М.Булгаков "Роман "Мастер и Маргарита" Урок и возможные вопросы по предлагаемым темам.
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Предлагаются варианты вопросов для изучения, анализа и понимания произведения М.А.Булгакова " Мастер и Маргарита" в 11 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вопросы к роману Булгакова М.А. | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Роман Мастера. Анализ ершалаимских глав».
Цели урока: познакомить учащихся с историей создания романа «Мастер и Маргарита»; сформировать представление о жанре произведения, об оригинальности композиции и наличии трёх сюжетных линий; путём анализа 2 главы- своеобразного идейного центра романа- выяснить, какие нравственные вопросы ставятся автором и как они решаются.
ХОД УРОКА:
- Слово учителя.
Роман «Мастер и Маргарита»- писательский подвиг М.А.Булгакова.
Над его созданием автор работал 12 лет (1928-40). Неоднократно менялся замысел романа, его композиция, сюжет, система образов.
Роман пережил 8 правок: «Инженер с копытом», «Сатана», «Чёрный богослов», «Великий канцлер» и др. До последних дней Булгаков исправлял, дополнял, перестраивал «своё детище».
Впервые роман был опубликован в 1966-67 годах в журнале «Москва».
Из 300 рецензий на произведение Булгакова только три были положительные.
Известно, что Ахматова была знакома с рукописью романа и дала оценку: «Он гений».
- По жанровой принадлежности Булгаков определил произведение как роман, но литературоведы дают определения роман-МИФ, ФИЛОСОФСКИЙ роман, ЛИРИЧЕСКИЙ роман, ФАНТАСТИЧЕСКИЙ, БЫТОВОЙ роман
Композиция: роман в романе, или двойной роман, два романа противопоставлены друг другу, но образуют единство.
Три сюжетные линии: философская (Понтий Пилат и Иешуа); мистическая (Воланд и москвичи); любовная (Мастер и Маргарита).
Сюжетные линии двух романов завершаются, пересекаясь в одной пространственной точке - в ВЕЧНОСТИ.
- ВОПРОСЫ-ОТВЕТЫ (анализ глав 2,16,25,26,32, эпилог)
- Итоги урока.
Роман посвящён вечным проблемам, которые существуют в настоящем, как и много лет назад.
Что такое ИСТИНА?
Человек и власть.
Внутренняя свобода и несвобода человека.
Противопоставление и борьба добра и зла.
Верность и предательство.
Милосердие и всепрощение.
- Д/З : ответить на вопрос 18 письменно;
по группам: ответы на вопросы по темам
- Мастер и Маргарита;
- Искусство, творчество и власть, Московские главы;
- Воланд и его свита.
6. Оценки за урок.
Варианты вопросов для рассмотрения по предлагаемым темам.
Тема 1
Роман Мастера. Ершалаимские главы.
(главы №№ 2, 16, 25, 26, 32, эпилог)
1.Какие проблемы разрешаются в романе Булгакова: реалистические,
философские, фантастические?..
2. О чём роман Мастера? Почему его сложно читать и понимать?
3. Найдите описания Пилата и Иешуа.
4. Почему Понтий Пилат говорит о себе, что он «свирепое чудовище»?
5. Проследите по тексту, как меняются глаза и глаза Понтия Пилата?
6. Боится ли арестант Пилата?
7. Какой факт, упомянутый самим Иешуа, подтверждает, что он умеет
убеждать людей?
8. Какой провокационный вопрос задаёт Пилат?
9. Что такое истина в понимании Иешуа? А в вашем?
10. Какое решение принимает Пилат после этой части разговора в
отношении Иешуа? Почему? Что им движет?
11. В какой момент и почему изменится настроение Понтия Пилата?
12. Почему возможность бессмертия не радует человека, а рождает в его
душе ужас? В каких произведениях звучит тема бессмертия?
13. Какой поступок совершает Пилат, пытаясь облегчить муки совести?
14. Как ведёт себя Левий Матвей, узнав о неотвратимости гибели Иешуа?
15. Можно ли назвать Левия истинным учеником Иешуа?
16. Как судьба наказала Понтия Пилата за трусость?
17. Какой эпизод завершает роман, написанный Мастером?
18. В чём смысл евангельской истории, воспроизведённой
М.А.Булгаковым? В каких ещё произведениях даётся переосмысление
этой истории? Чей взгляд вам ближе и почему?
Тема 2
Мастер и Маргарита.
(главы №№13, 19-22, 24, 27-32, эпилог)
- Найдите в тексте портреты Мастера и Маргариты.
- Почему Мастер отвергает слово «писатель», сказанное в его адрес Иван Бездомный?
- Чем Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?
- Прошлое Мастера. Как объясняет Мастер нападки на его роман?
Почему Мастер его сжёг?
- Почему Мастер ищет пристанища в доме скорби, а Маргарита рассчитывает на помощь дьявола?
- Как Маргарита наказывает Латунского? Что её останавливает?
- Каким образом Маргарита возвращает своего возлюбленного?
- Чем Мастер и Маргарита не похожи на московских обывателей?
- Достоин ли Мастер своего героя Иешуа? Почему?
10.Почему Мастер не заслужил «света», а заслужил «покой»?
11. Чем заканчивается история Мастера и Маргариты?
12. Какова роль Мастера и Маргариты романе Булгакова?
13. Каково отношение к ним автора?
14. Можно ли сравнивать Мастера и Булгакова?
Тема 3
Московские главы. Искусство и власть.
(главы №№ 1, 3-9, 28)
1.Какой изображает Булгаков Москву 30-х годов? Расскажите о москвичах, их интересах, занятиях, отношении к религии.
2. Найдите в тексте описания московского быта.
3. Что за организации МАССОЛИТ и «Грибоедов»? Кто собирается в «Грибоедове»?
4. Как встретил литературный мир роман Мастера?
5. Что не устраивало литераторов в романе Мастера?
6. Охарактеризуйте Аллоизия Могарыча.
7. Где был Мастер до психиатрической лечебницы?
8. Почему Мастер рассказывает часть своей истории Ивану Бездомному на ухо? Чего он боится?
9. За что и как наказан Берлиоз?
10. Как меняется Иван Бездомный после встречи с Мастером.
(Иван Бездомный ------ Иван Николаевич Понырев)
11. Как наказаны люди искусства и власти свитой Воланда?
12. Сатира и гротеск в романе. Перечислите эпизоды.
13. Как вы понимаете афоризм Воланда «Рукописи не горят»?
ТЕМА 4
Воланд и его свита.
( главы №№1, 9-12, 14, 15, 17, 18, 23, 27, 29-32, эпилог)
1. Воланд. Портрет |
2. Цель визита Воланда в Москву. |
3. Каково происхождение свиты Воланда? |
4. С точки зрения Воланда, как меняются москвичи за 2 тысячи лет? |
5. Как и кого наказывает свита Воланда? |
6. Роль Воланда в произошедших московских событиях: карающий |
меч или наблюдатель? Почему? |
7. Сходство Воланда с Мефистофелем Гёте. |
8. Почему у Сатаны бал Великий? |
9. Как погибает барон Майгель? За что? |
10. Как наказан Берлиоз? Почему? |
11. Как соотносятся в романе милосердие, всепрощение и справедливость? |
12. Какова роль Воланда в соотношении добра и зла в мире |
булгаковских героев? |
13. Какое значение вкладывает Булгаков в слова «свет» и« покой»? |
14. Почему Воланд выполняет просьбу Левия Матвея? |
15. В чём смысл эпиграфа к роману? |
16. Можно ли переделать этот мир? Как? |
17. Отношение Булгакова к «нечистой силе». |
18. Как вы понимаете слова «счета оплачены»? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерные вопросы по разговорным темам
Предлагается список вопросов по изучаемым разговорным темам....
Вопросы викторины по теме "Русский народ: праздники, традиции, обычаи"
Урок-викторина ( внеклассное мероприятие) рекомендуется проводить в предверии Нового года ( Святок).Вопросы составлены для учащихся старших классов....
Элективный курс «Избранные вопросы математики» по теме «Неравенства» для 11 класса.
Элективный курс «Избранные вопросы математики», рассчитан на 34 часа, в объёме один час в неделю и направлен на углубленное изучение темы «Неравенства». Данный курс можно использовать в 10 и 11 ...
вопросы к устным темам Биболетова М.З."Enjoy English-5" Units3,4
Список вопросов для коллективного или индивидуального написания топиков в 5 классе в том порядке, как они встечаются в учебнике. Подходит для дальнейшего контроля монологической и диалогической речи....
Вопросы для закрепления темы "Системы счисления"
Вопросы по теме Системы счисления...
Как выполнить задание вида "составить уравнения возможных реакций" (на примере темы "Свойства оксидов", 8 класс)
Предлагаемая презентация с анимационными эффектами и подсказками может помочь восьмикласснику научиться выполнять задания данного вида при изучении темы "Свойства оксидов". Предназначена для...
Антон Павлович Чехов (1860-1904) Возможные вопросы для викторин и конкурсов
Антон Павлович Чехов(1860-1904)Возможные вопросы для викторин и конкурсов...
- Мне нравится (1)