История любви
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обломов, познакомившись с Ольгой, обратил внимание на ее красоту: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом». Когда же Обломов услышал ее пение, в его сердце пробудилась любовь: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» Пение потрясает героя: душа узнала родную душу при первых звуках. Жажда жизни и любви, звучавшая в голосе Ольги, отозвалась в душе Ильи Ильича. За гармоничной внешностью он ощутил прекрасную душу, способную на глубокие чувства. Знакомство с Ольгой, ее пение, восторг Обломова.
В следующий раз, когда Ольга и Обломов остались вдвоем, Илья попросил девушку спеть. «Боже мой, что слышалось в этом пении! Надежды, неясная боязнь гроз, самые грозы, порывы счастия - все звучало, не в песне, а в ее голосе... И в Обломове играла такая же жизнь; ему казалось, что он живет и чувствует все это - не час, не два, а целые годы... Оба они, снаружи неподвижные, разрывались внутренним огнем, дрожали одиноким трепетом; в глазах стояли слезы, вызванные одиноким настроением... - Как глубоко вы чувствуете музыку!.. - сказала Ольга. - Нет, я чувствую... не музыку... а... любовь! - тихо ответил Обломов. Она мгновенно оставила его руку и изменилась в лице. Ее взгляд встретился с его взглядом, устремленным на нее: взгляд этот был неподвижный, почти безумный; им глядел не Обломов, а страсть. Ольга поняла, что у него слово вырвалось, что он не властен в нем и что оно - истина». Признание в любви
С сиренью повсеместно связaн обычaй "искaть счaстья«.С другой стороны , принести в дом сирень - к несчaстью. Не случaйно Илья Ильич, видимо, слышaвший это поверье, нa приглaшение Ольги понюхaть, "кaк хорошо пaхнет" сорвaннaя ею сирень, понaчaлу сопротивляется: "А вот лaндыши! Постойте! Я нaрву <…> те лучше пaхнут… А сирень все около домов рaстет, ветки тaк и лезут в окнa, зaпaх приторный» . Любовь, нaчaвшaяся с ветки сирени, не моглa быть счaстливой. Н. В. Золотницкий в книге "Цветы в легендaх и предaниях" пишет: "Нa Востоке, откудa <…> и происходит сирень, онa служит эмблемой грустного рaсстaвaния, и потому влюбленный вручaет ее возлюбленной лишь тогдa, когдa они рaсходятся и рaсстaются нaвсегдa". Это восприятие сирени передaлось и зaпaдноевропейской культуре. В ромaне "Обломов" сирень олицетворялa "цвет жизни", весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но, незaвисимо от нaмерений сaмой девушки, веткa сирени, протянутaя Ольгой Обломову, в точности исполнилa свое роковое преднaзнaчение. Встречи в парке. Ветка сирени.
Впервые в кaчестве предвестникa неизбежного рaзрывa между глaвными героями ромaнa сирень "возникaет в тягостных рaзмышлениях Обломовa, встретившего в ответ нa мольбу о поцелуе решительный отпор Ольги. "Боже! Сирени поблекли, - думaл он, глядя нa висящие сирени, - вчерa поблекло, письмо тоже поблекло, и этот миг, лучший в моей жизни, когдa женщинa в первый рaз скaзaлa мне, кaк голос с небa, что есть во мне хорошего, и он поблек!..» Нaступит время, когдa предчувствие героя опрaвдaется. Порывaя с Обломовым, Ольгa говорит: "Я плaчу не о будущем, a о прошедшем <…> оно "поблекло, отошло"… Не я плaчу, воспоминaния плaчут!.. Лето… пaрк… помнишь? Мне жaль нaшей aллеи, сирени… Это все приросло к сердцу, больно отрывaть!..« В конце ромaнa этот символический обрaз возникaет в описaнии последнего приютa героя "между кустов, в зaтишье. Ветки сирени, посaженные дружеской рукой, дремлют нaд могилой, дa безмятежно пaхнет полынь».
В романе «Обломов» есть эпизод, в котором главный герой пишет письмо своей возлюбленной.Он хочет разорвать их отношения, отказаться от Ольги Ильинской. Для Обломова любовь – это болезнь, неестественное состояние. И поэтому он считает, что необходимо болезнь вылечить. Лучше расстаться с любимой женщиной в самом начале их отношений, иначе потом для него это сделать будет очень трудно, так как «любовь делает неимоверные успехи, это душевный антонов огонь». Ольга Ильинская для Обломова недосягаемый идеал, ангел в плоти. Он не верит в то, что она его действительно любит, скорее это лишь жалость: «Вы ошиблись, перед вами не тот, кого вы ждали, о ком мечтали». Письмо возлюбленной
Женитьбу на Ольге Ильинской Обломов считает ошибкой, ненужной обузой и для нее самой. Он не хочет эгоистично владеть этой женщиной. Ведь если спустя какое то время она встретит более достойного мужчину, то уже не сможет остаться с Обломовым: «Погодите, он придет, и тогда вы очнетесь, вам будет досадно и стыдно за свою ошибку, а мне эта досада и стыд сделают боль». Он не хочет загубить и ее жизнь, так как загубил свою. И в то же время Обломов не в силах подняться с дивана, сбросить халат и окунуться в бурю страстей, изменить свою жизнь. Прощаясь с Ольгой в письме, отказываясь от нее, Обломов считает, что избавляет любимую женщину от непосильного бремени и так будет лучше для них обоих. «Прощайте ангел, улетайте скорее, как испуганная птичка улетает с ветки, где села ошибкой, так же легко, бодро и весело, как она с той ветки, на которую села невзначай!». Письмо Обломов пишет на одном дыхании, и после того, как его закончил, почувствовал облегчение. «Будто бы сбыл груз души в письмо». В сюжетном плане романа этот эпизод показывает, что главный герой не способен совершать решительные поступки, не в силах изменить свою жизнь.
Чтобы избежать неловкого разговора, Обломов решает отложить свидание со среды на воскресенье, когда у Ильинских будет много людей. А тут Ольга пишет ему письмо с приглашением на свидание в Летнем саду. Обломов боится встречи с ней наедине. И тут же замечает: «И в самый обед, нашла время!» - думал он, направляясь не без лени, к Летнему саду». «Не без лени»! Где же прежнее счастливое ожидание каждой встречи, когда образ Ольги с утра до ночи был в воображении Обломова? Теперь возникает ощущение, что он тяготится их отношением. Он не отвечает радостному приветствию Ольги, его беспокоят вопросы: почему она одна и как ему вести себя с ней. Он боится знакомых. Еще две недели назад он сам порывался рассказать тете об их отношениях, а сейчас, когда Ольга сама предложила ему это, он пошел на попятный. А как же приготовления? Нет, надо дождаться письма из деревни, определиться со сроком свадьбы. Свидание в летнем саду
И Ольга бросает ему в лицо: «…вижу только, что ты трус». Она не боится намеков, готова всем объявить об их помолвке, но Обломова гнетет страх перед хлопотами, перед неизвестностью, перед будущим. Он слишком осторожен. «Ах, боже мой, до чего дошло! Какой камень вдруг упал на меня!» Любовь – камень? Ольга – камень?
Разлив Невы, снятые мосты – серьезное препятствие, чтобы отложить визиты к Ольге. Мост, прекративший их свидания, символизирует, что между действительностью и идеалом лежит бездна, через которую еще не найден мост, «да едва ли и построится когда» Разлив Невы
Обломов спешит к Ольге, предчувствуя тяжелый разговор. «Боже мой! Когда это кончится? А Ольга будет торопить: сегодня, завтра. Она так настойчива, непреклонна! Ее трудно убедить…». Обломов понимает, что их отношениям наступает конец. У их любви нет будущего, только прошлое. Ольга говорит: «Я плачу не о будущем, а о прошедшем…». Обломов просит ее: «Ольга, за что ты терзаешь себя? Ты меня любишь, ты не перенесешь разлуки! Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего». Но Ольга не может принять его таким, какой он есть. Она любила в нем свою мечту, она вознамерилась покончить с его «вялым и дряблым существованием». Ольга хотела стать смыслом и целью его жизни, она деспотически проявляла свою волю, напоминая о его обязанностях, заставляя работать его ум, пытаясь пробудить в нем деятельность. «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова!» Разрыв Обломова с Ольгой
Обломов не может измениться. Таким он родился, вернее, таким его воспитала среда. Он прекрасно понимает, насколько несчастна его судьба. «Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня!» - говорит он всем своим видом. На трагические вопросы Ольги: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден…и…гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» - Обломов с горечью отвечает: «Есть… Обломовщина! – прошептал он, потом взял ее руку, хотел поцеловать, но не мог, только прижал крепко к губам, и горячие слезы закапали ей на пальцы».
http://lit.1september.ru/article.php?ID http://konve.clan.su/news/kratkoe_soderzhanie_oblomov_i_a_goncharov/2013-07-05-36 http://www.rulit.net/books/roman-i-a-goncharova-oblomov-putevoditel-po-tekstu-read-260347-17.html http://vsekratko.ru/sochinenie/goncharov/oblomov_46/ http://literaturnaya-stranichka.ru/analysis/oblomov/?page=17 http://synergos.ucoz.de/blog/razryv_ http://literaturnaya-stranichka.ru/analysis/oblomov/?page=21 http://omop.su/1360177.html Интернет – ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Истории любви»
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Истории любви»...
Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)
Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей " знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданн...
Внеклассное мероприятие для старшеклассников "Из жизни замечательных людей "( История любви)
.Внеклассное мероприятие для старшеклассников ко Дню Святого Валентина" Из жизни замечательнх людей " знакомит учащихся с историями любви известных людей и произведениями искусства, созданными п...
"А.Пушкин и Н.Гончарова. История любви"
Иллюстративный материал к уроку об А.С.Пушкине...
Сборник ансамблей для средних и старших классов ДШИ - "История любви"
*Данное пособие адресовано учащимся средних и старших классов ДШИ, а т. же любителям ансамблевого музицирования.*Этот сборник призван помочь преподавателям в подборе учебного материала по классу ансам...
Конспект урока в 6 классе. "Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой"
Конспект урока для учащихся 6 класса.Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах произведения....
Конспект урока литературы в 6 классе «Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой»
Урок в рамках нового ФГОС...