Сценарий "3 века русской литературы"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) на тему
Окололитературный КВН для старшеклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
3 ВЕКА РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Окололитературный КВН для старшеклассников
Участники: 9 -11 классы
Дата проведения: 11.09.2011
Ведущий. С вашего разрешения, дорогие участники игры и уважаемые зрители, мы отправимся в грандиозное путешествие сквозь пространство и время. Три века отечественной литературы, три ее «лика» мы сможем узреть «здесь и сейчас».
Ведущий запускает символическую «машину времени». На сцене затемнение. Когда зажигается свет, зрители видят танцевальную пару в костюмах, стилизованных под моду XVIII века. Раздаются звуки полонеза, и пара делает соответствующие танцевальные движения
I. «НАМ НИ К ЧЕМУ ОДИЧЕСКИЕ РАТИ»?
«ОХ! БАСНИ - СМЕРТЬ МОЯ!»
Ведущий.
Нет, ты не будешь забвенно,
Столетье безумно и мудро! —
провозгласил А.Н. Радищев и, надо сказать, оказался прав сторицей. Век царедворцев и вольнодумцев. Век крепостничества и Просвещения.
Что век XVIII без державинских и ломоносовских од? А без крыловских басен? То же, что век XX без рок-н-ролла и хард-рока.
(В ходе этого конкурса используются домашние заготовки. Команды заранее, до начала игры, получают задание попробовать свои силы в поэтическом творчестве - сочинить оды или басни (по выбору) шуточного характера. )
Во время состязаний представители команд выходят на сцену и читают получившиеся произведения.
II. «ТЕАТР УЖ ПОЛОН...»
Ведущий. Путешествие в восемнадцатый век продолжается. Теперь нам предстоит оказаться в театре.
Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы...
(А.С. Пушкин.)
Участникам игры предлагается перекинуть «мостик» из театра XVIII века к сценическому искусству нового тысячелетия, осуществив, как сейчас принято говорить, «римэйк» нашумевшей в свое время комедии «Недоросль».
Итак, премьера: «Недоросль-2011».
Команды представляют на суд жюри и зрителей еще одно домашнее задание - мини-спектакли.
Ведущий. Позвольте от души поблагодарить команды. Представление было блистательным. Но время неумолимо бежит вперед. И вот мы уже в XIX веке.
Танцевальная пауза: пара исполняет вальс.
III. КНИЖНАЯ ЛАВКА
Ведущий. XIX век именуют «золотым веком» русской литературы. Сейчас мы проверим, насколько широко и глубоко наши игроки осведомлены в области литературной классики XIX века. Для этого мы отправимся в книжную лавку.
На выставке вы видите известные произведения знаменитых русских писателей XIX века. Все книги в суперобложках, скрывающих подлинные названия и фамилии авторов. На обложках записаны «обновленные» заглавия произведений. Задача игроков — «перевести» эти заголовки с молодежного сленга на язык классики, то есть вернуть книгам их настоящее «имя».
Ребята подходят к выставке. Ведущий дает время, чтобы ознакомиться с книгами. После этого команды высказывают свои версии, делятся догадками.
«Предки и бэби». («Отцы и дети» И.С. Тургенева.)
«Тинэйджер». («Подросток» Ф.М. Достоевского.)
«Записки «чайника». («Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя.)
«Шнобель». («Нос» Н.В. Гоголя.)
«Не в свою тачку не садись». («Не в свои сани не садись» А.Н. Островского.)
«Братья-рэкетиры». («Братья-разбойники» А.С. Пушкина.)
«Мочиловка и залет». («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.)
«Кому на Руси кайф». («Кому на Руси жить хорошо» НА. Некрасова.)
IV. ЛИТЕРАТУРНЫЙ САЛОН
Ведущий. А теперь, господа, приглашаю всех заглянуть в один из модных литературных салонов. Позвольте представить хозяйку. (Далее обращается к хозяйке салона.) Чем порадуете, хозяюшка? Какое «угощение» приготовили нам?
Хозяйка салона. Господа! Нынче новая игра. Фанты и буриме, право же, надоели. Сегодня играем в двустишия.
Ведущий. Позвольте вмешаться, сударыня. Я познакомлю всех присутствующих с правилами игры. Вашему вниманию будет предложена строчка из классического стихотворения. Эту цитату необходимо творчески преломить во второй, уже своей собственной строчке. Например:
По улицам слона водили — (И. Крылов.) На нем рекламу разместили, или
Однажды в студеную зимнюю пору (Н. Некрасов.) Тепло отключили. И дали не скоро.
Хозяйка. Madame! Monsieur! Прошу: включайтесь в игру.
(Раздает «гостям» карточки с записью цитат.)
Ведущий. На выполнение задания — одна минута.
Предложенные цитаты качестве первой строки двустишия?
Я пришел к тебе с приветом... (А. Фет.)
Три девицы под окном... (А. Пушкин.)
Мороз и солнце. День чудесный. (А. Пушкин.)
Я помню чудное мгновенье... (А. Пушкин.)
Как ныне сбирается вещий Олег... (А. Пушкин.)
Скажи-ка, дядя, ведь недаром... (М. Лермонтов.)
Я встретил вас... (Ф. Тютчев.)
Умом Россию не понять... (Ф. Тютчев.)
Вчерашний день часу в шестом... (Н. Некрасов.)
V. КАКОВ ВОПРОС - ТАКОВ ОТВЕТ
Суть задания заключается в следующем. Команды задают друг другу «поэтические» вопросы, заимствуя строки из известных стихотворений. Команде соперников нужно ответить тоже поэтической строкой — только это должна быть цитата из другого произведения. Желательно сделать все так, чтобы на «стыке» цитат родился забавный сверхсмысл. На обдумывание ответа отводится 30 секунд.
Вот примеры вопросов-ответов:
1) Мечты, мечты,
Где ваша сладость? (А.С. Пушкин.)
В пустыне, чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной... (А.С. Пушкин.)
2) Скажи мне, ветка Палестины,
Где ты росла, где ты цвела? (М.Ю. Лермонтов.)
Во глубине сибирских руд... (А.С. Пушкин.)
3) Чего тебе надобно, старче? (А.С. Пушкин.)
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало... (А.А. Фет.)
4) Зачем вы посетили нас
В глуши забытого селенья? (А.С. Пушкин.)
Я тебе ничего не скажу,
Я тебя не встревожу ничуть... (А.А. Фет.)
5) Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна? (А.С. Пушкин.)
И скучно и грустно,
И некому руку подать... (М.Ю. Лермонтов.)
VI. О ЖЕНЩИНЫ!
Ведущий. Женщина во все времена была центром притяжения для писателей и поэтов, композиторов и художников. К ней они обращали свои восхищенные взоры, тщась постигнуть тайну загадочной женской души.
Сейчас вы увидите небольшую инсценировку (она подготовлена ребятами, не участвующими в состязаниях). Мы станем свидетелями «мужского» разговора на «женскую» тему. Диалог представляет собой набор цитат из разных произведений русских писателей-классиков. Задача участников игры - определить, о каких литературных героинях идет речь.
Инсценировка
- Эта княжна... прехорошенькая. У нее такие бархатные глаза, именно бархатные: я тебе советую присвоить это выражение, говоря об ее глазах... Впрочем, кажется, в ее лице только и есть хорошего... А что, у нее зубы белы? Это очень важно! жаль, что она не улыбнулась на твою пышную фразу. (1)
- Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади. (2)
- Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове. <...> Этакое богатое тело! хоть сейчас в анатомический театр. (3)
- Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! <...> Ах, <...> как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то как будто светится.(4)
- Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне. (5)
- Она не удостаивает быть умной. <...> Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать. (6)
- Ого! Самолюбивый стихотворец и скромный любовник! Но послушай дружеского совета: <...> ежели хочешь, чтоб [она] ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег. (7)
(Ответы: 1,2- княжна Мери («Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), 3 - Одинцова («Отцы и дети» И.С. Тургенева ), 4 - Катерина («Гроза» АЛ. Островского), 5 - Ольга Ларина («Евгений Онегин» А.С. Пушкина), 6 - Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстого), 7 - Маша Миронова («Капитанская дочка» А.С. Пушкина).)
VII. ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ!!!
Ведущий. XX век подарил человечеству «восьмое чудо света» - кинематограф. (Специально подготовленный учащийся читает стихотворение О. Мандельштама «Кинематограф».)
Это задание носит характер экспромта. От участников игры требуется «снять» немую киноленту по мотивам известной литературной сказки, например, фильм ужасов - по сказке Л. Толстого «Три медведя», комедию - по сказке В. Гарши-на «Лягушка-путешественница», мелодраму - по сказке Мамина-Сибиряка «Серая шейка».
Пока команды готовятся - танцевальный номер.
VIII. РЕКЛАМНАЯ ПАУЗА
Ведущий. «Реклама - двигатель торговли» - данный афоризм уже успел набить оскомину, но, несмотря на это, следует признать тот факт, что реклама прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Итак, внимание: рекламная пауза!
Команды демонстрируют подготовленные заранее рекламные «ролики» - шуточные мини-спектакли, в которых «рекламируется» произведение какого-либо русского писателя или все его творчество в целом.
По окончании состязаний жюри подводит итоги, чествует победителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новокрестьянские поэты – представители Серебряного века русской литературы. Их трагические судьбы в послереволюционной России. Поэзия Н.Клюева, С.Клычкова, П.Орешина, А.Ширяевца (обзор).
ППоэзия Серебряного века чрезвычайно неоднородна и разнообразна по направлениям , формам, эстетическим устремлениям, по читательскому кругу. Ярким явлением времени была новокрестьянс...

Презентация "Портретная галерея основных представителей «Золотого века» русской литературы"
Золотым веком русской поэзии принято называть первую треть XIX века. Это время стремительного взлета русской литературы. Время Пушкина и Карамзина, Батюшкова и Жуковского, Баратынского и Тютчева....

Андреев Леонид Николаевич - писатель Серебряного века русской литературы
О руском писателе, родоначальнике русского экспрессионизма....

Элективного курса по литературе «Гармония и трагедия Серебряного века русской литературы»
Программа элективного курса «Гармония и трагедия Серебряного века русской литературы» рассчитана на учащихся 11 класса, составляет 34 часа в год. В основе данной программы лежит программа ...

Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...

Презентация "Судьба России в XX веке. Русская литература XX века"
Материал к вводному уроку литературы в 11 классе. Содержит периодизацию русской литературы в XX веке с краткой характеристикой...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...