3.Урок внеклассного чтения по рассказу И.С. Тургенева "Бежин луг"
методическая разработка по литературе (7 класс) на тему
методическая разработка по литературе в 7 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vneklassnogo_chteniya_po_rasskazu_i.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тостоганова И. В. [219-635-645]
Урок внеклассного чтения по рассказу И.С.Тургенева «Бежин луг» в 7 классе.
Цели урока: 1) показать роль пейзажа в рассказе, его значение в раскрытии душевного состояния героя; 2) показать, как автор через портрет раскрывает характер героя; 3) развитие литературной речи учащихся; 4) обучение выразительному чтению прозы.
Оборудование: 1) презентация к уроку; 2) учебная аудиозапись «Описание Бежина луга»;
3) видеофрагмент «Ночное»- интернет.
Ход урока:
- Работа по теме урока.
Звучит аудиозапись отрывка из рассказа И.С. Тургенева «Описание Бежина луга»....
До слов «... я узнал, наконец, куда я зашёл...» - ( слайд №1- изображение Бежина луга, портрет И.С. Тургенева в снаряжении охотника ).
Учитель:
- А вы узнали это место, о котором рассказывает автор? ( Бежин луг )- слайд №2 изображение обложки книги .
- Да, именно так называется рассказ И.С.Тургенева, о котором пойдёт речь сегодня.
Запись темы урока в тетрадь по литературе.
- В какой сборник вошёл рассказ? ( «Записки охотника»)
- Что вы знаете об этом сборнике?- индивидуальные сообщения
Учитель:
- Мы знаем, как страстно любил Тургенев охоту. И всё же именно «Записки охотника» очень мало говорят нам о самой охоте : скитаясь с ружьём, писатель накапливал наблюдения за окружающей жизнью.
Слайд №3 – слова И.С.Тургенева
« Вы ожидаете сейчас выстрела – ничуть не бывало! Успокойтесь... Вы этого выстрела не дождётесь... охотник никуда не стреляет... Он следит за золотисто – серыми , с белыми краями облаками, он смотрит на стальные отблески воды...Ничто в природе не ускользнёт от его верного, поэтического и пытливого взгляда...»
2. Работа по тексту.
Учитель:
- Тургенев начинает свой рассказ с описания чудесной картины природы ( выразительное чтение наизусть прозаического отрывка – 1 ученик).
Какие же описания природы мы находим в рассказе? ( утро , день , вечер , ночь , утро следующего дня)
Слайд №4 – Вспомним! Пейзаж – это...
Учащиеся зачитывают отрывки.
Какую роль играет пейзаж в рассказе? ( через пейзаж писатель передает душевное состояние героя).
Зачитать описание тучи; обратить внимание , что нарастание напряжения происходит за счёт использования писателем глаголов.
Учитель:
Жизнь человека неразрывно связана с жизнью природы и тесно переплетается в рассказе, но все же сам И.С.Тургенев определил задачу своего произведения : « Описание, как мальчики гонят лошадей...».
А все другие описания , которые мы встречаем в этом рассказе ( мальчиков, огней, лошадей) лишь помогли создать его.
О чём же этот рассказ? Кто его главные герои?( в центре повествования ночное)
Слайд №5 – видеофрагмент «Ночное»
Слайд №6 Ночное – это....
Слайд №7 – фото « Ночное».
Как ночное описывает Тургенев? Кто был главным в беседе у костра? Как вы думаете, почему? Как говорит об этом автор? ( отвечая на вопросы, учащиеся зачитывают фрагменты из текста, подтверждающие их точку зрения)
Мини – конкурс « Чтение по ролям»
Ночь, костёр и сидящие вокруг него дети, рассказывающие истории:
- диалог о русалке. Костя.
- Илюша о домовом.
Сколько же в рассказе прозвучало историй?
Как автор относится к быличкам и поддаётся ли он суеверным историям детей?
(отношение автора к детям можно проследить через характеристики)
Учащиеся зачитывают фрагменты текста, содержащие описания мальчиков.
Кто из трёх рассказчиков запомнился больше всего? Почему?
Слайд №8 – таблица и портреты детей из иллюстраций к рассказу.
Павлуша Илюша
Пытается понять, разобраться в Фантазёр, хорошая память; он поддерживает
причинах . Он не боится того, что устоявшиеся суждения о мире, о суевериях,
пугает всех остальных, т.к. может склонен ко всему таинственному.
объяснить это. Решительность и
любознательность – вот основное
в его характере.
Кто больше нравится автору: Павел или Илюша?
Почему же автор «погубил» Павлушу?
Слайд № 9 – вывод по рассказу.
Не было у крестьянских детей той поры , особенно у смелых и одарённых, возможностей чего-то добиться, куда-то уйти от бесконечной и беспросветной кабалы. Неизбежность гибели лучших людей в условиях крепостной деревни подсказана всеми рассказами «Записок охотника»
3.Подведение итогов урока.
4 Задание на дом: сочинение-миниатюра « Этот рассказ вызвал у меня большой интерес» (по одному из рассказов сборника «Записки охотника»)
Примечание.
В течение урока учащиеся работают в тетрадях по литературе. Появляются записи со слайдов № 4,6,8,9.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Н.Толстого "Много ли человеку земли нужно"
Урок знакомит учащихся с теми страницами биографии Л.Н. Толстого, которые связаны с Башкортостаном, выявиляет отношение писателя к расхищению башкирских земель и симпатии к башкирам как к народу, имею...
"Что нужно человеку для счастья?" Урок внеклассного чтения по рассказу Рэя Бредбери "Каникулы". 8 класс
Урок внеклассного чтения посвящен рассказу Р.Бредбери "Каникулы"....
"Человек и история" Урок внеклассного чтения по рассказу В.Набокова "Посещение музея" в 10 классе
Урок построен в технологии РКМЧП. Основной прием - "Инсерт"...
Урок внеклассного чтения по рассказу П. Краснова "Шатохи" "МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ" в 7 классе
Рассказ Петра Краснова "Шатохи" оказывает на любого читателя очень сильное впечатление и никого не оставляет равнодушным. Задача учителя - вызвать учащихся на откровенный и непростой разговор о судьбе...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова "Лебеда"
Урок внеклассного чтения по рассказу В.В.Набокова «Лебеда» в 8-ом классе. Цели урока:обучающая: знакомство школьников с биографией и творчеством В.В.Набокова, комментиров...
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева "Человек и природа"
Урок внеклассного чтения по рассказам В. П.Астафьева в 6 классе на экологическую тему...
Урок внеклассного чтения по рассказу В.Солоухина "Мститель"
Урок внеклассного чтения в 6 классе по анализу текста художественного произведения. В ходе урока выявляются представленные в тексте проблемы, определяется характер главного героя. Учащи...