По праву памяти живой
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Подписи к слайдам:
Исследователи-литературоведы. «Реквием» А.А.Ахматовой.Какие строчки передают меру материнского горя?Охарактеризуйте лирическую героиню поэмы.В «Посвящении» Ахматова употребляет местоимение «мы». Зачем она делает этот акцент?Какие художественные средства использует поэт, чтобы описать материнское горе?
А.А.Ахматова
Н.С.Гумилев
Проанализируйте отрывок из поэмы А.Ахматовой «Реквием», заполните таблицу.
Размер
Рифма
Образы
ИВС
Мотивы
МатьМагдалинаРаспятиеХристос
ЭпилогУзнала я, как опадают лица,Как из-под век выглядывает страх,Как клинописи жесткие страницыСтрадание выводит на щеках,Как локоны из пепельных и черныхСеребряными делаются вдруг,Улыбка вянет на губах покорных,И в сухоньком смешке дрожит испуг.И я молюсь не о себе одной,А обо всех, кто там стоял со мноюИ в лютый холод, ив июльский знойПод красною ослепшею стеною.
Как решена религиозно-библейская тема в поэме?
Лирическая героиня
Автор поэмы
Страдающая мать
При помощи стрелок покажите связь образов.
Группа 2
Исследователи-литературоведы. «По праву памяти» А.Т.Твардовского.Как соотносятся в поэме А.Т.Твардовского слова «память «и «правда»?Как в главе «Перед отлетом» создаются образы двух друзей – «мыслителя и поэта»?Какой прием лег в основу главы «Сын за отца не отвечает»?Какое место в поэме занимает эта глава?Как воссоздается в этой главе время?Какие мотивы вписываются в тему «пяти слов»?
Каковы основные темы произведения. Выделите другим цветом неправильные ответы.
Тема раскаяния и личной вины человека.Тема природы и Родины.Тема памяти и забвения.Тема исторического возмездия.Тема «сыновней ответственности».Тема поэта и поэзии.
Какова композиция данного произведения? Напишите или составьте схему.
Группа 3
Соотнесите отрывки из трех произведений: «Реквиема» А.Ахматовой, «По праву памяти» А.Т.Твардовского, «Поэмы о Сталине» А.Галича.Проследите за их лексикой. В чем ее особенность? Что объединяет эти произведения?
«Аве Мария»
Четверостишие/ - / - / - /- / - / - / - / - / - / - / - / -/ - / - / - - / - / - / -/ - / - / - - / - / - / Девять строк в строфе/ - / - / - / - / -/ - / - / - / - / -/ - / - / - / - / -/ - / - / - / - / -/ - / - / - / - / -/ - / - / - / - / -/ - / - / - / - / -/ - / - / - / - / -/ - / - / - / - /
Дело явно липовое - все, как на ладони, Пятую неделю долбят допрос, Следователь хмурик с утра на валидоле, Как пророк, подследственный бородой оброс... А Мадонна шла по Иудее В платьице застиранном до сини, Шла Она с котомкой за плечами, С каждым шагом делаясь красивей, С каждым вздохом делаясь печальней, Шла, платок на голову набросив – Всех земных страданий средоточье, И уныло брел за Ней Иосиф, Убежавший славы Божий отчим... Аве Мария...
Заполните таблицу примерами из «Поэмы о Сталине» А.Галича:
Фразеологизмы
Разговорная лексика, жаргонизмы
Метонимия
Сравнение
Анафора
Библейские образы
Книжная лексика
Век мой, зверь мой,Кто сумеет заглянуть в твои зрачкиИ горячей кровью склеитьДвух столетий позвонки?
Осип Эмильевич Мандельштам
Марина Ивановна Цветаева
Владимир ВладимировичМаяковский
Сергей Александрович Есенин
Андрей Платонович Платонов
Варлам Тихонович Шаламов
Исаак Бабель
Борис Леонидович Пастернак
Анна Андреевна АхматоваПоэма «Реквием»
Работа в тетради
Библейские образыМотив заступничества
Александр Трифонович Твардовский
«По праву памяти»
Сын за отца не отвечает…
Работа в тетради
Трехчастная композицияОсновные темыОбраз Родины
Александр Галич
Работа в тетради
Мотивы перекликаются.Поэты используют одни и те же образы, трактуя их по-своему.Тема памяти раскрывается как наиболее важная, так как рассматривается на библейских сюжетах и образах.
Домашнее задание
Прочитать рассказ А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».Проследить, как интерпретируется в нем тема исторической памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция "Вечной памятью живы!"
Подрастающее поколение все дальше и дальше уходит от тех суровых военных годах Великой Отечественной войны. И чтобы не оборвалась связь времен, мероприятия военно-патриотической направленности н...
Вечной памятью живы
Пояснительная записка. 9 января 2012 года Президент подписал Указ«О проведении в Российской Федерации Года российской истории». В целях привлечения внимания общества к российской истории и рол...
" ВЕЧНОЙ ПАМЯТЬЮ ЖИВЫ"
Сценарий встречи с ветеранами Великой отечественной войны....
Мероприятие, посвящённое 67- летию Победы в Великой Отечественной войне «Вечной памятью живы…»
У времени есть своя память - история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, р...
"Вечной памятью живы" коррекционно - развивающее занятие по развитию познавательной сферы, приобщению к истории и значимым патриотическим традициям России.
«Вечной памятью живы» коррекцинно-развивающее занятие по познавательной сфере ...
Сценарий внеклассного мероприятия - вечера памяти "Вечной памятью живы"
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет собой музыкально-ли...
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы".
Сценарий внеклассного мероприятия – вечера памяти "Вечной памятью живы" разработано для учащихся от 11 до 18 лет, их родителей и ветеранов Великой Отечественной войны. Представляет соб...