А.П. Чехов "Толстый и тонкий"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Разработка урока по литературе. 6 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
_ehov_olstii_i_tonkii_rasskaz.rar | 5.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: А.П. Чехов «Толстый и тонкий», рассказ.
Цель: выяснить особенности стиля писателя, мастера слова, детали подтекста; Учить видеть красоту, меткость слова, авторское отношение к лицемерию.
Оборудование: портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказу.
Эпиграф: «Краткость – сестра таланта».
Лаконизм – предельная краткость, сжатость (речи, изложения и т.д.)
Ход урока
1. Введение.
Слово учителя.
Чехов, изумительный мастер лаконичной речи (работа над словом «лаконичный») выразительного емкого штриха, словом, репликой, деталью умел сказать многое.
У Чехова мы учимся меткому и точному слову. Сегодня, анализируя рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий», мы постараемся понять емкость чеховской детали, ее удивительную выразительность, будем как всегда, учиться вчитываться в текст.
2. Основная часть.
Допустим, вы ставите спектакль по этому рассказу и подбираете актеров. Каким, по-вашему, должен быть толстый? Опишите устно его внешность, одежду, походку.
А теперь посмотрим, как описал толстого Чехов: «Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни».
- О чем эта деталь говорит?
«Пахло от него хересом» (сорт крепкого виноградного вина). Одна - две детали – и перед нами состоятельный, богатый человек, довольный жизнью.
- Представьте теперь тонкого, который только что вышел из вагона. Как бы вы его описали?
- А как у Чехова? («Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахнет от него ветчиной и кофейной гущей».) Какие детали здесь наиболее значительные?
(Он навьючен, на спине поклажа, значит, у него нет денег на носильщика. Обвешенный, он жалок. И пахнет от него кофейной гущей – остатки от кофе).
- Какой композиционный прием использует Чехов, рисуя героев? Толстый и тонкий… Найдем синонимы этому противопостановлению, антитезе.
- Богатый и бедный.
- Прочитайте диалог, состоявшийся при встрече бывших школьных друзей…
- Как передает писатель радость этой встречи?
(У толстого короткие предложения с обилием разговорной лексики, слова с уменьшительно-ласкательным суффиксами; у тонкого тоже обилие кратких восклицательных предложений, которые как нельзя лучше передают его чувства). Искренни ли эти чувства? Как Чехов дает нам это понять?
- Прочитайте речь тонкого.
- Как меняется интонация, когда он рассказывает другу о своей жизни?
- Для чего Чехов вводит паузу? Что она передает?
(С сожалением говорит он о своей бедной жизни, но сейчас это не главное! Пауза психологическая, эмоциональная: «Жалованье плохое…ну да, бы с ним!» - не о том хочется ему сейчас, в этот момент говорить).
- Прочитаем ответ толстого.
- Что мы узнаем о его положении в обществе?
- Как, по-вашему мнению, отвечает он на вопросы тонкого? Высокомерно? Просто? Не рисуясь?
- Почему Чехов об этом ничего не говорит нам, читателям?
- Расскажите, что мог чувствовать тонкий, услышав о звании толстого? Опишите, как изменился при этом тонкий: его поведение, поза, внешность.
- Читаем в рассказе… «Тонкий вдруг побледнел, окаменел» говорят нам, читателям? Подберите синонимы к этим глаголам.
- Это «вдруг» передает состояние внезапной перемены. Окаменел – был поражен, как громом, не мог двигаться, замер, застыл, как вкопанный.
За словом – состояние, гамма пережитых чувств: страх, испуг, ужас, шок. Теперь понятно, что «окаменел», этот глагол – метафора – единственно возможное здесь, самое точное слово художника – мастера.
Читаем дальше: «Лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой». Опять метафора, о чем она говорит?
(О неестественности этой улыбки, наигранности поведения тонкого, прилагательные в превосходной степени усиливает эту неестественность). «Сам он съежился, сгорбился, сузился…». Что передает каждый глагол?
- Зачем их так много?
- Почему чемоданы, узлы тоже «съежились, сморщились»? Тонкий теряет дар речи, униженно, подобостряет, но хихикает, тотчас же в его речи появляется раболенно-почтенное – с. Он пытается выражаться красиво, торжественно. Нам стыдно за этого человека, который так унижается, чувствуя себя маленьким, ничтожным по сравнению с толстым.
От языка идем к идее произведения – разоблачение подхалимства и угодничества.
- Читаем у Чехова. «Толстый хотел было возразить что-то». Что,по-вашему, он мог бы возразить?
- Каким словом передает писатель чувства толстого от примыкательства тонкого?
- Рассказ «Толстый и тонкий» был напечатан в журнале «Осколки». Через несколько лет автор включил его сборник «Пестрые рассказы». При этом он внес в рассказ существенные изменения. В журнальной редакции тонкий при встрече с товарищем резко отозвался о новом своем начальнике.
- Он не подозревал, что толстый и есть тот самый начальник. Надувшись, как индейский петух, толстый во время встречи с гимназическим товарищем начинает распекать его.
Но Чехов изменил рассказ. Толстый не является начальником тонкого.
3. Заключение.
- Для чего он это сделал?
- Что можем мы сказать о мастерстве Чехова – писателя?
- Что на ваш взгляд, ему удалось в этом рассказе?
- Можете ли вы сказать, почему эпиграфом к уроку я выбрала этот: Краткость – сестра таланта»?
4. Вывод. Оценка.
5. Домашнее задание: 1) Прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий»
2) Напишите изложение на тему «Встреча толстого и тонкого на
на вокзале».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Восток-дело тонкое"
Презентация к семинару 11 класс по теме: " Типичные виды хозяйственной деятельности в Юго-Западной Азии....
Функции тонкого и толстого кишечника
Урок содержит: - Презентацию. - Тест. Презентация разбита на архивы - извлеч их в одну папку....
Эссе" Тонкое искусство"
Для этого я стараюсь быть для своих учеников наставником: другом, помощником, союзником....
Эссе "Тонкое искусство"
Размышления о том, как стать другом своим ученикам. Была представлена на конкурс эссе "Тонкое искусство" на портале "Продленка."...
Эссе"Тонкое искусство"
Статья о том, каим должен бть учитель современной школы сегодня....
Осторожно! Тонкий лёд!
Наш поселок находится возле реки Илим – знаменитой во всей Сибири. Каждый опасный сезон (осень – весна) в нашей школе проходит месячник Безопасности на льду. С целью профилактики безопасного поведения...
А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...