Былины как жанр устного народного творчества
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме
Урок обобщает знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепляет знания об отличии и сходстве былины и сказки, формирует умение определять приёмы изображения героев, художественные особенности былины, а также развивает навыки поиска информации, совершенствует умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Учащиеся слушают аудизапись с целью расширения представления о героях русского былинного эпоса и особенностях исполнения былин. Организована исследовательская работа на основе полученной информации. (работа с текстом) Использую интерактивный контрольный тест с целью проверки полученных знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_literatury.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Отрокская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока по литературе
в 7 классе
«Былина как жанр устного творчества».
«Вольга и Микула Селянинович».
Номинация:сценарии уроков, отражающие системно – деятельностный подход, формирующих универсальные учебные действия и ИКТ – компетенции обучающихся.
Составитель: Серёдкина Е.П.,
учитель русского языка и литературы
Отрокской СОШ
2013г
Тема урока:
Былина как жанр устного народного творчества. «Вольга и Микула Селенинович».
Цель урока: формирование представления о былине как жанре русского фольклора (слайд №1,2)
Задачи:
Обучающие: обобщить знания о былине, ее языке, построении и героях; закрепить знания об отличии и сходстве былины и сказки, формировать умение определять приёмы изображения героев, художественные особенности былины.
развивающие: развивать навыки поиска информации, совершенствовать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитательные: приобщать к духовно-нравственным ценностям устного народного творчества, воспитывать любовь к Родине..
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, парная.
I.Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку, постановка общих целей занятия. Подготовка к работе, включение в деловой ритм.
II. Повторение и актуализация опорных знаний. (слайд №3,4)
1. Фронтальная беседа с формулированием выводов.
- Что такое фольклор?
- Чем отличается сказка от былины?
- Назовите былинных героев.(слайд №5,6,7)
III. Изучение нового материала.
Былина как жанр устного народного творчества. Демонстрация слайдовой презентации: сообщение темы урока, постановка задач (что обучающиеся будут делать и зачем). (№1,2)
1. Приём «Корзина идей». (Работа в парах). Вступительная статья учебника «Былины» прочитана дома. В тетрадях записать все ассоциации, мысли, которые приходят вам на ум в связи со словом «былина». Соберём все ваши мысли в «корзину».
2. Составление кластера. Примерный кластер (слайд № 8,9).
3. Работа со статьёй учебника. Запись основных моментов в тетрадь по плану.
- определение
- своеобразие жанра
- художественные особенности былины (слайд №10 )
- структурные части былины
- циклы русских былин
- значение устаревших слов (слайд №11)
4. Организация коллективного восприятия аудиозаписи с целью расширения представления о героях русского былинного эпоса и особенностях исполнения былин («Вольга и Микула Селянинович» фонохрестоматия).
- Какими вы представляете себе богатырей?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Какие черты богатырь демонстрирует?
- Богатыри – реальность или вымысел?
- Каковы особенности исполнения былин?
5 Организация исследовательской работы на основе полученной информации (работа с текстом) ( слайд № 12)
План
- Вольга собирает дружинушку хоробрую.
- Дружина Вольги едет к Микуле Селяниновичу.
- Микула пашет поле.
- Вольга беседует с Микулой Селяниновичем.
- Дружина Вольги пытается сошку из земли повыдернуть.
Вольга с дружиной и Микула Селянинович в походе.
Эпизод 1.
- в каких словах представлена в былине окружающая природа?
- нашел ли Вольга «много мудрости»?
- как выглядит дружина Вольги?
- что такое «ехать за получкою»? (брать дань)
Начальный фрагмент былины «Вольга и Микула» сразу же вводит нас в стихию народной фантазии. Человек в былине связан с природой. Недаром Вольга хочет быть подобным ей – то в глубоких морях ходить, как щука-рыба, то лететь, как птица-сокол. Заметно, что создатели былины относятся к Вольге с легкой иронией, указывают, что земной «мудрости» одолеть князь не смог. Выразительное чтение фрагмента.
Эпизод 2.
- почему так долго добиралась дружина до Микулы Селяниновича?
- какой пример использует автор, чтобы показать величину поля?
В этом эпизоде ещё более заметно, что о дружине Вольги рассказывается как бы с некоторою усмешкой – она три дня добиралась до Микулы. Вместе с тем поле – место крестьянского труда – описано с чувством высокого уважения.
Эпизод 3. Описание внешнего облика и труда Микулы Селяниновича. (слайд № 13- 16)
- каким вы представляете Микулу Селяниновича?
- сравните свое представление с описанием Микулы в тексте?
- почему все орудия труда Микулы выглядят так празднично?
- обратите внимание на описание обуви Микулы: удобно ли работать в поле в таких сапогах?
- какое отношение к крестьянскому труду и к пахарю-труженику выражено в этом фрагменте? Подтвердите текстом.
Описание внешнего облика Микулы Селяниновича может показаться неубедительным, если забыть, что перед нами былина – произведение, законом для которого является праздничность взгляда на мир. Конечно, в лаптях на пашне Микуле было бы удобнее, чем в сафьяновых сапожках на высоких каблуках, но тогда бы пропала праздничность тона. Через такое описание народ выражал свое глубокое уважение к крестьянину и его труду. Так же описано и лицо Микулы.
Эпизод 4. Чтение по ролям.
- с каким чувством отвечает Микула на приветствие Вольги?
- от чего предостерегает Вольгу Микула?
- почему Вольга согласился с предостережением и пригласил Микулу «во товарищи»?
На приветствие Вольги оратай отвечает не весьма почтительно («поди-ка ты..»),
не считает пожелания князя о божьей помощи достаточно разумными. Микула полон уважения к себе, но собеседника он не обижает. Наоборот, готов помочь ему – предостерегает от опасности. И Вольга правильно понимает доброе к себе отношение. Недаром приглашает Микулу «во товарищи».
- в каких словах выражается непомерная сила оратая?
Эпизод 5.
- почему вся дружина сошку не могла повыдернуть, а Микула – одной рукой из земли вынул?
Крестьянский труд гораздо важнее, чем труд ратный. В это заключена извечная мудрость народная: люди живут прежде всего для того, чтобы растить хлеб, жить мирно, а воюют – только тогда, когда враг к этому вынудит.
Эпизод 6.
- почему Вольга спрашивает имя оратая только в самом конце повествования?
- почему Микула, отвечая на вопрос об имени, называет себя не сразу?
В построении разговора Вольги с Микулой заключена великая народная мудрость: человек не именем славится, а делом. Пока Микула никак себя не проявил, князь его просто оратаем звал. Да, оказывается, и народ так же судит: для того, чтобы мужички стали «нахваливать» Микулу Селяниновича, он должен поле засеять, хлеб вырастить, убрать, людей угостить
.
6. Интерактивный контрольный тест с целью проверки полученных знаний http://fcior.edu.ru/card/28476/kontrolnyy-test-po-teme-folklor-svoeobrazie-zhanra-byliny-bazovoe-izuchenie.html (слайд №17)
IV. Организация рефлексии и анализ деятельности учащихся на уроке, выставление оценок, самооценка своей работы на уроке. (слайд №18)
- Мне понравилось на уроке…
- Мне удалось…
- У меня возникли затруднения…
- Я могу похвалить себя за…
V. Домашнее задание:
- просмотреть записи в тетрадях;
- составить синквейн на тему БЫЛИНА;
- подготовить выразительное чтение былины «Вольга и Микула Селянинович».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и афоризмов
Формирование у школьников психологии безопасного поведения на основе малых жанров устного народного творчества и афоризмов...
ПРОГРАММА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ « УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСТАНЦИОННОГО КУРСА« УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. БЫЛИНЫ» 1. Название дистанционного курса:«Устное народное творчество. Былины»2. Авторы-разработчики: Морозова Лидия Ни...
Презентация "Сказка как жанр устного народного творчества"
Краткий анализ структуры русской сказки на основе книги В.Я. Проппа "Исторические корни волшебной сказки" с использованием иллюстрацийВ.М. Васнецова, Е.М. Рачева и Е.В. Парфиненко....
«Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины, баллады»
Данный материал будет интересен учителям и воспитателям....
Устное народное творчество. Частушки и предания. "О покорении Сибири Ермаком", "О Пугачёве". Предание как исторический жанр народной прозы.
Рабочие материалы в форме презентации, конспект урока и карточки для самостоятельной работы к уроку литературы в 8 классе....
Сказочная экспедиция по малым жанрам устного народного творчества
Сказочная экспедиция по малым жанрам устного народного творчества...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...