Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Данный материал предназначен для обучающихся 10 класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «маленького человека» в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

Цели:   проследить, как раскрывается тема «маленького человека» в повести «Шинель», выяснить, в чём заключается гуманизм повести; формировать навыки исследовательской деятельности; способствовать повышению интереса к изучению творчества Н.В. Гоголя, развитию монологической речи, обучению аналитическому чтению произведения, стимулировать самостоятельность учащихся в поиске ответов на поставленные вопросы; развивать медиакомпетентность учащихся; воспитывать терпимое отношение к людям.

Структура урока: актуализация и совершенствование знаний, умений навыков.

Методы: проблемно-поисковая аналитическая беседа; работа с текстом художественного произведения; индивидуальные задания опережающего характера; самостоятельная работа; сообщения;  викторина; медиапроект.

Оборудование урока: художественные тексты, рабочая карта урока, иллюстрации Б.Кустодиева, Кукрыниксов к повести.

          Эпиграф

 

Для нас он  был больше,  чем просто писатель: он  раскрыл нам нас  самих.                                       И. С. Тургенев.

Предварительное домашнее задание: прочитать повесть «Шинель»; составить план произведения.

                                                                 

                                           Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение целей.

 Слово учителя: Сегодня я приглашаю вас на урок -исследование. В центре нашего разговора будет повесть «Шинель», а объектом исследования – главный герой произведения А.А. Башмачкин.

(слайд 1). В ходе исследования мы должны выяснить, как раскрывается тема маленького человека в повести, в чем проявляется её гуманизм. На уроке работают творческие группы, помогать нам будет, рабочая карта урока .  (слайд2)     Повесть «Шинель» входит в сборник «Петербургские повести» (1835-1842).   Каким увидел Гоголь Петербург середины 19 века?

 

Во всех повестях этого цикла автор показывает трагические контрасты города, захваченного духом наживы, в нём гибнут таланты, продаются самые сокровенные человеческие чувства, разрушаются мечты и надежды (слайд 3).    Итогом горестных размышлений о судьбе жителей города, стала повесть «Шинель».

История создания повести: Гоголь был очень внимательным собеседником и прислушивался к замечаниям, описаниям, наблюдениям, случалось пользовался ими.

   

 - Что послужило мотивом для создания повести, мы узнаем от литературоведов, которые провели расследование(слайд 4)                                              

     (Рассказ ученика о канцелярском анекдоте, послужившем основой для написания повести. Из воспоминаний П.В. Анненкова, друга Гоголя о бедном чиновнике, потерявшем ружьё:

«Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво опустив голову. Анекдот был первой мыслью чудной повести «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер».

   

- Как вы считаете, почему ружьё было заменено на шинель? (ружьё-непозволительная роскошь для бедняка, шинель- первая необходимость, да и помощь сослуживцев скорее исключение, чем правило)

         

Повесть «Шинель» продолжает одну из главных тем русской литературы 19 века, поднятую Карамзиным и Пушкиным,  тему  «маленького  человека».

- Кого в литературе называют «маленьким человеком»? («Языковеды»)

«Маленький человек»- так в литературе называют героев, написанных с людей 19 века, которые не вышли в чины и терпели унижения от вышестоящих чиновников.

Слово учителя: Итак, Башмачкин, кто он? Что можно сказать о главном герое?

(Мелкий чиновник, переписчик бумаг, одинокий, забитый жизнью человек)

-Судьба как -то сразу отвернулась от него, почему ему дали имя отца? (Потому что в Святцах не было ни одного приличного имени для новорождённого.

Языковеды решили выяснить этимологию имени( Акакий- )

- Назовите средства типизации образа (рабочая карта). Как автором подчеркивается типичность героя?

Внешность

-Что особенного во внешности?

Речь

- Особенности речи (страдает косноязычием)

Место в обществе

(Вечный титулярный советник. Должность занимает как бы случайно, никто не замечает его отсутствия, он становится объектом насмешек.

- Какова, на ваш взгляд, позиция писателя? Он сочувствует своему герою или смеётся над ним? Аргументируйте свою точку зрения.   (Гоголь прерывает своё насмешливое повествование патетическим отступлением, выступает в защиту человечности и справедливости, в защиту униженного человека)

Безликость внешности Б. словно компенсируется трепетным отношением к службе .

– Что об этом сказано в тексте? Обратите внимание на средства выразительности и определите, какова их роль в тексте.

«Языковеды» (Ряд глаголов: подсмеивался, подмигивал, помогал губами- позволяет воссоздать облик чиновника. В этом занятии он находит вдохновение. Но эта страсть у него была единственной.)

- Были ли у него какие-то другие способности, кроме переписывания? Как об этом говорит Гоголь и что он хочет этим подчеркнуть? (Не справился с заданием директора.

Башмачкин не только социально приниженный тип, он ещё и психологически убог,  робок, пассивен, замкнут, ни о чем не мечтает, его внутренний мир ограничен.)

Вывод: Таким образом, «маленький человек» по Гоголю -это не только социально униженный, но и ещё духовно обделённый, жалкий человек.

 

Викторина

Художественная деталь в литературном произведении-

- Проверим, насколько вы были внимательны к деталям при прочтении повести.

- Как  звали Петровича?

- Какого числа родился А.А.?

- Из чего воротник шинели?

- Сколько денег взял Петрович за шинель?

- Как  долго  Петрович   шил  шинель?

- Что бросилось в глаза Б., когда он пришел к Петровичу?

- Кто изображен на табакерке Петровича?

- Какие изменения происходят в жизни Б. с появлением шинели?

(Гоголь очень внимательно наблюдает за теми изменениями, которые происходят с его героем. А.А. стал обращать внимание на те улицы, по которым шел на службу, стал даже заглядывать на витрины магазинов, он даже сам не замечал, что вдруг мог сам с собой улыбнуться при мысли о возможности покупки новой шинели. Автор показывает, как преображается человек, пусть самый ничтожный и незаметный, никому ненужный и никем не замечаемый, если у него появляется смысл жизни. Он, поставив перед собой цель, упорно движется ей навстречу и в конце концов добивается своего- у него есть новая шинель.

Изменения, произошедшие с Б., замечают сослуживцы, увидев его в обновке. Он вдруг перестаёт быть изгоем, с ним разговаривают как с равным и даже приглашают в гости)


- Что приходит на смену страха, забитости в поведении героя?

Вывод: Просыпается горделивое достоинство солидного чиновника, появляется уверенность (иллюстрация)

- Если бы на этом закончилась повесть, то мы просто порадовались бы за главного героя, но финал трагический.

- Почему умирает главный герой ?(Кража шинели стала причиной смерти Б.)

- Но только ли кража шинели? (Безразличное, грубое отношение к его горю значительного лица).

- Почему Гоголь не ставит точку на смерти Б.?

( Это было бы совсем как в жизни, где маленький человек не может рассчитывать на справедливость, защиту и помощь.)

- Как можно объяснить фантастичность концовки повести?

Вывод.(Если Пушкин просто сочувственно показывает нам «маленького человека»  Самсона Вырина в повести «Станционный смотритель», то Г. идет дальше: он показал проявление несогласия, протест «маленького  человека» против социальной несправедливости.)

- В чем пафос повести? Что хотел сказать автор, показав нам униженного, обиженного человека?  

Вывод. (Он хотел заставить нас пожалеть, проникнуться состраданием   к такому обделённому человеку, говорит, что это «брат наш». Гоголь обращает внимание читателей на то, что каждый человек, живущий рядом, независимо от происхождения и материального достатка, имеет те же чувства, что и богатый, состоятельный человек, а значит он  так же  достоин уважения, сострадания и понимания,  необходимых нам и сегодня.  В этом заключается гуманизм повести Гоголя.

Именно поэтому справедливы слова Достоевского: «Все мы вышли из безмерно  широкой  «Шинели»  Гоголя?

- Что это означает? Чему писатели могли научиться у Гоголя?                            

(Это означает, что русские писатели извлекли из повести глубокие нравственные уроки, уроки любви к человеку.

Своё слово в дальнейшем скажет Достоевский в повести «Бедные люди». Он покажет богатый внутренний мир Макара Девушкина. Чехов будет утверждать, что человек не должен быть маленьким, а Горький в пьесе «На дне» скажет:  «Человек- это звучит гордо».

Оценки

Домашнее задание

1. Закончить работу  в  картах  урока, записать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Разработка урока  "Башмачкин – несчастный или посмешище?"  Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....

Разработка урока "Башмачкин – несчастный или посмешище?" Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель».

Разработка урока  "Башмачкин – несчастный или посмешище?"  Урок – исследование по повести Н.В.Гоголя «Шинель»....

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Данный материал предназначен для обучающихся 10 класса....

Урок - исследование по повести Н.В. Гоголя Шинель

Презентация к уроку - исследование по повести Н.Г. Гоголя Шинель....

Дидактический материал к уроки литературы по повести Н.В. Гоголя "Шинель

Дидактический материал представлен в виде таблицы с ключевыми вопросами по произведению и направлен на иследовательскую деятельность учащихся на уроке...

Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Тема урока: «Зачем вы меня обижаете?»Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель».Цели и задачи урока:Ознакомить учащихся с содержанием повести «Шинель», помоч...

Урок-исследование по повести Н.В. Гоголя «Шинель»

Презентация к уроку-исследованию по повести Н.В. Гоголя «Шинель»...