вопросы к зачёту по теме "Литература рубежа веков"
учебно-методический материал по литературе (11 класс) по теме

Овчинникова Маргарита Николаевна

В данной работе представлен лекционный материал по теме и вопросы к зачёту в нескольких вариантах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лекционный материал к уроку в 11 классе по теме «Историко-культурная ситуация в России рубежа 19-20 века. Русская литература на рубеже веков»

2 часа.

(для общеобразовательных классов)

На рубеже 19-20 веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Дата перехода от века к веку действовала магически и и воспринималась трагически. В общественных настроениях преобладали настроения неуверенности, упадка, конца истории.

Какие же важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков? Во-первых, Россия пережила три революции: революцию 1905г., Февральскую и Октябрьскую революции1917 г. Во-вторых, 1904-1905г. – русско-японская война, последовавшая за ней в 1914-1918го. Первая мировая война гражданская война.

Если говорить о внутриполитической обстановке в России в это время, то необходимо сказать следующее. В стране противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ и сторонники пролетарской идеологии. Была очевидна необходимость перемен. Каждая из трёх сторон предлагала свои программы перестройки. Один из них состоял в том, чтобы применить силы «сверху», т.е. с помощью «исключительных»  законов (П.А.Столыпин). Другой заключался  в призыве к революции, т.е., как говорил В.И.Ленин, «снизу», путём «ожесточённой, кипучей войны классов».

Рубеж веков характеризуется и значительными научными открытиями, повлекшими за собой кризис классического естествознания: открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона, исследование радиации, создание квантовой теории, теории относительности, изобретение беспроволочной связи. Научные открытия этого времени перевернули представления о познаваемости мира. Ощущение кризиса естествознания выразилось  формулой «материя исчезла». Это привело к поис- кам других объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.

Произошли сдвиги и в общественном сознании. Всё ярче становится неудовлетворённость рациональными основами духовной жизни. По мнению философа В.Соловьёва, вся прежняя история завершена, на смену ей приходит не новый этап истории, а нечто новое – либо время упадка и одичания, либо время нового варварства. Между концом старого и началом нового нет связующих звеньев, т.е., по словам философа, «конец истории сошёлся с её началом».

В поисках объяснения происходящих в обществе процессов всё чаще становилось обращение к религии.

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры, искусства.

Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского общества различных философских идей. В обществе говорили о Ф.Ницше, о его идеях, связанных с обличением христианства как помехи на пути личности к её самосовершенствованию, говорили об учении философа «о воли и свободе» с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»). Таким образом, упадок связан с кризисом христианства, вместо Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек».

Идеи Ницше были восприняты в русском обществе, но русские мыслители  не пошли за философом  до конца. Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились найти пути соединения его с языческой «радостью». В революционном движении богоискатели видели лишь «русский бунт против культуры». Культуре придавалось особое значение. Искусство, литература послужили художественной формой для выражения философских идей. Новая литература должна была стать теургической (теург – бог, посвящённый), должна была стать способом установления мировой гармонии. Способом постижения истины.

Литература рубежа веков и начала 20 века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название серебряного века. Это определение введено в 1933г. Н.А.Оцупом (парижский журнал русской эмиграции «Числа»). В литературоведении термин «серебряный век» закрепился именно за той частью  художественной культуры России, которая была связана с новыми, модернистскими течениями – символизмом, акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В отличие от реалистической эстетики 19 века, которая представляла в литературе авторский идеал, воплощённый  в каком-либо образе, новая реалистическая литература по существу отказалась от героя – носителя представлений автора. Авторский взгляд утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское сотрудничество, звали к диалогу. Новый реализм ориентировался на русскую классическую литературу, прежде всего на творческое наследие Пушкина.

Понятие «серебряный век» прежде всего связано с модернистскими течениями.  Модернизм (от франц. «новейший», «современный») подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры, которая будет преображать мир средствами искусства. Особая роль отводилась автору, художнику – теургу, прорицателю, пророку, способному постичь гармонию мира средствами искусства. Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее значительными среди которых были символизм, акмеизм и футуризм. В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во многом определявшие силу и глубину направления.

В эстетике модернизма отразились настроения «конца века», гибели мира. Обречённости. Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества. Эстетическая борьба между ведущими литературными направлениями – реализмом и модернизмом -  была характерна для литературы рубежа веков, хотя в глубинной основе каждого было одно – стремление к гармонии и красоте.

Модернисты, сторонники «чистого искусства», верили в божественную, преобразующую силу искусства, поэтов и художников отождествляли с пророками. Их оппоненты резко критиковали такую позицию. «Чистому искусству» было противопоставлено искусство «полезное». В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905г.) Ленин вводит термин «партийной литературы». От утверждает, что не может быть независима от общего пролетарского дела .Отдельный писатель – это представитель определённого класса, сторонник тех или иных партийных взгляд, независимо от своих эстетических воззрений. Литература рассматривалась как средство пропаганды. Она должна была стать орудием борьбы рабочего класса. Статья Ленина сыграла огромную роль в развитии истории литературы. Она оказалась причиной того, что многие талантливые писатели, поэты оказались непризнанными, непонятыми, репрессированными, убитыми..

Однако Серебряный век  не закончился 1917 годом, он продолжал существовать в скрытых Формах в поэзии А.Ахматовой,  М.Цветаевой, в творчестве Б.Пастернака, в литературе русской эмиграции.

Вопросы к зачёту по теме «Литература рубежа 19-20 веков»

  1. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков?
  2. Что подразумевается под выражением «партийная литература»?
  3. Кто ввёл определение «серебряный век»?

А) Н.Бердяев; Б) Н.Оцуп; В) А.Блок; г) Вл.Соловьёв.

Вопросы к зачёту по теме «Литература рубежа 19-20 веков»

  1. Дайте характеристику основных политических сил в России в начале 20 века.
  2. Дайте комментарий к тезису Вл.Соловьёва : «Конец истории сошёлся с её началом».
  3. Какой из поэтов не принадлежит Серебряному веку?

А) К.Бальмонт; Б) Н.Гумилёв; В) А.Фет; Г) В.Брюсов.

Вопросы к зачёту по теме «Литература рубежа 19-20 веков»

  1. Как объясняется высказывание Ф.Ницше: «Бог умер!»?
  2. Каковы были общественные настроения в России в начале 20 века?
  3. Кто ввёл определение «серебряный век»?

А) Н.Бердяев; Б) Н.Оцуп; В) А.Блок; г) Вл.Соловьёв.

Вопросы к зачёту по теме «Литература рубежа 19-20 веков»

  1. Какие традиции развивали писатели-реалисты в начале 20 века?
  2. Дайте определение понятия «Серебряный век».
  3. Какой из поэтов не принадлежит Серебряному веку?

А) К.Бальмонт; Б) Н.Гумилёв; В) А.Фет; Г) В.Брюсов.

Вопросы к зачёту по теме «Литература рубежа 19-20 веков»

  1. В чём суть «богоискательства»?
  2. Дайте определение понятия 2модернизм».
  3. Кто ввёл определение «серебряный век»?

А) Н.Бердяев; Б) Н.Оцуп; В) А.Блок; г) Вл.Соловьёв.

Вопросы к зачёту по теме «Литература рубежа 19-20 веков»

  1. Какие тенденции отразились в эстетике модернизма?
  2. Какие важнейшие исторические события происходили в России на рубеже веков?
  3. Какой из поэтов не принадлежит Серебряному веку?

А) К.Бальмонт; Б) Н.Гумилёв; В) А.Фет; Г) В.Брюсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Пётр Первый. Россия на рубеже веков"

Урок истории для учащихся 7 классов....

"Серебряный век русской поэзии. Символизм как литературное направление рубежа веков. В.Брюсов и К.Бальмонт"

Цели урока: -формирование любви и уважения к литературе серебряного века через индивидуальность поэтов В.Брюсова и К.Бальмонта;-формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа стихотв...

11. Петр I. На рубеже веков.

Презентация к уроку....

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Вопросы к зачёту по литературе XIX века.

Список данных вопросов поможет студентам подготовиться и хорошо сдать дифференцированный зачёт....

РОССИЯ – МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ. рабочая тетрадь для студентов к внеаудиторному занятию по дисциплине ОУД.04 «История» специальность 34.02.01. Сестринское дело

Рабочая тетрадь создана в помощь студентам при внеаудиторной самоподготовке и при проведении  аудиторных  занятий по истории, разработана в соответствии с требованиями Государственног...