Олимпиада по литературе
материал по литературе (9 класс) по теме

Раевская Елена Викторовна

Представлены задания олимпиады по литературе внутришкольного и муниципального уровней

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_po_literature.docx39.97 КБ

Предварительный просмотр:

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

                                                         9 КЛАСС

                              Вариант 1

  1. Знание текстов художественных произведений
  1. О ком это говорится? Назовите героя (героиню), автора и название произведения.
  1. Привычка усладила горе,

Неотразимое ничем;

Открытие большое вскоре

Ее утешило совсем.

Она меж делом и досугом

Открыла тайну, как супругом

 Самодержавно управлять,

И все тогда пошло на стать.

                 Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

                    Вела расходы, брила лбы,

                   Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь –

 Все это мужа не спросясь.

  1. Конечно нет в нем этого ума,

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивит,

Который свет ругает наповал,

Чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал;

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

  1. Ему, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего, он в один миг мог вымерять всю опасность и все положение дела, тут же мог найти средство, как уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть ее. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепостью дышало его тело, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва.
  1. Из каких произведений эти герои? Кто их автор?
  1. Очумелов.

Б) Дефорж.

  1. Наталья Савишна.

Г) Алина, бабушка Акулина Ивановна.

Д) Княгиня Волконская.

  1. Вспомните фразеологизмы, пришедшие из мифов Древней  Греции.
  2. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенных ниже отрывках из текстов.
  1. В тридцати верстах от *** находится село, принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Елизаветы Петровны за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова. Рукопись Петра Андреевича Гринева доставлена была нам от одного из его внуков, который узнал, что мы заняты были трудом, относящимся к временам, описанным его дедом. (А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»)
  2. Ты слушать заповедь мою

Сюда пришел, благодарю.

Все лучше перед кем-нибудь

 Словами облегчить мне грудь,

Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать, -

 А душу можно ль рассказать?

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»

  1. Знание истории литературы
  1. Назовите сборник, в который Н.В. Гоголь включил свое произведение «Майская ночь, или Утопленница».
  2. Что связывает Черную речку и гору Машук?

  1. Знание теории литературы
  1. Назовите жанр произведений:
  1. Н.А. Некрасов, «Дедушка».

Б) Н.М. Карамзин, «Марфа Посадница».

  1. А.С. Пушкин, «Арап Петра Великого».

Г) В.А. Жуковский, «Лесной царь».

Д) Д.И. Фонвизин, «Недоросль».

  1. Что такое аллитерация? Дайте определение этому понятию и приведите пример.
  1. Анализ эпизода

Прочитайте фрагмент из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Объясните смысл, художественное своеобразие и роль этого эпизода в произведении.

Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.

Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне... Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, - говорит она мне, — отец болен, при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели, матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал: он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» - «Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит...». Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны.

Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах...Страшный мужик ласково меня окликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение...». Ужас и недоумение овладели мною...в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич держал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь, приехали».

                              Вариант 2

I. Знание текстов художественных произведений

  1. Пейзажные зарисовки в художественном произведении играют немаловажную роль. Перед вами - несколько из них. Укажите автора, название художественного произведения, откуда приведена цитата.
  1. Я ушел поздно. Въехавши на середину Рейна, я попросил перевозчика пустить лодку вниз по течению <...> Глядя кругом, чувствуя, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство па сердце <...> поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке <...>, но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду...

Шепот ветра в моих ушах, тихое журчание воды за кормою меня раздражали, и свежее дыхание волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков...

  1. Море огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд. Кажется, что небо все ниже наклоняется над морем, желая понять то, о чем шепчут неугомонные волны, сонно вползая на берег.
  2. ... заря алая подымается;

Разметала кудри золотистые,

Умывается снегами рассыпчатыми,

Как красавица, глядя в зеркальце,

В небо чистое смотрит, улыбается.

Уж зачем ты, заря алая, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

  1. Каждый образ комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» отражает в себе конкретно-историческую сущность реальных общественных типов своей эпохи. Соотнесите образцы речи с действующими лицами комедии.
  1. А наши старички?? - Как их возьмет задор,

Засудят об делах, что слово - приговор...

Не то, чтоб новизны вводили, - никогда,

Спаси нас боже!.. Нет. А придерутся

К тому, к сему, а чаще ни к чему,

Поспорят, пошумят, и... разойдутся.

  1.              Чтобы чины давать - есть многие каналы.

Я князъ-Григорию и вам Фельдфебеля в Вольтеры дам...

  1.              Зови меня вандалом,

Я это имя заслужил.

Людьми пустыми дорожил!..

  1. А? хм? И-хм?
  2.               Что мне молва?

Вы знаете, что я собой не дорожу.

  1. Велите ж мне в огонь: пойду, как на обед.
  1. Кто автор этого стихотворения?
  1. На холмах Грузии лежит ночная мгла;

          Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

          Печаль моя полна тобою,

        Тобой, одной тобой...

        Унынья моего

       Ничто не мучит, не тревожит,

И сердце вновь горит и любит - оттого,

Что не любить оно не может.

  1. Есть в осени первоначальной

 Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто все - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

 Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко еще до первых зимних бурь —

        И льется чистая и теплая лазурь

        На отдыхающее поле...

  1. Помните ли вы...
  1. Как называлось орудие наказания в рассказе JI.H. Толстого «После бала»?

Б) Сколько дней отсутствовал лермонтовский Мцыри в монастыре?

  1. В каком чине был гоголевский Хлестаков?

Г)        Я вторую, брат, войну

На веку воюю...

В какой еще войне, кроме Великой Отечественной, участвовал Василий Теркин?

  1. Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенных ниже щ рывках. Объясните значение найденного слова.
  1. Парубки шалили и бесились вволю. Часто между частушками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же успел сложить кто-нибудь из молодых козаков. То вдруг один из толпы в место частушки отпускал щедровку и ревел во все горло. (Н. В. Гоголь,. «Ночь перед Рождеством»)
  1. И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

                      Сверкнул за строем строй.

                      Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю. Лермонтов, «Бородино»

  1. Знание истории литературы
  1. Кого можно отнести к поэтам «пушкинской плеяды»?
  2. Прочтите стихотворение А.С. Пушкина и расшифруйте дату: какому событию оно посвящено?

Бог помочь вам, друзья мои,

                      В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

                     В краю чужом, в пустынном море,

И в мрачных пропастях земли!

19 октября 1827 г.

  1. Прочтите строки, навеянные любовным чувством В.А. Жуковского к некой молодой особе:

           Мой друг, хранитель-ангел мой,

О        ты, с которой нет сравненья,

Люблю тебя, дышу тобой;

Но где для страсти выраженья?

Назовите имя девушки, которая была «ангелом-хранителем»

В.А. Жуковского.

  1. Знание теории литературы
  1. Укажите художественный прием, используемый Ф.И. Тютчевым в стихотворении:

Еще природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну послышала она

И ей печально улыбнулась...

  1.         Напишите словарную статью «Постоянный эпитет», предна знаменную для словаря юного литературоведа. Приведите примеры употребления постоянных эпитетов.
  2. К какому идейно-эстетическому направлению в литературе принадлежит «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина?
  1. Анализ эпического произведения

                                                      Утро

Самое лучшее в мире - смотреть, как рождается день!

В небе вспыхнул первый луч солнца - ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор и трещины камней, прячется в густой листве деревьев, в кружевах травы, окропленной росою, а вершины горы улыбаются ласковой улыбкой - точно говорят мягкими тенями ночи:

  • Не бойтесь — это солнце!

Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю, кланяются и поют:

  • Приветствуем вас, владыки мира!

Доброе солнце смеется: эти волны всю ночь, играя, кружились, кружились, и теперь они такие растрепанные, их зеленые одежды измяты, бархатные шлейфы спутаны.

-Добрый день! - говорит солнце, поднимаясь над морем. - Добрый день, красавицы! Но - довольно, тише! Детям невозможно будет купаться, если вы не перестанете так высоко прыгать! Надо, чтобы всем на земле было хорошо, не правда ли?

Из трещин камней выбегают зеленые ящерицы и, мигая сонными глазками, говорят друг дружке:

  • Сегодня будет жарко!

В жаркий день -мухи летают лениво, ящерицам легко ловить и есть их, а съесть хорошую муху - это так приятно! Ящерицы - отчаянные лакомки.

Отягощенные росою, шаловливо покачиваются цветы, точно дразнят и говорят:

-Напишите-ка, сударь, о том, как мы красивы утром, в уборе росы! Напишите-ка словами маленькие портреты цветов. Попробуйте, это легко —мы такие простые...

Хитрые штучки они! Превосходно знают, что невозможно человеку описать словами их милую красоту, и - смеются!

Сняв почтительно шляпу, я говорю им:

Вы очень любезны! Благодарю вас за честь, но у меня сегодня нет  времени. Потом, может быть...

Они гордо улыбаются, потягиваясь к солнцу, его лучи горят в каплях росы, осыпая лепестки и листья блеском бриллиантов.

А над ними уже кружатся золотые пчелы и осы, жадно пьют

сладкий мед, и в теплом воздухе льется их густая песня:

Благословенно солнце - Радостный источник жизни!

Благословенна работа - Для красоты земли!

Проснулись красногрудые малиновки; стоят, покачиваясь на тонких ножках, и тоже поют свою песню тихой радости — птицы лучше людей знают, как это хорошо - жить на земле! Малиновки всегда первые встречают солнце; в далекой холодной России их называют «зарянками» за то, что перья на грудках этих птичек окрашены в цвет утренней зари. В кустах прыгают веселые чижи, - серенькие с желтым, они похожи на уличных детей, такие же озорники и так же неустанно кричат.

Гоняясь за мошками, мелькают ласточки и стрижи, точно черные стрелы, и звенят радостно и счастливо, — хорошо иметь быстрые, легкие крылья!

Вздрагивают ветви пиний (итальянская сосна, ветви которой имеют форму зонта) - пинии похожи на огромные чаши, и кажется, что они налиты светом солнца, как золотистым вином.

Просыпаются люди, те, для которых вся жизнь - труд; просыпаются те, кто всю жизнь украшают, обогащают землю, но — от рождения до смерти остаются бедняками.

  • Почему?

Ты узнаешь об этом потом, если, конечно, захочешь узнать,

пока -умей любить солнце, источник всех радостей, и будь весел, добр, как для всех одинаково доброе солнце.

Проснулись люди, и вот они идут на свои поля, к своему труду, - солнце смотрит на них и улыбается: оно лучше всех знает, сколько сделано людьми доброго на земле, оно, когда-то, видело ее пустынной, а ныне вся земля покрыта великой работой людей — наших отцов, дедов, прадедов...

Ах, они превосходно работали, наши предки, есть за что любить и уважать великую работу, сделанную ими всюду вокруг нас!..

На изгородях полей рдеют розы, и всюду смеются цветы, многие из них уже увядают, но все смотрят в синее небо, на золотое солнце; шелестят их бархатные лепестки, источая сладкий запах и в воздухе, голубом, теплом, полном благоуханий, тихо несется ласковая песня:

То, что красиво, - красиво,

Даже когда увядает;

То, что мы любим, - мы любим,

Даже когда умираем...

                 День пришел!

Добрый день, дети, и пусть в жизни вашей будет множество добрых дней!

Я скучно написал это?

Ничего не поделаешь: когда ребенку минет сорок лет - он становится немножко скучен.

(М. Горький)

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ОЛИМПИАД ПО ЛИТЕРАТУРЕ

                                               9 КЛАСС

Вариант 1

1.Знание текстов художественных произведений

  1. 0 матери Татьяны Лариной (А.С. Пушкин, «Евгений Онегин»). 2) О Молчалине (А.С. Грибоедов, «Горе от ума»), 3) Об Остапе (Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба»),

Оценка: за героя - 0,5 балла; за автора - 0,5; за название произведения - 0,5.

  1. А) А.П. Чехов, «Хамелеон». Б) А.С. Пушкин, «Дубровский». В) Л.Н. Толстой, «Детство». Г) А.М. Горький, «Детство». Д) Н.А. Некрасов, «Русские женщины».

Оценка: за автора - 0,5 балла; за название произведения - 0,5.

  1. Авгиевы конюшни, между Сциллой и Харибдой, яблоко раздора, нить Ариадны, прокрустово ложе, ящик Пандоры, ахиллесова пята, рог изобилия и т. д.

Оценка: по 1 баллу, максимум - 5 баллов.

4. 1) Вместо «Елизаветы Петровны» должно быть «Екатерины II».

2) Вместо «заповедь» должно быть «исповедь».

Оценка: по 1 баллу за верно  найденную ошибку.

  1. Знание истории литературы
  1. «Вечера на хуторе близ Диканьки».
  2. Черная речка и гора Машук - места дуэлей Пушкина и Лермонтова.

Оценка: по 1 баллу.

  1. Знание теории литературы
  1. А) Поэма. Б) Повесть. В) Роман. Г) Баллада. Д) Комедия.

 Оценка: по 1 баллу.

  1. Аллитерация - повторение однородных согласных, придающее стиху особую выразительность и подчеркивающее его смысл:

Шипенье пенится бокалов

И пунша пламень голубой...

А. С. Пушкин

Оценка: за определение - 1 балл; за пример — 1 балл.

  1. Анализ эпизода

 Оценка: до 10 баллов.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ: 35,5.

Вариант 2

  1. Знание текстов художественных произведений
  1. И.С.Тургенев, «Ася». 2) М. Горький, «Песня о Соколе».
  1. М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Оценка: за автора - 0,5 балла; за название произведения -

  1. 5 балла.
  1. Фамусов. 2) Скалозуб. 3) Репетилов. 4) Князь Тугоуховский. 5) Софья. 6) Чацкий.

Оценка: по 0,5 балла за каждый правильный ответ.

  1. 1) А.С. Пушкин. 2) Ф.И. Тютчев.

Оценка: по 1 баллу.

  1. А) Шпицрутены. Б) Три дня. В) Коллежский регистратор. Г) В советско-финляндской войне (1939-1940).

Оценка: по 1 баллу.

  1. 1) Вместо «частушки» должно быть «колядки».

Колядки песни, исполняемые во время обряда колядования.

  1. Вместо «братом» должно быть «хватом».

Хват - бойкий, полный молодечества человек.

Оценка: за найденную ошибку - 1 балл; за объяснение - 1 балл.

  1. Знание истории литературы
  1. К.Н. Батюшков, Е.А. Баратынский, П. А. Вяземский, А. А. Дельвиг, Д.В. Давыдов.

За каждую фамилию по 1 баллу, максимум - 5 баллов.

  1. Стихотворение посвящено 10-летию окончания Лицея.

Оценка: 2 балла.

  1. Мария Протасова, племянница В.А. Жуковского.

Оценка: 2 балла.

  1. Знание теории литературы
  1. Олицетворение.

Оценка: за правильно названный прием - 1 балл.

  1. Постоянный эпитет - устойчивое в фольклоре образно-поэтическое определение предмета или явления, выраженное преимущественно прилагательными, например: поле «чистое», леса «темные», пески «желтые», луга «зеленые», «красная» девица, «добрый» молодец и др. Эпитет в народной поэзии, как правило, определяет предмет с точки зрения воплощения в нем высшего качества или совершенства.

Оценка: за определение - 2 балла; примеры - 1 балл.

  1. Сентиментализм.

Оценка: 1 балл.

  1. Анализ эпического произведения

В анализе эпического произведения учитывается глубина, полнота, степень раскрытия темы, оригинальность работы.

Оценка: до 30 баллов.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ: максимум 60.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Олимпиада по литературе 10 класс

Олимпиада по литературе 10 класс...

Школьный тур олимпиады по литературе 7 класс

В работе представлены вопросы и ответы  по литературе для проведения школьного тура олимпиады 7 класс...