Творческая работа по теме "Истинная красота русского человека".
методическая разработка по литературе на тему
В данной работе представлен анализ рассказа А. Н. Толстого "Русский характер", викторина и кроссворд.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа, кроссворд. | 157 КБ |
Викторина. | 679.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Вступление ______________________стр. 2.
- Истинная красота русского человека.
- Литература и война _____________стр. 3.
- А. Н. Толстой о войне ___________стр. 4-5.
- «Русский характер» _____________стр. 6-9.
III. Заключение ______________________стр. 10.
На протяжении двадцати пяти лет с учащимися средних и старших классов я провожу внеклассные занятия по литературе, посвященные изучению жизни и творчества поэтов и писателей, родившихся в Саратове и в Саратовской области и приезжавших на Саратовскую землю. На занятиях кружка «Литература и ты» мы проводили мероприятия по творчеству поэтов и писателей, создавших произведения о Великой Отечественной войне.
Литературный кружок посещают учащиеся 6-11 классов.
Дети очень любознательные, они много читают самостоятельно, многим интересуются.
Радует то, что дети читают и изучают литературу, с интересом слушают, стараются поделиться своими впечатлениями о прочитанном.
На внеклассных занятиях они с удовольствием занимаются творчеством: сочиняют стихи, рисуют, составляют кроссворды (Приложение № 1), создают презентации (Викторина), буклеты (Приложение).
Когда в нашу школу пришло положение о проведении XXXIV районного литературно-краеведческого праздника «Я помню! Я горжусь!», посвященного 65 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, мои шестиклассники решили принять в нём участие.
После уроков мы стали думать: на какую тему писать творческую работу.
А так как они уже были знакомы с творчеством А. Н. Толстого, то мы решили написать работу на тему « Истинная красота русского человека».
Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, наверное, что это не только память отдельных людей или одного поколения. Это ПАМЯТЬ НАРОДА, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее, в его национальное самосознание.
История человечества изобилует войнами. Но войны, подобной второй мировой, мир не знал никогда. Развязанная немецким фашизмом, она втянула в свою огненную орбиту десятки стран, сотни миллионов людей, страшной, кровавой метой пометив 30 - 40-е годы XX столетия. Более 56 миллионов человеческих жизней унесла эта война, сотни тысяч городов и сел сравняла с землей.
В 1941 году вторая мировая война вступила в свою основную и решающую фазу. Вероломно нарушив Пакт о ненападении, гитлеровские войска 22 июня начали наступление на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война советского народа, во многом определившая дальнейший ход всей мировой истории.
Как не было ничего равного этой войне в истории человечества, так и в истории мирового искусства не было такого количества различного рода произведений, об этом трагическом времени.
Особенно сильно тема войны прозвучала в советской литературе. С первых же дней грандиозной битвы наши писатели встали в один строй со всем сражающимся народом. Свыше тысячи писателей были на Фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Как корреспонденты фронтовых и центральных газет находились в действующей армии такие известные мастера нашей литературы, как М. Шолохов,
Л. Леонов, А. Толстой, А. Фадеев, Вс. Иванов, И. Эренбург, В. Горбатов,
Д. Бедный, В. Вишневский, В. Василевская, А. Н. Толстой, К. Симонов,
А. Сурков, Б. Лавренёв, Л. Соболев и многие другие.
Высокая патриотическая миссия служения своему народу всегда отличала отечественное искусство, и потому-то наряду со страстным словом художников -современников звало советских людей на борьбу с врагом и бессмертное искусство прошлого.. Недаром в годы войны массовыми тиражами выходили сборники - народных песен, антологии русской патриотической поэзии, сборники высказываний русских писателей о Родине, произведения Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Горького.
В своей работе мы хотим обратиться к творчеству выдающегося писателя, нашего земляка А. Н. Толстого.
«Чтобы понять тайну русского народа, его величие, нужно хорошо и глубоко узнать его прошлое: нашу историю, коренные узлы ее, трагические творческие эпохи, в которых завязывался русский характер.
В день начала войны - 22 июня 1941 года - я окончил роман «Хмурое утро». Готовя к печати всю трилогию, проредактировал первые две части этой эпопеи. Трилогия писалась на протяжении двадцати двух лет. Ее тема - возвращение домой, путь на родину. И то, что последние строки, последние страницы «Хмурого утра» дописывались в день, когда наша родина была в огне, убеждает меня в том, что путь этого романа - верный.
Оглядываюсь сейчас на два страшных и опустошительных года войны и вижу, что только вера в неиссякаемые силы нашего народа, вера в правильность нашего исторического пути, тяжелого и трудного, справедливого и человеческого пути к великой жизни, только любовь к родине, жаркая боль к ее страданиям, ненависть к врагу - дали силы для борьбы и для победы. Я верил в нашу победу даже в самые трудные дни октября - ноября 1941 года. И тогда в Зименках (недалеко от г. Горького, на берегу Волги) начал драматическую повесть «Иван Грозный». Она была моим ответом на унижения, которым немцы подвергли мою родину».¹
В годы Великой Отечественной войны все свои творческие силы А. Н. Толстой отдал публицистическим статьям и художественной прозе о советских людях, борющихся с фашизмом.
Великое чувство любви к отчизне продиктовало писателю в 1941 году - в самый трудный момент войны - статью «Родина», которую смело можно назвать вершиной его публицистического творчества. К ней примыкают такие статьи, как «Разгневанная Россия», «Москве угрожает враг» и другие, по своей образности и эмоциональности не уступающие художественной прозе Толстого.
Уже в первые дни, когда фашистские войска вторглись на русскую землю, он пишет статью «Что мы защищаем», где говорит: «...Моя родина, моя родная земля, мое отечество,- и в жизни нет горячее, глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе».²
Публицистические статьи Толстого, как и широко известная книга «Рассказы Ивана Сударева», выдвинули его в первые ряды писателей - борцов против фашизма (таких, как Твардовский, Леонов, Шолохов, Эренбург, Симонов).
«Рассказы Ивана Сударева» (образ его - собирательный) представляют собой художественную обработку (с некоторой долей вымысла) устных воспоминаний, писем, выдержек из дневников бойцов и командиров одного из гвардейских корпусов, а также курсантов и преподавателей военной школы, уже прошедших
¹ Толстой А. Н. Полное собрание сочинений. М., 1950.
² Толстой А. Н. Полное собрание сочинений. М., 1950, т. 14, с. 83.
по дорогам войны. В цикл вошли рассказы: «Ночью в сенях на сене», «Как это началось», «Семеро чумазых», «Нина», «Странная история». Герои их - русские люди, на долю которых выпало решать государственную задачу, и решать не кое-как, а так, «чтобы немцу скучно стало на нашей русской земле...».
Идейное содержание «Рассказов Ивана Сударева» как бы сконцентрировано в последнем из них, носящем обобщающее название «Русский характер». В основу сюжета этого рассказа положен действительный случай, произошедший с танкистом Егором Дремовым, в натуре которого героизм и отвага сочетаются с предельной скромностью, самоотречением и силой воли. (Из воспоминаний
М. В. Вахрушиной: « Подобный случай произошёл и с нашим земляком Коновым Павлом, который впоследствии пропал без вести). Рассказ утверждает нравственную высоту, твердость, душевное благородство русского человека. Наряду со своей литературной работой, Толстой в годы войны часто выезжал в качестве представителя писательской общественности Советского Союза в зарубежные страны, где выступал как активный борец за мир и культуру против фашизма. Помимо этого, он участвовал в работе Чрезвычайной комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков, совершив несколько поездок по районам, только что освобожденным Красной Армией. Многие из вещественных доказательств, обнаруженные во время этих расследований, были предъявлены позднее гитлеровским военным преступникам на Нюрнбергском процессе.
Всей своей напряженной литературной и общественной деятельностью Толстой способствовал борьбе советского народа с гитлеровскими захватчиками, приближению дня Победы, дожить до которого ему не было суждено. Он умер 23 февраля 1945 года.
В своей работе нам бы хотелось подробнее остановиться на рассказе
А. Н. Толстого «Русский характер».
Сильные и смелые люди, соль русской земли, встали на пути гитлеровского вала. «Русский характер» - так назвал А. Толстой рассказ о лейтенанте Егоре Дремове... Рассказ воспринимается не просто как - «литература», становится чем-то большим, чем литература...
«Человеческой красоте», красоте русского человека в современности или в далеком историческом прошлом - посвящены лучшие произведения А. Толстого.
В центре рассказа А. Н. Толстого находится проблема русского национального характера, которая была необычайно актуальна в те годы.
В период Великой Отечественной войны, когда встал вопрос о существовании первого в мире социалистического государства, советский человек почувствовал свою глубокую ответственность за судьбу Родины. В условиях труднейших испытаний, выпавших на долю нашей страны, в характере советского человека, как никогда раньше, проявились мужество, стойкость, любовь к Родине, воля и энергия.
Вот об этом и пишет А. Н. Толстой в своем рассказе, который назван весьма примечательно - «Русский характер». Писателя интересует, какие именно черты советского человека особенно проявились в годы войны, что помогло ему не только выстоять, но и победить. В своем рассказе А. Н. Толстой говорит о жизнелюбии советского человека, о его силе и красоте, о его героизме, о том, как он может любить и ненавидеть. Рассказ показывает внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью.
В 1942 - 1944 гг. писатель создает цикл произведений, объединенных общим названием - «Рассказы Ивана Сударева». В образе Ивана Сударева писатель воплотил лучшие черты советского человека и его устами часто выражал собственные мысли.
В основу большинства «Рассказов Ивана Сударева» положены конкретные факты и события. Материал для рассказов А. Н. Толстой черпал во время своих поездок на фронт и встреч с фронтовиками, Но из множества историй, которые писателю приходилось слышать, из массы людей, с которыми ему доводилось беседовать, он отбирал для своих произведений лишь наиболее интересные эпизоды, наиболее выразительные характеры. Жизненность и правдивость «Рассказов Ивана Сударева» были настолько велики, что многие читатели писали
А. Н. Толстому письма с просьбой передать привет героям, о которых он писал, и сообщить их адреса. Читатели были всерьез убеждены, что писатель рассказал о людях, которые действительно существуют.
В основу «Русского характера», вошедшего в цикл «Рассказов Ивана Сударева», тоже положены реальные факты и события. Здесь не одна и даже не две, а несколько историй, услышанных писателем в разное время. И это дало ему возможность многое обобщить, суммировать и создать яркое произведение с запоминающимися характерами.
«Русский характер» - удивительно эмоциональное произведение. Писатель стремится в нем прежде всего воздействовать на наши чувства, заставить нас не только проникнуться горячей любовью и симпатией к героям рассказа, но в пережить вместе с ними все то, что выпало на их долю.
Характер Егора Дремова раскрывается в рассказе постепенно. Вначале о нем говорится, что он человек «простой, тихий, обыкновенный», что родом он «из приволжского села Саратовской области». Потом говорится о его внешности («заметен сильным и соразмерным сложением и красотой»), о его отношении к родителям, о том, как нежно и трогательно Егор относится к своей невесте Кате Малышевой, о его боевых делах (со слон водителя танка Чувилева, так как он сам «про военные подвиги... не любил разглагольствовать», хотя и «носит Золотую Звездочку и половина груди в орденах») и, наконец, о несчастье, случившемся с ним. Невольно возникает вопрос, почему о Егоре Дремове в рассказе говорится, что он человек «простой, обыкновенный, тихий». Ведь судьба его сложилась необычно, да и характер его при всей внешней скромности далеко не прост. И откуда взялась у Егора эта поразительная стойкость, мужество и самоотверженность?
Ответ на это дается в самом произведении. Заканчивая свой рассказ о Дремове, Иван Сударев говорит: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота».¹ И еще. Почему вдруг Егор Дремов назван «тихим» (кстати, «тихой» названа и его мать Мария Поликарповна)? Ведь, судя по боевым делам Егора, он совсем не тихий человек. Дело в том, что одним из синонимов слова «тихий» является слово «скромный». Именно эту черту - скромность и деликатность - хотел выделить рассказчик в характере своего героя.
Беда, которая обрушилась на Дремова, не сломила его, хотя у него и появилась мысль - нужен ли он кому-нибудь с таким лицом (ведь даже родные и близкие люди не узнали его). Он видит, что все жалеют его. Но Егор - человек гордый. Ему не нужна жалость, не нужно снисхождение. Он по-прежнему хочет, чтобы его не выделяли среди других, не желает чувствовать себя инвалидом («я урод, но это делу не помешает, боеспособность восстановлю полностью») и снова рвется в бой - ведь враг еще не добит. И в то же время Егор Дремов не хочет огорчать близких ему людей, не хочет приносить им страдание. Он боится испугать мать («нельзя, чтобы у нее отчаянно задрожало старенькое лицо»), не желает связывать любимую девушку данным когда-то словом («вы того обещали ждать, а не этого...»). Егор на какой-то момент забыл, что его окружают русские люди, что у них тоже, как и у него, русские характеры. Все они понимают, что главное в человеке не красивое лицо, а его душа, его характер. Именно красотой души богат русский человек.
И еще на одно обстоятельство нельзя не обратить внимания - на отношение автора к своему герою. Повествование в рассказе ведется от имени солдата Ивана Сударева, но его взгляды и суждения во многом совпадают со взглядами и суждениями самого А. Н. Толстого. Писатель вместе с Сударевым восхищается Егором, видит в нем человека мужественного и скромного, наделенного настоящей человеческой красотой. Каждая деталь, каждое замечание о характере Дремова в рассказе А. Н. Толстого очень выразительны (хотя и кратки) и направлены на то, чтобы лишний раз показать и объяснить, чем прекрасен
______________________________________________________________________
¹ Толстой А. Н. Повести и рассказы. М., «Детская литература», 1986, с. 255.
русский человек, что движет его поступками. Иван Сударев не только рассказчик, но и действующее лицо произведения со своим отношением к происходящим событиям. Человек он наблюдательный, отзывчивый, с большим жизненным опытом. Сударев хорошо понимает людей, умеет в них видеть главное, на него во всем можно положиться. Он опытнее многих других героев рассказа, взгляды его шире, Иван Сударев склонен даже к известным обобщениям (см., например, его рассуждение о русском характере, о поведении человека на войне). И в житейском плане он человек бывалый, может и совет хороший дать (например, Егору Дремову Сударев советует скорее написать письмо матери и рассказать всю правду о себе), и поддержать товарища в трудную минуту.
Иван Сударев интересен еще и тем, что все события в рассказе «Русский характер» даны через его восприятие, его глазами, хотя, как уже мы писали, многие его мысли и суждения очень близки А. Н. Толстому.
Рассказ «Русский характер» построен не совсем обычно. Это произведение, в основе которого лежит история, рассказанная одним из участников событий о своем друге и товарище, иначе говоря, рассказ в рассказе.
В рассказе «Русский характер», помимо Егора Дремова и Ивана Сударева, есть и другие герои. Это прежде всего родители Егора, его невеста Катя Малышева и водитель танка Чувилев. Характеры этих героев интересны не только с точки зрения взаимоотношений с Егором Дремовым, но и сами по себе.
Наиболее полно раскрыт в произведении А. Н. Толстого характер матери Егора - Марии Поликарповны. Трудно ей. И годы уже немалые, и вечное беспокойство за судьбу сына, которого каждую минуту подстерегает опасность, и трудно в доме (вспомним нехитрый ужин, собранный ею,- «чашка с молоком, кусок хлеба» да соль) - все это не могло не сказаться на ее внешности. Егор видит, что мать его постарела и похудела. Но она не жалуется на трудности: все такая же «тихая, неторопливая, добрая». Сына своего Мария Поликарповна любит безмерно. Это чувствуется и по тому, с каким вниманием она слушает гостя, которого пристально рассматривает (сомневается Мария Поликарпов на, что чужой это человек, что-то родное и знакомое чудится ей в нем, в его облике, поведении), и особенно это ощущается в ее искреннем и бесхитростном письме, которое она написала сыну.
Когда мы прочитали рассказ, то мы удивились, как же мать все-таки не узнала своего сына, но потом поняли: во-первых, лицо Егора Дремова изменилось так, что он и сам его не узнал. Ведь «ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши». Даже голос у него стал чужой - « хриплый, глухой, неясный». А во-вторых, писатель показал нам, что Мария Поликарповна с самого начала засомневалась. Вот она «особенно пристально следит за его рукой с ложкой», вот она уже допускает, что голос у сына мог измениться,- «эдак - каждый день - около смерти, чай, и голос у него стал грубый». Ночью Мария Поликарповна «ворочалась, вздыхала, не спала», все думала, а утром, рассказала она в письме, «я шинель его вынесла на двор — почистить, да припаду к ней, да заплачу,— он это, его это!». Чувствует материнское сердце, что перед ней не тот, за кого он себя выдает, видит в нем что-то родное и близкое, а сказать не смеет. Ошибиться боится.
Свои сомнения, свою тревогу и боль высказала Мария Поликарповна в письме Егору. Ее письмо, на наш взгляд, пожалуй, одна из самых сильных страниц в рассказе А. Н. Толстого. Простыми, необычайно скупыми и в то же время как будто обжигающими словами выражены в ней любовь и страдания матери. Убеждена она, что сын приезжал домой, и не может только понять, почему Егор не открылся ей.
Об отце героя-танкиста, Егоре Егоровиче Дремове, в рассказе говорится немного, но и это позволяет сделать вывод о том, что перед нами очень скромный, рассудительный, заботливый человек. Он сумел воспитать в своем сыне высокое чувство долга, мужество, горячую любовь к своей Родине. Провожая сына в армию, Егор Егорович говорит ему: «Ты... сынок, многое увидишь на свете и за границей побываешь, но русским званием - гордись». У него нет и тени сомнения в том, что враг будет разбит. «Народ осерчал,- говорит он,- через смерть перешли, теперь его не остановишь, немцу - капут».¹
Еще меньше в рассказе А. Н. Толстого сказано о невесте Егора, Кате Малышевой. Однако можно с уверенностью сказать, что она искренне и глубоко любит своего жениха, что она ждет его и всегда будет рядом с ним, разделит с ним и горе, и счастье.
Итак, в рассказе «Русский характер» А. Н. Толстой познакомил нас со многими героями. Разные они люди, у каждого из них свой характер. Но есть у героев рассказа и общее, что их сближает,- это любовь к Родине, душевная красота, стойкость и мужество. Каждый из них по-своему красив той человеческой красотой, которая делает человека сильным, уверенным; твердым. Именно эти качества помогли нашему народу выйти победителем в войне с фашистскими захватчиками, именно эти качества легли в основу русского характера советского человека.
¹ Толстой А. Н. Повести и рассказы. М., «Детская литература», 1986, с. 252..
Изучая творчество А. Н. Толстого, мы узнали много нового и интересного. Произведения этого замечательного писателя учат нас благородству, самоотверженности, добру, дружбе.
Читая, поражаешься искренности к силе авторского слова. Мы сопереживаем героям, проникаемся их мыслями и заботами.
Восхищаемся главным героем, о котором Иван Сударев говорит: «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или в малом, и поднимается в нем великая сила - человеческая красота». ¹
Уважение к человеку, борьба за него – главное в жизни и творчестве писателя. Герои его произведений - простые люди.
Мы думаем, что произведения А. Н. Толстого будут всегда читаемы и актуальны, они учат нас жить, любить своих родителей, свою страну. Учат быть нравственно чище, благороднее. Дети, читающие произведения А. Н. Толстого, вырастут достойными гражданами своей страны.
Почти 65 лет минуло со дня окончания Великой Отечественной войны. Но сколько бы ни прошло лет, не потускнеет, не сотрется в памяти благодарного человечества совершенный нашим народом подвиг.
Нелегкой была схватка с фашизмом. Но даже в самые тяжелые дни войны, в самые критические ее минуты не покидала советского человека уверенность в победе.
Воспевая ратный и трудовой героизм советских людей, вдохновляя их на беззаветное служение Отечеству, наша литература всегда была литературой гуманистической. И как в дни войны встала она в один строй со всем сражающимся народом, так и сегодня, ее голос мощно звучит, в защиту света, добра, справедливости, мира во всем мире.
______________________________________________________________________
¹ Толстой А. Н. Повести и рассказы. М., «Детская литература», 1986, с. 255.
- Толстой А. Н. Полное собрание сочинений. М., 1950.
- Толстой А. Н. Повести и рассказы. М., «Детская литература», 1986.
- Журавлёв С. И. Память пылающих лет. М., «Просвещение», 1985.
- Круг чтения. Календарь. М., 1989.
Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в выделенных клетках прочитаете название рассказа А. Н. Толстого.
- Фамилия главного героя (Дремов).
- Водитель танка (Чувилёв).
- Так ласково мать называла Егора в детстве (касатик).
- Фамилия рассказчика (Сударев).
- Отчество матери (Поликарповна).
- Танковый … (экипаж).
- Так начиналось письмо матери (здравствуй).
- Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении (характер).
- Имя пулемётчика (Иван).
- Имя матери (Марья).
- Фамилия пулемётчика (Лапшин).
- Имя невесты Дремова (Катя).
- Звание Громова (лейтенант).
- Имя главного героя (Егор).
- (Курское) побоище.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческая работа "Истинная красота русского человека"
Материал можно использовать на уроках и внеклассных мероприятиях...
Духовная красота простого русского человека в произведениях И. Шмелева (по рассказам «Мартын и Кинга», «Русская песня» и повести «Лето Господне».)
Любить весь мир, одинаково дружелюбно относиться ко всем странам и народам, их населяющим, безусловно, прекрасно. Но тот, кто любит всех, непременно более всего предан своей Родине. Даже если в силу о...
Статья «Творческие работы учеников на уроках русского языка и литературы»
Статья о роли творческих работах на уроках русского языка и литературы (из собственного педагогического опыта)...
Творческая работа: «Изображения духовности в портрете человека»
Цель проекта:- расширить представление о возможностях информационных и коммуникативных технологий;- спос...
Русский характер в изображении М.А. Шолохова Рассказ «Судьба человека»: образы, роль сюжета и композиции в раскрытии художественной идеи. Проблема человека на войне. Творческая работа № 10. Сочинение по рассказу «Судьба человека»
Маршрутный лист дистанционного урока...
Методическая разработка урока «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека». 8 класс.
Открытый урок по родной литературе. 8 класс....
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека».8 класс.
Презентация к уроку «Малая проза современных писателей-орловцев. Л.М. Золотарев. Рассказ «Дарьюшка — последняя из хуторян». Нравственная красота русского человека&ra...