Былины как жанр устного народного творчества
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Серёдкина Елена Перфильевна

Урок обобщает знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепляет  знания об отличии и сходстве былины и сказки, формирует умение определять приёмы изображения героев, художественные особенности былины, а также развивает навыки поиска информации, совершенствует  умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

Учащиеся слушают аудизапись с целью расширения представления о героях русского былинного эпоса и особенностях исполнения былин. Организована исследовательская работа на основе полученной информации. (работа с текстом)  Использую  интерактивный контрольный тест с целью проверки полученных знаний. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Отрокская средняя общеобразовательная школа

Методическая разработка урока по литературе
в 7 классе
«Былина как жанр устного творчества».

«Вольга и Микула Селянинович».

Номинация:сценарии уроков, отражающие системно – деятельностный подход, формирующих универсальные учебные действия и ИКТ – компетенции обучающихся.

Составитель: Серёдкина Е.П.,

учитель русского языка и литературы

Отрокской СОШ

2013г

Тема урока:

           Былина как жанр устного народного творчества. «Вольга и Микула Селенинович».

            Цель  урока: формирование представления о былине как жанре русского фольклора (слайд №1,2)

            Задачи:

Обучающие: обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки, формировать умение определять приёмы изображения героев, художественные особенности былины.

 развивающие: развивать навыки поиска информации, совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитательные:  приобщать к духовно-нравственным ценностям устного народного творчества,  воспитывать любовь к Родине..

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

I.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку, постановка общих целей занятия. Подготовка к работе, включение в деловой ритм.

II. Повторение и актуализация опорных знаний. (слайд №3,4)

   1. Фронтальная беседа с формулированием выводов.

  • Что такое фольклор?
  • Чем отличается сказка от былины?
  • Назовите былинных героев.(слайд №5,6,7)

 III. Изучение нового материала.

    Былина как жанр устного народного творчества. Демонстрация слайдовой презентации: сообщение  темы урока, постановка задач (что обучающиеся будут делать и зачем). (№1,2)

    1. Приём «Корзина идей». (Работа в парах). Вступительная статья учебника «Былины» прочитана дома. В тетрадях записать все ассоциации, мысли, которые приходят вам на ум в связи со словом «былина». Соберём все ваши мысли в «корзину».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

   2. Составление кластера. Примерный кластер (слайд № 8,9).                                      

   3. Работа со статьёй учебника. Запись основных моментов в тетрадь по плану.

  • определение                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
  • своеобразие жанра                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      
  • художественные особенности былины (слайд №10 )
  • структурные части былины                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
  • циклы русских былин
  • значение устаревших слов (слайд №11)

   4. Организация коллективного восприятия  аудиозаписи с целью расширения представления о героях русского былинного эпоса и особенностях исполнения былин («Вольга и Микула Селянинович» фонохрестоматия).

  • Какими вы представляете себе богатырей?
  • Чем они отличаются друг от друга?
  • Какие черты богатырь  демонстрирует?
  • Богатыри – реальность или вымысел?
  • Каковы особенности исполнения былин?

  5 Организация исследовательской  работы на основе полученной информации (работа с текстом)      ( слайд № 12)                      

                         План

  • Вольга собирает дружинушку хоробрую.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              
  • Дружина Вольги едет к Микуле Селяниновичу.
  • Микула пашет поле.
  • Вольга беседует с Микулой Селяниновичем.
  • Дружина Вольги пытается сошку из земли повыдернуть.

Вольга с дружиной и Микула Селянинович в походе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

          Эпизод 1.

  •  в каких словах представлена в былине окружающая природа?
  •  нашел ли Вольга «много мудрости»?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
  •  как выглядит дружина Вольги?
  •  что такое «ехать за получкою»? (брать дань)

Начальный фрагмент былины «Вольга и Микула» сразу же вводит нас в стихию народной фантазии. Человек в былине связан с природой. Недаром Вольга хочет быть подобным ей – то в глубоких морях ходить, как щука-рыба, то лететь, как птица-сокол. Заметно, что создатели былины относятся к Вольге с легкой иронией, указывают, что земной «мудрости» одолеть князь не смог. Выразительное чтение фрагмента.

Эпизод 2.                                                

  • почему так долго добиралась дружина до Микулы Селяниновича?
  •  какой пример использует автор, чтобы показать величину поля?

В этом эпизоде ещё более заметно, что о дружине Вольги рассказывается как бы с некоторою усмешкой – она три дня добиралась до Микулы. Вместе с тем поле – место крестьянского труда – описано с чувством высокого уважения.

Эпизод 3. Описание внешнего облика и труда Микулы Селяниновича. (слайд № 13- 16)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

  •  каким вы представляете Микулу Селяниновича?
  •  сравните свое представление с описанием Микулы в тексте?
  •  почему все орудия труда Микулы выглядят так празднично?
  •  обратите внимание на описание обуви Микулы: удобно ли работать в поле в таких сапогах?
  • какое отношение к крестьянскому труду и к пахарю-труженику выражено в этом фрагменте? Подтвердите текстом.

Описание внешнего облика Микулы Селяниновича может показаться неубедительным, если забыть, что перед нами былина – произведение, законом для которого является праздничность взгляда на мир. Конечно, в лаптях на пашне Микуле было бы удобнее, чем в сафьяновых сапожках на высоких каблуках, но тогда бы пропала праздничность тона. Через такое описание народ выражал свое глубокое уважение к крестьянину и его труду. Так же описано и лицо Микулы.

Эпизод 4. Чтение по ролям.

  •  с каким чувством отвечает Микула на приветствие Вольги?
  • от чего предостерегает Вольгу Микула?
  •  почему Вольга согласился с предостережением и пригласил Микулу «во товарищи»?

На приветствие Вольги оратай отвечает не весьма почтительно («поди-ка ты..»),

не считает  пожелания  князя о божьей помощи достаточно разумными. Микула полон уважения к себе, но собеседника он не обижает. Наоборот, готов помочь ему – предостерегает  от опасности. И Вольга правильно понимает доброе к себе отношение. Недаром приглашает Микулу «во товарищи».

  • в каких словах выражается непомерная сила оратая?

Эпизод 5.  

  • почему вся дружина сошку не могла повыдернуть, а Микула – одной рукой из земли вынул?

Крестьянский труд гораздо важнее, чем труд ратный. В это заключена извечная мудрость народная: люди живут прежде всего для того, чтобы растить хлеб, жить мирно, а воюют – только тогда, когда враг к этому вынудит.

Эпизод 6.

  • почему  Вольга спрашивает имя оратая только в самом конце повествования?
  • почему Микула, отвечая на вопрос об имени, называет себя не сразу?

В построении разговора Вольги с Микулой заключена великая народная мудрость: человек не именем славится, а делом. Пока Микула никак себя не проявил, князь его просто оратаем звал. Да, оказывается, и народ  так же судит: для того, чтобы мужички стали «нахваливать» Микулу Селяниновича, он должен поле засеять, хлеб вырастить, убрать, людей угостить

.

6. Интерактивный контрольный тест с целью проверки полученных знаний http://fcior.edu.ru/card/28476/kontrolnyy-test-po-teme-folklor-svoeobrazie-zhanra-byliny-bazovoe-izuchenie.html (слайд №17)

IV. Организация рефлексии и анализ деятельности учащихся на уроке, выставление оценок, самооценка своей работы на уроке. (слайд №18)

  • Мне понравилось на уроке…
  • Мне удалось…
  • У меня возникли затруднения…
  • Я могу похвалить себя за…                                          

V. Домашнее задание:

  • просмотреть записи в тетрадях;
  • составить синквейн на тему БЫЛИНА;
  •  подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и афоризмов

Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и  афоризмов...

ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ « УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ»

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА« УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ» 1. Название дистанционного курса:«Устное народное творчество. Былины»2. Авторы-разработчики: Морозова Лидия Ни...

Презентация "Сказка как жанр устного народного творчества"

Краткий анализ структуры русской сказки на основе книги В.Я. Проппа "Исторические корни волшебной сказки" с использованием иллюстрацийВ.М. Васнецова, Е.М. Рачева и Е.В. Парфиненко....

Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.

Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока  и  карточки для самостоятельной работы  к уроку литературы в 8 классе....

Сказочная экспедиция по малым жанрам устного народного творчества

Сказочная экспедиция по малым жанрам устного народного творчества...

Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора

Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...