Мастер- класс "Творческая мастерская "Возраст любви"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Организация творческой мастерской по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_-klass.docx | 29.05 КБ |
tsitaty.docx | 76.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
Январь-2014
Технология рефлексивной деятельности.
Творческая мастерская «Возраст любви».
1.Вступительное слово (создание проблемной ситуации)
Еще в 17 веке французский мыслитель Дени Дидро сказал, что младенец похож на чистый лист бумаги, на котором жизнь пишет свои письмена.
Перед вами этот самый чистый лист жизни. Изобразите на нем линию жизни. Пока еще он совершенно безмолвен. Наполним нашу жизнь словами, мыслями, чувствами. Наполним ее смыслом. А в чем смысл вашей жизни? (ответы)
- Итак, мы должны написать первое слово, которое будет темой сегодняшней встречи. В. Г. Белинский когда-то написал: «У (любви) есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая бывает теплою, светлою и плодородною, для других-холодною, гнилою и бесплодною».
- О каком чувстве пойдет сегодня разговор? (любовь).
-Какие первые ассоциации возникают у вас при этом слове? Продолжите фразу «Любовь –это…» -(чтение нескольких примеров).
-Можно ли сказать, что у любви есть возрастные особенности?
-Обозначьте на вашей линии жизни 3 значимых для раскрытия этого чувства периода. (юность (весна), зрелость (лето), осень (старость)). Поэтические произведения нам помогут раскрыть особенность проявления данного чувства в разные жизненные периоды ( название темы «Возраст любви»)
Наша творческая мастерская работает по своим правилам (памятки на каждого участника)
1.Заинтересованность всех участников.
2.Равенство.
3. «Право на ошибку»
4.Отсутствие отметки.
5. Важность чувств и размышлений.
2. Работа с поэтическим материалом.
А) Вернитесь в свою беззаботную юность, вспомните свою первую любовь. Что чувствуете? Какая она? Может быть, вы найдете много общего с Сильвой Капутиян (армянской поэтессой) в ее стих. «Я хочу быть твоею милой».
По ходу прочтения стихотворения заполняйте ваш лист жизни как можно большим количеством слов, деталей, мыслей.(чтение стихотворения)
Я хочу быть твоею милой,
Я хочу быть твоею силой,
свежим ветром,
насущным хлебом,
над тобою летящим небом.
Если ты собьёшься с дороги,
брошусь тропкой тебе под ноги,
без оглядки иди по ней.
Если ты отдохнуть захочешь
посредине кромешной ночи,
всё равно в горах ли, в лесах ли,
встану дымом над кровлей сакли,
вспыхну тёплым цветком огня,
чтобы ты увидал меня.
Всем, что любо тебе на свете,
обернуться готова я.
Подойди к окну на рассвете
и во всём угадай меня.
Это я, вступив в поединок
с целым войском сухих травинок,
встала лютиком у плетня,
чтобы ты пожалел меня.
Это я в оборотном свисте
соловья.
Распустились листья,
в лепестках роса.
Это я.
Это я.
Облака над садом...
Хорошо тебе?
Значит, рядом,
над тобою любовь моя!
(осмысление, коллективная работа)
-Поделитесь своими мыслями с коллегами. Каждый пусть запишет по 1 фразе, которая характеризует юношескую любовь. (читают все по цепочке).
Б) Переходим к следующему этапу-зрелости. М. Цветаева «Милый, что тебе я сделала?». Продолжаем наполнять наш лист новыми образами.
Вчера еще в глаза глядел, |
А нынче - все косится в сторону! |
Вчера еще до птиц сидел, - |
Все жаворонки нынче - вороны! |
|
Я глупая, а ты умен, |
Живой, а я остолбенелая. |
О вопль женщин всех времен: |
"Мой милый, что тебе я сделала?!" |
|
И слезы ей - вода, и кровь - |
Вода, - в крови, в слезах умылася! |
Не мать, а мачеха - Любовь: |
Не ждите ни суда, ни милости. |
|
Увозят милых корабли, |
Уводит их дорога белая… |
И стон стоит вдоль всей земли: |
"Мой милый, что тебе я сделала?" |
|
Вчера еще - в ногах лежал! |
Равнял с Китайскою державою! |
Враз обе рученьки разжал, - |
Жизнь выпала - копейкой ржавою! |
|
Детоубийцей на суду |
Стою - немилая, несмелая. |
Я и в аду тебе скажу: |
"Мой милый, что тебе я сделала?" |
|
Спрошу я стул, спрошу кровать: |
"За что, за что терплю и бедствую?" |
"Отцеловал - колесовать: |
Другую целовать", - ответствуют. |
|
Жить приучил в самом огне, |
Сам бросил - в степь заледенелую! |
Вот что ты, милый, сделал мне! |
Мой милый, что тебе - я сделала? |
|
Все ведаю - не прекословь! |
Вновь зрячая - уж не любовница! |
Где отступается Любовь, |
Там подступает Смерть-садовница. |
|
Само - что дерево трясти! - |
В срок яблоко спадает спелое… |
- За все, за все меня прости, |
Мой милый, - что тебе я сделала! |
(работа в паре)
-Выберите себе партнера из группы и вместе составьте синквейн, характеризующий зрелую любовь. (обсуждение и чтение лучшего синквейна)
В). Старость- страшное слово! Но это время не избежать. Но старость –значит мудрость, опыт. Оправданно ли говорить о любви в этот период?
Шарль Бодлер. Старушки
В дебрях старых столиц, на панелях, бульварах,
Где во всем, даже в мерзком, есть некий магнит,
Мир прелестных существ, одиноких и старых,
Любопытство мое роковое манит.
Это женщины в прошлом, уродины эти -
Эпонины, Лаисы! Возлюбим же их!
Под холодным пальтишком, в дырявом жакете
Есть живая душа у хромых, у кривых.
То бочком, то вприпрыжку - не хочет, а пляшет,
Будто дергает бес колокольчик смешной,
Будто кукла, сломавшись, ручонкою машет
Невпопад! Но у этой разбитой, больной,
У подстреленной лани глаза точно сверла -
И мерцают, как ночью в канавах вода.
Взгляд божественный, странно сжимающий горло,
Взгляд ребенка - и в нем удивленье всегда.
Их глаза - это слез неизбывных озера,
Это горны, где блестками стынет металл,
И пленится навек обаяньем их взора
Тот, кто злобу Судьбы на себе испытал.
Та - изгнанница, жертва суда и закона,
Та - от мужа одно лишь видавшая зло,
Та - над сыном поникшая грустно мадонна,
Все, чьи слезы лишь море вместить бы могло.
Вы, стыдясь за себя, за свои униженья,
Робко жметесь вдоль стен, озираясь с тоской,
И, созревшим для Вечности, нет утешенья.
Вам, обломкам великой громады людской.
(коллективная работа)
-Используя содержание своих записей, напишите коллективный мини-текст на тему «Кто она женщина-мудрость?» (чтение)
3.Соотнесение своей деятельности с работой других
Три времени-три жизненных отрезка. А где сейчас мы находимся? На каком этапе наше чувство? Обведите вашу ладонь, нарисуйте на ней линию жизни и выберите на ней место для любви. Перед вами листок с высказываниями великих людей. Запишите на ладони понравившийся афоризм, близкий вашим душевным ощущениям.(презентация работ)
- Пусть это чувство будет с нами всю жизнь, несмотря на его противоречивость. И пусть женщина остается всегда предметом искусства, Мадонной, а идеалом для поэта будет женская душа.
4. Рефлексия. Каждый, кто захочет, может взять с собой листки с понравившимся стихотворением. А взамен мне хотелось бы получить продолжение одной фразы «Я думаю, что…»
Предварительный просмотр:
Поразмышляем о любви…
1. Нам кажется, что нас любят за то, что мы хороши. Мы не догадываемся, что любят нас от того, что хороши те, кто нас любят. (Толстой Л.Н).
2. Если женщина идет с опущенной головой - у нее есть любовник! Если женщина идет с гордо поднятой головой - у нее есть любовник! Если женщина держит голову прямо - у нее есть любовник! И вообще - если у женщины есть голова, то у нее есть любовник!
Раневская Фаина Георгиевна - (1896-1984) - выдающаяся советская актриса театра и кино
3. В любви верность - это всецело вопрос физиологии, она ничуть не зависит от нашей воли. Люди молодые хотят быть верны - и не бывают, старики хотели бы изменять, но не могут
Уайльд Оскар - (1854-1900) - английский писатель
4.Стараться забыть кого-то - значит всё время о нём помнить. Размышления и воспоминания лишь укрепляют любовь
Лабрюйер Жан (1645-1696) - французский писатель, мастер афористической публицистики
5.Любовь - это привилегия, которой пользуются два человека, чтобы причинять друг другу
огорчения по сущим пустякам.
Для юноши любовь - цветение души. У зрелого мужчины любовь становится страстью, сила приводит к излишествам. У старика любовь превращается в порок, бессилие приводит к разврату
Бальзак Оноре (1799-1850) - французский писатель, автор эпопеи «Человеческая комедия»
6.Любить - видеть человека таким, каким его задумал Бог и не осуществили родители
Цветаева Марина - (1892-1941) - русская поэтесса
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Через текст художественного произведения проследить, как зарождается чувство любви у героев,как оно развивается и крепнет, как борются герои засвою любовь, как претерпевают невзгоды на пути...
разработка урока по литературе. Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок по литературе...
Урок литературы на тему "Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»"
Урок литературы в 11 классе....
Тема о любви в романе Булгакова М.А. в романе "Мастер и Маргарита"
Данный урок предназначен для учащихся 11 класса...
"Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....
конспект урока литературы"Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"
конспект урока литературы с использованием ИКТ...
презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"
презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...