Язык мой, друг мой
методическая разработка по литературе по теме
Внеклассное мероприятие, посвященное русскому языку, пословицам, поговоркам. Проведено в рамках недели гуманитарных наук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_moy_drug_moy.doc | 73.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие
«Язык мой, друг мой»
Цель: систематизировать знания учащихся о русском языке, его происхождении и значении, создавать условия для применения полученных знаний.
Задачи мероприятия:
- Образовательные:
- познакомить обучающихся с основными сведениями о русском языке, с функциями русского языка, его значением в современном мире
2. Развивающие:
-развивать интерес к русскому языку, навыки выразительного чтения, пересказа, способность к самостоятельному мышлению; совершенствовать устную и письменную речь.
3. Воспитывающие:
- способствовать воспитанию любви к русскому языку, уважению к русскому слову, сплочённости коллектива, развитию общих интересов.
Оборудование мероприятия:
-мультимедийный проектор и экран;
-доска
Оформление мероприятия:
- портреты И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого;
- цитаты о русском языке;
3) выставка словарей, сборники пословиц и поговорок, занимательные материалы о русском языке;
4) парты расставлены для работы по группам.
Ход мероприятия
I. Оргмомент.
II. Слово преподавателя:
- Сегодня в рамках недели гуманитарного цикла мы проводим необычное занятие, посвящённое русскому языку – «Язык мой, друг мой». Вам необходимо разделиться по группам, выбрать оратора, который будет выражать мнение своей команды и оценит работу каждого студента в конце занятия. (Каждая команда получает номер.)
- Итак, первое задание для групп: подумайте, как можно объяснить высказывание «Язык мой, друг мой». На обсуждение даётся 2 минуты.
-Ответы команд.
- Итак, ваши ответы выслушаны, а теперь необходимо сделать вывод и определить цель нашего занятия.
- Предложения команд.
Слово преподавателя:
- Цель нашего занятия – вспомнить сведения о русском языке, функции русского языка, его роль в современном мире, цитаты, высказывания, пословицы о языке, учиться слушать однокурсников и выражать мнение команды и своё, научиться с уважением относиться к своему родному языку.
- Действительно, о русском языке сказано очень много известными людьми – писателями, поэтами, учёными. Послушайте, с каким восхищением пишет о нашем языке И. Ильин:
Ещё один дар дала нам наша Россия: это дивный, наш могучий, наш поющий язык.
В нём вся она – наша Россия. В нём дары её: и ширь неограниченных возможностей, и богатство звуков, и слов, и форм; и стихийность, нежность; и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность, и красота.
В нём гудение далёких колоколов и серебро ближних колокольчиков. В нём ласковые шорохи и хрусты. В нём травяные шелесты и вздохи. В нём клёкот, и свист, и щебет птичий. В нём громы небесные, и рыки звериные, и вихри зыбкие, и плески, чуть слышные. В нём – вся поющая русская душа: эхо мира и стоны человеческие, и зерцало божественных видений…
Это язык острой, режущей мысли. Язык трепетного, рождающегося предчувствия. Язык волевых решений и свершений. Язык парения и пророчеств. Язык неуловимых прозрачностей и вечных глаголов.
Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоы, на которую зовёт его язык.
Горе нам, что не умели мы беречь наш язык и бережно растить его – в его звучании, в его закономерной свободе, в его ритме и в ризах его органически выросшего правописания. Не любить его, не блюсти его – значит не любить и не блюсти нашу родину. (И. Ильин.)
Этим словам созвучна фраза И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык».
Ещё одно высказывание о русском языке: Л.Н. Толстого «Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное, поэтическое и трудовое орудие своей социальной жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего»
– Действительно, русский язык – один из самых распространённых, развитых и изученных языков мира. Он имеет богатую историю. А теперь задание для команд – Что вы знаете о происхождении русского языка. На обсуждение - 2 минуты.
- Высказывания представителей групп. Демонстрация «Древа языков» (плакат на доске.)
- Вывод: русский язык относится к индоевропейской семье, славянской группе, восточнославянской подгруппе. В данную подгруппу входят также белорусский и украинский языки. Это близкородственные языки.
К славянской группе языков относятся также южнославянская подгруппа (болгарский, сербскохорватский и др.) и западнославянская подгруппа (чешский, словацкий, польский и др.).
Русский язык начал складываться в 14 – 16 веках. До этого времени (11-14 века) существовал древнерусский (восточнославянский) язык, на котором написаны прекрасные произведения, в том числе величайший памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Русский национальный язык окончательно сформировался к 17 веку на базе московского говора.
Основоположником современного русского литературного языка по праву считается А.С. Пушкин. Он утверждал, что литературный язык должен быть общим для всей нации, национальным языком. Язык Пушкина – это язык, которым стали пользоваться классики русской литературы, видя в нём образец русского литературного языка. И.А. Гончаров писал о том, что он воспитался поэзией Пушкина, а А.М. Горький советовал почаще читать Пушкина и считал его основоположником русской поэзии.
Русский язык – один из самых богатых языков мира. Кроме того, он является и языком международной дипломатии. Его изучают, по данным статистики Международного культурного фонда ЮНЕСКО, более трети населения планеты.
- Велико международное значение русского языка. Докажите это примерами. На обсуждение - 2 минуты.
- Вывод: Среди более чем пяти тысяч языков, известных на земном шаре, русский язык относится к числу наиболее распространённых. По данным учёных, в конце 20 века в мире в той или иной мере владели русским языком свыше 250 миллионов человек.
В современном обществе русский язык имеет важное международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих и официальных языков ООН, на нём написаны важнейшие международные договоры и соглашения, он используется на научных конференциях, в которых участвуют учёные разных стран.
Русский язык является средством межнационального общения в Российской Федерации и средством международного общения в мире. Изучая русский язык, люди разных стран знакомятся с произведениями великой литературы, с достижениями современной науки и техники, приобщаются к сокровищам русской культуры.
Слово преподавателя:
Русский язык заслуживает нашего пристального внимания, это язык великой русской литературы, на нём говорили и писали великие личности. В библиотеке вы можете воспользоваться словарями и справочниками, учебниками по русскому языку, а также найти и занимательный материал – всё это сейчас вы видите на выставке.
Наш язык довольно хорошо изучен лингвистами. Очень много сделано в этой области знаменитыми лексикографами: В.И. Далем, Д.Н. Ушаковым, С.И. Ожеговым и др. Сегодня мы познакомимся с деятельностью С.И. Ожегова. Сообщение об этом выдающемся учёном подготовила Москаленко Т. (Сообщение студентки и презентация.)
III. Слово преподавателя: Вы знакомы с деятельностью В.И. Даля, с его сборниками пословиц и поговорок. Практическая часть занятия посвящена «цвету народного ума» – пословицам. Вам необходимо вспомнить пословицы, блеснуть своими знаниями, показать эрудицию. Вопросы и задания будут заданы последовательно для каждой группы; за правильный ответ – один балл.
Задание 1. Я начинаю пословицу, а вы её заканчивайте:
- Повторенье (мать ученья);
- К большому терпенью (придёт и уменье);
- Сделал дело (гуляй смело);
- Большому кораблю (большое плаванье);
- Не спеши языком (торопись делом)
- Делу время (потехе час);
- кто много говорит (тот мало делает);
- Дурная голова (ногам покоя не даёт);
- Рано пташечка запела (кабы кошечка не съела)
- Хороша верёвка длинная (а речь короткая);
- За твоим языком (не поспеешь босиком);
- Хочешь есть калачи (не сиди на печи);
- Слова мы слышали (а дел не видели);
- Языком гладок (а душою гадок);
- Кто сам плут (тот другим не верит);
- Не было бы счастья (да несчастье помогло);
- Чего себе не желаешь (того другим не желай);
- Двум смертям не бывать (а одной не миновать);
- Кто хочет много знать, тому надо (меньше спать);
- Тот никогда не ошибается (кто ничего не делает).
- Ученье – свет ( а неученье -тьма);
- Грамоте учиться (всегда пригодится);
- За одного учёного двух (неучёных дают, да и то не берут);
- Кто грамоте горазд ( тому не пропасть);
Задание 2. А теперь немного поиграем. Я буду задавать вашим командам по очереди весёлые тесты – пословицы, вы должны их правильно закончить.
1. Гусь свинье…
- друг, товарищ, брат;
- не спонсор;
- не товарищ;
- крыльев не привяжет.
2. После драки…
- все к мамкам бегут;
- кулаками не машут;
- прокурору не пишут;
- никому уже не страшно.
3. Один в поле…
- не воет;
- сам себе режиссёр;
- клад не найдёт;
- не воин.
4. Тише едешь…
- и улитка цела;
- коня потеряешь;
- дальше будешь;
- старее машина.
5. Семь раз отмерь…
- коли делать нечего;
- один отрежь;
- один раз выкинь;
- и с температурой на занятия не пойдёшь.
6. Слово – не воробей…
- вылетит – не поймаешь;
- сверху не капнет;
- никто не заметит;
- не разгонит голубей.
7. Не зная броду, не суйся…
- к комоду;
- к директору;
- в воду;
- к доске.
8. Баба с возу…
- и волки сыты;
- кобыле легче;
- да и в «Мерседес»;
- кобыла на воз
9. Дарёному коню…
- хвост не отрывают;
- зубы не чистят;
- в зубы не смотрят;
- сытый не товарищ.
10. Любишь кататься, люби и …
- лыжи покупать;
- полицейских;
- саночки возить;
- таксисту платить.
Задание 3. Я зачитываю расшифровку смысла пословицы, а вы должны её назвать. Если одна группа не отвечает, то задание переходит к следующей.
1. Не то, что ярко, привлекательно и бросается в глаза, представляет настоящую ценность. (не всё золото, что блестит.)
2. Говорят, чтобы утешить, ободрить кого-либо, когда у него нет или мало денег. (НЕ в деньгах счастье.)
3. Всякое большое дело начинается с малого, постепенно приобретая размах. (Москва не сразу строилась.)
4. Небольшой по величине, но ценный по своим качествам. (Мал золотник, да дорог.)
5. Говорится, когда в результате какой-либо неприятности, беды происходит и какое-то приятное событие. (Не было бы счастья, да несчастье помогло.)
6. Говорится в оправдание неудачного начала нового дела. (Первый блин комом.)
7. Учиться можно в течение всей жизни, каждый день приносит новые знания; познание бесконечно. (Век живи, век учись.)
8. Говорится, когда в ответ на какое- либо действие или отношение поступают так же. (Долг платежом красен.)
9. Говорится, когда что-то одновременно и смешно, и печально. (И смех, и грех.)
10. Говорится с уверенностью или надеждой, что в знакомой обстановке, дома легче справиться с любым делом. (Дома и стены помогают.)
Задание 4. Перевёртыши. Задание заключается в следующем: исходным текстом является пословица, поговорка, в которой заменены слова (все или некоторые) контекстуальными антонимами. Ваша задача – восстановить правильный вариант.
Пример: Безделье неумеху радует. (Дело мастера боится.)
1. Полежишь – звери поплачут. (Поспешишь – людей насмешишь.)
2. Мужик на коня – телеге тяжелее. (Баба с возу – телеге легче.)
3. Начал отдых – сиди трусливо. (Кончил дело – гуляй смело.)
4. Деревня быстро ломалась. (Москва не сразу строилась.)
5. Ненавидишь везти, не люби и коня бросать. (Любишь кататься, люби и саночки возить.)
Задание 5. Я называю ключевое слово для каждой группы. Вы должны назвать как можно больше пословиц или поговорок, в которых отражён смысл этого слова или слов.
1. Активность, инициатива.
2. Счастье, радость.
3. Болтливость.
4. Гостеприимство.
5. Бережливость.
Куй железо, пока горячо. Язык до Киева доведёт.
Не в деньгах счастье. Нет худа без добра.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Чем богаты, тем и рады. Что есть в печи, на стол мечи.
Бережёного Бог бережёт. Копейка рубль бережёт.
Задание 6. Подберите как можно больше пословиц о слове, речи, языке.
Расскажите, с какой целью используются пословицы в речи. Для обсуждения – 3 минуты.
На великое дело – великое слово.
Беседа дорогу коротает.
Говорит красиво, да слушать тоскливо.
За словом в карман не полезет.
Коротко да ясно, оттого и прекрасно.
Лишнее говорить - себе вредить
Слово – серебро, молчание – золото.
Твои бы речи да Богу в уши.
Типун тебе на язык.
Язык без костей, а кости ломает.
IV. Слово преподавателя:
Основой пословицы, поговорки является жизненная ситуация, отражение событий, выражение впечатлений, иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и поговорки составлялись многие столетия и воплотили в себе всю историю развития народа. Они – блистательное проявление мудрости, творчества народа. В них отражена культура, самобытность, история. Они придают нашей речи образность и выразительность.
V. Подведение итогов, оценки. Вот и подошло к концу наше занятие, вы вспомнили сведения о русском языке, его значении, блеснули своими знаниями, показали эрудицию, состязались в умении владеть русским языком, точно выражать мысль. Нам осталось выслушать ораторов групп, как они оценивают работу каждого члена команды. А также узнаем, сколько баллов набрано группами.
VI. Слово преподавателя:
В заключение занятия расскажу одну мудрую историю.
…Однажды Ксанф, хозяин Эзопа, сказал ему, что сегодня у него будут обедать друзья и поэтому Эзоп должен приготовить самое лучшее из блюд. Эзоп купил свиные языки, поджарил их и подал гостям.
- И это ты считаешь самым лучшим? – разгневался Ксанф, видя недовольство гостей дешёвым угощением.
- Да, - отвечал Эзоп, - именно таковым и является язык, без которого ничего не совершишь в этом мире: не скажешь, не купишь, не продашь, не создашь государство и законы, поддерживающие порядок, - всё существует благодаря языку, впрочем, как и твоя философия, Ксанф.
Всем пришлось согласиться с Эзопом. На следующий день Ксанф вновь пригласил своих друзей. На этот раз он приказал Эзопу:
- Купи на рынке самое худшее, что только можно придумать!
Эзоп снова купил языки и приготовил их к обеду.
- Вчера ты утверждал, что язык – самое прекрасное на свете, сегодня же он оказался самым худшим! – злорадно воскликнул Ксанф.
- Совершенно верно, хозяин, - ответил невозмутимый Эзоп. – Что может быть хуже языка? Ведь он – то и начинает ссоры, сеет обман, зависть, оскорбления, приводит к дракам и войнам, гибели людей. Вот и сеёчас, Ксанф, ты ругаешь меня с помощью языка.
- Желаю вам владеть тем языком, который делает мир прекраснее и добрее. И тогда вы обязательно достигнете успеха.
Литература:
- Открытый урок: методики, сценарии и примеры. № 9, сентябрь 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6-х классов “Язык мой-друг мой" Подготовила учитель Мазитова Л.К.
Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме путешествия для учащихся 5-6 классов «Язык мой-друг мой».Игра проводится для учащихся 5-6 классов в рамках предметной недели либо как классный час. Не...
Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 3 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА3 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 3 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...
Пояснительная записка и поурочное планирование к учебнику французского языка "Твой друг французский язык!" для 4 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА4 классДанная рабочая программа разработана на основе авторской рабочей программы по французскому языку для 4 класса (из сборника «Рабочие программы по французскому языку» 2...
Программа факультативного курса по русскому языку в 5 классе "Язык мой - друг мой"
Школьный курс русского языка ставит своей целью – дать основные сведения по грамматике, фонетике, орфографии и пунктуации, имеющие познавательное и практическое значение. Однако общей характерис...
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА
НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК : ПРИВЕТСТВУЕМ ДРУГ ДРУГА http://nsportal.ru/sites/default/files/audio/2015/12/begrussung.mp3...
Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)
Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....