: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Через текст художественного произведения проследить,

 как зарождается чувство любви у героев,

как оно развивается и крепнет, как борются герои за

свою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути  ее спасения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kto_skazal_tebe.docx28.83 КБ

Предварительный просмотр:

[Введите текст]

Открытый урок

Тема урока: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…»

(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Учитель: Ковальчук Елена Константиновна

                                                                                                                  Цель урока:

Через текст художественного произведения проследить,

 как зарождается чувство любви у героев,

как оно развивается и крепнет, как борются герои за

свою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути  ее спасения.

1.Звучит муз. Заставка (1 куплет)

«Любовь -огромная страна»    

2.  Чтение строк.  

Все начинается с любви.

  Твердят: вначале было слово      

 А я провозглашаю снова:

Все начинается с любви

3.Любовь- вечная тема русской литера                        

    Кто не обращался к ней в своем творчестве?

-Назовите писателей ,известных вам?

А.С Пушкин,М.Ю Лермонтов,И.С Тургенев ,А.С Есенин,

Каждый по- разному представляет себе это чувство.

.Не стал исключением и Булгаков.

Его понимание любви отражено в формулировке темы нашего урока.

Давайте прислушаемся к голосу Булгакова и отправимся в след за ним по следам его героев:

Мастера и Маргариты и проследим историю их взаимоотношений .

Любые отношения друг с другом начинаются с встречи (не стала исключением она и для наших героев)

-чтение наизусть (встреча Мастера и Маргариты)

-Назовите ключевые моменты

-На что обратили  особое внимание (имейте в виде, что мы говорим о любви),

Тревожные желтые цветы, предвещающие разлуку и трагизм, который чаще всего сопровождается настоящая любовь

Безмолвие (из него всегда вырастает предощущение любви)

«Мы шли по переулку безмолвно»

«любовь поразила нас мгновенно, как поражает молния или финский нож»-

Любовь выскочила как из-под   Земли как выскакивает убийца»,-

И поразила нас сразу обоих»

«-Я вдруг понял, что всю жизнь любил именно эту женщину-«мы разговаривали так, как будто знали друг друга много лет»

-Что особенно поразило Мастера ? (одиночество). Как объясните?

«Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого не люблю…» (Маргарита  Азазелло позже говорит то же самое)

Он угадал ее, а она его. В маленькой квартирке на Арбате поселилось счастье.

-Что оно значит в вашем понимании? -Кто его  устроитель?

(любовь, свобода, творчество)

-полюбили так крепко, что стали неразлучны.

-в подвальчике слышится смех

-он работал, она перечитывала написанное

-надевала фартук, зажигала керосинку, готовила завтрак

(хотя в доме мужа никогда не прикасалась к примусу)

-она сулила славу, подгоняла его

-говорила, что в романе ее жизнь.

-Она входила в калитку один раз, в биении сердца до этого он испытывал не менее десяти.

-она приходила каждый день, а ждать я начинал с утра.», « нараспев повторяла отдельные фразы, говоря, что в нем ее жизнь»

(ожидание выражалось в том, что он переставлял на столе предметы)

   Маргарита-хозяйка, любимая женщина, друг-единомышленница, живущая заботами того, кого любит.

Печаль твоя, другим неясная

Мне сразу сделалась близка

И поняла я, что ужасная и душная

В душе моей тоска

Готова на любые жертвы я,

Любую боль готова я снести

Чтобы тебя к себе вернуть, единственный,

Чтобы любовь нашу спасти…

-Что стоило Маргарите  возвратить Мастера?

- Как через речь Булгаков выражает чувства своей героини?

(когда счастлива, говорит громко и нараспев)

(когда неприятности, то фразы коротки, отрывисты.)

-перебирает имущество  Мастера: испорченную огнем тетрадь, фотографию, книжку сберкассы, и при виде их обретает веру, которая и порождает мысль о дьяволе

-Что это значит?

«Я верую, шептала Маргарита, я верую»

Готовность к самопожертвованию.(обоснуйте свой вывод.)19глава с.486 «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет.ст.491 (19 глава)

- Чем проникнуты эти строки? (печаль, грусть?) Как объясните?

В дом постучалась беда.

Мастеру плохо, у него наступила стадия психического заболевания (роман не мог быть напечатан). Плохо Мастеру- плохо и его возлюбленной.

-похудела, побледнела, перестала смеяться, просила простить за то, что советовала мне напечатать отрывок.

Боже мой, как ты болен. За что это? За что? Но я тебя спасу.

Глаза, вспухшие от дыму и плача.

«бедная моя, бедная, со мной будет не хорошо, я не хочу, что бы ты погибла со мной».

- Я погибаю вместе с тобой.

    Сопоставьте состояние Маргариты с исчезновением мастера с состоянием,  когда в душе появляется надежда на встречу с ним.

- в мучениях прожила Маргарита всю зиму и дожила до весны.

-почему я живу как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?

- она совсем запечалилась и понурилась (ст490 глава 19)

-забуду, если исчезнет память.

…лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем. У меня кружится голова.

… я погибаю из-за любви!»- и стукнув себя в грудь, Маргарита взглянула на солнце.

(Малейшая надежда на встречу- вера укрепляется, решимость, смелость, готовность отдать свою душу даже дьяволу).

    Надежда на то, что ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделало Маргариту бесстрашной (глава 22 ст.516), готова к самопожертвованию.

«скажите одно, он жив? Не мучьте, боже!»(ст 495)

«Еау» (в этом восклицании великая решимость, готовность пожертвовать).

«не знаю, на что иду, но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире надежды у меня больше нет. Я погибаю из-за любви»(ст.496)

«под сердцем было холодно, надежда на счастье кружила голову»

    Как автор передает великое напряжение в ожидании Мастера и возвращении ее к жизни?

«временами ей казалось, что часы сломались и стрелки не движутся»( слышимый ей вальс «сыплющейся в переулке», «сильнее грянул», «обезумевший вальс»).

    С кем по силе любви сопоставили бы вы образ Маргариты (Маргарита Грехтен) Гете «Фауст».

-С кем из героев романа? (Левий Матвей, хотя тот фанатичен, и поэтому узок;

Любовь же Маргариты,  как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива.

Противопоставлена своим бесстрашием воину и полководцу Пилату, по силе преданности собаки Бато).  Воланд о ней: «Тот кто любит, должен разделять участь того, кого любит»).

-А что значит для вас полет Маргариты, и как он характеризует ее поступки (выросшие крылья, на которых  она ,совершенно окрыленная надеждой мчится к мастеру)

Как объясните месть? (она мстит по-женски, наказывает обидчиков мастера, что еще раз подчеркивает силу ее любви).

    Это было выше ее сил, она, как могла, «сдерживала и уговаривала себя», страдая при этом.

   Что явилось для Маргариты особой мукой? Самые страшные страдания обрушились на Маргариту на балу (бал, ужин- испытания, из всех испытанийона выходит с честью )    Маргарита, вероятно, единственная из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев: «Знает, что такое любовь».

   Больное колено, боль в руке и ноге. Всю ночь тряслась ногою, потом, «заплакав от боли  в руке и ноге, повалилась прямо на пол». «Ноги подгибались ,каждую минуту она боялась заплакать. Наихудшее страдание ее причиняло правое колено, которое целовали: оно распухло, кожа на нем посинела».  глава 23.

   Но вот и встреча за разлукой наступила.

   Все страдания и беды позади.

  Достойно выдержала я испытания.

-Встреча героев (чтение эпизода встречи  по ролям)

Впечатления от прочитанного:

   «Маргарита сразу узнала его, простонала… всплеснула руками и побежала к нему».

  Что значит шепот и слезы Маргариты? (это проявление великой любви). Не случайно в перевод с греческого «Маргарита»- жемчужина. Женщина- жемчужина, которая несет в жизнь мир, отдавая любовь и возрождая творчество.

    На что обратили особое  внимание?

а) ей все время хочется оберегать и опекать Мастера (материнская любовь).

«тебе слишком много пришлось думать, теперь я буду думать за тебя».

«хочу, что бы лампа загорелась и стало все как было»

Плачущая Маргарита вселяет в душу Мастера надежду.

«Они опустошили твою душу,»- эти слова, произнесенные со страшной силой утверждения, пробуждают Мастера.

« Я никогда не допущу малодушия и не вернусь к этому вопросу»  (вспомните: он все время прогонял Маргариту, боясь за нее).

  «Ну вот ты снова прежний, ты смеешься»

б) Стремление вернуть Мастеру покой и сохранить его как творца.

   «Вот она, рукопись! Вот она!  (закричала и задрожала она, волнуясь до слез).

   «Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед нею. Она ласково гладила его рукопись, как гладят любимую кошку, до самого рассвета могла шелестеть листами тетради, разглядывать их, и целовать, и перечитывать слова, боясь, что все это может исчезнуть .

в) единение (

«у обоих ныл левый висок»

«у обоих большие изменения в психике»

Убедил ли вас Булгаков?

Из чего же состоит понятие «настоящая любовь? Только ли в книгах?-

а)верная

б)преданная

в)стремление жить интересами того, кого любишь

г)та, которая проходит через все испытания

д) поддержка и опора

е) взаимная

   Так вот такая любовь как и настоящее искусство, и талант- дар, высшее проявление человеческого духа, поэтому она и бессмертна.

   А наши герои его заслужили!

   Пожелаем им счастья в вечном доме, подаренном им награду, где они смогут насладиться своим счастьем. Пусть всегда в их доме горят свечи, при которых Мастер будет писать свои бессмертные творения и пусть свет, исходящий от них, зажигает любовь в сердцах тех, кто ее еще не испытал и пусть звучит в их доме музыка верной, настоящей, вечной любви.

Д\Р : Сочинение- рассуждение на тему:

«…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…»

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечные истины в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Добро и зло ... Понятия вечные и неразделимые. Где есть добро, там есть и зло ......

"Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

     Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....

презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"

презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...

Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

Конспект урока, затрагивающий тему любви Мастера и Маргариты. Анализ отдельных глав. Мини- сочинение на заданные темы....