Моделирование уроков русского языка и литературы в особых условиях
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Инновационный подход к учебному процессу

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Актуальность данной темы вижу не в том, чтобы создать какие-то «рецепты для учителя», а в том, чтобы дать примеры моделирования педагогических ситуаций, способных стимулировать собственную творческую мысль учителя. В каждом конкретном случае он должен найти такой подход к рассмотрению произведения, который бы максимально способствовал решению познавательных, воспитательных задач его изучения. Ведь литература учит искать свое мнение, а не повторять чужое. Каждая созданная педагогическая ситуация позволит о писателе, если взять уроки литературы, говорить так, чтобы стали близки его поиски и терзания. А о литературе так, чтобы захотелось что-то узнать сверх урока. Пусть моделирование войдет, может быть, в дальнейшем как один из учебников, который поможет ученику думать, а не навязывает то, что нужно выучить. Разве все дело в том, чтобы привести учеников к какому-то общему знаменателю? Кто знает только в пределах учебника, тот сегодня выглядит «средним». Может быть обобщить накопленный опыт и сделать решительный шаг к созданию системы взаимодействующих пособий, которые можно использовать все вместе, в разных сочетаниях и отдельно? Уйдет в прошлое авторитарное положение учебника типа систематического курса, он утратит свою вынужденную нормативность и займет место среди других пособий; появится реальная возможность выбора учебной книги в соответствии с этапом работы, характером материала, потребностям учителя и ученика. Такие пособия могут создаваться подобно нынешним учебникам по классам. Но возможен и другой поход. Моделирование педагогических ситуаций станет своего рода своеобразной технологической картой, составленной творческим учителем-новатором. Карту, которая предпишет учителю, что надо делать и в каких временных рамках. Карту-план урока с тем, чтобы, имея ее, учитель мог думать, импровизировать, творить. Почему необходимо создавать игровые ситуации на уроках в школе? Дело в том, что использование традиционного опроса и объяснения на уроках недостаточно эффективно во многом из-за того, что процедура их проведения ставит как бы под сомнение компетентность учащихся. Введение в урок элементов игры меняет характер проведения занятий. Учащимся не задаётся некоторый готовый эталон сообщения или ответа. Он становиться как бы «первооткрывателями» нового знания, происходит перестановка психологических акцентов: не «преподаватель знает, а я не знаю», а «мы вместе с преподавателем нашли» в игре значительно повышается интерес учащихся к приобретаемым знаниям, а следовательно, успешно происходит и усвоение.

 Несмотря на кажущуюся новизну проблемы, ее решение осуществлялось отнюдь не на пустом месте: история дидактики и частных методик обучения лиц насчитывает не один десяток лет. Термин «ролевая игра» впервые был предложен американскими педагогами в сороковых годах. В нашей стране им впервые начал пользоваться детский психолог Эльконин применительно к детским играм, в которых дети принимают на себя какие-то роли и действуют в игре так, как действовали бы их персонажи. У известного педагога-новатора Никитина Г.П., педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом (Никитин Г.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры» М.1990 г.) существует своя модель развития творческих способностей своих учеников. Как он это сам называет «попал в тон и такт природе». Но вся его концепция рассчитана в основном на дошкольников младших возрастов. Ведь в своей книге первым условием успешного развития творческих способностей – раннее начало. Если оставить за скобками целеполагание ролевых игр, то можно сказать, что в настоящее время под этим словосочетанием понимается игровое моделирование реалий действительности или художественного произведения. Многие телевизионные передачи строятся на основе моделей различных ситуаций, которые максимально приближены к реальной жизни. «Окна» с Д. Нагиевым,  «Дом» с К.Собчак, «Пусть говорят» с А. Малаховым, «Последний герой» с С. Бодровым, где каждый участник принимает на себя роль людей, связанных с какой-то темой.

Существует в нашем городе организации под необычными такими названиями «Черный единорог» и «Белый волк»

«Черный единорог» - клуб исторического моделирования, его члены занимаются моделированием костюмов, а также ролевыми играми. В этом клубе осуществляются перемещения во временном пространстве. Примером является фестиваль «Хоббитские игры». Основаны данные игры на романе Толкиена «Властелин колец». Сейчас члены «Черного единорога» готовятся к завершению проекта «Биармия». В нем будет рассказано о жизни и культуре финно-угров. Вот таким способом людям удается увидать множество эпох и побывать во многих жизнях. При достаточном воображении ролевая игра подружится с любым предметом.

Система вопросов и заданий, на основе которых осуществляется анализ произведений искусства слова, требует филигранной отточенности формулировок, что и должно в свою очередь дать учителю готовую педагогическую ситуацию моделирования, где он видит стержень. Существует множество моделей «устройства» человека. «Устройство» человека в христианстве включает тело и душу. Так и моделирование педагогических ситуаций будет иметь элементы тела – это скелет урока (тело) и учитель, который должен вложить «чувства добрые» в души ребят в зависимости от той темы, которую он построил (план).

Существуют различные классификации типов уроков в зависимости от этапа учебного процесса, (Иванов С.В. «Типы и структуры уроков в школе» М. 1952 г.) от целей, (Онищук В.А. «Урок в современной школе» М. 1981 г.) от содержания урока (Текучев А.В. «Методика русского языка в средней школе»).

Признавая необходимость уроков различного типа, учитель фактически проводил преимущественно уроки изучения новых знаний, умений и навыков. Урок этого типа  обычно включает следующие структурные элементы.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Объяснение нового материала.
  3. Формирование выводов, правил и определений.
  4. Закрепление материала.
  5. Домашнее задание к следующему уроку.

Моделирование педагогических ситуаций предполагает вклинивание наработанных моделей в один из структурных элементов этого урока или сразу во все структурные элементы урока в зависимости от цели урока. Модели можно делить на виды в зависимости от времени протекания (от десяти минут до нескольких дней), формы бытования (письменные – устные, динамичные – статичные), количества участников (одиночные – массовые) и т.д.

Наиболее простая модель включает ролевые элементы в какие-то фрагменты урока. Например, учителя литературы могут предложить детям написать письмо от имени литературного героя. Более сложная модель использует ролевые элементыв построении дискуссии как ролевой игры. Чаще всего в современной школе используют один из ее видов – пресс-конференцию и «круглый стол». Исходя из тематического планирования, пусть это будет десятый класс, учебник                В.Ю. Лебедева, ученикам предстоит ознакомиться, грубо говоря, с творчеством одиннадцати писателей IXX века. Это где-то сто тридцать шесть часов по программе и девяносто семь тематических уроков. Будет уже неплохо, если в эту программу войдут, хотя бы одиннадцать моделированных уроков как больших, так и малых видов.

Это сделает урок не только образовательным, но и человекоформирующим. В России есть лаборатория эволюционного моделирования (Вячеслав Плохов), где ученые прогнозируют развитие человечества. Пусть моделирование педагогических ситуаций на уроках станет своей лабораторией прогнозирования человеческих душ. Всем ли это доступно? Талантливый учитель, фантазия которого готова раздвинуть границы обычного восприятия всегда найдет проблемы, подходящие для создания ролевых игр. Наиболее эффективно игра при изучении общественных наук, истории культуры, литературы, психологии и конфликтов. При достаточном воображении моделирования подружится с любым предметом.

НАЧАЛО УРОКА.

Как обычно начинается урок. Кто отсутствует? Успокойтесь! Модель творческого начала урока этого не позволит. Войти с ребятами как можно быстрее в контакт, улыбнуться, подбодрить ребят, а иногда потребуется ненавязчивое замечание типа, Саша интересовался, что он слышал, что у Пушкина есть нецензурные стихи. «Да верно, - подхватываю я. – Вот только не ясно почему тебе не писать так как он, ведь похабщина тебе удается здорово, сам слышал в коридоре».

Не правда, что учителю все личное нужно оставлять дома. Вчера разгадывал кроссворд и столкнулся и интересным вопросом. Слушайте. Какая главная болезнь века? Ученики: «СПИД!» Ответ проще – ячмень. Есть повод вспомнить омонимы. Иногда могу рассказать интересный анекдот по теме или обстановке начала урока.

Александр Блок.

Два учителя и у каждого нетрадиционное начало. Малая модель начала урока.

1-й учитель – Н.К. Копылова.

«Итак, вхожу в класс. Знаю: сейчас, после оживленной перемены, ученикам не до Блока. Значит, надо преодолеть атмосферу суеты, создать психологический настрой на восприятие искусству.

Ставлю пластинку. Звучит мелодия Чайковского или Грига. Постепенно наступает тишина, делаются осмысленные лица. Приковывают внимание учащихся слова К.Паустовского: «Есть в мире сотня замечательных явлений. Для них у нас еще нет слов, нет выражения. Чем удивительнее явление, тем оно великолепнее, тем труднее рассказать о нем нашими помертвелыми словами. Такой прекрасной и во многом необъяснимой нашей русской действительностью является поэзия и жизнь А.Блока».

2-й учитель – Е.Ильин.

«Весь урок читаю стихи А.Блока. В конце урока интересуюсь впечатлениями от услышанного. Ответы: «Непонятно, но красиво». Вы правы, К.Паустовский сказал: «Стихи Блока – это колдовство, они необъяснимы и мучительны. О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать, повторять, испытывая каждый раз сердцебиение».

Уроки о творчестве Сергея Есенина обычно ставлю в декабре, когда метут метели. И, смотря в окно, говорю: «Какая метель на улице, вот в такую метель, когда стонали провода, тревожно и тоскливо бил колокол на колокольне в деревне Константиново, в конце декабря, в до Есениных, принесли кряду три телеграммы. Первые две – из Москвы, в них стояли слова: «болен» и «несчастье». Слова выбирались, чтобы подготовить к тому, что случилось. Третья – из Ленинграда – сообщала о смерти».

Ставлю грамзапись песни «Не жалею, не зову, не плачу». (Желательно ВИА «Орэро».) Здесь я артист. И как Пушкин говорил когда-то, говорю мысленно я: «Ай да сукин сын, Чувашов!» Учитель артист, только одни с маленькой, а другие с большой буквы. И он как режиссер, моделируя постановку урока, должен взбудоражить ученика.

«Всякое творчество, тем более художественное, в основе – игровое» Е.Ильин. В начале урока литературы позволяю себе, чтобы ребята читали свои любимые стихи, это не отнимает много времени, зато создает психологический настрой на восприятие искусства. Каюсь, что это выливалось иногда в целый урок стихов, но каких! Не по указке программы и в нужное время, а от души. За что был «бит» методистами. Включая любимые стихи в уроки литературы сознательно.

Мой совет, если это у вас войдет в систему, то вскоре у вас будут свои поэты в классе. Творческий прием начинать урок стихами или заканчивать, не нов, но великолепен. Вначале года в Нижнекамск заглянул известный поэт – шестидесятник Евгений Евтушенко. В своем интервью он говорил о необходимости создания студий, которые развивают вкус к высокому искусству. Он ратовал за то, чтобы в нашей стране, даже в небольших городах проводились бы Дни поэзии. Цитирую: «Эта традиция должна быть в России, особенно в промышленных городах, где крупные предприятия могут финансировать подобные мероприятия». Чтение стихов перед уроком – это тоже День поэзии, но в малой форме. У Я.Смеликова, помните, в стихотворении «Мичуринский сад» поэт видит роль поэзии в формировании души, в «омолаживании» человеческих характеров.

Как у Мичурина – путем различных прививок закреплялись в породе дерева новые ценнейшие черты. Эти прививки – чтение стихов.

Если начало  моделированного урока увлечь учащегося, то конец урока должен быть недосказан, чтобы учащимся была пища для размышлений, путь к своему творчеству. Нельзя никогда расставлять все точки на и, но свое мнение выскажи.

СВЯЗЬ СТОЛЕТИЙ

Всерьез о современном писателе удается сказать, когда рядом классик. Вычисляется то общее, что связывает разные эпохи, помните у С.Есенина «Большое видится на расстоянье».

При изучении повести В.Распутина «Живи и помни» обязательно красной нитью провожу связь распутинской прозы с русской классикой – Толстым (проповедь добра и любви), Достоевским (исследования человеческой личности), Буниным (воссоздание красоты одухотворенной природы). Теперь обратимся к отдельным художественным деталям, раскрывающие тесные внутренние связи повести Распутина и романа Достоевского.

Идея убить старуху процентщицу родилась у Раскольникова в «углу». Он вспоминает: «Там-то в углу, в этом ужасном шкафу и созревало все это уже более месяца…» Объясняя Соне убийство, Раскольников говорит: «Да, я озлился и не захотел. Я тогда, как паук, к себе в угол забился». Исследователь В.Н. Топоров подсчитал, что слово «угол» Достоевский в своем романе употребляет около 100 раз. Зная это, уже не пройдешь мимо этой детали в повести Распутина. Гуськов, прячась в Иркутске у немой Тани в избенке, «метался и метался из угла в угол и никак не мог успокоиться». Оказавшись дома на Ангаре он и здесь скрывался в «углу». Настена, отправляясь к мужу, взглядывает «в едва различимый за островом мертвый угол, где хранится Андрей». Разговаривая с Настеной Гуськов и смотрит –то в угол: «Он молча тяжело, неподвижно глядел куда-то в угол». Эти детали («угол», «неподвижность») говорят о безвыходности, безнадежности положения героев, обреченности их на поражение. Мотив тупика – один из главных в обоих произведениях. У Распутина, как и у Достоевского, отдельное слово несет огромную смысловую нагрузку. Подобно тому как Раскольников уже после убийства снова пришел на квартиру старухи, чтобы услышать звон колокольчиков, вызывавший в нем «мучительно-страшное, безобразное ощущение, от которого все приятнее становилось», так Гуськов иногда уходил в верхнее зимовье.

Мы помним, что после преступления Раскольникова неоднократно охватывало желание «высунуть язык» и в разговоре с Заметновым в трактире «Раскольникову ужасно вдруг захотелось язык высунуть. С этим искушение боролись и Гуськов и Настена: «Ему и страшно было, и хотелось что-нибудь вытворить, попугать и себя, и других…»

Все эти аналоги и сходства, параллели говорят не о прямом заимствовании или подражании, а о сходстве внутреннего состояния героев Распутина и Достоевского, об общих психологических законах, о творческом использовании классического наследия.

Смерть Настены напоминает нам еще одну героиню русской литературы – Катерину из «Грозы» Островского. Эта связь еще не отмечена критикой. Обе погибают, потому что совершили грех, «душу свою погубили», пошли против совести. Катерина и Настена сами себя судят высшим, нравственным судом, судом своей совести.

Сон в литературных произведениях, как предмет художественного изображения, обычно интерпретируется  или как форма предсказания, пророчества, или как форма психологического анализа. И Толстой, и Достоевский использовали в своих произведениях «двойного сна». Выявляя многочисленные ассоциативные связи повести «Живи и помни» с русской классикой на разных уровнях (образ, мотив, ситуация, тема, проблема, идея), мы с учащимися подходим к раскрытию их творческого результата, к осознанию близости идейно-эстетических принципов. В.Распутина и классиков IXX века. Предлагаю уроки построить так:

1-й урок: Два преступления (Андрей Гуськов и Раскольников)

2-й урок: Сострадание и милосердие русской женщины (Настена и Соня Мармеладова)

3-й урок: «Душу свою погубили» (Настена и Катерина Островского)

Используется любая возможность для развития ассоциативного мышления, для обнаружения многочисленных связей повести Распутина с другими произведениями русских писателей. Например, при анализе тринадцатой главы можно поставить вопрос: «Как поступил бы отец Гуськова, если бы увидел сына?» Размышляя над этим вопросом , ученики вспоминают и «Тараса Бульбу» Гоголя, и «Беглеца» Лермонтова, и «Две зимы и три лета» Абрамова, и «Выбор» Бондарева.

В статье «Они были поэтами по природе» в один ряд ставлю В.В.Маяковского С.А.Есенина и В.С.Высоцкого. Привожу фрагмент из этой статьи, как эти поэты относились к А.С.Пушкину.

В.В.МАЯКОВСКИЙ

«Может, я один действительно жалею,

Что сегодня нету Вас в живых».

                                                                   «Юбилейное» 1924 год

Признаемся, далеко не всегда в облике агитатора, горлана – главаря, мы обращаем внимание на его глаза – темные, глубокие, тоскующие. Поэт силой любви на несколько часов оживляет чугунного Пушкина. Маяковский не мог смириться с тем, чтобы человечье сердце покрылось бронзой, перестало пульсировать горячей человеческой кровью. Но по иронии судьбы именно Маяковский, как, в прочем, и Горький, и Фадеев подвергался в истории нашей литературы своеобразному окаменению.

С.А.ЕСЕНИН

«В смысле формального развития меня тянет все больше к Пушкину»

С.Есенин «О себе»

Прежде чем похоронить поэта, друзья обнесли его прах вокруг памятника Пушкину. Есенин всю свою жизнь благоговел перед Пушкиным, наивно и трогательно примеривался к нему. Он носил кольцо с сердоликом, потому что знал, что такое кольцо было у Пушкина. В Берлине он заказал у модного портного цилиндр и пелерину, какие надевал Пушкин. Однажды, озорно посмеиваясь, вышел, нарядившись, к друзьям, но тут же смутился и убежал. Хотел дотянуться…

«А я стою, как перед причастием

И говорю тебе в ответ:

Я умер бы сейчас от счастья

Сподобленной такой судьбе».

С.Есенин «Пушкин».

В.С.ВЫСОЦКИЙ

«Единственный поэт, портрет которого стоит у тебя на столе, - Пушкин. Единственные книги, которые ты хранишь, и время от времени перечитываешь, - это книги Пушкина.

Единственный человек, которого ты цитируешь наизусть, - это Пушкин.

Единственный музей, в котором ты бываешь, - это музей Пушкина.

Единственный памятник, к которому ты приносишь цветы, - это памятник Пушкину.

Единственная посмертная маска, которую ты держишь у себя на столе, - это маска Пушкина. Твоя последняя роль – Дон Гуан в «Каменном госте». Ты говоришь, что Пушкин один вмещает в себе все русское возрождение. Он – мученик, как и ты, тебе известна каждая подробность его жизни, ты любишь людей, которые его любили, ты ненавидишь тех, кто делал ему зло, ты оплакиваешь его смерть, как будто он погиб совсем недавно. Если воспользоваться словами Булгаков, ты носишь его в себе. Он – твой кумир, в нем соединились все духовные и поэтические качества, которыми ты хотел бы обладать».

М.Влади «Володя или прерванный полет»

Тяга к Пушкину была характерна для этих поэтов. В ней выразились нравственные искания поэтов «возврат» к Пушкину для них был шагом вперед в творческом развитии. С Пушкиным их роднит народность мировоззрения, полнота, разнородность и масштабность изображения жизни. Им близки у Пушкина гуманизм, правда чувств, нравственный идеал, Такие же сравнения этих поэтов провожу через отношения их к России, к животным, к женщинам, к слухам и т.д.

Анализируя сказку М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», сознательно моделирую ситуацию. Лежит человек на земле, все проходят мимо. Ваша реакция? Здесь просматривается риск уподобится пескарю. Одни вмешиваются, как говорят, на свою голову. Другие пройдут мимо, обнадеживая себя, что он пьян. Возникает модель проблемного урока, возникает дискуссия. Эта проблема всего государства. За всей этой погоней за комфортом, за какими-то глобальными вещами мы забываем самое главное: что человек – центр вселенной, самое главное существо на земле. Мы считаем себя цивилизованными людьми, и в то же время равнодушно проходим мимо человека, который не пьян, а болен и лежит на земле – ему плохо.

Пройдет время, вы себе зададите вопросы, как и пескарь: «Какие радости были у вас? Кого вы утешили? Кого приютили? Кто об его существовании помнит?

Мы дети XXI века, пусть наши одежды иные чем те, которые носили наши прабабушки и прадедушки, а в руках у нас сотовые телефоны, а дома накрученные компьютеры , но ключевые человеческие категории: совесть, вина  остаются в любом веке. Именно совесть определяет поведение человека, его судьбу. Это и есть мостик в век минувший. Связь столетий продолжается.

СОЧИНЕНИЕ

«Сочинение – это медосмотр человеческих душ каждого ученика». В.Ильин

Итак, ученики пишут сочинение. Это их, и только их, творчество. Но можно ли научить творить? Творить – нет. Но существует такое понятие как умение. Это умение анализировать текст художественного произведения, правильно его осмыслить, проконтролировать себя. Вот о чем должен знать учитель, проверяющий сочинения учащихся.

Как трудно ребятам высказать свои мысли, чувства, боясь неправильно написать слово или расставить знаки препинания. И план есть, и цитаты по рукой, а ничего путного не получается. Нужно создавать условия высказываться. В каждом сочинение нужно выделить творческое начало и всячески оградить списывание с книг, где содержатся варианты школьных письменных работ, каких в наше время огромное множество.

Все издания такой продукции скупая и я, чтоб в рецензии на сочинение точно указать, откуда взята списанная работа. Рецензии пишу не только на отличные работы, но и на те, где есть искорка своего творчества, главное ее не задуть. Пусть оно будет не стандартным или крамольным, (малое по объему) но оно должно быть доказано. Сказать с вызовом, что Горький дурак, и точка, - это ни сказать ничего. Этим грешат не только ученики, но и средства массовой информации.

Отходя от тематики сочинений, проводимых в курсе литературы и больше уделяя вниманию сочинениям на основе личных наблюдений и впечатлений учащихся, сочинений по картине позволяет учителю убить двух зайцев – списывание и раскрытие творчески одаренных ребят.

В учреждении, где я работаю, все ученики осуждены по различным статьям УК. Здесь сама обстановка заставляет проводить нестандартные уроки. Самое трудное и важное – понять и полюбить своих учеников, приняв их такими, какие они есть. И естественно в своих сочинения они будут опираться на свой жизненный опыт, который у них богат. Здесь сочинение может быть обличено, например, в форму письма, а темы сочинения должны соответствовать тому что волнует учащихся. Вот одна из них.

«За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью».

                                                                                  М.Горький.

Вот тот рентген, где я наглядно вижу понял ли осужденный свою вину, осознал ли ее. Вот цитата из сочинения «Тюрьма – это способ вырвать вас из потока текущих событий. Вы получили время осмыслить жизнь»

Эпистолярный жанр уходит в прошлое, но в зоне он пользуется спросом. И ученики с удовольствием пишут письма вместо Родиона Раскольникова из мест заключения (сочинение по роману М.Ф. Достоевского «Преступление и наказание»)

На основе лучших сочинений учу учащихся составлять содержательные письма на определенную тему и грамматически правильно их оформлять. А цитаты к сочинению, я уверен, он и сам научится в ходе творчества правильно подбирать. Нужно многое менять к подходу сочинений. Иногда не понимаю, как за рисование, пение, физкультуру – можно ставить оценки. Отметка за то \, что он что-то не выучил – одно, а отметка за то, что он плохо что-то нарисовал или не точно спел – это совсем другое.

По-моему, это абсурд, но таковы традиции нашего советского образования.

Готовясь к сочинению с ребятами, формирую их мнение о характере конфликта, всегда сопоставляю с мнениями, высказываемыми в критических работах. Нахожу такие оценки, которые бы противоречили устоявшимся истинам, чтобы ученики в ходе написания сочинения могли аргументировать свои возражения. Вот фрагмент

А.С.ГРИБОЕДОВ «ГОРЕ ОТ УМА»

«Все, что говорит он, - пишет Пушкин, - очень умно. Но кому говорит он все это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно. Первый признак умного человека – с первого взгляда знать, с кем имеешь дело и не метать бисер перед Репетиловым и тому под».

Белинский говорит о поведении Чацкого еще более резко: «… что за глубокий человек Чацкий? Это просто крикун, фразер, идеальный шут, на каждом шагу профанирующий все святое, а котором говорят.  Неужели войти в общество и начать всех ругать в глаза дураками и скотами – значит быть глубоким человеком».

«Очерк литературы о Грибоедове» немало высказываний критиков IXX и XX века о гениальной комедии, упоминает высказывания Гриневской, которая утверждала, «что Софья умна не менее Чацкого и смела, потому что сумела перенести последствия ошибки …» Приводя эти слова, А.Блок солидарен с ней. Н.Доризо «Трагедия Чацкого не в измене Софьи, а в собственной опустошенности».

Изучив в школьные годы художественные произведения, мы на всю жизнь утверждаемся, что эти произведения нам хорошо известны.

Интеллект человека не в умении читать, а в умении перечитывать. Бездумное чтение приводит к параличу вкуса, эта одна из причин по которой не любят ученики школьные произведения. Мышления у каждого из нас должны быть самостоятельными, иначе человек обречен на пожизненное духовное прозябание.

Вот почему в сочинении всегда должно быть творчество.

ВСТРЕЧИ ИСКУССТВ.

Впитывания достижения смежных искусств – живописи, музыки, театра и кино, литература сама обогащает их своим опытом исканий и достижений. Возьмем живопись.     Портрет

«Портрет – живописное, скульптурное, фотографическое или какое-либо другое изображение определенного человека». Словарь иностранных слов.

«Портрет – в литературном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться». Словарь литературных терминов

В реалистическом портрете действует, прежде всего, закон соотнесенности человека с окружающим миром, становится знаком чего-либо. Например, эпоха романтизма. В моду входит бледный цвет лица. На страницах литературных произведений сплошь и рядом действуют бледнолицые герои. Бледное лицо становится признаком избранности, тайных страданий и т.д. Или возьмем пример из более позднего времени – фрак. Он стал символом успеха, богатства. Ученики через глаза, через руки, через одежду подсматривают душу просветленной личности или срывают с человека маску. На примерах портретной живописи ученики легко проводят водораздел между художником реалистом и натуралистом. Можно устроить модельный урок показа мод различных литературных направлений на основе портрета. Можно это сделать на основе музыки, архитектуры, входя в то или иное литературное направление: классицизм, романтизм, сентиментализм. В литературе чаще всего встречается психологический портрет, в котором автор через внешность героя стремиться раскрыть его внутренний мир, его характер. Здесь должна идти работа над художественным текстом в рамках подбора текстуального материала тому или иному характеру. Ведь портрет героя, представляет собой как бы «узелок» в композиционной ткани, связывающий содержание и форму в единое художественное целое.

Например, в области социально-психологического портрета М.Ю.Лермонтова, чувствуется талант живописца и графика. Лермонтов словно «снимает» портрет Печорина, психологически подробно отбирая детали, в которых герой больше всего «на себя похож». При изучении романа «Герой нашего времени», можно использовать модель портретного сходства. А Пушкин? Он ведь тоже был прекрасным рисовальщиком.

Вот мой Онегин на свободе

Острижен по последней моде

Как денди лондонский одет.

У Пушкина иной подход к портрету героя. Он фиксирует глаза, руки, походку. Многоплавность портретной композиции – «герой – среда – читатель» - закрепляет ощущение динамики самой жизни. Написание сочинений на темы:

«Самые спорные страницы в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени» (в предложении на язык музыки, живописи, кино), только сближает различные виды искусства. Такие уроки дают толчок к диспуту «Портрет современного героя»

В понедельник каждой недели (по необходимости) информирую ребят, что им лучше посмотреть по телевизору. Например, прошел просмотр телесериала «С.Есенин», естественно в 11-х классах делаем вместе с учащимися рецензию на фильм, обсуждаем сильные и слабые стороны, как режиссуры, так и актеров. Можно это превратить в заключительный модельный урок по творчеству С.Есенина. Устраиваем пресс-конференцию, где ученики выступят в роли актеров, режиссеров, зрителей. Мы можем этого не замечать, но искусство влияет на нас, все откладывается в подсознании. Именно благодаря литературе, театру, кино в людях сохраняется потребность любить, заботится о близких. Искусство не дает сойти на нет лучшим качествам человека. Нужно на своих уроках объявить войну с пошлостью фильмов, где часто школьники с радостью воспринимают пошлые, картонные, примитивные фильмы с насилием и кровью. Это приводит к тому, что перестает работать главная часть нашего существа – душа.

«Душа обязана трудится …»   Н.Заболоцкий

Кто как не мы  вмешаться должны. Так что же можно видеть на экране будущему мужчине и будущей женщине и чего нельзя? Думается, что видеть можно все, - хотя бы потому, что нельзя уберечь от того, чтоб подрастающий человек чего-то не видел. Подрастающий человек или равнодушно пропустит то, что ему еще не нужно, или, если «нужно», найдет даже там, где нам и во сне  не снилось.

Так что ни предусмотреть что бы то ни было, ни предотвратить вы все равно не в силах. Нельзя уберечь ребенка от того, чтоб он, купаясь, не забрел на глубокое место, - надо попросту научить его плавать. Не уберегать надо от тех или иных впечатлений, а учить точным нравственным критериям, воспитывать их. Учить отличать любовь от суррогатов любви. Не чувства страшны – в любых их проявлениях, - страшна анемия чувств. Пошлость страшна, а именно она, к сожалению, идет на ребят потоком с экранов. И к проблеме «детям до 16» надо, на мой взгляд, походить не стой точки зрения, есть в картине «соблазнительные» сцены или нет , а только с той, на столько доступно  тому или иному возрасту богатство изображенной картины в жизни. Но при этом не забывать: «работать» предстоит с известным опережением, - современные дети знают многое что нынешним взрослым в их возрасте и в голову не приходило. И мы прекрасно должны понимать, что никакая экранизация произведения не заменит художественного произведения. Нет «Евгения Онегина» без знаменитой онегинской строки, гибкой, выверенной и точной. Нет этого романа без лирических отступлений, в которых с такой упоительной, безграничной свободой проявляет себя главное действующее лицо его – сам Пушкин. Нет «Евгения Онегина» без Пушкина – и не может быть!

ОТ СМЕШНОГО ДО …

Человек, умеющий рассказывать не только о других, но и о себе на языке пародий, - веселый человек и, значит добрый. Недаром считают, что подлость не умеет смеяться. Ни что не радует учителя, не веселит в общении, как лицо ученика, освещенное улыбкой подтверждающей расположение, доверие. Добролюбов писал: «Литература наша началась сатирою и до сих пор стоит на сатире». При изучении произведения Н.В.Гоголя, А.С.Грибоедова, Д.И.Фонвизина нужно помнить, что всякое слово стареет и в месте с ним слабеет сила смеха. То, что было смешно во времена Фонвизина, в наше время изжило себя. Даже смех Грибоедова до учеников не дойдет, потому что типическая  для фамусовского общества не типична для нас. Возможно, я не прав, и фраза шедевры не стареют, будет лучше, просто их духовное богатство, каждый раз требует нового прочтения. На первых уроках литературы в 10-х классах, говоря с ребятами о программе славянофилов, западников, почвенников, читаю монологи известных сатириков М.Задорнова, Л.Измайлова, чтоб лучше понять, что каждый народ национален по-своему. Рассказы В.М. Шукшина ставлю параллельно шолоховским. «Чудики», простаки, мечтатели, люди со странностями, с чудинками корнями связаны с дедом Щукарем.  Чем вас не модель нового урока? Иногда при анализе наше время диктует нам по иному отнестись к тем или иным эпизодам книги.                 А.А.Фадеев «Разгром»

Партизанский революционный отряд, «не считаясь ни с чем», грабит население, конфискует последнюю свинью у корейца, обрекая его многочисленную семью на гибель, тяжело раненный партизан Фролов командиром и врачом отряда приговаривается к смерти. Конечно, никакого, тем более социалистического, гуманизма в этом нет. Жестокость всегда остается жестокостью, а разбой – разбоем. Когда серьезно продумываешь содержание этих эпизодов, то приходишь к выводу, что они во многом выдуманы. Не  вериться, чтобы отряд 150 вооруженных людей не мог себя прокормить в Уссурийской тайге полной всякого зверья и рыбы, чтобы надо было вызвать вражду крестьян грабежами сибирских селений, до этого добровольно снабжавших партизан продовольствием. Здесь получается интересный модельный урок в основу которого положено понимание гуманизма А.Фадеева и М.Шолохова. Оба они раскрывают это на судьбах героев в самые суровые периоды народной жизни.

Не каждая школа Нижнекамска может похвалиться своим школьным театром. Это высший уровень подготовки ученика учителем на поприще искусства. Такой театр должен иметь репертуар школьной программы. На заключительный урок по творчеству Н.В.Гоголя, А.П.Чехова мои ученики всегда ставили оценки из их репертуара. Эти школьные актеры могли разыграть модельный урок суда над  Раскольниковым («Преступление и наказание»)

Здесь все будет как в суде: судья, адвокат, прокурор, свидетели. Аналоги мы видим на экранах своих телевизоров – это «Федеральный судья», «Час суда».

Мне приходилось работать в классах с юридическим профилем, будущими студентами МГЭИ. Здесь учащихся я ставил в роль следователя Порфирия Петровича, («Преступление и наказание») они искали доказательство вины Раскольникова на основе произведения. Это была для них самая настоящая практика.

В школу приходят молодые педагоги. Есть возможность провести занятия с ними в форме ролевой игры, где можно увидеть будущий учительский потенциал: их мастерство, знание педагогики, умение молодого педагога поступать в той или иной ситуации. И тогда отпадут многие вопросы типа:

«Нужно ли впускать в класс опоздавшего ученика?»

«Нужно ли ученика выставлять из класса?»

«Как реагировать на «клички» учителей?»

«Нужно ли бороть с модой в школе?»

Учитель входит в класс, весь класс встает, на слова учителя садится, они продолжают стоять. Как поступит учитель? Проиграть ситуацию, показать на деле путь решения задач – вот смысл модельных педагогических мероприятий. В качестве экспертов (жюри) будут опытные педагоги – наставники этих учителей, пользующихся авторитетом среди ребят. Учительский авторитет среди коллег и ребят – это разные вещи, но об этом другой разговор.

На моей памяти было очень модно в каждой школе проводить замену в школе администрации, учителей учениками и работать целый день в режиме учебного процесса. Жаль, что такой опыт не был обобщен. Здесь можно выделить рациональное зерно, но оно не должно быть данью моде. Каждая школа имеет свое лицо, а значит и свою модель воспитания учащихся.

КНИГИ.

«Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий и даже основания, чуть ли не единственная цель искусства»

И.Гончаров

Какую силу несут книги, мы можем увидеть при анализе романа Рея Бредбери «451 градус по Фаренгейту». Мы в мире будущего, там запрещено держать книги в домах. Это мир скоростей, увеселений, цифр, в котором люди не помнят своего прошлого, не думают о будущем. Автор романа выразил отношение к бездуховному обществу, которое променяло красоту и мудрость книги на индустрию удовольствия. Он говорит так: «Я хочу служить книге, потому что я не желаю быть зомби». Ни что так не убивает книгу, как обязательное чтение. Прилежные ученики стараются это сделать, прочитав произведение в кратком изложении. Здесь, зная текст, они теряют художественное слово. Как сделать так, чтобы ученик без напоминания самостоятельно увлекся книгой. Остановлюсь на двух моментах.

  1. Никакие биографические сведения о писателе не заставят его полюбить, если ученики не увидят в нем живого человека с  сильными и слабыми сторонами. Нужно «оживить» писателей, а не превращать их в икону. Помните В.В.Маяковский в поэме «В.И.Ленин» тревожится, как бы этот образ не был искажен, как бы «поклонений установленный статус» не привнес в дорогой образ фальшь. Очень интересны в этом плане статьи В.С.Добина, опытного литературного критика. У него скучное слово из учебника «сюжет» - окажется волшебным словом и завладеет вашим воображением. Вы пройдете по страницам многих книг, но все эти книги вы увидите иными глазами. При изучении романа «Война и мир» моей настольной книгой становится работа Долининой «По станицам романа «Война и мир». Она доносит до меня мысли, которые она передумала, и они созвучны с моими.
  2. Книге нужна реклама. Посмотрите, прошел телесериал по произведению какого-либо писателя, и зрители потянулись в библиотеку. Зачитывая свои любимые места из произведений, играя оценки из репертуара классиков, мы рекламируем книгу. Книга большой помощник во всех внеклассных мероприятиях в школе. Там часто можно увидеть наглядную агитацию о вреде наркомании, алкоголизма, курения. И как тут не подключиться учителю литературы с малыми модельными уроками этой тематики.

Отношение героев произведения Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, А.М.Горького к этим вредным привычкам. На основании произведений этих писателей они должны прийти к выводу, что эти привычки – результат психологической защиты от несовершенства окружающего мира. А проявление этого несовершенства могут быть самыми разными: это унижение мужской самооценки и чувства независимости через властную жену, мать, («Гроза» А.Н.Островского) это и невостребованность имеющегося потенциала («На дне» М.Горький). Беседуя с осужденными, часто вижу, что вместо того, чтобы найти свое место в новых условиях, они обижаются на окружающий мир, становятся агрессивными и хронически недовольными. Поскольку мир не реагирует на их недовольства и не изменяется в соответствии с их убеждениями, то человек закрывается от мира. Появляются вредные привычки, которые уводят человека от проблемы, они вреду в первую очередь тем, что разрушается система ценности человека. Наркомания детей может явиться средством разрушения системы взглядов на жизнь  («Плаха» Ч.Айтматов»)

Человек рождается не просто для того, чтобы есть и пить. Для этого было бы гораздо удобнее родиться дождевым червем. Так писал В.Дудинцев в романе «Не хлебом единым». Поиски смысла жизни – идеал каждого мыслящего человека. Когда нет веры (не обязательно в бога!) нет смысла жизни, то очень часто не и нравственности.

Виль Липатов в повести «Серая мышь» изобразил бывшего начальника, спившегося до того, что ему нечего есть, и в доме не водятся даже мыши, которым тоже нечего есть. Это символ. Бессмысленность жизни приводит к деградации человека, превращает его в животное и преступника. Эту малую тематику моделирования можно продолжить, включив власть, деньги, материальные блага, независимость и т.д.

НАУЧНО – ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ.

Лет пятнадцать назад, выступая на секции учителей русского языка и литературы с докладом «Игровые уроки русского языка», я рассказывал  о грамматических сведениях, которые можно будет вложить в компьютер, чтобы он стал помощником учителя. Не думал, что это будет так скоро, и ЕГЭ уже реальность нашего времени. Имеет ли словесник в своем кабинете компьютер (помощник учителя)? В лучшем случае – это проигрыватель. Время требует оснащение наших кабинетов ТСО. Методический кабинет должен иметь дискетки с записью лучших уроков учителей, мероприятий школы и т.д. В любое время учитель может посмотреть урок коллег и выбрать нужную модель урока, а в классах сосредотачивается школьная экранизация произведений писателей. Уже выше всяких похвал, если в школе есть своя телестудия или радиостудия. Создание модельных компьютерных игр по предмету потребует от учителя прекрасного знания компьютера.

У любого предметника наверняка есть своя домашняя библиотека. Учебники, пособия, дидактические материалы – самые ценные книги, которые выручат в нужную минуту. А почему бы кроме нее не иметь и личную библиотеку образовательных электронных изданий: ссылки на ресурсы интернета, наборы тестовых заданий, комплекты компьютерных программ и многое другое? Эти материалы не только помогут учителю лучше подготовиться к урокам, но и сделают занятия наглядными, динамичными и глубоко познавательными. В методической копилке учителя должны быть не только предметные страницы и компьютерная программа, но и электронные учебники, которые появляются сейчас все больше и больше. А где искать информацию о них, как не в интернете? Немало сведений об электронных учебных изданиях есть на сайте  Федерации Интернет Образования (www.fio.ru). Главный каталог «В помощь учителю» распределен по школьным предметам. Зайдем, например, на страницу русского языка. Видим мультимедиа – комплекс «Русский язык» для старшеклассников, абитуриентов и учителей, контрольно – диагностические тесты по орфографии для средней и старшей школы, абитуриентов и учителей. Любители поэзии могут найти на сайте мультимедиа – энциклопедию «А.С.Пушкин. В зеркале двух столетий». Она рассчитана на самый широкий круг пользователей. В ее иллюстрированных статьях представлена разнообразная информация о жизни и творчестве Пушкина. Порадуйтесь новому тренажеру, предназначенному для тестирования и развития орфографической грамотности детей. Тренажер можно использовать для создания индивидуальных диктантов и домашних заданий. Последнее время наряду с привычными учебными формами – разработками уроков и внеклассных мероприятий – появляются и новые. На смену бездумным сетевым стрелялкам приходят умные учебные игры и фильмы. Учебных форм в современном интернете превеликое множество. Надо только последовательно и вдумчиво искать нужную информацию, а затем разумно и грамотно использовать ее в учебном процессе. И тогда интернет станет для учителя преданным и надежным помощником.

Одна из номинаций проекта «Образование, принятого по инициативе Президента России Владимира Путина, предусматривает немалые денежные средства, которые пойдут на внедрение современных образовательных технологий. Согласен, что никакие новинки техники не заменят слово учителя. Нужно искать не только модели, но и модельных подход по изучению творчества писателей. Поясню. Учитель живой человек и, естественно, он неровно дышит, встречаясь с творчеством своего любимого писателя. Он может часами читать стихи или вдохновенно говорить о своем «любимчике», здесь его «конек». Почему бы не объединить словесников по интересам к творчеству своего «любимчика»? Учитель, при отлаженной системе, может давать уроки во всех школах города, где изучается творчество его любимого писателя. Здесь он будет на высоте. Сейчас это невероятно, но под лежачий камень вода не течет, надо искать, экспериментировать, дискутировать. Меньше всего мне хотелось бы навязывать свою точку зрения другим учителям или приказывать: «Делай как я!»

Каждый учитель индивидуален и интересен по своему, но пробовать создавать модельные ситуации на уроках нужно, я уверен, они есть, они ждут своего обобщения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся»

По теме самообразования «Имитационное моделирование жизненных ситуаций на уроках русского языка и литературы как основа формирования и развития ключевых компетенций учащихся» я работаю третий год. Изу...

Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС

Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы. Рекомендована педагогам, активно использующим современные технологии в учебно-воспитательной деятельности, в частности, личностно-ориентиров...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИННОВАЦИОННОМУ ПОДХОДУ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ПРИ МОДЕЛИРОВАНИИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ.

Актуальность данной темы вижу не в том, чтобы создать какие-то «рецепты для учителя», а в том, чтобы дать примеры моделирования педагогических ситуаций, способных стимулировать собственную...

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.

Технология моделирования ситуации успеха на уроках русского языка и литературы.  Цель работы: Создание условий для успешности, максимального развития личности с учетом ее интересов, способностей,...