Тест по литературе для проверки осмысленного чтения в 5-м классе
тест по литературе (5 класс) на тему

Гончарова Светлана Николаевна

 

Тест по литературе для проверки осмысленного чтения в 5-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_dlya_proverki_osmyslennogo_chteniya_5_kl.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по литературе для проверки осмысленного чтения

 в 5-м классе

Вариант 1

ГАДЮКА

Вокруг нашего хутора, по оврагам и мокрым местам, водилось немало змей.

Я не говорю об ужах: к безвредному ужу у нас так привыкли, что змеей-то его не зовут. У него есть во рту небольшие острые зубы, он ловит мышей и даже птичек и, пожалуй, может прокусить кожу; но нет яду в этих зубах, и укус ужа совершенно безвреден.

...Но водились у нас не одни ужи, водилась и ядовитая змея, черная, большая, без тех желтых полосок, что видны у ужа около головы. Такую змею зовут у нас гадюкою.

...Я в детстве «много наслушался про гадюк и боялся их страшно, как будто чувствовал, что мне придется встретиться с опасной гадиной.

Косили у нас за садом, в сухой балке, где весной всякий год бежит ручей, а летом только сыровато и растет высокая, густая трава. Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны. Тут, бывало, и станешь бегать по сенокосу, и со всего размаху кидаться в копны, и барахтаться в душистом сене, пока не прогонят бабы, чтобы не разбивал копен.

Вот как-то и в этот раз бегал я и кувыркался: баб не было, косари пошли далеко, и только наша черная большая собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг вскочил с ужасом. Что-то холодное и скользкое махнуло меня по руке. Мысль о гадюке мелькнула в голове моей, и что же? Огромная гадюка, которую я обеспокоил, вылезла из сена и, подымаясь на хвост, готова была на меня кинуться.

Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами. Еще бы минута — и я погиб; но Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.

Собака рвала змею зубами, топтала лапами; змея кусала собаку и в морду, и в грудь, и в живот. Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.

Тут только воротился ко мне голос; я стал кричать и плакать; прибежали косари и косами добили еще трепещущие куски змеи.

Но страннее всего, что Бровко с этого дня пропал и скитался неизвестно где. Только через две недели воротился он домой: худой, тощий, но здоровый. Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.

(К. Ушинский.)

Прочитайте текст «Гадюка». Выполните задания.

1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

  • Бровко погиб от укуса змеи
  • Мальчика звали Бровко
  • Собака отважно сражалась за жизнь хозяина
  • Бровко был местным лекарем и собирал лечебные травы

2. Почему Бровко защитил мальчика?

3. Составь план, указав, в каком порядке встречаются части текста.

A) Встреча с гадюкой.
Б) Опасность миновала.
B) Смертельная борьба.
Г) Игра мальчика.
Д) Уж и змея (различие).

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

4. Почему собака исчезла и долго не появлялась в деревне?

  • потому что была бездомной и жила в лесу
  • потому что искала лечебные травы и зализывала раны от укусов змеи
  • потому что не хотела больше помогать людям
  • потому что побежала к своим щенкам

5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается о том, как Бровко боролся со змеей.

6. Закончите предложение: Кувыркнулся я в одну копну, повернулся в ней раза два и вдруг …

  • меня заметили косари.
  • на меня набросился Бровко.
  • провалился в нее.
  • вскочил с ужасом.

7. Бровко был очень храбрым псом. Приведите два примера его действий и поступков, которые подтверждают это.

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «как стреласлетел»?

  • очень быстро
  • незаметно
  • со свистом
  • бесшумно

9. Как вы понимаете выражение «стою как окаменелый» в предложении: «Вместо того чтобы бежать, я стою как окаменелый, будто гадина зачаровала меня своими безвековыми, неморгающими глазами»?

  • любуясь на змею
  • и не могу пошевелиться от страха
  • и жду помощи косарей
  • и жду, когда гадюка укусит меня

10. Как можно заменить выделенное слово в предложении: «Всякая косовица была для меня праздником, особенно как сгребут сено в копны»?

  • горки для детских игр
  • кормушки для животных
  • специальные сараи для хранения сена
  • небольшие стога

11. Автор называет гадюку разными словами. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую.

12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

  • Сказка за сказкой
  • Рассказы о природе
  • Басни о животных
  • Рассказы о дружбе и верности

13.  Объясните, как вы понимаете предложение: «Всякая косовица была для меня праздником».

14. Как изменилось поведение собаки с появлением гадюки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.

15. Закончите предложение. Бровко кинулся бежать и исчез, …

  • потому что не хотел больше видеть мальчика.
  • он побежал в лес зализывать раны и искать лекарства.
  • он не хотел, чтобы его хвалили за спасение мальчика.
  • потому что не доверял людям и боялся их.

16.  О чём главным образом хотел рассказать автор?

  • о бесстрашии и преданности собаки
  • о дружбе мальчика и собаки
  • о том, что собаки знают лечебные травы от змеиного укуса
  • о мальчике, который играл в стогу сена

17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

  • Отец говорил мне, что собаки знают траву, которою они лечатся от укуса гадюки.
  • Но через минуту только клочки гадюки лежали на земле, а Бровко кинулся бежать и исчез.
  • Бровко, как стрела, слетел с копны, кинулся на змею, и завязалась между ними смертельная борьба.
  • Собака Бровко лежала на копне и грызла кость.

18. Какова главная мысль этого текста?

  • Гадюки – ядовитые змеи.
  • Настоящий друг всегда придет на помощь.
  • Собаки умеют лечить змеиные укусы.
  • Детям нельзя играть на улице.

19. Докажите, что поговорка «Собака – друг человека» подходит к этому произведению.

20. Как вы думаете, если бы Бровко умел говорить, о чём бы он рассказал мальчику после возвращения домой? Напишите об этом.

Вариант 2

ТРУСИХА

Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц. Ее так и звали — трусиха.

Один раз ребята играли на улице, на большой куче песку. Мальчики строили крепость, а Валя и ее младший братишка Андрюша варили обед для кукол. Валю в войну играть не принимали — ведь она была трусиха, а Андрюша для войны не годился, потому что умел ходить только на четвереньках.

Вдруг послышались крики:

— Лохмач с цепи сорвался!.. К нам бежит!..

Все обернулись.

— Лохмач! Лохмач!.. Берегитесь, ребята!..

Ребята бросились врассыпную. Валя вбежала в сад и захлопнула за собой калитку. На куче песка остался только маленький Андрюша, на четвереньках ведь не уйдешь далеко. Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ.

Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.

Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее. Он казался коротким и очень широким. Он не лаял, а как-то всхрапывал при каждом прыжке. Вот уже совсем близко его оскаленная, клыкастая пасть. Валя бросила в собаку сковородку, потом совок и крикнула изо всех сил:

— Пошел вон!

— Фьють! Фьють! Лохмач! Сюда! - это сторож бежал через улицу наперерез Лохмачу, Вале на выручку.

Услышав знакомый голос, Лохмач остановился и вильнул хвостом. Сторож взял его за ошейник и увел. На улице стало тихо. Ребята медленно выползали из своих убежищ: один спускался с забора, другой вылезал из канавы... Все подошли к песочной крепости. Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.

Зато Валя плакала навзрыд.

— Ты что? — спросили ребята. — Лохмач тебя укусил?

Нет, — отвечала она, — он не укусил... Просто я очень испугалась.

(М. Артюхова.)

Прочитайте текст «Трусиха». Выполните задания.

1. Найдите утверждение, которое соответствует содержанию прочитанного текста.

  • Лохмач играл в войну с ребятами
  • Валю в войну играть не принимали
  • Андрюша был старше Вали
  • Лохмач был Валиной собакой

2. Почему все называли Валю трусихой?

3. Укажите, в каком порядке встречаются в тексте данные предложения.

A) Просто я очень испугалась.
Б) Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее.
B) Андрюша сидел и уже улыбался, вытирая глаза грязными кулачонками.
Г) Один раз ребята играли на улице.

Запишите в таблицу буквы, соответствующие выбранным ответам

1

2

3

4

 

 

 

 

4. Валя варила куклам обед. Как вы думаете, почему?

  • потому что ей было скучно играть в войну
  • потому что была девчонкой
  • потому что нужно было присмотреть за Лохмачом
  • потому что ее считали трусихой

5. Выпишите из текста предложение, в котором рассказывается об изменениях, произошедших с характером Вали после появления на улице злого пса.

6. Закончите предложение. На куче песка остался только маленький Андрюша,

  • он дружил с Лохмачом и не боялся его
  • он был сильнее собаки, поэтому не испугался
  • он был очень маленький и не умел ходить
  • он не заметил надвигающегося врага

7. Валя была очень храброй девочкой. Расскажите о ее действиях, подтверждающих это.

8. Каким словом можно заменить выделенное слово в выражении «зато Валя плакала навзрыд»?

  • неискренне
  • очень громко
  • сквозь смех
  • беззвучно

9. Как вы понимаете выражение «шел на приступ» в предложении «Он лежал в песочной крепости и ревел от страха, а грозный враг шел на приступ»?

  • желая с ним поиграть
  • быстро приближаясь
  • очень медленно
  • мимо

10. Как можно заменить выделенное слово в предложении «Ребята бросились врассыпную»?

  • все в одну сторону
  • «рассыпная» - это сарай
  • в укрытие
  • в разные стороны

11. Автор называет Лохмача разными словами, например, собака. Найдите в тексте ещё не менее 2 слов и запишите их через запятую.

12. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

  • Сказки
  • Рассказы о животных
  • Басни
  • Рассказы о дружбе, верности и отваге

13. Объясните, как вы понимаете предложение «Ребята медленно выползали из своих убежищ».

14. Как появление Лохмача изменило характер девочки? Выпишите из текста то место, которое доказывает ваш ответ.

15. Закончите предложение: Валю в войну играть не принимали

  • потому что она умела ходить только на четвереньках
  • она была девчонкой
  • ведь она была трусихой
  • она не умела строить крепости

16.О чём главным образом хотел рассказать автор?

  • о любви детей к игре в войну
  • о храбрости девочки-трусихи
  • о злой собаке, которую звали Лохмач
  • о дружбе человека и собаки

17. Какое предложение лучше других помогает понять основную мысль текста?

  • Валя выбежала из калитки, схватила в одну руку совок, в другую — кукольную сковородку и, заслоняя собой Андрюшу, стала у ворот крепости.
  • Валя была трусиха, она боялась мышей, лягушек, пауков, гусениц.
  • Огромный злющий пес несся через лужайку прямо на нее.
  • Просто я очень испугалась.

18. Какова главная мысль этого текста?

  • Любую собаку можно дрессировать
  • Девочек всегда нужно брать играть в войну
  • О человеке надо судить по его поступкам
  • Детям нельзя гулять без присмотра взрослых

19. Докажите, что пословица «Друг познается в беде» подходит к этому произведению.

20. Как вы думаете, справедливо ли Валю называли трусихой? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Обобщающий тест по литературе по теме "Творчество А.С.Пушкина" 8 класс"

Данный тест может использоваться на заключительных уроках по творчеству А.С.Пушкина в 8 классе или же для актуализации знаний в начале изучения темы в 9 классе....

Справка о результатах проверки техники чтения в 1-7 классах.

Справка о результатах проверки техники чтения может служить завучу, руководителю МО начальных классов, руководителю МО русского языка и литературы шаблоном для написания "своих" справок. Нормы чтения ...

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)

Тест по литературе по итогам 3 учебной четверти в 6 классе (Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч., под ред. В. Я. Коровиной)...

Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса

Тест по теме :Тест по литературе «Распутин В. Г. «Уроки французского»» для 6 класса...

Состояние вопроса нарушения осмысленного чтения у учащихся младших классов с недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования

Статья посвящена вопросу нарушения осмысленного чтения младшими школьниками с недоразвитием речи в условиях инклюзивного образования. Автор предлагает серию заданий, направленных на определение осмысл...

Проверка техники чтения на конец 2 класса

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20376291","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...