Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утёс" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Дерендяева Ирина Николаевна

Урок литературы в 5 классе, обучающий анализу лирического текста. На основе можно выстроить как работу в группах, так и использовать как часть  мастерской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lermontov_utyos_analiz_stikhotvoreniya_5_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                           Литература      5 класс.

Тема: М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения.

Цели:  

  1. Познакомить обучающихся с произведением «Утес»;
  2. Начать работу над анализом конструктивных элементов текста, помогающих понять смысл стихотворения;
  3. Развивать самостоятельность мышления; пополнять словарный запас;
  4. Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.

             Ход урока:

        I   Вступительное слово учителя. Сообщение целей и задач урока.

        Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать самостоятельную работу по анализу этого стихотворения.

       II   Основная часть.  

  1. Выразительное чтение учителем текста  (Текст записан на доске).

а) устное рисование (Закроем глаза и представим картину, появляющуюся в нашем сознании)

  - выслушиваем ответы.

б) коллективная работа под руководством учителя (Записи оформляются в тетради и на доске.

   - каково настроение этого текста (Грустное, печальное …).

          2.   Анализ произведения.

                а) Фонетика – Найдите повторяющиеся гласные; а, о. Какова их    роль? Создают плавный, неспешный, неторопливый ритм.

        Есть ли рифма? Какие слова рифмуются?

          Золотая - играя;  рано – великана …

            Перед нами опоясанная рифма. Вспомним схему данной рифмовки  

                          А

                          В

                          В

                          А

             Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения?

                б) Какова роль согласных звуков?

            Перечислите повторяющиеся р, л, в. Перед нами аллитерация – повтор согласных звуков. Именно повтор сонорных согласных позволяет ярко, образно представить картину, помогает обратить внимание на наиболее важные слова.    

                в) Какие образы предстают?

              Тучка, утес.

          Почему говоря о тучке, автор использует уменьшительно – ласкательный суффикс К?

  1. Лексика.
  • Найдите эпитеты в тексте, (тучка золотая, влажный след…). Какова их роль?
  • Олицетворения (он стоит, задумался, плачет, она умчалась).

               

  1. Морфология.

                Какая часть речи наиболее значима в данном тексте?

                Глагол (глагол со значением движения…)

                Но почему о тучке говориться в прошедшем времени, а об утесе в настоящем?  

                   Найдем слова и выражения, характеризующие утес и тучку.  

             Утес                                                                 Тучка

 Стоит одиноко, задумался                                умчалась, ночевала,                                                          

    глубоко, плачет тихонько.                                   весело играя

     (почему не тихо?)

                Сделаем выводы: о ком так можно сказать?

                    Вводим термин образы – символы.

     III    Заполнение таблицы.

       

Вопросы

Наблюдения

Выводы

1.Каково настроение произведения

2. Фонетика

Примеры

Звукописи.

Какие слова рифмуются?

3. Лексика

а) эпитеты

б) олицетворения

4. Морфология

Почему много глаголов со значением движения?

5. Синтаксис.

Из скольких предложений состоит?

        Тучка  

        Утес  

Золотая

Утеса

Великана

Рано, лазури    

Умчалась,

ночевала

Из 2. В 1 говорится о тучке, а в конце об одиноком утесе.

Во 2 предложении говорится о том, что происходит с утесом после…  

Радостное, игривое, грустное, печальное

Утесу  одиноко, больно, грустно. Он печален.

IV  Подведение итогов работы. Проверка заполнения таблицы с материалами для наблюдения.

V   Д/З. написать анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как писать сочинение анализ стихотворения в 5-6 классах.

Проект предназначен для помощи учителю, ученикам и родителям (для самостоятельной работы) в написании сочинения по анализу стихотворения в 5-6 классах....

Анализ стихотворения в 5-6 классе

Анализ стихотворения в 5-6 классе...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...

Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."

В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...