Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика.
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза А.М. Рудого»
Галуцких Наталья Андреевна, учитель МБОУ «Борисовская средняя общеобразовательная школа №1 им. А.М. Рудого»,
русского языка и литературы,
п. Борисовка Белгородской обл.
Аннотация: урок литературы в 8 классе
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика.
Цели:
- Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.
- Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.
- Формирование нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слова резонер.
Ход урока
– 18 век – особое время в истории России. Его принято называть эпохой Петра I, временем преобразований, утверждением мощи государства Российского.
В послепетровскую эпоху наступает новое время и для русской литературы. Она бережно хранила великие завоевания своих предшественников, и прежде всего, это относится к сохранению идеи патриотизма.
Сегодня мы будем говорить с вами о комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте же вспомним, что мы уже знаем об этой пьесе, и как в ней отражены основные черты литературы той эпохи.
Ответы учащихся ( написал Д.И. Фонвизин, это комедия о дворянстве, основными темами являются: тема крепостного права, тема отечества и служения ему, тема воспитания и тема придворного дворянства).
- Скажите, а что еще вы знаете о литературе 18 в. ?
Ответы учащихся ( для литературы этого периода характерно так называемое «обмирщение»,т.е. она становится менее религиозной и все больше светской, то общественной; также в 18 веке возникло такое лит. направление как КЛАССИЦИЗМ).
- Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?
Оформление признаков классицистической комедии в виде кластера (по группам).Готовые варианты прикрепляются на доску. Обсуждение работы и выявление признаков в пьесе. (Вполне в соответствии с правилами трех единств действие пьесы происходит в усадьбе госпожи Простаковой в течение одного дня, и все события завязаны в один узел (единство места, времени и действия). В плане композиции писатель тоже достаточно четко придерживается традиции: персонажи четко делятся на отрицательных, непросвещенных и положительных, образованных, группируясь вполне симметрично: четыре на четыре. В центре группы отрицательных героев находится госпожа Простакова – все остальные персонажи этой группы так или иначе соотносят себя с ней: «женин муж», «сестрин брат», «матушкин сынок». Во главе положительного лагеря стоит Стародум, к которому прислушиваются Правдин, Милон и Софья. Отличие системы образов от традиционной проявляется в том, Фонвизин вводит в систему персонажей и ряд второстепенных лиц, которых сложно отнести к положительным либо к отрицательным (Еремеевна, Тришка, Цыфиркин, Кутейкин, Вральман).)
- Сегодня мы с вами подробно остановимся на героях этого произведения.
В основу сюжета «Недоросля», согласно традиции классицизма, положена любовная интрига.
- Какова она в комедии? С кем из героев связана?
Сообщение о Софье.
У Софьи, племянницы Стародума, есть возлюбленный (Милон), которому она обещала руку и сердце, но Простакова прочит ей в мужья своего брата Скотинина. Из письма Стародума Простакова и Скотинин, узнают, что Софья богатая наследница и теперь к ней сватается еще и Митрофан.
София в переводе с греческого означает «мудрость». Она умна, насмешлива, искренна, чувствительна и добра. Софья происходит от честных дворян, которые дали ей образование. Она считает, что почет и богатство должны доставаться трудами. По ходу действия рушатся преграды к браку Софьи с Милоном, а имение Простаковой попадает под опеку властей.
Но история Софьи является лишь фоном, на котором разыгрывается главный конфликт пьесы – общественно-политический, конфликт между крепостниками и просвещенными дворянами. Чтобы проследить развитие этого конфликта, необходимо обратиться к сюжету.
В комедии несколько сюжетных линий, в каждой их них обозначена определенная проблема. Одной из ключевых проблем является проблема воспитания.
- С какими же образами комедии связана эта тема?
- Кто играет роль учителей в комедии?
Сообщение о Вральмане .
Учитель-проходимец, человек с лакейской душой, бывший кучер Стародума. Лишившись места вследствие отъезда Стародума в Сибирь, он пошёл в учителя, так как не мог найти себе места кучера. Естественно, что такой невежественный «учитель» ничему не мог научить своего ученика. Он и не учил, потакая лени Митрофана и пользуясь полным невежеством Простаковой. Вральман – резко отрицательная характеристика, намекающая на то, что носитель такой фамилии – лгун
Слово учителя.
Фонвизин высмеивает не столько Вральмана, сколько тогдашнюю моду на иностранных учителей, многие из которых были не только никуда не годными педагогами, но и оказывались плутами.
Сообщение о Цыфиркине.
Отставной солдат Цыфиркин — человек, имеющий ряд хороших качеств. Он трудолюбив: «праздно жить не люблю»,— говорит он. В городе он помогает приказным «то счётец проверить, то итоги подвести», а «на досуге ребят обучает». (Фонвизин нарисовал образ Цыфиркина с явным сочувствием. Цифиркин – эта фамилия намекает на специальность учителя математики.
Слово учителя.
На примере Цыфиркина показано, как ценятся заслуги воинов, отдавших 25 лет жизни службе государю и вынужденных, выйдя в отставку, влачить жалкое, нищенское существование.
Сообщение о Кутейкине.
Это недоучившийся семинарист, вышедший из первых классов духовной семинарии, «убояся бездны премудрости». Но он не лишен хитрости. Читая с Митрофаном часослов, он не без умысла выбирает текст: «Аз же семь червь, а не человек, поношение человеков», да ещё растолковывает слово червь — «сиречь (т. е.) животина, скот». Как и Цыфиркин, он сочувствует Еремеевне. Но Кутейкин резко отличается от Цыфиркина своей жадностью к деньгам. В языке Кутейкина сильно подчёркнуты церковнославянизмы,- вынесенные им из духовной среды и духовной школы.
Слово учителя
Кутейкин – от устаревшего слова «кутья» - церковное кушанье, намёк на то, что Кутейкин – выходец из церковных служителей.
- Можем ли мы назвать «учителей» Митрофана только отрицательными персонажами? (Судить однозначно героев не следует. В сценах, связанных с учителями Митрофана, переплетаются комическое и трагическое.)
- Как Простакова относится к воспитанию своего сына?
Выразительное чтение по ролям Д.3, явл.7
Она искренне убеждена, что науки не нужны, и стремиться оградить сына от напрасных усилий.
Слово учителя
В комедии сталкиваются 2 типа воспитания: «старинное» и «новое», послепетровское. Идеал Простаковой – духовный застой. Защищая свою жестокость и самодурство, Простакова говорит: «Разве я не властна и в своих людях?». Ей возражает благородный, но наивный Правдин: «Нет, сударыня, тиранствовать никто не волен». И тут она неожиданно ссылается на закон: «Не волен! Дворянин, когда захочет, и слугу высечь не волен; да на что ж дан нам указ-то о вольности дворянства?». Изумленный Стародум и вместе с ним автор восклицают только «Мастерица толковать указы!»
Сообщение «историка» о законе «О вольности дворян…»(1762).
Манифест о вольности дворянства
01 марта 1762 г.
18 февраля (1 марта) 1762 г. Пётр III издал Манифест «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Закон расширил сословные права и привилегии русских дворян, а также отменил обязательную гражданскую или военную службу, введённую Петром I.
Основные положения Манифеста были подтверждены в Жалованной грамоте дворянству в 1785 г.
Согласно Манифесту Петра III, все дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы; состоявшие на государственной службе могли выходить в отставку, кроме офицеров в военное время. Дворяне получили право беспрепятственно выезжать за границу, но обязаны были по требованию правительства, «когда нужда востребует», возвращаться в Россию.
В Манифесте были и определённые ограничения, которые касались дворян, находившихся на военной службе и не дослужившихся до офицерского звания: увольнение могли получить только те, кто прослужил на действительной службе не менее 12 лет.
Единственной сословной обязанностью провозглашалось получение достойного образования: дома, в российских или европейских учебных заведениях.
Манифест объявлял службу почётным долгом дворянства и призывал её продолжать. Однако, воспользовавшись разрешением, многие дворяне сразу после обнародования документа подали прошения об отставке. За десять лет с момента опубликования манифеста с государственной службы уволилось около 7,5 тыс. человек, причём основную массу отставных составили военные.
Большинство дворянства поняли этот закон как полную, безотчетную власть над крепостными.
Но были и такие люди, которые совершенно иначе смотрели и на крепостное право, и на образование, и на права и обязанности Человека. Есть ли такие люди в пьесе?
Противостоят Простаковой, Скотинину положительные герои Стародум, Правдин, Милон.
Слово учителя
Стародум – герой-резонер.
Резонер – персонаж литературы эпохи классицизма (особенно комедий). Не принимающий активного участия в развитии действия, но призванный увещевать или обличать других героев, высказывая нравоучительные – с точки зрения автора – суждения.
- Когда появляется Стародум в комедии?
В комедии Стародум появляется в Д.3 явл.1, когда конфликт уже обозначен и окружение Простаковой выявило себя.
- В чем заключается роль героя?
Роль Стародума заключается в том, чтобы избавить Софью от тиранства Простаковой, дать надлежащую оценку ее поступкам, воспитанию Митрофана и провозгласить разумные принципы государственного устройства, истинные основы нравственности и просвещения.
- Чтобы лучше понять этого героя, его взгляды на общество и жизненные принципы, я предлагаю вам провести небольшую исследовательскую работу. Для этого нам необходимо заполнить таблицу.
Исследовательская работа с текстом. (работа в парах. Таблица у каждого на парте.)
Работа с таблицей
План | Примеры |
Родословная Стародума | «Отец мой у двора Петра Великого...» |
Воспитание Стародума | «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» |
На военной службе. Отставка | «Многие случаи имел я отличить себя. Раны мои доказывают, что я их и не пропускал. Доброе мнение обо мне начальников и войска было лестною наградою службы моей, как вдруг получил я известие, что граф, прежний мой знакомец, о котором я гнушался вспоминать, произведен чином, а обойден я, я, лежавший тогда от ран в тяжкой болезни. Такое неправосудно растерзало мое сердце, и я тотчас взял отставку» |
Рассуждения о | современной жизни |
О подлинной знатности | «Одно почтение должно быть лестно человеку — душевное; а душевного почтения достоин только тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам» |
О воспитании молодого дворянина | «Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании... Оно должно быть залогом благосостояния государства» |
О добродетели и благонравии как нравственных основах личности | «Прямое достоинство в человеке есть душа… Главная цель всех знаний человеческих – благонравие…Без благонравия никто не сможет выйти в люди» |
О крепостном праве | «Угнетать рабством себе подобных - беззаконно» |
- Нужны ли государству такие люди, как Стародум?
Государство не нуждается в людях, подобных Стародуму, оно отличает лишь «случайных», то есть попавших в случай «любимцев». Государство дает власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только управлять, но и владеть человеческими душами.
Сообщение о Милоне и Правдине.
Милон развивает идеи просвещения и «добродетели» применительно к военной области. Для него важны не столько личная слава,сколько слава отечества.
Правдин появляется в доме Простаковых как чиновник, имеющий повеление «объехать здешний округ». Предназначение Правдина – не просто осудить порок с высоты представлений о долге дворянина, но наказать его силой данной ему власти.
Итоги урока
Комедия «Недоросль» — произведение русского классицизма. тем не менее она уже находится у истоков русской реалистической литературы. Великая заслуга Фонвизина в том, что он, ограниченный рамками классицистических правил и условностей, сумел разрушить многие из них, (и подробно об этом мы поговорим на следующем уроке), создал произведение глубоко новаторское как по содержанию, так и по своей художественной форме. Завершая наш разговор, попробуем ответить ещё на несколько вопросов:
- Какие идеи и проблемы находят отражение в комедии?
Это идеи самого автора. Каким должен быть истинный дворянин - и отвечает ли русское дворянство своему назначению? Необходимость просвещения, образования - отсутствие их. Бесправие крестьян и произвол помещиков. Правильное воспитание граждан – залог благополучия государства.
- Как вы думаете, для нашего времени, очень непростого, проникнутого жаждой денег, власти, жизнеспособными ли оказываются столь дорогие Фонвизину идеи?
- Устарели ли сегодня идеи гражданственности, служение Отечеству, столь любимые классицистами?
Д.з.
1.Заполнить таблицу
2.Найти в комедии признаки классицизма и несоответствие им.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Традиции и новаторство в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проблематика пьесы.
Урок-анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль»...
Конспект урока "Образы комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль"
ТЕМА УРОКА: «Образы комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль».Основной конфликт и проблематика». МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: использование приемов инновационных образовательных технологий с целью развития я...
Дипломная работа: Образы бытовых героев в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Введение«Недоросль» – центральное сочинение Д.И. Фонвизина, вершина русской драматургии XVIII века. Пьесы Фонвизина продолжают традиции классицизма. «На всю жизнь, – указ...
Методическая разработка урока литературы. 8 класс. Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Методическая разработка состоит из технологической карты урока, презентации к уроку и материала для учителя....
Презентация к уроку литературы "Проблематика комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Презентация к уроку литературы в 8 классе "Проблематика комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" состоит из 9 слайдов....
ПРОБЛЕМАТИКА КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»
Обсуждение социальной и нравственной проблематике комедии; развитие у обучающихся умения участвовать в обсуждении прочитанного, формировать и аргументировать свое мнение, оформляя его словесно в...
Образы комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Основной конфликт и проблематика. Цели:
Выявление особенностей конфликта пьесы, сущности второстепенных персонажей.Развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям, работы с таблицей.Формирование нравственно-эстетических представлени...