Рабочая программа "Литература"
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Программа предназначена для музыкальног колледжа, количество часов на два года-144

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство культуры  Московской области

ГОУ СПО МО «I Московский областной музыкальный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                         Дисциплина           Литература

                         Для специальности                             073101

                                                      073401  

                                                      073502  

                                                      073002

Коломна

  2012

Пояснительная записка.

   Литература и искусство, являясь важными средствами воспитания молодежи, играют  значительную роль в духовной жизни общества.

Знание литературы, умение разбираться в художественных особенностях литературных произведений – непременное требование, предъявляемое к современным работникам культуры.

   Изучение литературы способствует воспитанию художественного мировоззрения учащихся, формированию патриотизма, высокой нравственности и морали.

Литература, как предмет наиболее близкий к искусству, должен помогать учащимся лучше понимать и глубже изучать музыкальное искусство. Это вызывает необходимость связывать некоторые литературные темы с музыкальными темами, входящими в учебный план училищ.

   Содержание курса литературы составляет изучение важнейших произведений классической и современной русской литературы, а также отдельных вопросов по истории и теории литературы.

  Специфика литературы как предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

 Изучение литературы  в колледже сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся

  Приобщение учащихся  к богатствам литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

  Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность учащегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

     Программа по литературе I курса направлена на формирование общего представления об историко - литературном процессе 19 века в его связи с процессом историческим, систематизацию представлений об историческом  развитии литературы.

      Универсальными задачами литературного образования является приобщение учащихся к богатствам отечественной художественной литературы, использование воспитательного потенциала русской классики, формирование эстетического вкуса, воспитание любви и привычки к чтению, развитие литературных способностей. Курс литературы преподается на историко-литературной основе.

     Программа по литературе II курса  направлена на  воссоздание историко-литературного процесса на протяжении ХХ века со всем обилием направлений и течений.  Программа 11 класса последовательно обращает внимание преподавателя к вопросам теории литературы, т.к. на II курсе дается картина литературы ХХ века и последнего десятилетия. Это история современной русской литературы во всём многообразии и сложности, изучение которой предполагает расширение круга теоретических сведений, которые были получены при изучении литературы ХIХ века, а также активное их применение в процессе анализа художественных произведений. Программа дает и параллельные сведения по истории искусств.

    Изучение литературы должно привить учащимся навык самостоятельного понимания и оценки прочитанного. Самостоятельное творческое восприятие литературы должно помочь более глубокому пониманию музыки.

   Программа состоит из обзорных и монографических тем. Произведения, указанные программой для обязательного обучения, читаются учащимися дома и анализируются на уроках.

   Для развития навыков выразительной устной речи необходимо упражняться в классе в чтении вслух фрагментов из прозаических и поэтических текстов изучаемых авторов.

   Более эмоциональному и глубокому восприятию художественных произведений способствует обращение к средствам массовой информации, наглядности: использование видеофильмов, аудиозаписей, компьютерных дисков, иллюстраций.

   Однако разбор каждого литературного произведения требует своих индивидуальных методических приёмов, которые не могут быть указаны в программе. Они остаются на усмотрение педагога.

   Программа  предусматривает самостоятельную работу учащихся, выражающуюся в следующей форме: доклады, сообщения по теме, письменные творческие задания, составление кратких аннотаций, самостоятельный анализ отдельных отрывков из изучаемых текстов, заучивание наизусть поэтических и прозаических текстов.

   Программа помогает формировать навыки анализа текста, составления характеристики героя, сравнительной характеристики персонажей; умения анализировать отдельные эпизоды текста, делать обобщения по заданным вопросам, самостоятельно выбирать из объемного текста нужные материалы и т.д.

   Основными формами учета знаний являются: систематический опрос учащихся, вовлечение уч-ся в работу по анализу текста;  письменные и устные творческие работы; контрольные опросы, сочинения; контроль над самостоятельным прочтением текстов; проверка знания наизусть прозаических и поэтических текстов.

   По усмотрению педагога, предлагаемые в программе произведения могут изучаться в трех планах: различные виды анализа на основе самостоятельно прочитанного текста; обзорное изучение произведения; анализ отдельных, наиболее важных глав произведения.

   Перечень тем, заявленный в программе примерный. Преподаватель оставляет за собой право изменять некоторые пункты тематического плана и количество часов, отпущенное на ту или иную тему.

Основные цели 

  • Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  • Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование потребности в самостоятельном чтении; развитие устной и письменной речи студентов.
  • Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-художественных сведений и теоретико-литературных понятий.

Задачами

 программы  является приобщение  студентов к богатствам отечественной художественной литературы, использование воспитательного потенциала русской классики, формирование эстетического вкуса, воспитание любви и привычки к чтению, развитие литературных способностей.

 

Требования к знаниям и умениям.

При успешном усвоении программы курса учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

I   Историко-литературными :

  • о жизни и творчестве писателей;
  • о наиболее существенных особенностях литературных направлений, школ, течений данного периода;

II   Теорико-литературными:

  • о целостности и компонентах литературного произведения;
  • об основных способах выражения авторской позиции;
  • об основных элементах анализа прозаических и поэтических текстов;

III   В области читательской и творческой деятельности:

  • знать содержание изученных произведений, их оценку в критике; уметь сформулировать свою оценку;
  • уметь интерпретировать текст и создавать на его основе собственные аргументированные высказывания;
  • уметь адекватно воспринимать чужие высказывания, выделять главные мысли говорящего и делать выводы и обобщения по услышанному материалу;
  • анализировать образы главных героев; место и роль отдельных эпизодов и глав в структуре произведения;
  • пользоваться справочным материалом и дополнительной литературой;
  • составлять тезисы, конспекты;
  • писать сочинения различных жанров.  
  • писать краткие творческие работы по образцу заданий С1, С2, С3, С4, С5        

Объем дисциплины, виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов

семестры

Общая трудоемкость дисциплины

216

1-4

Лекции

47

1-4

Практические занятия

97

1-4

Самостоятельная работа

 72

1-4

Вид итогового контроля:

экзамен

4

Примерное распределение учебного времени

по темам курса.

Наименования разделов и тем

Максимальная учебная нагрузка

Кол-во часов при очной  форме обучения

Кол-во часов на самост. работу

лекционные

практические

1

2

3

4

5

  1. Введение

5 часов

4

1

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения. Становление реализма. Русская критика

4

1

  1. А.Н. Островский.

 13 часов

3

5

5

      1. Очерк жизни и творчества

3

2

1

2. Драма «Гроза»

10

1

5

4

  1. И.С. Тургенев

 

 14 часов

4

6

4

      1. Очерк жизни и творчества

2

2

2. Роман «Отцы и дети»

12

2

6

4

      IV. Литература 60-х годов Н.А. Некрасов

12 часов

2

6

4

      1.  Особенности лирики

4

2

2

2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

8

2

4

2

V.      Ф.И. Тютчев. Стихотворения

5 часов

1

2

2

VI.     А.А. Фет. Стихотворения

5 часов

1

2

2

VII.    Ф.М. Достоевский 

15 часов

4

6

5

1. Жизнь и творчество

2

2

2. Роман «Преступление и наказание»

13  

2

6

5

VIII.       Л.Н. Толстой 

 18 часов

5

7

6

1.  Очерк жизни и творчества

1

1

2. Роман «Война и мир»

17  

4

7

6

IX.         А.П. Чехов   

10 часов

3

3

4

1. Очерк жизни и творчества.  

2

2

2. Пьеса «Вишнёвый сад»

8

1

3

4

X. Литература рубежа веков.

Развитие реализма на рубеже  XIX-XX веков.

2часа

2

XI.      М. Горький

 

9 часов

3

3

3

1. Жизнь, творчество, личность

2

2

2. Пьеса «На дне»

7

1

3

3

XII.И.А. Бунин Очерк жизни и творчества

 7 часов

1

4

2

1. Очерк жизни и творчества

1

1

2.«Господин из Сан-Франциско»

3

2

1

3. «Чистый понедельник»

3

2

1

XIII. «Серебряный век русской поэзии»

7 часов

1

3

3

1. Символизм и его истоки. Творчество В. Брюсова  

3

1

1

1

2. Лирика акмеистов. Стихи Н.С. Гумилева

2

1

1

3. Футуризм как литературное направление. Русский футуризм

2

1

1

       XIV.  А.А. Блок.        

 12 часов

1

6

5

       1. Личность и творчество

1

1

 1. Лирика А.А.Блока

 6  

 

4

2

2. Поэма «Двенадцать»

5

2

3

XV. С.А. Есенин. Творчество

6 часов

1

3

2

 1. Творчество

1

1

       2. С.А. Есенин. Стихи.

5

3

2

       XVI. В.В. Маяковский. Стихи, Поэмы

7 часов

 1

 3

3

  1. Поэзия

 О. Мандельштама

3 часа

2

1

  1. А.А. Ахматова.  

6 часов

 1

 3

2

       1. Стихи

2

2

       2. Поэма «Реквием».

4

1

1

2

XIII.      М.И. Цветаева. Стихи.

4 часа

2

2

XIV Итоговое повторение

2 часа

2

 XV. М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»

9 часов

2

4

3

     XVI.М.А. Шолохов «Тихий Дон»

10 часов

2

4

4

       XVII.Литература периода Великой Отечественной войны

 3 часа

 

2

 1

       XVIII. А.Т. Твардовский.

6 часов

4

2

       1. Обзор лирики А. Твардовского

3

2

1

 2. Поэма «Василий Теркин»  Обзор

 3

2

1

XIX.  Литература о войне 50 – 80-х гг. XX века. Обзор

4 часа

1

1

2

 XX. Творчество Б.Л. Пастернака

8часов

1

4

3

      1. Творческий путь. Лирика

4

1

2

1

      2. Роман «Доктор Живаго»

4

2

2

 XXI. Тв-тво А.И. Солженицына.  

5 часов

4

1

  1.   «Один день Ивана Денисовича»

3

2

1

  2. «Матренин Двор»

2

2

      XXII Литература последних десятилетий XX века.

8 часов

6

2

1.«Деревенская проза» Произведение автора по выбору

3

2

1

2. Особенности драматургии. Одно из произведений по выбору

3

2

1

 3.  Современная поэзия  Обзор

2

2

XXIII. Литература на современном

этапе

1 час

1

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН.

РАЗДЕЛ  I .

Русская литература XIX – начала XX века.

       Введение    -  4 часа.

Россия 1-й и 2-й половины XIX века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Становление реализма в русской литературе.

Зарождение и развитие профессиональной русской критики. Литературная критика и литературная полемика 60-х годов XIX века.

        А. Н. Островский «Гроза» - 8 часов.

Очерк жизни и творчества. Римский-Корсаков «Снегурочка».

«Гроза». Трагическая сторона конфликта Катерины с «темным царством». Борьба личности за право жить и любить. Обличение самодурства, грубой силы и невежества.

Критика: Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве».

Теория литературы: драматургический конфликт.

        И. С. Тургенев «Отцы и дети» - 10 часов.

Очерк жизни и творчества.

«Отцы и дети» Широкий обобщающий смысл, вложенный автором в заглавие романа. Художественное своеобразие романа. Базаров в системе действующих лиц. Причины его конфликта с окружающими. Его одиночество. Оппоненты Базарова, их нравственная и общественная позиция. Отношение автора к своему герою. Споры вокруг героя. Значение И. С. Тургенева в русской и зарубежной литературе.

Критика: Д. И. Писарев «Базаров», Н. Н. Страхов «Отцы и дети».

Теория литературы: развитие понятия о романе.

     

 Литература 60-х годов XIX века. Н. А. Некрасов, Стихотворения. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - 8 часов.

Особенности лирики. Мотивы народной песни в лирике Н. Некрасова. Своеобразие его поэзии. Гражданская лирика.

«Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы, отражение социальных противоречий эпохи. Мастерство поэта в изображении народной жизни. Многообразие крестьянских типов. Сатирические портреты помещиков. Проблемы счастья, долга, смысла жизни. Судьба русской крестьянки.

Теория литературы: развитие понятия о народности литературы, понятие о стиле.

 

           М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», «Сказки» - 4 часа (дополнительное внеклассное чтение)

Очерк жизни и творчества великого сатирика.

«История одного города». Сатирическое изображение смены царей на русском престоле. Отношение к народу: его терпеливости, бесправию, полной зависимости от власти очередного градоначальника.

Теория литературы: понятие об условности в искусстве (эзопов язык, гротеск).

        Ф. И. Тютчев. Стихотворения – 3 часа.

Философская поэзия Ф. Тютчева. Пейзажная лирика. Представление о единстве мира природы и внутреннего мира человека, о жизни как борьбе. Любовная лирика, раскрытие в ней драматических переживаний человека.

Романсы на стихи Тютчева. Стихи наизусть.

         А. А. Фет. Стихотворения – 3 часа.

Слияние внутреннего и внешнего мира в лирике А. Фета. Умение передавать подвижность настроения и переживания. Метафоричность поэзии, музыкальность, мелодичность стиха.

Романсы на стихи Фета. Стихи наизусть.    

         Ф. М. Достоевский « Преступление и наказание» - 10 часов.

Очерк жизни и творчества. Нравственная проблематика и философская глубина творчества. 

«Преступление и наказание». Суровая правда в изображении безысходности жизни обездоленных людей в мире зла. Боль за человека – основа авторской позиции в романе. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. Смысл его теории и причина её крушения. «Двойники»  в романе и их роль.

Теория литературы: полифонизм романов Достоевского; понятие о нравственном и психологическом романе.

     Л. Н. Толстой «Война и мир» - 12 часов.

Очерк жизни и творчества.

«Война и мир». Духовно богатая внутренняя жизнь главных героев – Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой, княжны Марьи и др. Сложность жизненного выбора, поиски смысла жизни и итоги этих поисков.

«Мысль народная» в романе. Народ и личность – одна из основных проблем романа. Наполеон и Кутузов.

Изображение войны в романе Отношение к войне Л. Толстого. Отечественная  война 1812 года. Проблема «истинного» и «ложного» патриотизма в романе.

Изображение различных слоев общества в романе. Высший свет, его бездуховность и лжепатриотизм. Идейные искания Толстого.

Теория литературы: понятие о романе-эпопее; внутренний монолог как средство характеристики героя.

       

  А. П. Чехов «Вишневый сад» - 6 часов.

Очерк жизни и творчества. Особенности драматургии А. П. Чехова. Новаторство Чехова – драматурга.

«Вишневый сад». Основная тема пьесы – тема уходящего мира. Жизненная неустроенность, разобщенность героев. Разлад между желаниями и их осуществлением – основной конфликт пьесы. Символический смысл названия. Отношение автора к своим героям.  Гуманизм  Чехова.

Теория литературы: своеобразие построения и стилистики пьес Чехова; роль художественной детали, авторских ремарок, перекличек реплик, пауз.

        Развитие реализма на рубеже XIX-XX века – 2 часа  

Дальнейшее развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце  XIX века. Развитие нового реализма. Особенности нового реализма начала XX века.  Обзор творчества И. Бунина или А. Куприна.

   

    М. Горький «На дне» - 6 часов.

Жизнь, творчество, личность. Новаторство Горького – драматурга.

«На дне» Социально – философская драма. Спор о назначении человека. Три «правды» в пьесе и их трагическое столкновение: «правда» факта, целительная «правда», «правда» веры в человека. Авторская позиция и способы ее выражения.

Горький и музыка. Теория литературы: социально-философская драма.

РАЗДЕЛ  II.

Современная русская литература  XX – начала XXI  века.

         И. Бунин Рассказы «Господин из Сан-Франциско»,

«Чистый понедельник» -  5 часов    Своеобразие лирического повествования И.А. Бунина. Обращение Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям. Тема любви в прозе Бунина. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы

       

 «Серебряный век» русской поэзии – 4 часа.

Проблемы традиций и новаторства в литературе разных направлений начала  XX века. Возникновение понятия «серебряный век». Формы и их решения в поэзии модернистов. Видение окружающего мира, задач искусства, предназначения поэзии и поэта  в творчестве символистов, акмеистов, футуристов. Творчество В. Брюсова ,  Н.С. Гумилева, поэтов-кубофутуристов (Обзор творчества одного из авторов по выбору преподавателя).

Теория литературы: представление о символизме, акмеизме, футуризме

       

           Н. С. Гумилев    Стихотворения

Романтический герой лирики Н.Гумилева. Экзотика, ярость, праздничность восприятия мира.  Активность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта. «Капитаны», «Перстень», «Слово», «В библиотеке», «Жираф» и др. Стихи наизусть.

       А. А. Блок Стихотворения. Поэма «Двенадцать» - 7 часов.

Романтический мир раннего Блока. Трагедия поэта в «страшном мире». Любовь, искусство, глубокое чувство Родины.

«Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции в крупном художественном произведении. Сюжет поэмы, её герои. Неоднозначность трактовки финала. «Вечные образы» в поэме.

Теория литературы: художественный образ, образ - символ.

       С. А. Есенин       Стихотворения – 4 часа.

Жизнь, творчество, личность поэта. Трагическая судьба после революции. Глубокое чувство родной природы и Родины. Искренняя любовь и сострадание ко всему живому. Сложность мироощущения после революции. Народно-песенная основа лирики. Стихотворения наизусть.

       В. В. Маяковский   Стихотворения – 4 часа.

Жизнь, творчество, личность поэта. Дооктябрьская лирика и поэмы.

Маяковский и Октябрь. Лирика и поэмы об Октябре. Пафос революционного переустройства. Сатирическое изображение негативных явлений действительности. Любовная лирика. Художественное своеобразие творчества Маяковского. Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме «Во весь голос» и других произведениях. Новаторство. Отношение к своему творчеству. Теория литературы: тоническое стихосложение, развитие понятия о рифме

       О. Э.  Мандельштам Стихи – 2часа

Основные вехи биографии и творчества: обзор его поэзии, главные темы творчества

       А. А. Ахматова  Стихотворения. Поэма «Реквием» - 4 часа.

Лирика. Глубина и яркость переживаний лирической героини. Тема поэта и поэзии, Родины , гражданского мужества в поэзии Ахматовой.

Трагизм «Реквиема» - памятника сталинской эпохе.

          М. И. Цветаева   Стихотворения – 4 часа.

Сложная судьба. Важнейшие темы творчества: любовь, верность высоким идеалам, Россия, творчество, поэт и поэзия. Образ лирической героини. Своеобразие поэтического стиля. Эволюция в сторону сближения с народом; философское противостояние миров. Песни на стихи Цветаевой. Стихи наизусть.

   

       М. А. Булгаков    «Мастер и Маргарита» - 6 часов.

Необычность романа. Сочетание фантастики с библейско-философскими мотивами. Сатира. Композиция романа. Проблема творчества и судьбы художника. Тема совести. Трагическая любовь героев романа. Конфликт с окружающей пошлостью. Своеобразие дьяволиады  Булгакова в свете мировой культуры.

Теория литературы: разнообразие типов романов в советской литературе.

        М. А. Шолохов   «Тихий Дон» - 6 часов.

«Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. Глубина постижения исторических процессов. Трагедия Григория Мелехова. Правдивое изображение революции, гражданской войны, восстания на Дону. Женские судьбы. Полемика вокруг авторства.  Теория литературы: роман-эпопея

        Литература Великой Отечественной войны – 2 часа.

Война и духовная жизнь общества. Новые темы, идеи, герои в литературе. Патриотизм, прославление подвига народа. Человек на войне. Прозаические и поэтические жанры в литературе 1941-1945 годов.  Драматургия.

Поэзия военных лет. Эволюция жанра. Стихи М. Исаковского, И. Уткина, К. Симонова, О. Берггольц, С. Гудзенко. Стихотворение наизусть (по выбору учащегося). Песни военных лет.

       А. Т. Твардовский.  Стихотворения. Поэма «Василий Теркин» – 6 часов.

Размышления о настоящем и будущем Родины, утверждение нравственных ценностей. Желание понять истоки побед и потерь советского народа.

«Василий Тёркин» - Народный подвиг, самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю.

 Теория литературы: проблемы традиций и новаторства в литературе.

          Литература о войне  50-х – 70-х годов XX века – 2 часа.

Литература 50-60-х годов. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев. Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, Б. Васильева, В, Быкова, К. Воробьева, В. Астафьева (одного автора на выбор). Новые темы, идеи, образы в поэзии.

              Б. Л. Пастернак  Стихотворения – 5 часов.

Тема поэта и поэзии. Философская насыщенность лирики. Стремление постичь мир, чудо бытия. Человек и природа. «Доктор Живаго» - обзор. Тема интеллигенции и революции.  Её решение в романе.

 

      А. И. Солженицын  «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор» - обзор – 4 часа.

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном  государстве. Тема ответственности народа и его руководителей за будущее нашей страны.  

        Литература последних десятилетий XX века – 6 часов.

«Деревенская проза» Тема русской деревни и ее судьбы. Взаимоотношение человека и природы. Тема исторической памяти народа. Обзор произведений Б. Можаева, В. Астафьева, В. Белова, Ф. Абрамова и др. (по выбору учителя)

Творчество В. Шукшина «Рассказы», В. Распутина «Прощание с Матёрой» (по выбору преподавателя).

       Современная поэзия.

Поэзия «оттепели». «Шестидесятники» и их значение в развитии поэзии( Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Р. Рождественский и др.)

Поэзия, развивающаяся в традициях русской классики (Н. Рубцов, А. Прасолов, Д. Самойлов, Ю. Друнина и др.)

Авторская песня. Ее место в развитии литературного процесса. Содержательность, искренность, индивидуальность. Песенное творчество Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Высоцкого, И. Талькова и др. (по выбору преподавателя).

   

  Современная драматургия

Роль драматургии в развитии русской литературы; художественные особенности и идейное своеобразие современной драматургии

Основные направления в поэзии конца  XX века.

        Литература на современном этапе (XX- начало XXI века) – 1 час.

Общий обзор произведений, опубликованных в последнее время. Обзор творчества Д. Пелевина, Л. Улицкой и других авторов (по выбору учащихся).

Примерный перечень экзаменационных тем

Экзамен  по Разделу

Современная русская литература  XX – начала XXI  века.

Билет № 1

1.Литература начала XX века. Стремление к творческому преобразованию мира. Модернизм и Реализм.

2.Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Особенности жанра, композиции. Основные проблемы. Сюжетные линии. Три мира в романе.

Билет № 2

 1.Развитие реализма в литературе на рубеже веков. Своеобразие реализма. Особенности  «нового» реализма.

 2. Михаил Афанасьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат и Иешуа Га Ноцри. Проблема нравственного выбора

Билет № 3

  1.Дооктябрьское творчество Ивана Алексеевича Бунина.  Рассказ «Господин из Сан-Франциско»

  2. Марина Ивановна  Цветаева. Сложная судьба. Основные темы творчества.

Билет № 4

  1. «Серебряный век русской поэзии». Возникновение понятия.  Поэзия модернистов. Основные характеристики течений.(Символизм, акмеизм, футуризм)

 2.Михаил Афанаяьевич Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» Мастер. Судьба художника в мире, где гибнут таланты.

Билет № 5

 1.Символизм . Особенности видения окружающего мира поэтами – символистами. Философская и литературно-теоретическая основа . Ключевые понятия символизма. Деление внутри течения.

  1. Михаил Александрович Шолохов. Роман «Тихий Дон» История создания, смысл названия, особенности жанра, композиции. Особенности изображения казачества.

Билет № 6

 1.Особенности творчества старших символистов и «младосимволистов». Краткая характеристика творчества Валерия Яковлевича Брюсова.

2. Михаил Александрович Шолохов Роман «Тихий Дон». Глубина постижения исторических процессов. Изображение войны в романе.

Билет № 7

 1.Акмеизм. Особенности видения окружающего мира поэтами – акмеистами. Краткая характеристика творчества Николая Степановича Гумилева. Яркость и экзотика окружающего мира, особенность романтического героя. Философская глубина поздних стихов.

 2.Михаил Александрович Шолохов. Роман «Тихий Дон». Изображение гражданской войны в романе.

Билет № 8

 1.Футуризм.зарождение. Особенности видения окружающего мира поэтами – футуристами. Основные течения. Кубофутуризм. Программа. Особенности творчества. Значение

  2.Михаил Александрович Шолохов. Роман «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова.

Билет № 9

  1.Александр Александрович Блок. Блок-символист. Романтический мир раннего Блока. «Стихи о Прекрасной Даме». Особенности цикла. Лирический герой.

 2.Александр Трифонович Твардовский. Поэма «Василий Теркин». Человек на войне. Самоотверженность народного героя в борьбе за родную землю

Билет № 10

 1. Александр Александрович Блок. «Трилогия вочеловечения» (лирическая трилогия). Трагедия поэта в «Страшном мире». Появление нового женского образа.

 2. Александр Исаевич Солженицын. Повесть  «Один день Ивана Денисовича». Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Билет № 11

 1.  Александр Александрович Блок. Тема России в творчестве поэта.

 2.  Борис Леонидович Пастернак. Особенности лирики. Поэт и эпоха. Человек и природа.

Билет № 12

 1. Александр Александрович Блок.  Поэма «Двенадцать» - первая попытка осмыслить события революции. Смысл названия. Особенности композиции, сюжета. Образы-символы в поэме.

 2.  Анна Андреевна Ахматова Поэма «Реквием»

Билет № 13

  1. Сергей Александрович Есенин. Особенность художественного мира в дореволюционной поэзии. «Чувство Родины» в дооктябрьской поэзии.

  2.Новое осмысление военной темы в литературе конца XX века. Обзор произведений на выбор.

Билет № 14

1. Сергей Александрович Есенин.  Сложность мироощущения в послереволюционной лирике.  Россия в послереволюционных стихах

2. Современная проза. «Деревенская проза». В.Распутин «Прощание с Матерой», «Пожар»

Билет № 15

  1. Владимир Владимирович Маяковский .    Сатира в творчестве Маяковского

2. Современная поэзия. Иосиф Бродский. Особенности творчества

Организация самостоятельной работы со студентами

 

Виды контроля над самостоятельной работой.

Контроль осуществляется на уроках литературы в виде итоговых опросов, мини-тестов, организации мини-конкурсов выразительного чтения наизусть, проверки и обсуждения творческих работ и сочинений.

Примерный список тем для самостоятельной работы.

  1. Общественные и литературно-критические взгляды западников и славянофилов.
  2. Составление таблицы «Биография  изучаемого автора»
  3. Мини – сочинения  ; составление характеристик героев по пьесе А. Н. Островского «Гроза».  
  4. Мини-сочинения по  роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»   ;   работа с  текстом по составлению цитат – характеристик героев, философских взглядов Базарова).
  5. Работа по поэмам Н.Некрасова (одна на выбор) Опрос по прочитанному  
  6. Самостоятельное чтение «Истории одного города» М. Е, Салтыкова-Щедрина. Опрос по прочитанному.
  7. Составление таблицы «Биография  изучаемого автора»( Достоевский Ф.М.)
  8. Анализ отдельных глав и эпизодов романа «Преступление и наказание», не вошедших а основное обсуждение глав произведения. Составление отчета по прочитанному.
  9. Самостоятельная работа  по анализу поступков героев романа роман Л. Н. Толстого «Война и мир».
  10. Самостоятельное чтение  рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Опрос по прочитанному
  11. Самостоятельное чтение  рассказов И.Бунина из цикла «Темные аллеи» Опрос по прочитанному.
  12.  Мини-отчеты по творчеству А. А. Блока   С. А. Есенина, В. Маяковского
  13. Самостоятельное чтение внепрограммных стихов   поэтов «Серебряного века» Творчество поэтов начала XX века в музыке.

14. Роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» Отчет «Мое восприятие романа»

15. Самостоятельное чтение произведений В.Шукшина, В Астафьева, В. Кондратьева, Ю. Бондарева, А. Вампилова. Творческая работа по прочитанному

16. Стихи поэтов военных лет и современных поэтов в музыке

Возможные направления самостоятельной исследовательской работы  учащихся

     

1. Философские основы лирики Ф.Тютчева.

2. Тютчев и Мандельштам.

3.  Некрасовский город в прозе Достоевского (или лирике А.Блока; или в

     поэзии  В.Маяковского).

4.  Актуальность исторической проблематики (событий 1812 года) в 1860-е

     годы.

5. Актуальность фигуры Наполеона в общественной жизни второй половины  

    XIX века и  в творчестве Л.Толстого и Ф. Достоевского

6. Понятие о композиции пейзажа в лирическом стихотворении.

7. Христианские идеи Достоевского.

8. Маленький человек у Чехова и его предшественников.

9. Нетрадиционность соединения героев и философской проблематики у Чехова.      

10. Средства создания настроения в драматургии Чехова и Горького.          11.Средства создания атмосферы тайны в поэзии Блока.

12. Вещность и осязаемость поэтического образа у Ахматовой.

13. Экзотика и традиция в поэзии Н.Гумилёва: особенности темы пути, образ  

      лирического героя.

14. Языковые эксперименты В.Маяковкого (или В.Хлебникова      ).

15. Живописность  образов В.Маяковского (или А.Блока).

16. Детство  и отрочество в поэзии и мемуарной прозе Цветаевой.

17. Мифологические образы деревенской Руси в поэзии Н.Клюева и С.Есенина.      

18.Театральность  романа Булгакова «Белая гвардия».

19. Традиции  Л.Толстого в прозе 1920-х годов о Гражданской войне.

20. Герои  Замятина и традиции изображения художника, поэта в литературе.

21. Мастер и традиция изображения творца в литературе.

22. Проблема      положительного героя в советской литературе 1920–1930-х    

       годов.

Перечень произведений для самостоятельного заучивания наизусть.

Поэтические тексты.

Ф.И. Тютчев Стихи: «Весна», «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Неохотно и несмело», «Я встретил Вас», «О, как убийственно мы любим», «Весь день она лежала в забытьи», «Она сидела на полу», «Фонтан», «Проблеск», «Видение», «Славянам», «Над этой темною толпой» и другие.

 

А.А. Фет Стихи: «На заре ты её не буди», «Печальная берёза», «Чудесная картина», «Я пришел к тебе с приветом», «Шепот, робкое дыханье», «Что за ночь», «Ласточки пропали», «Ты отстрадала», «Я тебе ничего не скажу», «Учись у них – у дуба, у берез», «Долго снились мне…».

 

В. Я. Брюсов  Стихи (по рекомендации преподавателя).

Н. С. Гумилёв   Стихи: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», «Волшебная скрипка», «Память», «Капитаны», «Слово», «Заблудившийся трамвай».

А.А. Блок   Стихи: « Вхожу я в темные храмы..», «Незнакомка», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…» «На железной дороге» «На поле Куликовом», «О, весна, без конца и без краю» «Скифы»(отрывок), «Россия», «Сытые», «Фабрика».

С.А. Есенин   Стихи: «Русь», «Песнь о собаке», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Я покинул родимый дом…», «Я последний поэт деревни…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Письмо матери», «Мы теперь уходим понемногу…», «Заметался пожар голубой…», «Возвращение на родину», «Персидские мотивы»

В. В. Маяковский Стихи: «Люблю», «Лиличке», «Письмо товарищу Кострову…», «Левый марш», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Послушайте», «О дряни», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Татьяне Яковлевой», отрывок из поэмы «Во весь голос».

М.И. Цветаева   Стихи (по рекомендации преподавателя).

К. Симонов, С. Гудзенко, А. Сурков, М. Исаковский, А. Твардовский, И. Уткин, Н. Старшинов и др.  Стихотворение одного из этих авторов о войне.

Н, Заболоцкий, Д. Самойлов, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Б. Ахмадулина, Н. Рубцов, О. Чухонцев, Б. Окуджава, А. Галич, В. Высоцкий, И. Бродский, Ю. Друнина, Ю. Мориц и др.    Стихотворение одного из современных поэтов.

Прозаические тексты.

А. Н. Островский                           «Гроза».                  Отрывок

Л. Н. Толстой                                  «Война и мир».     Отрывок

А. М. Горький                                 «На дне»                Отрывок

М. А. Булгаков                  «Мастер и Маргарита»    Отрывок

Методические рекомендации по организации и контролю самостоятельной работы

  • Результативность самостоятельной работы учащихся во многом определяется наличием активных методов ее контроля. Существуют следующие виды контроля:
  • - входной контроль знаний и умений учащихся при начале изучения очередной темы;
  • - текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических занятиях;
  • - промежуточный контроль по окончании изучения раздела или темы;
  • - самоконтроль, осуществляемый учащегося в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
  • - итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;

 Формы контроля самостоятельной работы:

  • текущий контроль усвоения знаний на основе оценки устного ответа на вопрос, сообщения, доклада и д.п. (на практических занятиях);
  • конспект, выполненный по теме, изучаемой самостоятельно;
  • представленный текст контрольной работы;
  • тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
  • отчёт о учебно-исследовательской работе (её этапе, части работы и т.п.);
  • представление изделия или продукта творческой деятельности студента.

Критериями оценок результатов   самостоятельной работы являются:

  • уровень освоения  учебного материала;
  • умения  использовать теоретические знания при выполнении практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • умения активно использовать электронные образовательные ресурсы, находить требующуюся информацию, изучать ее и применять на практике;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материала в соответствии с требованиями;
  • умение ориентироваться в потоке информации, выделять главное;
  • умение четко сформулировать проблему, предложив ее решение, критически оценить решение и его последствия;
  • умение показать, проанализировать альтернативные возможности, варианты действий;
  • умение сформировать свою позицию, оценку и аргументировать ее.

Виды контроля над самостоятельной работой.

Контроль осуществляется на уроках литературы в виде итоговых опросов, мини-тестов, организации мини-конкурсов выразительного чтения наизусть, проверки и обсуждения творческих работ и сочинений.

Критерии оценивания устных ответов.

 Промежуточная аттестация, текущий, итоговый контроль; контроль качества выполнения самостоятельной работы)

Оценка "OТЛИЧНО"(«5») ставится за ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

Оценка "ХОРОШО"(«4») ставится за ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"(«3») ставится за ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных  средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"(«2») ставится за ответ обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.

Письменная работа по литературе и русскому языку

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия темы;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

Критерии оценки за содержание и речь

Оценка «5»  

1. Содержание работы полностью соответствует теме

2. Фактические ошибки отсутствуют

3. Содержание излагается последовательно

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления

5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

Оценка «4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

Оценка «3»

1.В работе допущены существенные отклонения

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения

последовательности изложения.

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь  недостаточно выразительна.

 

Оценка «2»

1.Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3.Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.

4.Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления.

5.Нарушено стилевое единство текста

Критерии оценки грамотности

Оценка «5»

орфографических и пунктуационных ошибок нет

1 негрубая орфографическая  ошибка

1 негрубая пунктуационная ошибка 

Оценка «4»

2орфографических ошибки

2пунктуационных ошибки 

3орфографические ошибки, если есть однотипные 

2орфографических и 1 пунктуационная ошибки

1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки

4 пунктуационных ошибки

Оценка «3»

4 орфографические ошибки

8 пунктуационных ошибок

5 орфографических ошибок

3 орфографические и до  4 пунктуационных ошибок

3 орфографические 5 пунктуационных

6 орфографических ошибок

4 орфографические и до 4 пунктуационных

до 10  пунктуационных ошибок

6 орфографических и 6 пунктуационных, если есть однотипные и негрубые ошибки

Оценка «2»

5 орфографических и 9 пунктуационных

6 орфографических и 8 пунктуационных

7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок

8 орфографических и 6 пунктуационных

большое количество ошибок

Оценивание тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе используются следующие критерии оценок:

«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;  

«2» - менее 59 %. 

Материально-техническое обеспечение дисциплины: CD-диски, DVD-диски   компьютерное обеспечение, мультимедийные средства

Учебно-методическое и информационное обеспечение:

 Учебники, учебные пособия, справочники и справочные пособия, хрестоматии по литературе для 10-11 класса, сборники критических статей, тексты художественных произведений  

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ.

Базовые учебники

Для студентов и преподавателя

  1. «Русская литература XIX века», под редакцией Лебедева. М., «Просвещение» 1999.
  2. «Русская литература XIX века», ч1-2,под редакцией Журавлёва. М., «Просвещение» 1997.

Для преподавателя

Сборник нормативных документов: Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. – М.: ДРОФА. 2010.

 Основная литература

     Золоторева И.В, Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской  

     литературе XIX в. 10 класс в 2-х частях. М.: «Вако», 2009 г.

Лион П. Е., Лохова М. Н.,«Литература для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы». М., «Дрофа» 2009.

«Литература. Справочник абитуриента», под редакцией Красовского В. Е.  М., «Слово», 1998.

«Литература. Справочные материалы», под ред. Тураева С.В. М., «Просвещение» 2008.

«Литература 10 и 11 классы». Учебное пособие. М., «Аст-пресс» 2001.

Новое в школьных программах. Современная русская проза. Сост. Дмитриенко С.Ф. – М., 2002.

Новое в школьных программах. Современная русская поэзия. Сост. Дмитриенко С.Ф. – М., 2010.

«Пособие по литературе для абитуриентов», под редакцией Богомоловой. М.,»Высшая школа», 1999.

«Русская литература XIX века», ч1-2, под редакцией Агеносова. М., «Дрофа» 1997.

Русская литература XIX века. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.

Русская литература XIX века. Вторая половина. 10 класс. Конспекты уроков для учителя литературы. Ред. Максидонова Л.Г. – М., 2007.

Сборник нормативных документов: Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Примерные программы по литературе. – М.: ДРОФА. 2007.

Сахаров В.И., Зинин С.А. Литература 19-20 века. 10-11 класс. В 2-х частях. – М.: «Русское слово». 2007.

«Хрестоматия по литературе. 10 класс». Справочник школьника, под редакцией Славкина. «Центр гуманитарных наук МГУ им. Ломоносова» 1996

«Хрестоматия по литературе. 11 класс», ч 1-2 Справочник школьника, под редакцией Славкина. «Центр гуманитарных наук МГУ им. Ломоносова» 2006.

«Хрестоматия по литературной критике для школьников и абитуриентов», под редакцией Сугай Л. А. М., «Рипол Классик» 1999.

Я иду на урок литературы. 10, 11 класс. Книга для учителя. Сост. Волков С.В. – М., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...