Олимпиадные задания
олимпиадные задания по литературе на тему
Здесь помещены олимпиадные задания, составленные мною для школьного этапа ВОШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_8_klass.doc | 56.5 КБ |
literatura_10_klass.docx | 25.09 КБ |
olimpiada_po_russkomu_yazyku_6_kl.docx | 17.56 КБ |
olimpiada_po_literature_6_kl.docx | 21.04 КБ |
russkiy_yazyk_8_klass.doc | 45.5 КБ |
russkiy_yazyk_10_klass.docx | 17.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе 8 класс
Задания.
- Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Укажите название басен И.А.Крылова по приведенным строкам.
- «На задних лапах я хожу ».
- «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку».
- «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет».
- «Избави, бог, и нас от этаких судей ».
- «Великий человек лишь громок на делах».
5 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
- Определите произведения и их авторов по приведенным портретным характеристикам. Укажите, чей это портрет.
- На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно – будто лебедушка;
Смотрит сладко – как голубушка;
Молвит слово – соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе Божием.
2.2. «… чиновник нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется, геммороидальным…»
2.3. (Он ) «был человек самого веселого, самого кроткого нрава, беспрестанно попевал вполголоса, беззаботно поглядывал во все стороны, говорил немного в нос, улыбаясь, прищуривая свои светло-голубые глаза и часто брался рукою за свою жидкую, клиновидную бороду».
2.4. «Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал,
ходил же все больше на четвереньках и даже удивлялся, как он прежде не замечал, что такой способ прогулки есть самый приличный и самый удобный.
2.5. Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа)
3. С какими местами связан жизненный и творческий путь поэтов и писателей? Найдите соответствия.
- В.А.Жуковский. 1. Тарханы.
- А.С.Пушкин. 2. Спасское – Лутовиново.
- Н.А.Некрасов. 3. Ясная Поляна.
- А.А.Блок. 4. Таганрог.
- Н.В.Гоголь. 5. Константиново.
- М.Е.Салтыков- Щедрин. 6. Белев.
- М.Ю.Лермонтов. 7. Михайловское.
- И.С.Тургенев. 8. Грешнево.
- Л.Н.Толстой. 9. Шахматово.
- А.П.Чехов. 10. Васильевка.
- С.А.Есенин. 11. Спас – Угол.
5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ)
4. Назовите авторов приведенных фрагментов художественных произведений
4.1. О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
4.2. А вороны?..
Да ну их к Богу!
Я ж в своем, не в чужом бору.
Пусть кричат, поднимают тревогу –
Я от карканья не умру.
- Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья…
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
4.4. Привет, Россия – родина моя!
Как под твоей мне радостно листвою!
И пенья нет, но ясно слышу я
Незримых певчих пенье хоровое…
- Простые звуки родины моей:
Реки неугомонной бормотанье
Да гулкое лесное кукованье
Под шорох созревающих полей.
- Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат…
- баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ)
- Прочитайте два стихотворения, посвящённых одной теме. Что их
сближает? Какие образы создают поэты в своих стихотворениях? В чём
особенность манеры каждого из поэтов? Как вы думаете, почему поэты так
часто обращаются к данной теме? Какие приёмы помогают им выразить
свою мысль острее и ярче? Ответьте на эти вопросы в виде связного
текста.
Вадим Шефнер
РАЗМЫШЛЕНИЯ О СТИХАХ
Стихи - не пряник и не кнут,
И не учебное пособие;
Они не сеют и не жнут -
У них задание особое.
Они от нас не ждут даров,
Открещиваются заранее
От шумных торжищ и пиров,
От хитрого преуспевания.
Милее им в простом быту,
Почти неслышно и невидимо,
Жить, подтверждая красоту
Всего, что вроде бы обыденно.
Но в громовые времена,
Где каждый миг остёр, как лезвие,
На помощь нам идёт она -
Великодушная поэзия.
Где пули свищут у виска,
Где стены и надежды рушатся,
Припомнившаяся строка
В усталых пробуждает мужество.
...Тоска, разлука ли, болезнь -
Что ни творится, что ни деется, -
Пока стихи на свете есть,
Нам есть ещё на что надеяться.
Константин Арбенин
ПОЭЗИЯ
Поэзия - не утопия,
Не миссия, не судьба.
Поэзия - ласкостопие,
Надветренная ходьба.
Поэты хранят творения
Не в сердце, не на лице,
А в складочках оперения,
В летательной их пыльце.
Поэты хранят творения
Не в сердце, не на лице,
А в складочках оперения,
В летательной их пыльце.
Поэзия - не позиция,
Не вызов, не точка взрыва.
А утлое, неказистое
Прибежище у обрыва.
Не бешеная удача,
Не выхоленный зверёк,
А с крупной купюры сдача,
Звенящая поперёк.
Поэты - канатоходцы,
Скользящие над толпой.
И бурлаки, по солнцу
Бредущие бечевой.
И все их повадки - птичьи,
И призрачны их права.
И лишь на четверостишье
Держится голова.
Но все мы зависим в общем-то
От этих пернатых душ -
От их неземного почерка,
От их невесомых нужд.
И дышат стихом на истину,
Как греют в ладонях птах,
Серьёзные легкомысленники
Поющие в проводах.
Поэзия слов не ищет
И не приносит весть.
Поэзия - это днище
Ковчега, где все мы есть.
- баллов
- В мире существуют памятники не только выдающимся людям,
оставившим свой след в реальной истории, но и героям литературных
произведений. Есть такие памятники, например, в Санкт-Петербурге –
Носу майора Ковалёва, или в Таганроге – Каштанке и учителю гимназии Беликову. Представьте себе, что у вас появилась возможность поставить памятник герою литературного произведения. Кому из литературных персонажей вы поставили бы памятник? Обоснуйте свой выбор. Опишите свой памятник. Где бы вы выбрали для него место (В какой стране? В каком городе? Если город вам знаком, то в каком месте города?) Как бы выглядел этот памятник? Какие детали вам бы хотелось обязательно выделить?
30 баллов
Ответы олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе 8 класс
Задание 1
- И.А.Крылов «Две собаки».
- И.А.Крылов «Кукушка и петух».
- И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак».
- И.А.Крылов «Осел и Соловей».
- И.А.Крылов «Две бочки».
По 1 баллу за каждый правильный ответ – всего 5 баллов
Задание 2
2.1. Алена Дмитриевна. Произведение М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
- Акакий Акакиевич Башмачкин. Произведение Н.В.Гоголя «Шинель».
- Калиныч. Произведение И.С.Тургенева «Хорь и Калиныч».
2.4. Помещик, князь Урус – Кучум – Кильдибаев. Произведение М.Е.Салтыкова – Щедрина «Дикий помещик».
2.5. Портрет А. Струйской (поэтическое «прочтение» картины художника Ф.С.Рокотова). Стихотворение Н.Заболоцкого «Портрет».
Всего: 7, 5 баллов (по 0,5 балла за правильное название произведения, 0,5 за правильное название автора произведения, по 0,5 балла за правильное название персонажа).
Задание 3
1 – 6 7 - 1
2 – 7 8 - 2
3 – 8 9 - 3
4 – 9 10 - 4
5 – 10 11 - 5
6 – 11
Всего:5,5 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).
Задание 4
4.1. Константин Николаевич Батюшков.
4.2. Александр Яковлевич Яшин.
4.3. Феодосий Петрович Савинов.
4.4. Николай Михайлович Рубцов.
4.5. Ольга Александровна Фокина.
4.6. Сергей Сергеевич Орлов.
Всего: 6 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Задание 5
Поскольку тема этих стихотворений традиционна для лирики, ученики
могут быть знакомы с другими поэтическими текстами, в которых авторы
рассуждают о предназначении поэзии и роли поэта. В этом случае очень ценны будут наблюдения над тем, в чём особенность разработки данной темы в
конкретных текстах.
Важно не сводить выполнение задания к перечислению обнаруженных
в текстах стихотворений образов и приемов, а проанализировать
содержательность формы, особенности поэтического языка каждого из поэтов. В текстах обоих стихотворений много слов и выражений, понимание которых вызывает трудности у современных школьников, поэтому без установления их значений понимание смысла стихотворений будет затруднено.
При оценке работы, безусловно, следует учитывать богатство словаря
ученика и разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте, который создаст ученик, а также то, как ученик строит высказывание (в этом выразится его понимание, что такое композиция текста).
20 баллов
Задание 6
Оценивая работы, важно учитывать следующее: при выполнении этого
задания ученикам придётся продумать, какие именно детали, характеризующие персонажа, помогут им создать не просто зрительный, но и объёмный образ, отобрать наиболее значимые из них – для этого необходимо
продемонстрировать не только детальное знание текста, но и понимание его.
Кроме этого, ученики должны показать знание исторического и
культурологического контекста (эти знания проявятся в выборе и обосновании места, где будет стоять «памятник»). Возможно, учащиеся при изложении своей концепции расскажут о том, что им известно об истории создания
произведения, о творческой биографии автора.
При оценке работы, безусловно, следует учитывать богатство словаря
ученика и разнообразие синтаксических конструкций, используемых в тексте, который создаст ученик, а также то, как ученик строит высказывание (в этом выразится его понимание, что такое композиция текста).
30 баллов
Итого: 74 б.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе -10 класс
1. В приведенном ниже списке литературных произведений перепутаны их названия. Из слов, составляющих эти «перевертыши», восстановите правильные заглавия. Укажите авторов этих произведений.
«Господа Карамазовы», «Очарованный игрок», «Записки черного монаха», «Рассказы Ивана Ильича», «Смерть сумасшедшего странника», «Братья Степанчиковы», «Севастопольские чайки», «Обитатели села Головлева».
2. Восстановите из приведенных ниже существительных и прилагательных названия произведений русской литературы. Справа укажите автора каждого
произведения:
а) Бахчисарайский, страшный, самоотверженный, первый, верный, доходный, бедный, тупейный,каменный, обыкновенный;
б) художник, любовь, место, месть, фонтан, гость, люди, история, заяц, Трезор.
3. Каким литературным героям принадлежат перечисленные ниже вещи? Назовите персонажа, заглавие произведения, автора.
«На одном столе стоял сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же рядом стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором».
«Горела лампадка перед большим темным образом Николая-чудотворца; крошечное фарфоровое яичко на красной ленте висело на груди святого, прицепленное к сиянию; на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зеленым светом».
4. По описанию места действия определите, где происходят события. Назовите литературное произведение и его автора.
«Усадьба... стояла на пологом открытом холме, в недальнем расстоянии от желтой каменной церкви с зеленою крышей, белыми колоннами и живописью аI fгеsсо над главным входом, представлявшая «Воскресение Христово» в <итальянском» вкусе... К дому с обеих сторон прилегали темные деревья старинного сада, аллея стриженых елок вела к подъезду».
«Полный месяц светил на камышовую крышу и белые стены моего нового жилища; на дворе, обведенном оградой из булыжника, стояла избочась другая лачужка, менее и древнее первой. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны.. Я взошел в хату: две лавки и стол, да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. На стене ни одного образа дурной знак! В разбитое стекло врывался морской ветер».
5. В приведенные ниже отрывки из произведений русской классики вставьте необходимые географические названия, которые бы описывали маршрут литературного героя. Назовите этих персонажей, укажите названия произведений и их авторов.
«Кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним…. весь в огне. < >Прямо ли ехать к царице?» «Нет, страшно, — подумал кузнец. - Тут где-то, не знаю, пристали запорожцы, которые проезжали осенью через ... . Они ехали из ... с бумагами к царице; все бы таки посоветоваться с ними».
«Приехав в ... , я прямо явился к генералу...Я подал ему письмо < > «Ну, батюшка, — сказал он, прочитав письмо... — все будет сделано: ты будешь офицером переведен в полк, под начало капитана Миронова и чтоб тебе времени не терять, то завтра же поезжай в ...< >Там ты будешь на службе настоящей, научишься дисциплине. В ... тебе делать нечего».
6. Какой город представлен в каждом из приведенных ниже фрагментов? Укажите произведение и автора.
«На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль. Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на обеднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».
«…- самый скверный городишко из всех приморских городов России... После долгого странствования по грязным переулкам, где по сторонам я видел одни только ветхие заборы, мы подъехали к небольшой хате, на самом берегу моря. Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны».
«Там шпиц эдакой какой-нибудь в воздухе; мосты там висят эдаким чертом, можете представить себе, без всякого, то есть, прикосновения, — словом, Семирамида, сударь! Стеклушки в окнах, можете себе представить, полуторасаженные зеркала, так что вазы и все, что там ни есть в комнатах, кажутся как бы внаруже; драгоценные марморы на стенах, металлические галантереи. Один швейцар уже смотрит генералиссимусом».
7. В русской литературе дуэль между героями нередко становилась важным звеном в сюжете. Вот исходы некоторых поединков:
«Только прах легким столбом еще вился на краю обрыва. Все в один голос вскрикнули.
Fiпitа lа соmdiа! — сказал я доктору. Он не отвечал и с ужасом отвернулся».
Кончается, — шепнул Петр и начал креститься. Вы правы... Экая глупая физиономия! — проговорил с насильственной улыбкой раненый джентльмен.
- Да ступай же за водой, черт! — крикнул ...».
Назовите имена участников дуэли и кратко опишите обстоятельства, послужившие ее причиной. Приведите примеры еще трех произведений русской литературы, в сюжете которых присутствует эпизод
дуэли.
8. Ниже даны определения различных литературоведческих терминов. Назовите их, приведите примеры этих явлений.
Сюжетное стихотворение исторического, героического или фантастического содержания.
Иносказательное изображение какого-либо абстрактного, отвлеченного понятия или идеи при помощи конкретного предметного образа.
9. Составьте диалог, который мог бы состоят между Акакием Акакиевичем Башмачкиным («Шинель» Н. Гоголя) и мосье Бопре («Капитанская дочка»
Пушкина). Выбор реплик и содержание диалога мотивируйте.
Ответы олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе -10 класс
1.За каждое восстановленное название - по 1 баллу
«Братья Карамазовы» — Ф. Достоевский
«Господа Головлевы» — М. Салтыков-Щедрин
«Записки сумасшедшего» - Н. Гоголь «
«Очарованный странник» — Н. Лесков
«Смерть Ивана Ильича» — Л. Толстой
« Игрок» — Ф. Дстоевскии
«Черный монах» — А. Чехов;
«Чайка» — А. Чехов;
«Село Степанчиково и его обитатели» — Ф. Достоевский;
«Севастопольские рассказы» - Л. Толстой
2. За каждое правильно составленное название произведения — по 0,5 балла; за имя автора - по 0,5 балла.
«Бахчисарайский фонтан А. Пушкин; «Страшная месть»— Н. Гоголь; «Самоотверженный заяц»— М. Салтыков-Щедрин;
«Первая любовь» — И. Тургенев; «Верный Трезор» -М. Салтыков-Щедрин; «Доходное место» — А. Островский; «Бедные люди» - Ф. Достоевский; «Тупейный художник — Н. Лесков; «Каменный гость» — А. Пушкин; «Обыкновенная история» — И. Гончаров.
3. Правильно названный персонаж — 1 балл автор — 0,5 балла, название произведения балла.
Плюшкин (Н. Гоголь — «Мертвые души».)
Фенечка (И. Тургенев — «Отцы и дети.)
4. По 1 баллу за каждое название произведения; по 0,5 балла — за имя автора.
И. Тургенев — «Отцы и дети», усадьба Одинцовой.
М. Лермонтов — «Герой нашего времени» («Тамань»).
5. За каждое верно названное географическое понятие — 1 балл; за имя автора — 0,5 балла, название произведения — 0,5 балла.
«Кузнец все летел; и вдруг заблестел перед ним Петербург весь в огне. <.> «Прямо ли ехать к царице?» — «Нет, страшно, — подумал кузнец.
- Тут где-то, не знаю, пристали запорожцы, которые проезжали осенью через Диканьку. Они ехали из Сечи с бумагами к царице; все бы таки посоветоваться с ними».
Н. Гоголь — «Ночь перед Рождеством» Вакула отправился из Диканьки в Петербург за черевичками для Оксаны.
<Приехав в Оренбург я прямо явился к генералу... Я подал ему письмо <...> «Ну, батюшка,— сказал он, прочитан письмо... — все будет сделано: ты будешь офицером переведен в полк, и чтоб тебе времени не терять, то завтра же поезжай в Белогорскую крепость < > Там ты будешь на службе стоящей, научишься дисциплине. В Оренбурге тебе делать нечего.
А. Пушкин — «Капитанская дочка»; Петр Гринев направляется к месту службы из симбирской губернии.
6. За название каждого города — по 1,5 балла, за название произведения — по 0,5 балла, за имя втора — по 0,5 балла.
Петербург (Ф. Достоевский — «Преступление и наказание».)
Тамань (М. Лермонтов — «Герой нашего времени»)
Петербург (Н. Гоголь — «Мертвые души».)
7. Оценка: за каждое имя участника дуэли — по 0,5 балла; за название произведения и за автора — по 0,5 балла; за точное воспроизведение сюжетной мотивировки дуэли — по 1 балл за каждое название литературного произведения, котором есть эпизод дуэли, по 0,5 балла.
Печорин и Грушницкий; «Герой нашего времени» М. Лермонтова.
Базаров и Павел Петрович Кирсанов; «Отцы и дети» И. Тургенева.
8. За правильно названный термин — по 2 балла; а каждый пример — по 1 баллу.
Баллада: «Светлана», «Людмила» В. Жуковского; «Песнь о вещем Олеге» А. Пушкина.
Аллегория: басенные герои — аллегорические образы глупости (Осел), хитрости (Лиса), невежества (Свинья).
9. «Акакий Акакиевич изъяснялся большею частью предлогами, наречиями и наконец такими частицами, которые решительно не имеют никакого значения. Если же дело было очень затруднительно, то он даже имел обыкновение совсем не оканчивать фразы, так что весьма часто, начав[ речь словами: «Это, право, совершенно того...» а потом уже и ничего не было, и сам он позабывал, думая, что уже все выговорил».
Мосье Бопре, нанятый учить Петрушу Гринева «.по - французски, по-немецки и всем наукам», по-русски. почти совсем не знал, и единственную его реплику цитирует Савельич: «Мадам, же ву при, водкю».
диалог между героями мог бы выглядеть примерно так:
— Месье...
— Ну, это...
— Же... ву при... водкю...
— Это совершенно того...
Максимальная оценка — З балла.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ- 6 КЛАСС
Фонетика и орфоэпия:
1. Найдите слово, в котором количество звуков и букв совпадает:
Вьюга, агентство, уменьшить, ясный
2. Расставьте ударения в словах:
водопровод, километр, прибыла, из развитых (языков), красивее, звонит
3. В каком слове выделенный согласный произносится твёрдо?
Тире, крем, музей, шинель
4. Сколько мягких согласных звуков в пословице:
Не трудиться – хлеба не добиться?
Словообразование и орфография:
1. Обозначьте корни в однокоренных словах. Обоснуйте свой ответ.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в дальние страны,
А я не хочу улетать.
2. Обозначьте состав слов:
зелень, выносливость, загорались, наладчик, огурчик, заранее, двумястами.
3. Каким способом образованы слова приход, вызов, полёт, переход?
4. Какое слово «лишнее»?
Женитьба, свадьба, косьба, молотьба
Лексика:
1. Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова:
трасса, дискуссия, авеню, маэстро, фиаско, шеф.
2. Замените синонимами устаревшие слова:
чело, ланиты, ветрило, перст, брань, глаголет, брадобрей.
3. Объясните значение данных фразеологизмов, подберите к ним синонимичные фразеологизмы:
на всех парусах, засучив рукава, одного поля ягоды, между двух огней.
Морфология. Синтаксис:
1. Какими частями речи и какими членами предложения являются выделенные слова?
Столовая закрыта. Дайте столовую ложку.
Какой способ словообразования лежит в основе этого задания?
2. В каком словосочетании неправильно выделено главное слово:
читать книгу, в весеннем лесу, наша бригада, бежать по аллее, петь громко.
Пунктуация:
1. Найдите предложение без пунктуационных ошибок:
А. Все любят цирк, и взрослые, и дети.
Б. Всегда учи уроки, и всё у тебя получится.
В. «Сходи за хлебом» - попросила меня мама.
Г. Что пристал ко мне, ты?
Комплексный анализ текста:
Прочитайте текст. Определите его тему, идею. Подберите заголовок. Определите стиль текста. Какие типы речи соединены в данном тексте? Укажите изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения). Выпишите слова с чередующимися корнями, отметьте орфограмму. Найдите и выпишите предложения с пунктуационными ошибками, исправьте их, графически объясните постановку знаков препинания.
Если хочешь понять душу леса найди лесной ручей, и отправляйся его берегом. Я иду берегом своего любимого ручья ранней весной. Вижу, как на мелком месте текущая вода встречает преграду в корнях елей. Ручей журчит и распускает пузыри. Рождаясь, эти пузыри быстро мчатся, лопаются и сбиваются в белопенный ком. Ручей разрастается, ширится. Вода собирается в струйки, будто сжимает мускулы в мучительной борьбе.
Ответы олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по русскому языку - 6 класс
За каждый правильный ответ выставляется 1 балл.
Фонетика и орфоэпия:
1. Вьюга
2. ВодопровОд, киломЕтр, прибылА, из развитЫх (языков), красИвее, звонИт
3. Тире
4. 5
Макс. 9 баллов.
Словообразование и орфография:
1. Летят, перелетные, улетать. (2б)
2. Зелень-, вы-нос-лив-ость-, за-гор-а-л-и-сь, на-лад-чик-, огурч-ик-, за-ран-ее, дв-умя-ст-ами.(7 баллов)
3. бессуффиксным
4. Свадьба
Макс. 11 баллов.
Лексика:
1. Трасса-дорога, дискуссия-спор, авеню-улица, маэстро-музыкант, фиаско-поражение, шеф-начальник.(6 баллов)
2. Чело-лоб, ланиты-щёки, ветрило-парус, перст-палец, брань-битва, глаголет-говорит, брадобрей-парикахер.(7 баллов)
3. на всех парусах (быстро)-со всех ног, засучив рукава (старательно)-не покладая рук, одного поля ягоды (похожи)-два сапога пара или как две капли воды, между двух огней (между двух опасностей)-между Сциллой и Харибдой.(по 2 балла, всего 8 баллов)
Макс. 21 балл.
Морфология. Синтаксис:
1. Столовая (сущ.-подлежащее) закрыта. Дайте столовую (прил.-определение) ложку.
Переход слов из одной части речи в другую (5 баллов)
2. наша бригада
Макс. 6 баллов.
Пунктуация:
- Б.
Макс. 1 балл.
Комплексный анализ текста:
Тема - лесной ручей.
Идея – лесной ручей-душа леса
Стиль – художественный
Тип – повествование и описание
Тропы – олицетворения: душа леса; вода встречает; ручей распускает пузыри; рождаясь, пузыри мчатся
сравнение: будто сжимает мускулы;
эпитеты: белопенный ком, мучительная борьба
Корни с чередованием: разрастается, собирается, сжимает
Предложение с ошибкой – первое. Если хочешь понять душу леса, найди лесной ручей и отправляйся его берегом.
Макс. 15 баллов.
Всего: 63 балла.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе 6 класс
1. Когда (в каком веке) возникла древнерусская литература? С чем это связано?
2. Перечислите роды литературы. Дайте им определение. Какие жанры относятся к каждому роду литературы?
3. Из каких басен извлечена мораль?
а) «Невежи судят точно так:
В чем толку не поймут, то всё у них пустяк».
б) «Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт…»
в) «Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться».
г) «Избави Бог и нас от этаких судей».
д) «Невежда так же в ослепленье
Бранит науки, и ученье,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды».
е) «Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок».
4. В каких трёх сказках, каких писателей царевна засыпает? Что является причиной сна?
5. Какой вид рифмовки в данных текстах? Объясните, почему вы так думаете?
а) «У Лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом…»
б) «Царь с царицею простился,
В путь дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна».
в)«И там я был, и мед я пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел, и кот ученый
Свои мне сказки говорил…»
6. Кто автор этих воспоминаний? О каком произведении идет речь?
«Любопытнее всего было мое свидание с типографией: только что я просунулся в двери, наборщики, завидя меня, давай каждый фыркать и прыскать себе в руку, отворотившись к стенке. Это меня несколько удивило; я к фактору, и он, после нескольких ловких уклонений, наконец сказал, что «штучки, которые изволили прислать из Павловска для печатания, оченно до чрезвычайности забавны и наборщикам принесли большую забаву». Из этого я заключил, что я писатель совершенно во вкусе черни».
7. В названии произведений каких писателей упоминаются профессия, звание или чин героя? Приведите не менее пяти примеров.
8. Приведите по одной строчке из разных стихотворений, в которой употребляется слово море или небо (не менее трех примеров).
9. Сочините стихотворение, используя следующие рифмы:
ясны - напрасны
свободной - безысходной
пустыне – середине
вожатый – объятый
10. Назовите авторов литературных сказок, фамилии которых заключены в кроссворде.
П | Г | Л | |||||||||||||||
Б | А | ||||||||||||||||
А | |||||||||||||||||
М | |||||||||||||||||
Ж | |||||||||||||||||
Вспомните, какие сказки написал каждый из них? Кто из писателей автор сказов?
Ответы олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по литературе 6 класс
- 1 балл за век, 1 балл за объяснение.
Ответ: X век, возникновение связано с принятием христианства на Руси под влиянием потребностей Церкви и государства.
Макс. 2 балла.
- За каждый род литературы 1 балл, за каждое определение рода 1 балл, за каждый жанр 1 балл.
Ответ: три рода литературы: эпос, лирика, драма.
Эпические произведения повествуют о событиях, происходящих с героями произведений. Эпос включает в себя рассказы, повести, романы…
Лирические произведения передают чувства, мысли, переживания человека. Лирика включает в себя стихотворения…
Драматические произведения изображают действия, в которых участвуют герои. Драматические произведения предназначены для постановки на сцене. Драма включает в себя пьесы, сценки…
Макс. 12 баллов.
- За каждое название 1 балл.
Ответы: а) «Петух и жемчужное зерно»; б) «Лебедь, Рак и Щука»; в) «Ларчик»; г) «Осёл и Соловей»; д) «Свинья под дубом»; е) «Ворона и Лисица».
Макс. 6 баллов.
- 1 балл за каждое название сказки, 1 балл за каждого автора, 1 балл за объяснение причины.
Ответы: В.А. Жуковский «Спящая царевна», Ш. Перро «Спящая красавица», А.С. Пушкин, «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». В сказках В.А. Жуковского и Ш. Перро главная героиня засыпает от укола веретеном, в сказке А.С. Пушкина – отведав яблока.
Макс. 7 баллов.
- За правильно определённый вид рифмовки 1 балл + 1 балл за правильное объяснение.
Ответы: а) перекрёстная рифмовка (рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строчки); б) парная рифмовка (рифмуются первая и вторая, третья и четвёртая строчки); в) опоясывающая рифмовка (рифмуются первая и четвёртая, вторая и третья строчки).
Макс. 6 баллов.
- Ответ: Н.В. Гоголь, издание в типографии его сборника «Вечера на хуторе близь Диканьки».
Макс. 2 балла.
7. Ответы: «Смерть чиновника» А.П. Чехов, «Горный мастер» П.П. Бажов, «Чудесный доктор» А.И. Куприн, «Гиперболоид инженера Гарина» А.Н. Толстой, «Песчаная учительница» А.П. Платонов и др.
Макс. 5 баллов.
8.За каждый пример 1 балл + 1 балл за каждое название произведения + 1 балл за каждого автора.
Ответы:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».
Из стихотворения «Зимний вечер» А.С. Пушкина.
«Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет».
Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
«В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря...»
Из «Сказки о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» А.С. Пушкина.
Макс. 9 баллов.
9.По 3 балла за стихотворение
Макс. 9 баллов.
10. За каждого автора 1 балл, за каждую сказку 1 балл, за автора сказа 1 балл.
Ответы: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, П.П. Бажов, Г.Х. Андерсен, В.А. Жуковский, В.М. Гаршин, Погорельский, Аксаков, Маршак С.Я.
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»…
М.Ю. Лермонтов «Ашик – Кериб»…
П.П. Бажов «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка»…
Г.Х. Андерсена «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Снежная королева»…
В.А. Жуковский «Спящая царевна» ", "Сказка о царе Берендее", "Кот в сапогах", "Война мышей и лягушек, "Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке"…
В.М. Гаршин «Attalea princeps», «Лягушка – путешественница»…
А. Погорельский «Чёрная курица , или подземные жители», «Лафертовская маковница»…
Аксаков «Аленький цветочек»…
Маршак С.Я. «Двенадцать месяцев», "Сказка о глупом мышонке", "Сказка об умном мышонке" …
П.П. Бажов – автор сказов.
Макс. 19 баллов.
Всего 77 баллов.
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по русскому языку- 8 класс
- Обозначьте ударный слог в словах.
Завсегдатай, зубчатый, оптовый, обеспечение, христианин, хозяева, торты, пуловер, красивее, каталог, эксперт, квартал, черпать цемент, форзац, жалюзи, втридорога, балованный, верба, коклюш, феерия, углубить, туфля, арахис.
Итого 6 баллов
2. Буква Ё впервые была предложена к употреблению в 1783 году, а активно употребляться стала только с 1795. Кто же впервые предложил Ё к использованию?
А) Е.Дашкова В)ЕкатеринаII
Б)Н.Карамзин Г) В.Тредиаковский
Итого 1 балл
3. В современном русском языке часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Горчичник, булочная, античный, конечно, нарочно, библиотечный, скучно, яичница копеечная.
Укажите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв -ЧН- произносится как:
А) [чн ];
Б) [шн];
В) возможны два варианта произношения [чн - шн].
По 0,5 балла за каждый верный пример.
4. В каких из перечисленных слов пишутся двойные согласные?
Артил…ерия, гал…ерея, драм…атический, гум…анизм, кол…ичество,
кавал…ерия, пьес…а, интел…ект, дрож…и.
Итого 2 балла
- Распределите по столбикам слова, ориентируясь на корневую гласную.
Обезб_ливать, сосредот_чивать, подыт_живать, укор_чивать, зад_бривать, осп_ривать, обусл_вливать, узак_нивать, осв_ивать, усв_ивать, удост_ивать, уполном_чивать.
Итого 3 балла
6. Иногда под одной звуковой оболочкой прячутся похожие друг на друга, как близнецы, разные суффиксы и приставки. Кажется, что суффикс один, но на самом деле их несколько.
Даны слова: горошина, соломина, баранина, домина, толщина, ветрина (ветер), глубина, лососина, осетрина, изюмина, газетина, жемчужина, волчина, величина.
Разделите эти слова на группы, объединенные суффиксом, имеющим одно и то же значение. Определите значение суффикса в каждой группе слов.
Итого 6 баллов
7 Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению: захотеть, вертеть, выбежать, подержать, прочитать, грести?
1 балл
8. .Выпишите все словосочетания из текста, определите виды синтаксической связи в словосочетаниях.
Был вечер. Задувал неприятный ветер, и было холодно… Но сверху снега не шло, и было не очень темно: за облаками вставала луна.
Б.Зайцев
Итого10 баллов
9.Какой смысловой признак положен в основу русских слов Родина и Отечество, английского motherland, немецкого Faterland, испанского patria, французского patrie? Каково семантическое различие между этими словами?
Итого 4 балла
10. Я глядел (во)все стороны ож..дая увид..ть грозные б..ст..оны башни и вал; но (н..)чего (не)видал кроме деревушки окруже(н,нн)ой бревенч..тым забором. 2. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена (полу)занесе(н,нн)ые снегом с другой скривившаяся мельница с лубочными крыльями лениво опущ..(н,нн)ыми. 3. Где(же) крепость? Спросил я с удивлением 4.Да вот она отвечал ..мщик указывая на деревушку и с этим словом мы в нее в..ехали. <… > 5.Я велел ехать к к..м..нданту и через минуту к..битка ост..новилась перед деревя(н,нн)ым дом..ком выстро..(н,нн)..м на высоком месте близ деревя(н,нн)ой(же) церкви.
6. …Я вошел в чистеньк..ю комнатку убра(н,нн)..ю (по)стари(н,нн)ому. 7.В углу стоял шкаф с посудой; на стене в..сел диплом оф..церский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки предст..вляющие взятие Кистрина и Очакова так(же) выбор невесты и погр..бение кота.
1.Назовите автора и произведение, из которого взят отрывок.
2.Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.
3.Из предложения 7 выпишите грамматическую основу.
4.Укажите, какой частью речи является слово (по)стари(н, нн)ому, разберите его по составу.
Макс. 10 баллов
Итого: 49 баллов
Ответы олимпиадных заданий школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по русскому языку- 8 класс
1. ЗавсегдАтай, зубчАтый, оптОвый, обеспЕчение, христианИн, хозЯева, тОрты, пулОвер, красИвее, каталОг, экспЕрт, квартАл, чЕрпать, цемЕнт, фОрзац, жалюзИ, втрИдорога, балОванный, вЕрба, коклЮш, феЕрия, углубИть, тУфля, арАхис.
За одно слова 0,25 балла.
Итого 6 баллов
2. А) 1 балл
3. А) Слова, где произносится [ЧН ] - античный, библиотечный.
Б) Слова, где произносится [ШН] – горчичник, конечно, нарочно, скучно, яичница.
В) Слова, где возможны оба варианта: булочная, копеечная [ЧН] монета, копеечная [ШН] душа.
По 0,5 балла за каждый верный пример.
4. Артиллерия, интеллект, дрожжи.
Итого 2 балла
5. Обезболивать, укорачивать,
сосредоточивать, задабривать,
подытоживать, оспаривать,
обусловливать, осваивать,
узаконивать, усваивать,
уполномочивать, удостаивать,
Итого 3 балла
6. 1) Суффикс обозначает один предмет из ряда одинаковых, который собирательно называет слово без суффикса (ряд горошин составляет кучу гороха) (горошина, соломина, изюмина, жемчужина);
2) -ин- образует от названий животных существительные, обозначающие мясо этих животных (баранина, лососина, осетрина);
3) суффикс имеет увеличительное значение (домина, ветрина, газетина, волчина);
4) значение опредмеченного признака (толщина, глубина, величина).
По 0,5 балла за верно определённую группу + по 1 баллу за верно сформулированное значение суффикса.
Максимальное количество баллов – 6баллов.
7. К первому спряжению относятся глаголы прочитать и грести. Глаголы вертеть и подержать – второго спряжения (так называемые глаголы исключения). Глаголы захотеть и выбежать - разноспрягаемые.
Итого 1 балл
8. Неприятный ветер – согласование;
не шло сверху – примыкание;
не шло снега – управление;
темно не очень – примыкание;
вставала за облаками – управление.
10 баллов – по 1 баллу за каждый правильный ответ; по 1 баллу за верно выписанное словосочетание; по 1 баллу за определение вида связи.
Итого 10 баллов.
9.В основу номинации слова Родина положен признак рождения, материнства; Родина ассоциативно связано с родной землей, природой, народом. Таким же по происхождению является англ. motherland. 2. В основу номинации слова Отечество положен признак отцовства; Отечество ассоциативно связано с государством, верой отцов, культурой. Такими же по происхождению являются немецк. Faterland, исп. patria, франц. patrie.
По 1баллу – за значение, по 1баллу- за объяснение.
Итого 4 балла
10. Я глядел во все стороны, ожидая увидеть грозные бастионы, башни и вал; но ничего не видал, кроме деревушки, окруженной бревенчатым забором. С одной стороны стояли три или четыре скирда сена, полузанесенные снегом, с другой – скривившаяся мельница с лубочными крыльями, лениво опущенными. «Где же крепость?» - спросил я с удивлением. «Да вот она», - отвечал ямщик, указывая на деревушку, и с этим словом мы в нее въехали.<…> Я велел ехать к коменданту, и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком, выстроенным на высоком месте, близ деревянной же церкви.
...Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по – старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота.
1.А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - 2 б.
2.До 5 баллов – по нормам оценки.
3.[стоял шкаф]; [висел диплом]; [красовались картинки]. – 1 б.
4.До 2 б. За верное определение части речи – 1б, за правильный разбор по составу – 1б.
Макс. 10 баллов
Итого: 49 баллов
Предварительный просмотр:
Олимпиадные задания школьного этапа всероссийской олимпиады школьников в 2013-2014 г.
по русскому языку - 10 класс
1. Прочитайте стихотворение. Найдите антонимы. Какова их роль в стихотворном тексте? Выпиши из текста слова с корнем свет-. разберите их по составу. В каком значении употреблено слово река во второй строфе? Сравните слова Великая - великая. Докажите, что это разные слова. Что достигается благодаря использованию этих слов в качестве рифмующихся? Выполните на материале текста разные виды разбора.
Над Соротью
Коротки ночи над Соротью,
Дни световые — длинны.
Неизъяснимою гордостью
Сызнова души полны.
Сороть впадает в Великую.
Встреча их здесь, невдали.
Сороть впадает в великую
Реку народной любви.
Свет предвечерний над Соротью,
Можно побыть в тишине
Наедине с нашей совестью —
С Пушкиным наедине.
Сороть течет, изменяется,
Но неизменен исток.
Снова душа измеряется
Светлостью пушкинских строк.
Век ваш, отмеченный скоростью,
Пристальней стал их читать.
Свет серебрится над Соротью,
Ночь не спешит наступать. (А. Бобров)
2. Прочитайте текст. Определите его тему, основную мысль. Чему он учит? Пользуясь материалами текста, составьте памятку « Что такое культура речи?». Объясните значение слов пустословие, свысока, мимика, эмоциональный, образно, вульгарный, достоинство. Найдите в тексте разные виды сложных предложений. Выпишите их, произведите синтаксический разбор, составьте их схем. Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв. Произведите фонетический разбор этих слов.
Умение ясно выражать свои мысли, умение слушать собеседника — все это, как мы знаем, важные признаки того, что человек обладает культурой речи. Умение говорить просто, без лишних слов, эмоционально и образно достигается не сразу. Следует учиться правильному литературному произношению, Выразительной интонации, владению мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску речи.
Стремись свои мысли выражать кратко, точно и понятно, избегай пустословия, повторения одного и того же.
Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно ясно.
Избегай ненужных слов: «знаете», « понимаете», «так вот», «так сказать», «значит».
Не употребляй вульгарных слов и выражений. Не думай, что, пересыпая речь грубыми словами, ты кажешься взрослее и мужественнее. Напротив, у стоящих людей ты вызовешь лишь брезгливое отношение.
Будь в словах так же вежлив, как и во всем. Словом можно порадовать человека, а можно и глубоко обидеть.
Никогда не давай прозвища и клички товарищам. Это унижает человеческое достоинство, иных больно ранит, заставляет замкнуться в себе.
Уважай своего собеседника; смотри на того, с кем говоришь,— недопустимо во время разговора оглядываться по сторонам, отворачиваться, выражать свое нетерпение подглядыванием на часы.
Не разговаривай с товарищами и взрослыми свысока, тоном, не терпящим возражений и сомнений.
Невежливо полностью завладеть разговором, говорить только о себе (где был, что видел, что переживал).
Не говори быстро и с излишней горячностью. Не старайся перекричать собеседника. Если он говорит громко, ты говори тихо, тогда собеседник тоже перестанет кричать.
Приветливый, доброжелательный тон создаю возможность для взаимопонимания; грубый тон порождает ответную грубость.
Особенно следи за собой, когда говоришь с младшими, они копируют тебя: подражают как в хорошем, так и в дурном. (По книге «Мир детства»)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиадные задания в школе. Методическая разработка.
Использовать в работе на математическом кружке....
Олимпиадные задания для учащихся 5-6-х классов
Задания типичные для районного и городского туров Всероссийской олимпиады. Даны ключи. Распечатайте и используйте этот материал для школьного тура, чтобы лучше подготовить своих учеников к олимпиадам ...
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для внутришкольной олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов Олимпиада по математике 7 класс
ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ для школьного этапа олимпиады ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7 классов....
Олимпиадные задания, задания для Недели русского языка
Интересные,увлекательные задания для любителей русского слова...
Олимпиадные задания, тесты и практические задания
Тестовые, практические задания к олимпиадам по технологии с ответами...
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 8 класса (школьный этап). Задания и ответы....
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы.
Олимпиадные задания по химии для учащихся 9 класса (школьный этап). Задания и ответы....