Анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Утёс" 5 класс
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок литературы в 5 классе, обучающий анализу лирического текста. На основе можно выстроить как работу в группах, так и использовать как часть мастерской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lermontov_utyos_analiz_stikhotvoreniya_5_klass.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Литература 5 класс.
Тема: М. Ю. Лермонтов «Утес» Анализ лирического стихотворения.
Цели:
- Познакомить обучающихся с произведением «Утес»;
- Начать работу над анализом конструктивных элементов текста, помогающих понять смысл стихотворения;
- Развивать самостоятельность мышления; пополнять словарный запас;
- Воспитывать умение самостоятельного анализа лирического произведения.
Ход урока:
I Вступительное слово учителя. Сообщение целей и задач урока.
Сегодня мы с вами выступим в роли исследователей, а объектом для исследования выступит текст М. Ю. Лермонтова «Утес». С творчеством этого замечательного поэта мы уже знакомы, и после нашей коллективной работы вам дома предстоит написать самостоятельную работу по анализу этого стихотворения.
II Основная часть.
- Выразительное чтение учителем текста (Текст записан на доске).
а) устное рисование (Закроем глаза и представим картину, появляющуюся в нашем сознании)
- выслушиваем ответы.
б) коллективная работа под руководством учителя (Записи оформляются в тетради и на доске.
- каково настроение этого текста (Грустное, печальное …).
2. Анализ произведения.
а) Фонетика – Найдите повторяющиеся гласные; а, о. Какова их роль? Создают плавный, неспешный, неторопливый ритм.
Есть ли рифма? Какие слова рифмуются?
Золотая - играя; рано – великана …
Перед нами опоясанная рифма. Вспомним схему данной рифмовки
А
В
В
А
Объясните, почему сбивается ритм в конце первого предложения?
б) Какова роль согласных звуков?
Перечислите повторяющиеся р, л, в. Перед нами аллитерация – повтор согласных звуков. Именно повтор сонорных согласных позволяет ярко, образно представить картину, помогает обратить внимание на наиболее важные слова.
в) Какие образы предстают?
Тучка, утес.
Почему говоря о тучке, автор использует уменьшительно – ласкательный суффикс К?
- Лексика.
- Найдите эпитеты в тексте, (тучка золотая, влажный след…). Какова их роль?
- Олицетворения (он стоит, задумался, плачет, она умчалась).
- Морфология.
Какая часть речи наиболее значима в данном тексте?
Глагол (глагол со значением движения…)
Но почему о тучке говориться в прошедшем времени, а об утесе в настоящем?
Найдем слова и выражения, характеризующие утес и тучку.
Утес Тучка
Стоит одиноко, задумался умчалась, ночевала,
глубоко, плачет тихонько. весело играя
(почему не тихо?)
Сделаем выводы: о ком так можно сказать?
Вводим термин образы – символы.
III Заполнение таблицы.
Вопросы | Наблюдения | Выводы |
1.Каково настроение произведения 2. Фонетика Примеры Звукописи. Какие слова рифмуются? 3. Лексика а) эпитеты б) олицетворения 4. Морфология Почему много глаголов со значением движения? 5. Синтаксис. Из скольких предложений состоит? | Тучка Утес Золотая Утеса Великана Рано, лазури Умчалась, ночевала Из 2. В 1 говорится о тучке, а в конце об одиноком утесе. Во 2 предложении говорится о том, что происходит с утесом после… | Радостное, игривое, грустное, печальное Утесу одиноко, больно, грустно. Он печален. |
IV Подведение итогов работы. Проверка заполнения таблицы с материалами для наблюдения.
V Д/З. написать анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Утес».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерская "Сравнительный анализ стихотворения "Молчание" Ф.И.Тютчева и одноимённого стихотворения О.Э.Мандельштама
Мастерская для 11 кл....
Как писать сочинение анализ стихотворения в 5-6 классах.
Проект предназначен для помощи учителю, ученикам и родителям (для самостоятельной работы) в написании сочинения по анализу стихотворения в 5-6 классах....
Анализ стихотворения в 5-6 классе
Анализ стихотворения в 5-6 классе...
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...
М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.
Данная разработка урока предназначена для учителей русского языка и литературы. Она поможет провести урок по теме "Стихотворение "Бородино""...
Поэт и власть. Анализ стихотворения «Анчар» (по статье Ю.М. Лотмана «Анализ стихотворения Пушкина «Анчар»)
Анализ стихотворения "Анчар"...
Методическая разработка по литературе (технологическая карта) 6 класс "Антитеза как основной композиционный приём в стихотворениях М.Ю. Лермонтова. Особенности выражения темы одиночества. Обучение анализу стихотворения."
В методической разработке представлены материалы, соответствующие новому стандарту ФГОС. В работе Вы сможете найти сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова, теоретико-литературные понятия...