаревших слов, использованных в балладах

13.12

29.

Урок внеклассного чтения. А.К.Толстой «Князь Серебряный»

1

Образ эпохи Ивана Грозного, благородный герой в кровавое время

Презентация.

Ответить на вопросы в учебнике

16.12

30.

М.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

1

Слово о писателе. Сатира на социальные и нравственные пороки общества

Рефлексия.

Составить цитатный план сказки    

17.12

31.

М.Е.Салтыков –Щедрин «Дикий помещик».  Обличение нравственных пороков  общества

1

Своеобразие  сказки М.Е.Салтыкова –Щедрина «Дикий помещик». Позиция  писателя в сказке

Работа по заполнению таблицы

20.12

32

М.Салтыков – Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (тест)

1

Сатира на социальные и нравственные пороки общества

23.12

32.

Урок развития речи.  Сатира и юмор в сказке М.Е.Салтыкова -Щедрина

1

Сказка Салтыкова –Щедрина как модель, воссоздающая реальные противоречия русской действительности

Групповое задание- устное сочинение- рассуждение

27.12

33.

Урок  контроля. Литературный ринг по изученным произведениям

1

Проблемы и герои произведений Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыкова - Щедрина

Развернутый ответ на вопрос, тест

10.01.14

34.

Л.Н.Толстой «Детство» (главы) Сложность взаимоотношений  детей и взрослых

1

Слово о писателе. История создания повести. Значение эпохи детства в жизни

Выборочный пересказ, комментирование

13.01

35.

Главный герой повести Л.Н.Толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир

1

Характеристика героя. Детство как открытие мира, самосознание ребенка

Ответить на вопрос: «Как развивается внутренний мир Николеньки Иртеньева?»

17.01

36.

А.П.Чехов «Хамелеон». Живая картина нравов. Смысл названия произведения

1

Слово о писателе. «Хамелеон» - рассказ о всеобщем рабстве.

Тест по рассказу «Хамелеон»

20.01

37.

Два лица России в рассказе А.П.Чехова «Злоумышленник»

1

Ситуация непонимания на основе сюжета. Авторская  позиция в рассказе. Смешное и грустное в рассказе.

Ответить на вопрос: Что сближает рассказы А.П.Чехова и М.Е.Салтыкова –Щедрина?

24.01

38.

Урок внеклассного чтения. Смех и слезы в «маленьких рассказах» А.П.Чехова

1

Творческий процесс писателя. Социальная  направленность рассказов.

Характеристика одного из героев рассказов  Чехова

27.01

ИЗ  РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX века  ( 22 часа)

39.

И.А.Бунин.  Судьба и творчество писателя. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений  взрослых и детей

1

Слово о писателе. Рассказ «Цифры». Сложность взаимоотношений взрослых и детей в семье

Проект :

« Сложность взаимоотношений взрослых и детей».

Написать отзыв на рассказ «Цифры» или составить план рассказа

31.01

40.

И.А.Бунин  «Лапти». Нравственный  смысл  рассказа

1

Тема, идея рассказа. Композиция. Философское размышление писателя о связи Человека и Природы,  жизни и смерти

Определение темы и целей проекта.

Написать продолжение рассказа «Лапти»

3.02

41.

Урок развития речи. Стихи русских поэтов  XΙX века о родной природе

1

Чтение и анализ стихотворений В.А.Жуковского «Приход весны», А.К.Толстого «Край ты мой, родимый край…»

Выразительное  чтение  стихотворений

7.02

42.

М.Горький «Детство» (главы).  Автобиографический характер повести

1

Слово о писателе. Тяжелые картины  детства.

Какая картина русской жизни открывается со страниц повести?

10.02

43.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни». Характеристика  положительных героев

1

Бабушка, Алеша Пешков, Цыганок. Вера в творческие силы народа.

Формирование творческой группы.

Ответить на вопрос: «В чем вы видите источник веры писателя в «возрождение наше к жизни светлой, человеческой?»

14.02

44.

Урок развития речи. Анализ эпизода «Пожар» из повести М.Горького «Детство».

1

Обучение анализу эпизода. Портрет как средство характеристики героя

Письменная работа по анализу эпизода «Пожар»

17.02

45.

«Легенда о Данко» из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды

1

Подвиг во имя людей. Готовность на самопожертвование.

Сбор и обработка информации.

Устное словесное рисование (или собственная иллюстрация)

21.02

46.

В.В.Маяковский «Необычное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

1

Слово о поэте. Особенности стиля Маяковского как художника

Сбор и обработка информации.

Тест на знание содержания стихотворения

24.02

47.

В.В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир

1

Понятие о лирическом герое. Сложность внутреннего мира. Гуманизм лирического героя

Оформление результатов проекта.

Мини-сочинение по начальной фразе: «Мне нравятся стихи В.В.Маяковского…»

28.02

48.

Урок внеклассного чтения.  Л.Н.Андреев «Кусака». Нравственные проблемы рассказа

1

Слово о писателе. Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев

Составление цитатного плана произведения

3.03

49.

А.Платонов «Юшка». Призыв к состраданию и уважению к человеку

1

Слово о писателе. Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека

Презентация.

Тест по рассказу А.Платонова «Юшка»

7.03

50.

Урок внеклассного чтения.  А.Платонов «В прекрасном и яростном мире». Вечные нравственные ценности

1

Труд как основа нравственности. Своеобразие языка прозы А.Платонова

Рефлексия.

Самостоятельная работа: объяснить название рассказа

10.03

51.

Урок развития речи. Сочинение «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание?»

1

Подготовка к сочинению –рассуждению на основе изученного произведения

Письменная работа (сочинение)

14.03

52.

Урок внеклассного чтения. Час мужества

1

Сведения о поэтах: А.Ахматовой, К.Симонове, А.Суркове и др.

Выразительно читать одно из стихотворений о Великой Отечественной войне

17.03

53.

Ф.А.Абрамов «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно –экологические проблемы рассказа

1

Слово о писателе. Любовь автора ко всему живому.

Ответить на вопрос: «Какие раздумья вызвал у вас рассказ?»

21.03

54.

Е.И.Носов «Кукла». Нравственные проблемы рассказа

1

Слово о писателе. Автобиографический рассказ «Кукла». Протест против равнодушия

Тест по рассказам Е.И.Носова «Кукла».

4.04

55.

Урок  внеклассного чтения. « Не дать погаснуть живому огню…» (по рассказу «Живое пламя» Е.И.Носова

1

Осознание огромной радости прекрасного в душе человека, в окружающей природе.

Ответить на вопрос: «Почему образ маков является в рассказе ключевым?»

7.04

56.

Ю.П.Казаков «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки

1

Слово о писателе. Взаимовыручка как мерило нравственности человека

Составить цитатный план своего рассказа о мальчиках

11.04

57.

Урок внеклассного чтения. «Тихая моя Родина». Стихотворения русских поэтов XX века о Родине, родной природе

1

Произведения В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина и др.

Выразительное чтение стихотворений наизусть

14.04

58.

А.Т.Твардовский. Философские проблемы в лирике. Пейзажная лирика

1

Слово о поэте. Чтение и анализ стихотворений «Братья», «Снега потемнеют синие…»

Написать короткий рассказ «В лесу весной»

18.04

59.

Д.С.Лихачев «Земля родная» как духовное напутствие молодежи

1

Слово об ученом, публицисте. Публицистика, мемуары как жанр литературы

Подготовить сообщение на тему «Искусство моего родного края».

21.04

60.

Смех Михаила Зощенко (по рассказу «Беда»)

1

Слово о писателе. Смешное и грустное в рассказе «Беда»

Отзыв на рассказ

25.04

61.

Расул Гамзатов «Опять за спиной родная земля»

1

Рассказ о поэте. Размышления поэта об истоках и основах жизни

Выразительное чтение стихотворения

28.04

                                                                                                 ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  (5 часов)

62.

Р.Бернс. Стихотворение «Честная бедность».

1

Слово о поэте. Народнопоэтическая основа и своеобразие лирики Бернса.

Обучение анализу стихотворения

5.05

63.

Дж.Г.Байрон – «властитель дум» целого поколения. Судьба и творчество гениального поэта

1

Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины

Выразительное чтение стихотворения

12.05

64.

О.Генри «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви

1

Слово о писателе. Нравственные проблемы в рассказе.

Составить план рассказа

16.05

65.

Р.Д.Брэдбери «Каникулы». Мечта о  чудесной победе добра

1

Слово о писателе.Стремление писателя уберечь людей от зла и опасности на Земле.

Составить план рассказа

19.05

66.

Р.Д.Брэдбери  «Каникулы»

1

Развитие понятия о фантастике

Написать отзыв на любое самостоятельно прочитанное произведение

23.05

67

Итоговый  урок.

1

Итоговый тест

26.05

68

Рекомендации для летнего чтения

1

Список литературы на лето

30.05

ИТОГО :  68 часов

                                                                                         

                                                                                 Список учебно-методического обеспечения

1.  «Литература 7 класс. Учебник-хрестоматия»  в 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. -  М.: «Просвещение», 2009г.

2.  Литература. 7 класс:  поурочные  разработки.    Изд.  2-е. –Волгоград: Учитель,2007.

Для учащихся.

  1. Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994.
  2. Литература в таблицах. Сост. Полухина и др. – М., 2000.
  3. Кондрашов В.Н, Литературные викторины. – М, 1968.
  4. Козак О.Н. Литературные викторины. – С-Пб., 1998.
  5. Полухина В.Т. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе. 6 класс. – М., 2000.
  6. Фогельсон И.А. Литература учит. - М., 1998.
  7. Я познаю мир: литература, сост. Чудакова, (детская энциклопедия). – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по литературе 9класс по учебнику В.Я.Коровиной

полная рабочая программа по литературе 9класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе в 5 кл. по учебнику Коровиной (ФГОС)

Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику Коровиной содержит УУД, УМК, Пояснительную записку. Темы сочинений, Календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по литературе (УМК под редакцией В.Я. Коровиной) в соответствии с ФГОС для учащихся 5 класса

Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе рабочей программы  по литературе для 5-9 классов (базовый уровень) под редакцией В.Я. Коровиной, 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...