: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
Через текст художественного произведения проследить,
как зарождается чувство любви у героев,
как оно развивается и крепнет, как борются герои за
свою любовь, как претерпевают невзгоды на пути ее спасения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kto_skazal_tebe.docx | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
[Введите текст]
Открытый урок
Тема урока: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…»
(по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Учитель: Ковальчук Елена Константиновна
Цель урока:
Через текст художественного произведения проследить,
как зарождается чувство любви у героев,
как оно развивается и крепнет, как борются герои за
свою любовь, как претерпевают невзгоды на пути ее спасения.
1.Звучит муз. Заставка (1 куплет)
«Любовь -огромная страна»
2. Чтение строк.
Все начинается с любви.
Твердят: вначале было слово
А я провозглашаю снова:
Все начинается с любви
3.Любовь- вечная тема русской литера
Кто не обращался к ней в своем творчестве?
-Назовите писателей ,известных вам?
А.С Пушкин,М.Ю Лермонтов,И.С Тургенев ,А.С Есенин,
Каждый по- разному представляет себе это чувство.
.Не стал исключением и Булгаков.
Его понимание любви отражено в формулировке темы нашего урока.
Давайте прислушаемся к голосу Булгакова и отправимся в след за ним по следам его героев:
Мастера и Маргариты и проследим историю их взаимоотношений .
Любые отношения друг с другом начинаются с встречи (не стала исключением она и для наших героев)
-чтение наизусть (встреча Мастера и Маргариты)
-Назовите ключевые моменты
-На что обратили особое внимание (имейте в виде, что мы говорим о любви),
Тревожные желтые цветы, предвещающие разлуку и трагизм, который чаще всего сопровождается настоящая любовь
Безмолвие (из него всегда вырастает предощущение любви)
«Мы шли по переулку безмолвно»
«любовь поразила нас мгновенно, как поражает молния или финский нож»-
Любовь выскочила как из-под Земли как выскакивает убийца»,-
И поразила нас сразу обоих»
«-Я вдруг понял, что всю жизнь любил именно эту женщину-«мы разговаривали так, как будто знали друг друга много лет»
-Что особенно поразило Мастера ? (одиночество). Как объясните?
«Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого не люблю…» (Маргарита Азазелло позже говорит то же самое)
Он угадал ее, а она его. В маленькой квартирке на Арбате поселилось счастье.
-Что оно значит в вашем понимании? -Кто его устроитель?
(любовь, свобода, творчество)
-полюбили так крепко, что стали неразлучны.
-в подвальчике слышится смех
-он работал, она перечитывала написанное
-надевала фартук, зажигала керосинку, готовила завтрак
(хотя в доме мужа никогда не прикасалась к примусу)
-она сулила славу, подгоняла его
-говорила, что в романе ее жизнь.
-Она входила в калитку один раз, в биении сердца до этого он испытывал не менее десяти.
-она приходила каждый день, а ждать я начинал с утра.», « нараспев повторяла отдельные фразы, говоря, что в нем ее жизнь»
(ожидание выражалось в том, что он переставлял на столе предметы)
Маргарита-хозяйка, любимая женщина, друг-единомышленница, живущая заботами того, кого любит.
Печаль твоя, другим неясная
Мне сразу сделалась близка
И поняла я, что ужасная и душная
В душе моей тоска
Готова на любые жертвы я,
Любую боль готова я снести
Чтобы тебя к себе вернуть, единственный,
Чтобы любовь нашу спасти…
-Что стоило Маргарите возвратить Мастера?
- Как через речь Булгаков выражает чувства своей героини?
(когда счастлива, говорит громко и нараспев)
(когда неприятности, то фразы коротки, отрывисты.)
-перебирает имущество Мастера: испорченную огнем тетрадь, фотографию, книжку сберкассы, и при виде их обретает веру, которая и порождает мысль о дьяволе
-Что это значит?
«Я верую, шептала Маргарита, я верую»
Готовность к самопожертвованию.(обоснуйте свой вывод.)19глава с.486 «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет.ст.491 (19 глава)
- Чем проникнуты эти строки? (печаль, грусть?) Как объясните?
В дом постучалась беда.
Мастеру плохо, у него наступила стадия психического заболевания (роман не мог быть напечатан). Плохо Мастеру- плохо и его возлюбленной.
-похудела, побледнела, перестала смеяться, просила простить за то, что советовала мне напечатать отрывок.
Боже мой, как ты болен. За что это? За что? Но я тебя спасу.
Глаза, вспухшие от дыму и плача.
«бедная моя, бедная, со мной будет не хорошо, я не хочу, что бы ты погибла со мной».
- Я погибаю вместе с тобой.
Сопоставьте состояние Маргариты с исчезновением мастера с состоянием, когда в душе появляется надежда на встречу с ним.
- в мучениях прожила Маргарита всю зиму и дожила до весны.
-почему я живу как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?
- она совсем запечалилась и понурилась (ст490 глава 19)
-забуду, если исчезнет память.
…лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем. У меня кружится голова.
… я погибаю из-за любви!»- и стукнув себя в грудь, Маргарита взглянула на солнце.
(Малейшая надежда на встречу- вера укрепляется, решимость, смелость, готовность отдать свою душу даже дьяволу).
Надежда на то, что ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделало Маргариту бесстрашной (глава 22 ст.516), готова к самопожертвованию.
«скажите одно, он жив? Не мучьте, боже!»(ст 495)
«Еау» (в этом восклицании великая решимость, готовность пожертвовать).
«не знаю, на что иду, но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире надежды у меня больше нет. Я погибаю из-за любви»(ст.496)
«под сердцем было холодно, надежда на счастье кружила голову»
Как автор передает великое напряжение в ожидании Мастера и возвращении ее к жизни?
«временами ей казалось, что часы сломались и стрелки не движутся»( слышимый ей вальс «сыплющейся в переулке», «сильнее грянул», «обезумевший вальс»).
С кем по силе любви сопоставили бы вы образ Маргариты (Маргарита Грехтен) Гете «Фауст».
-С кем из героев романа? (Левий Матвей, хотя тот фанатичен, и поэтому узок;
Любовь же Маргариты, как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива.
Противопоставлена своим бесстрашием воину и полководцу Пилату, по силе преданности собаки Бато). Воланд о ней: «Тот кто любит, должен разделять участь того, кого любит»).
-А что значит для вас полет Маргариты, и как он характеризует ее поступки (выросшие крылья, на которых она ,совершенно окрыленная надеждой мчится к мастеру)
Как объясните месть? (она мстит по-женски, наказывает обидчиков мастера, что еще раз подчеркивает силу ее любви).
Это было выше ее сил, она, как могла, «сдерживала и уговаривала себя», страдая при этом.
Что явилось для Маргариты особой мукой? Самые страшные страдания обрушились на Маргариту на балу (бал, ужин- испытания, из всех испытанийона выходит с честью ) Маргарита, вероятно, единственная из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев: «Знает, что такое любовь».
Больное колено, боль в руке и ноге. Всю ночь тряслась ногою, потом, «заплакав от боли в руке и ноге, повалилась прямо на пол». «Ноги подгибались ,каждую минуту она боялась заплакать. Наихудшее страдание ее причиняло правое колено, которое целовали: оно распухло, кожа на нем посинела». глава 23.
Но вот и встреча за разлукой наступила.
Все страдания и беды позади.
Достойно выдержала я испытания.
-Встреча героев (чтение эпизода встречи по ролям)
Впечатления от прочитанного:
«Маргарита сразу узнала его, простонала… всплеснула руками и побежала к нему».
Что значит шепот и слезы Маргариты? (это проявление великой любви). Не случайно в перевод с греческого «Маргарита»- жемчужина. Женщина- жемчужина, которая несет в жизнь мир, отдавая любовь и возрождая творчество.
На что обратили особое внимание?
а) ей все время хочется оберегать и опекать Мастера (материнская любовь).
«тебе слишком много пришлось думать, теперь я буду думать за тебя».
«хочу, что бы лампа загорелась и стало все как было»
Плачущая Маргарита вселяет в душу Мастера надежду.
«Они опустошили твою душу,»- эти слова, произнесенные со страшной силой утверждения, пробуждают Мастера.
« Я никогда не допущу малодушия и не вернусь к этому вопросу» (вспомните: он все время прогонял Маргариту, боясь за нее).
«Ну вот ты снова прежний, ты смеешься»
б) Стремление вернуть Мастеру покой и сохранить его как творца.
«Вот она, рукопись! Вот она! (закричала и задрожала она, волнуясь до слез).
«Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед нею. Она ласково гладила его рукопись, как гладят любимую кошку, до самого рассвета могла шелестеть листами тетради, разглядывать их, и целовать, и перечитывать слова, боясь, что все это может исчезнуть .
в) единение (
«у обоих ныл левый висок»
«у обоих большие изменения в психике»
Убедил ли вас Булгаков?
Из чего же состоит понятие «настоящая любовь? Только ли в книгах?-
а)верная
б)преданная
в)стремление жить интересами того, кого любишь
г)та, которая проходит через все испытания
д) поддержка и опора
е) взаимная
Так вот такая любовь как и настоящее искусство, и талант- дар, высшее проявление человеческого духа, поэтому она и бессмертна.
А наши герои его заслужили!
Пожелаем им счастья в вечном доме, подаренном им награду, где они смогут насладиться своим счастьем. Пусть всегда в их доме горят свечи, при которых Мастер будет писать свои бессмертные творения и пусть свет, исходящий от них, зажигает любовь в сердцах тех, кто ее еще не испытал и пусть звучит в их доме музыка верной, настоящей, вечной любви.
Д\Р : Сочинение- рассуждение на тему:
«…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вечные истины в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Добро и зло ... Понятия вечные и неразделимые. Где есть добро, там есть и зло ......
разработка урока по литературе. Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Урок по литературе...
Урок литературы на тему "Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»"
Урок литературы в 11 классе....
"Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....
конспект урока литературы"Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"
конспект урока литературы с использованием ИКТ...
презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"
презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...
Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс
Конспект урока, затрагивающий тему любви Мастера и Маргариты. Анализ отдельных глав. Мини- сочинение на заданные темы....