Урок - портрет
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Бахтин Сергей Федорович

Н.Некрасов-из интернета

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок-портрет.Н.А.Некрасов67 КБ

Предварительный просмотр:

                               Урок-портрет. Н.А.Некрасов

Цель урока: развитие познавательного интереса к наследию Н.А. Некрасова через творческую деятельность учащихся, знакомство с полотнами  художников (И.Крамского, Н.Ге, Шмаринова), своеобразием их полотен и сходством с творчеством Н.А. Некрасова ;воспитание внимательного, чуткого отношения к слову в процессе работы над текстами.

Задачи урока:

  • Формирование нравственных и духовных ориентиров учащихся.
  • Раскрытие творческого потенциала школьников.
  • Воспитание любви к литературе, языку, художественному слову.

Подготовка к уроку: повторение ранее изученных произведений Н.А. Некрасова;
формирование групп исследователей творческого наследия поэта: литературоведов и искусствоведов, индивидуальные задания для выразительного чтения стихов Н.А. Некрасова.

Оформление урока: мультимедийная презентация, выставка книг;

  • сборники стихов Н.А.Некрасова, воспоминания о нем;
  • портреты Некрасова работы И.Крамского, Н.Ге, Шмаринова;
  • портреты А. Я. Панаевой, З.Н.Некрасовой.

Учитель. Если тебе 16 лет, если тебя влекут к себе стихи, если ты замираешь перед чудом лучезарных пушкинских строк, а высокая таинственность лермонтовского гения бередит твое сердце, - значит, подошла пора и душа твоя требует новых строк, иного звучания, где все: и прошлое, и настоящее, и будущее - зовет тебя к проявлению ЛИЧНОСТИ, к проявлению ГРАЖДАНСТВА.

Пусть сегодня, с этого урока, начнется для вас только ваш (а не соседа) Некрасов. Иначе поэт не сможет прийти к вам, стать вашим другом.

Некрасов знаком вам с детских лет.

Что вы знаете о нем? Какие чувства сохранило ваше сердце от его стихотворений? Какие стихи помните и почему?

Выступления учащихся.

Неотвратимо, властно и навсегда входит поэт в нашу жизнь. Вспомните знакомые строки:

Поздняя осень. Грачи улетели.

Лес обнажился, поля опустели ,

Только не сжата полоска одна,..

Грустную думу наводит она.

И защемило сердце... Хотя вы хорошо понимаете, что все это было давно, там, в XIX веке. И все же - откуда навернувшиеся на глаза слезы? Откуда горькое чувство печали?

От некрасовского сердца, от его боли.

/Учитель обращается к портрету поэта кисти И.Крамского/.

Вглядитесь в это лицо. Огромный лоб. Редкие волосы. Прямой нос. Жиденькая седоватая бородка... Руки скрещены на груди. Спокойная поза...

Спокоен ли поэт?

Поищите взгляд некрасовских глаз. Удалось ли вам поймать его? Нет! Полные печали глаза смотрят куда-то вдаль, мимо нас. Где сейчас мысли, глубокие тревожные мысли поэта? В избе Дарьи, сшивающей куски полотна на саван умершему мужу? Или он видит изможденного лихорадкой белоруса? А может быть задумался о судьбе мальчугана Власа, "в больших сапогах, в полушубке овчинном?" Или думы его о матери, потерявшей кормильца - сына, горестно говорившей: "И погас он словно свечечка..."?

Мы не знаем, но ясно видим и чувствуем, что художник представил нам Поэта, Человека и Гражданина.

Все начинается с золотой, безмятежной поры детства. Она

дольше всего держится в памяти людской... Сын помещика, дворянина, отставного офицера - и вдруг такие слова - слезы невыплаканные:

...в юности моей, мятежной

и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет...

Откуда это? Из людской, от дворни, с печальных берегов реки "рабства и тоски"...

Все впитала душа мальчика: и бурлаков с натертыми лямкой ранами на плечах, и знаменитую Владимирку, и трагедию крепостных девушек, и недетскую обиду: в людской жили его братья и сестры по отцу... Трудными были и годы юности в незнакомом каменном городе Петербурге, где он на себе испытал судьбу городского разночинца, судьбу бедняка...

Были тяжелейшие дни, когда не оставалось ни гроша. Тогда Некрасов шел на Кузнецкий мост в ресторан, где можно было, прикрывшись газетой, съесть два-три кусочка хлеба.

Праздник жизни - молодости годы –

Я убил под тяжестью труда

И поэтом, баловнем свободы,

Другом лени - не был никогда , -

вспоминал он, став известным поэтом и обеспеченным человеком.

Вспоминая перед смертью эти многотрудные годы, Николай Алексеевич говорил: "Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал..."

Жизнь поэта - в его творениях. Это понял И.Крамской. Еще и еще раз внимательно всмотритесь в глаза поэта. Что сумел "схватить" художник? Глубокое горе, боль за народ. И не спокойно сложены руки на груди: они словно удерживают готовое вырваться из нее сердце. Вот-вот сорвутся с его уст слова о страдалице - крестьянке.

 1-й ученик из группы литературоведов  (Ученик читает стихотворение "Вчерашний день, часу в шестом...")

Родной сестрой народа была поэзия Н.А.Некрасова.

Поэт, если он истинный, должен взять на себя боль другого, уметь сопереживать. С картины Крамского на нас смотрит именно такой человек. Обратите внимание на сдвинутые брови Некрасова, на резкие складки меж ними. На сеть ранних морщинок. На плотно сжатые губы. И вы увидите мужественного борца, способного не только воскликнуть:

Душно! без счастья и воли

Ночь бесконечно длинна. Буря бы грянула, что ли?

Чаша с краями полна!

Грянь над пучиною моря,

В поле, в лесу засвищи,

Чашу вселенского горя

Всю расплещи!.. -

но и создать удивительную галерею образов народных заступников. Такое по силам только гению, настоящему гражданину.

Крамской отлично понимал, какую роль в обществе играл поэт Некрасов, помнил слова Григория Добросклонова:

Рать подымается-

неисчислимая,

Сила в ней скажется

несокрушимая!

Сомнения нет: так почувствовать общественно-политическую обстановку и сказать о ней мог только "отечества достойный сын", глубокий политик, настоящий Гражданин.

Многих друзей и знакомых Николая Алексеевича знал И.Крамской, беседовал с ними, и после каждого рассказа - воспоминания появлялась новая черточка в портрете.

Грусть в глазах, словно застывшие слезы, возможно, появилась после рассказа егеря Сергея Макаровича, с которым охотился Некрасов. (Рассказ егеря передает ученик).

Таким был Некрасов. Таким - с болью в сердце за народ - показал нам поэта И.Крамской.

Иного плана портрет Николая Алексеевича работы художника Н.Ге.

Обратите внимание на позу поэта. Он сидит' в кресле. Задумчиво-спокойный. Левая рука бессильно опустилась...

--Рассмотрите внимательно лицо поэта. Какой человек сидел перед художником?

1-й ученик из группы искусствоведов (примерный текст)

/Опустошенный, отрешенный, пораженный чем-то страшным, трагическим, полный бессильного отчаяния.../

На лице, бледном, осунувшемся, застывшее недоумение, растерянность, даже беспомощность. В 1855 году умер маленький сын Николая Алексеевича и его гражданской жены Авдотьи Яковлевны Панаевой.

Трудно складывались дружба и любовь этих людей: то бурный шквал чувств самых нежных, самых горячих, то капризы, то холодная отчужденность, почти враждебность. В лучшие часы: жизни своей они вместе работали над романами "Три страны света"и "Мертвое озеро". Ей, Авдотье Яковлевне, поэт посвящает стихотворение «Ты всегда хороша не-

сравненно ...»

 2-й ученик из группы литературоведов  (Чтение стихотворения        наизусть        «Ты всегда хороша несравненно ...»

Некрасов и любил Авдотью Яковлевну, и мучил, ее своими придирками, холодностью,оскорблениями.
Послушайте, что он написал в стихотворении "Мы с тобой бестолковые люди".

3-й ученик из группы литературоведов  (Чтение стихотворения        наизусть  "Мы с тобой бестолковые люди".

        Возможно, художник запечатлел поэта после такой ссоры или вскоре после смерти маленького Иванушки...

- Какие стихотворения вы еще можете назвать в связи с портретом? Чьи воспоминания о Некрасове раскрывают черты характера, поведения поэта? Выступления искусствоведов. (Ученики дополняют рассказ учителя).

Трагедию (смерть сына) и последовавший за нею разрыв тяжело переносили оба. Некрасов писал Панаевой жестокие, оскорбительные письма. Она отвечала тем же... А тут еще болезнь... Болезнь горла прогрессировала, он хандрил, мучился и мучил других. Несмотря ни на что, Авдотья Яковлевна едет к нему в Москву. А затем заграничная поездка в Рим. В письме другу поэт пишет: "Она (Авдотья Яковлевна) мне необходима столько же, сколько ... и не нужна. Вот тебе и выбирай, что хочешь". Письмо датировано 7 октября 1856 года. А через семь лет они разойдутся навсегда, и сердце поэта замрет, захолодеет на несколько лет.

Ему было 49 лет, когда в 1870 году он встретил 19-летнюю девушку из "простых людей", Феклу Анисимовну, и полюбил ее любовью последней, как перед заходом солнца, перед концом жизни.

Друзья и знакомые сразу приняли Зиночку, так называл ее Николай Алексеевич. Ей выражали свое уважение Салтыков-Щедрин, Гончаров, Плещеев; Кони и многие другие.

Некрасов и Зиночка всегда были вместе. Зная, что он любит охоту, Зиночка научилась стрелять. А поэт построил в Чудове охотничий домик для отдыха от тревожных редакторских забот...

Посмотрите на рисунок Шмаринова "Некрасов на охоте". Он интересен тем, что мы видим поэта в необычной обстановке.

-        Чем отличается этот рисунок от первых двух портретов?

Выступления искусствоведов (Ученик описывает картину Шмаринова и читает отрывок из стихотворения "Уныние", написанного в 1874 году:

     Какой восторг! За перелетной птицей

Гонюсь с ружьем, а вольный ветер нив

Сметает сор, навеянный столицей,

С души моей. Я духом бодр и жив,

Я телом здрав,

Я думаю... мечтаю...

Не чувствовать над мыслью молотка

Я не могу, как сильно ни желаю.

Но если он приподнят хоть слегка.

Но если я о нем позабываю

На полчаса, - и тем я дорожу!

Я сам себя, читатель, нахожу,

А это все, что нужно для поэта).

Вдохновение приносили поэту природа и необыкновенное чувство к Зиночке.

Увы, счастье было недолгим! Всего семь лет... А за ними - тяжелейшие 200 дней и ночей...

Перед вами картина И.Крамского "Некрасов в период последних песен". Вот одна из них:

" Двести уж дней. Двести ночей Муки мои продолжаются...

4-й ученик из группы литературоведов  (Чтение стихотворения        наизусть  « Двести уж дней. Двести ночей Муки мои продолжаются…»

-        Каким вы видите Некрасова на этом полотне? Что подчеркивает болезненное состояние поэта? Как передает художник желание мученика побороть болезнь?

Выступления искусствоведов (Ученик описывает картину И.Крамского "Некрасов в период последних песен").

Посмотрите на лицо Николая Алексеевича, и вы почувствуете, что на полотне другой Некрасов, Некрасов, подводящий итог своей жизни. Поэт весь в думах. И они выльются скоро и последние строки:

в пожелание друзьям:

Вам же - не праздно, друзья

                               благородные,

Жить и в такую могилу сойти,

Чтобы широкие лапти народные

К пей проторили пути...;

       в мольбу о помощи:

(страдания велики: Некрасов умирал от рака)

Если можешь, - выручай.

в последнее слово к Музе:

О Муза, я у двери гроба!..

Все это увидел, почувствовал И.Крамской, писавший• свое полотно у постели больного, знал Крамской и его "Последние песни". И вот перед вами бессмертное творение художника, талантливого портретиста.

- Подберите из "Последних песен" те, которые помогут вам раскрыть замысел художника.

Выступления литературоведов.

Завершая наш урок - портрет поэта, хочу прочитать несколько писем Некрасова, характеризующих его как человека.

Толстому Л.Н.: "Я не шутил и не лгал, когда говорил что люблю Вас, а второе - я люблю еще в Вас великую надежду русской литературы, для которой Вы уже многое сделали и для которой еще более сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя есть прежде всего роль учителя!"

Тургеневу И.С.: "Люблю тебя, и мне надо написать статью о твоих повестях ... и, может быть, скажу что-нибудь, что тебе раскроет самого себя как писателя".

К одному (младшему) уважительное "Вы", к другому (старшему) - дружеское "ты". Человека большой души, истинного художника, болеющего за, родную литературу, видим мы в этих письмах...

Подведение итогов

Домашнее задание:

   1.   Представьте, что вам дано право рекомендовать 10 стихотворений Некрасова для изучения их в школе. Какие бы стихи выбрали вы, чтобы создать у учащихся верное и заинтересованное отношение к поэту, и почему?

2. Вам поручено художественно оформить обложку книги «Избранные стихотворения Н.А.Некрасова». Какими идеями вы бы руководствовались, создавая обложку? Как передали бы в ней тон и направленность поэзии Некрасова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок Портрет

Интегрированный урок литературы и ИЗО в  7 классе. Цель урока - рассмотреть  портрет как средство постижения внутреннего состояния человека....

Презентация к уроку "Портрет"

Учительская презентация  к уроку наглядно представляет портрет....

Урок - портрет"Знакомьтесь, Марина Цветаева".

Первый урок по творчеству М.Цветаевой в 11 классе. Цель: воссоздать творческий портрет поэтессы., воспитывать любовь к Родине....

Конспект урока "Портрет М.Цветаевой"

Поэзия Марины Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в ней пошлости и серости. Она летописец своей эпохи. Данный урок знакомит с образом лирического героя, это урок-портрет. На уроке пе...

Урок - портрет по творчеству Н.А. Некрасова.

Данный урок раработан для 10 класса. Жизньи творчество Н.А  Некрасова  представлена  через портреты художников И.К. Крамского и Н.Ге. Шмаринова....

План-конспект открытого урока "Портрет в скульптуре" 6 класс с самоанализом урока

Цель: познакомить учащихся с разновидностями портрета в скульптуре, с выразительными возможностями скульптуры....

Урок литературы в 9 классе.А.С.ГРИБОЕДОВ. ЛИЧНОСТЬ И СУДЬБА. УРОК-ПОРТРЕТ.

Урок содержит материалы из жизни А.С. Грибоедова. Может использователься как вступительное занятие при изучении жизни и творчества великого мастера....