Урок литературы "Песни военного времени"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Песни времён Великой Отечественной войны - источник вдохновения и нравственности. Изучение лирики периода Вовойны я связала в фронтовой песней.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока литературы о песнях военной поры. | 24.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ с.Максимовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области»
Открытый урок литературы в 11 классе
Тема: «Поэзия в военной песне»
Подзаголовок «Журавли нашей памяти»
Учитель Теплова Г.В.
Цели и задачи:
Дать обзор поэзии времён ВОВ.
Сформировать представление о поэзии военного времени и её характерных чертах.
Развивать навыки работы с текстом, навыки связной выразительной речи.
Воспитывать патриотизм, интерес к истории и культуре своей страны, своей семьи.
Ожидаемые результаты:
Вызвать эмоциональный отклик в сердцах старшеклассников.
Желание выразить отношение к войне, подвигу русского солдата, русского народа в годы ВОВ.
Формы и методы реализации поставленных задач:
Устный журнал
Развивать навыки работы с текстом
Навыки связной речи
Умение слушать
Делать записи, выводы.
Оборудование:
Презентация
Иллюстрации
Видеозапись песни «Огонёк»
Подборка книг о ВОВ.
Приложение
Литература:
Антология художественных произведений о ВОВ: в 12 т. «Венок славы», - Т.1-5, - М., 1987.
Смирнов В. По следам времени. – Волгоград, 1996.
Поэзия ВОВ. – М., «Книга», 1988.
Урок: литература 11 класс.
Тема: «Поэзия в песнях военных лет» («Журавли нашей памяти»)
Тип урока: интегрированный урок.
Форма проведения – устный журнал.
ХОД УРОКА:
Слайд 1.
1.Объявление темы и постановка целей.
Поэзия военного времени, лирика, нашедшая отражение в фронтовой песне – вот тема нашего урока. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, вселяла веру и надежду.
- Какими были эти люди? Что переживали? Что давало им сил? Постараемся ответить на эти вопросы в ходе урока.
Слайд 2.
Эпиграф:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей.
Р.Гамзатов.
Слайд 3. 1941-1945
Грянул год, пришёл черёд,
Ныне мы в ответе,
За Россию, за народ
И за всё на свете.
А.Твардовский.
Слайд 4.
В годы испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение Родины.
2.Опрос по Д/З
Обзор поэзии военных лет.
Ионова Ульяна
«Пожалуй, никогда за время существования советской поэзии не было написано столько лирических стихов, как за годы войны»,- заметил Алексей Сурков в одном из своих публичных выступлений во время войны, и был совершенно прав. Стихи публиковались в центральной и фронтовой печати, транслировать по радио наряду с информацией о важнейших военных и политических событиях, звучали с многочисленных импровизированных эстрад на фронте и в тылу.
Слайд 5.
Душевная близость с народом является самой примечательной и исключительной особенностью лирики 1941-1945 гг. Гром, грянувший 22 июня, сместил ось лирической поэзии, изменил поэтический угол зрения на войну. «Да, война не такая, какой мы писали её,-это горькая штука»,-признается Константин Симонов.
Слайд 6.
Родина, война, смерть и бессмертие, ненависть к врагу, боевое братство и товарищество, любовь и верность, мечта о победе, раздумья о судьбе народа-вот основные мотивы, вокруг которых бьется теперь поэтическая мысль.
Слайд 7.
Поэзия 1941-1945гг. необыкновенно быстро нашла свое место в строю и широко и полно отразила сложное и многогранное отношение народа к войне. В стихах Николая Тихонова, Алексеева Суркова, Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Асеева, Александра Прокофьева, Дмитрия Кедрина, Сергея Щипачева, Ильи Сельвинского и других поэтов слышится и тревога за Отечество, и беспощадная ненависть к агрессорам, и горечь невозвратимых утрат, и отчетливое осознание жестокости войны…
(наизусть___Кредер Кристина «Ах, война, что ж ты подлая сделала?»)
Слайд 8. Беспалов Иван
Своеобразную и углубленную разработку получает тема Родины, родной земли, нации, народа. В довоенной лирике Родина трактовалась в революционном плане. В дни войны обострилось чувство отчизны. Оторванные от любимых занятий и родных мест миллионы людей как бы по-новому взглянули на привычные родные края, на дом, где родились, на самих себя, на свой народ. Это нашло отражение в поэзии. Количество абстрактных и риторических стихов на патриотические темы пошло на убыль. Появились проникновенные стихи о Москве ( А. Сурков, В. Гусев ), о Ленинграде ( Н. Тихонов, О. Берггольц, А. Прокофьев, В. Инбер ), о Смоленщине ( М. Исаковский ) и т.д.
Слайд 9.
Поэты пристально вглядываются в лицо родной земли, пишут о деревенских просёлках, зябком осиннике, о незатейливых крестах русских могил (стихи А.Сурикова, А. Прокофьева, А.Твардовского, К.Симонова и др.)
Слайд 10.
Видоизменился в лирике военных лет характер лирического героя. Он стал более земным, близким. В стихах А.Твардовского «За Вязьмой», «Две строчки»; А Прокофьева «Товарищ, ты не видел…», «Мама»; К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», С.Щипачёва «Опять весна над русскими полями», «Партизанка» - конкретные, личные чувства и переживания несли общенародное значение.
Звучит наизусть стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины».
Слайд 11.
В лирике военных лет можно выделить три группы стихов: собственно лирические (ода, элегия, песня), сатирические (надписи к карикатурам, басни», лиро-эпические (баллады, поэмы)
Слайд 12.
Получили развитие жанры стихотворного эпоса:
Эпические миниатюры, поэмы, баллады. Особое значение имела поэма – самый универсальный жанр.
Слайд 13.
За 4 неполных года было создано столько значительных сюжетных поэм: В.Инбер «Пулковский меридиан», М.Алигер «Зоя», О Берггольц «Февральский дневник», А.Твардовский «Василий Тёркин» и другие.
Наизусть стихотворение «Жди меня» читает Трусова Света.
Таким образом, поэзия – самый оперативный, самый популярный жанр военных лет.
3. Работа по новой теме.
Слайд 14. – значение военной песни.
«Песня вместе с Отчизной пошла в бой. Она вставала в строй – ближе к запевалам. По трудным горестным дорогам войны прошла прошла с героями песня. Облетев многие зарубежные страны. Она вместе с победителями возвратилась домой - к родным, близким, к созидательному труду».
«Когда грохочут пушки, молчат музы», - гласит стариный афоризм. Но в годы ВОВ голоса муз перекрывали грохот пушек. Так прежде всего звучали стихи военных лет, доходившие до сердца читателей.
Слайд 15.
Военная песня. В. Лебедев-кумач «Священная война»
Выступление ученика об истории и судьбе песни. (см.приложение1)
Слайд 16.
М.Исаковский – песня «Огонёк» - рассказ учителя.
Слайд 17.
А.Сурков – песня «Землянка»
Выступление ученика об истории песни. (см.приложение 1)
Слайд 18.
Песня «Смуглянка» - слушание и выступление (см.приложение 1)
Слайд 19.
«Катюша» - сообщение ученика (см.приложение)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА ЭТАПА ПО ВОПРОСАМ:
- Чем могла помочь песни родным и близким солдат ?
- Какое место они занимают в культуре России?
- Какие нравственные уроки мы в них нахдим?
4. Практическая работа.
Языковые особенности военной поэзии.
Бытует мнение, что стихи. Песни военной поры бедны с точки зрения языка. Давайте докажем обратное.
Задание:
Заполнить таблицу, называя средства языковой выразительности или приводя примеры указанных средств (пустые клетки в шахматном порядке).
Вывод: Тексты военных стихов и песен богаты художественными средствами.
5. Заключительный этап.
Поэзия времён ВОВ – оперативный, доходящий до самого сердца читателя род литературы.
Назовите черты военной лирики, в том числе и военной песни.
- Оперативность
- Эмоциональность
- Доходчивость
- Патриотичность
- Наполненность глубокими личными переживаниями.
Звучит итоговое стихотворение в исполнении ученицы: «Помните!»
Трусова Св. – сообщение о песне «Журавли»
Слушание отрывка из песни «Журавли».
Рефлексия.
Оценки за урок.
В память об уроке каждый гость получает бумажного журавлика.
Домашнее задание:
Эссе «Нравственные уроки военной песни» - 100-120 слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОБЖ в 10 классе. "Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени".
Урок ОБЖ в 10 классе "Оповещение населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени" (Презентация урока) по разделу программы "Гражданская оборона - составная часть обороноспособност...
Урок "Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени"
Презентация создана для ознакомления учащихся с типами защитных сооружений и их использованием...
Урок ОБЖ в 10 классе. "Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Урок ОБЖ в 10 классе. " Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени". Данная тема урока изучается в разделе 6 "Основы обороны государства" и главы 12 "Гражданская о...
Статья "Военный хлеб или что значит жить по законам военного времени"
Статья в газету...
Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....
Презентация для открытого урока "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"
В данной публикации содержится презентация для открытого урока "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"....
Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».
Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....