Урок литературы в 5 классе "В мире сказок"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Зарипова Гульназ Амирхановна

Урок проводится в форме игры, после изучения разделов "Фольклор" и "Авторские сказки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Урок-игра  «В мире сказок»

 

ЦЕЛЬ УРОКА: обобщить и углубить знания ребят о сказках.

 

Задачи:

  • образовательные: закрепить умения детей классифицировать сказки по содержанию и по авторской принадлежности, активизировать познавательную активность;
  •  развивающие: активизировать творческие способностей детей, продолжить развитие умения  сопоставлять, выделять главное,  приводить примеры, формировать умения работы с учебником;
  • воспитательные: способствовать формированию личного отношения к прочитанному, воспитанию у детей доброжелательности, внимания, чуткости по отношению друг к другу. Воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

ТИП УРОКА: систематизация и обобщение знаний

ФОРМА УРОКА: театрализованный урок c применением  ИКТ

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: музыка, изобразительное искусство, русский язык, мировая художественная культура, информатика.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Мультимедиа проектор
  •  Презентация к уроку  
  • Учебник «Литература для 5 класса», автор М.Г.Ахметзянов
  • Иллюстрации к сказкам
  • Атрибуты для сценки из русской народной сказки «Теремок»: теремок, ведро, гантели, кувшин, половник, гармошка, элементы костюмов
  • Музыка
  • Призы, грамоты

Участвуют три команды. Каждая из команд получает домашнее задание:

  • придумать название
  • подготовить названия сказок с числительными
  • повторить пройденные сказки        

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент. (Объяснение условий игры. Представление жюри.)

II. Основная часть

1.Вступительное слово учителя

2.Определение темы урока и его целей

             3. Конкурсы, выполнение заданий

     4. Физкультминутка

5. Игра со зрителями

6.Иллюстрирование сказки

III. Итог урока. Домашнее задание.

IV. Оценивание.  Призы

ХОД УРОКА

I.Организационный момент (1 мин.)

(Звучит песня "В мире много сказок"
в исполнении Клары Румяновой)

 Здравствуйте ребята, садитесь. Добрый день, уважаемые гости, члены жюри. Сегодня вы станете свидетелями и участниками состязания знатоков сказок.

Итак, сегодняшняя наша тема: «В мире сказок»

Прежде чем начать урок, хочу познакомить вас с членами жюри: Родители Нургалиева Лейсан, Ибрагимова Гульназ, Акмалова Гульшат и классный руководитель 5 класса Фания Зульфатовна. Участвовать в нашем литературном состязании будут три команды. Сейчас мы с ними познакомимся: слово предоставляется первой команде, второй, и третьей. Спасибо.

II. Основная часть

1.Вступительное слово учителя. (слайд 2)

В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Вы  получаете сейчас много разной информации: смотрите различные фильмы, читаете книги, общаетесь в сети Интернет. Получаете информацию и на уроках литературы. И, наверное, после каждого урока литературы вы мечтаете стать смелыми, сильными, отважными. А кто вас учит быть такими? (герои книг, сказок..).

Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых почитать им, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца. А сегодня, где и какая сказка ожидает нас? Где – в нашем кабинете. Посмотрите сюда: здесь - волшебные книги. Стоит только любую из них раскрыть – и ты окунешься в увлекательное содержание, познакомишься с забавными героями и их таинственными похождениями.  

Я предлагаю сегодня пройти еще раз по страничкам сказок, изученных на уроках. Мы сегодня побудем в роли актеров, проявим  наблюдательность и фантазию. Будем вспоминать сказки.  Самые догадливые игроки будут награждены призами.

Команды, вы, готовы к сегодняшнему состязанию? (Да). Тогда вам ни пуха, не пера.

I. Хочу задать первый вопрос командам:

1.        Что такое сказка? (СКАЗКА - повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях) (слайд 3)

2.        На какие две группы делятся сказки? (народные и литературные) (слайд 4)

3. Какие виды народных сказок вы знаете? (бытовые, волшебные и сказки о животных).  (слайд 5)

Правильно, молодцы ребята. Значит, не зря мы с вами  на уроках  читали сказки, сравнивали, инсценировали, смотрели, иллюстрировали, … даже сами сочиняли.

II. Установите соответствие между произведениями, их авторами. Максимальный балл – 5 (по количеству произведений) (слайд 6)

  • «Аленький цветочек»                                                         Петр Павлович  Ершов
  • «Лиса и волк»                                                         Сергей Тимофеевич Аксаков
  • «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»        Шарль Перро
  • «Стальное колечко»                                                татарская народная сказка
  • «Золушка»                                                                Александр Сергеевич Пушкин
  • «Конек- горбунок»                                                Константин Георгиевич Паустовский

Учитель: Проверьте ответы  (слайд 7)

III. «Аукцион». О сказке нужно говорить на её языке. Что вы знаете о нем? Данный конкурс позволит выяснить, как хорошо вы знаете сказочные слова и выражения. Я говорю начало сказочных выражений, а команды продолжают. За каждый правильный ответ – 5 баллов (слайд 8)

Сказочные выражения:

  • Ехал он три дня (и три ночи)
  • Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается)
  • В некотором царстве, (в некотором государстве)
  • Ни в сказке сказать, (ни пером описать)
  • Долго ли (коротко ли)
  • Встань к лесу задом, (ко мне передом)
  • Я там был, (мед-пиво пил)
  • Утро вечера (мудренее)
  • За тридевять( земель)
  • Близко ли, далеко ли, низко ли, (высоко ли)
  • Вот и сказке конец, (а кто слушал – молодец)
  • Стали они жить-поживать, (да добра наживать)

IV. Следующее задание – домашнее задание. Каждой команде надо было найти название сказок с числительным 7. Максимальный балл – 5 по количеству сказок.

        Сколько сказок вы нашли? Слово первой команде, второй, третьей. Молодцы. А теперь посмотрите, какие я нашла сказки с числительным 3. (слайд 9)

V. Молодцы, славно поработали. Можно немножко и отдохнуть. Встали все (физкультминутка)…. (слайд 10)

  Спасибо, садитесь

VI. В следующем задании я предлагаю просмотреть вам иллюстрации из сказок, и отгадать их. Отвечаем, поднимая ручки, за правильный ответ – 5 баллов. (слайды 11-13)

VII. Следующий конкурс называется «Вставь словечко». Какая команда быстрее закончит, той команде дается максимальный балл – 5, остальные две команды поделят между собой баллы 4 и 3. (слайд 14)

Поднялось над землей солнце______________. Сели________________молодцы на __________________коней. Выехали в _________________поле, натянули ________________луки и пустили стрелочки_________________. Залетела одна стрела в _____________ лес, вторая – в _______________море, а третья – за ворота _________________.

(солнце красное, добры молодцы, борзые кони, чистое поле, тугие луки, каленые стрелы, дремучий лес, синее море, тесовые ворота)

Учитель: Сверяем ответы (слайд 15)

VIII. Молодцы, предлагаю отдохнуть. Посмотрим сказку «Теремок». Старая сказка на новый лад. Ребята – актеры выйдите сюда. (слайд 16)

Сценарий:

Звучит русская народная мелодия. Открывается занавес.

 Лягушка и мышка занимаются хозяйством в доме.

Автор:         

 В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок, не высок.

 Кто, кто в теремочке живет, кто, кто в невысоком живет?

Лягушка: Я лягушка-квакушка, лупоглазая подружка.

Мышь:         Я мышка-норушка, лесная хохотушка.

Лягушка: Любим по утрам закаляться и холодной водой обливаться.

Мышь:         Аэробика, шейпинг и танцы - это вам не шутки, братцы.

Танец с элементами аэробики под веселую музыку.

Ёж: Я серый ёжик, ни головы, ни ножек.

 Лучше нас лесных ежей, нет на свете сторожей.

 День с пробежки начинаю, мышцы - трицепсы качаю,

 Чтоб защитить своих друзей от непрошеных гостей.

Комплекс упражнений с гантелями под музыку.

Петух: Я петушок- золотой гребешок,

 Маслена головушка, шелкова бородушка.

 Всех бужу я на рассвете, лучший я спортсмен на свете.

 Песней я друзей бужу, на зарядку «вывожу».

«Зарядка» - песня группы «Руки вверх».

 Комплекс упражнений выполняют все герои.

Автор:  Вот живут они: лягушка, ёж, петух и мышь - норушка.

 Живут, не тужат: песни поют, пироги пекут.

 А петух на подоконнике им играет на гармонике.

 Серый ёжик свернулся в клубок, он не спит – сторожит теремок.

Звучит тревожная музыка. Появляется волк с сигаретой в зубах.

Автор:         Только вдруг из чащи темной притащился волк бездомный,

 Постучался у ворот, хриплым голосом поет.

Волк: Что это за теремок? Из трубы идет дымок,

 Видно варится обед. Есть тут звери или нет?

 Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?

Лягушка: Я лягушка – квакушка.

Мышь:         Я мышка – норушка.

Петух:         Я петушок – золотой гребешок.

Еж:         Я серый ежик, ни головы. ни ножек.

Хором:  А ты кто?

Волк:         А я волк – зубами щелк.

Хором: А что ты умеешь делать?

Волк:         Ловить мышат! Давить лягушат!

 Ежей душить! Петухов потрошить!

Мышь:         Уходи зубастый зверь, не царапай нашу дверь.

 Крепко заперт теремок на засов и на замок.

Волк стучит по воротам.

Волк:         Эй, хозяева, откройте по добру, а не то я вам ворота разнесу.

Мышь:         Тише, волк, в ворота не стучи!

Лягушка: Наше тесто опрокинется в печи!

Петух:         Ты не суйся в теремок – кукареку! Или шпорами тебя я засеку!

Еж:         Коли будешь заниматься грабежом, познакомишься со сторожем – ежом!

Волк:         Не хотят меня хозяева впустить, не хотят меня обедом угостить.

 Долго ждать мне охота, расшибу сейчас ворота!

Волк налегает на ворота, но сил у него явно недостаточно.

Волк:         Ох, и нелегкая эта работа. Да ослаб совсем я что-то.

Пытается проползти с другой стороны.

Петух: Кукареку! Все на двор - в подворотню лезет вор.

 Эй, хозяюшка – лягушка, где твоя большая кружка?

 Принеси воды скорей, и бездомного облей.

Мышь:         Поливай его, ребята!

Лягушка: Из кувшина, из ушата.

Еж:         Из ведра его облей, злого вора не жалей!

Волк:         Помогите! Караул! Захлебнулся, утонул!

 Не привык к воде холодной, лучше мне ходить голодным.

Волк тихонько решает уползти.

 Еж догоняет его, они борются.

Еж:         Я – колючий серый еж, от меня ты не уйдешь.

 Да, я вижу, ты слабак – хилый, тощий, как сорняк.

Петух:          Уходи ты волк отсюда.

Лягушка: Не споткнись там с перепугу.

Волк уходит. Играет веселая музыка.

Петух: Мы прогнали злого волка,

 Кукареку ко-ко-ко! Убежал он далеко!

 Припустил во все лопатки, убегает без оглядки.

 Ко-ко-ко! Ку-ка-ре-ку! Не вернется к теремку!

Автор:         Тут пошло у них веселье!

Лягушка: Ну-ка, Петя, пойди попляши! У тебя сапоги хороши!

Мышь:         Эй, лягушка, пляши с петухом, на еже покатайся верхом.

Вместе: Нынче праздник веселый у нас, на дворе под гармонику пляс!

Звучит мелодия песни: «Физкульт - ура!» (все поют:)

 Чтобы расти и закаляться не под дням, а по часам

 Физкультурой заниматься, заниматься надо нам.

Припев:

 И мы уже сильнее, и лучше, чем вчера.

 Физкульт - ура! Физкульт - ура! Физкульт - ура!

Еж:         Вот, что братцы, довольно плясать: завтра утром попляшем опять.

Петух:                  

Мы попляшем опять на дворе, разбужу я вас всех на заре.

Автор:          А пока теремок – на замок. Будет спать до утра теремок.

Все участники уходят в теремок. Занавес.

Учитель: Молодцы, ребята. Очень хорошее выступление. Ребята, вам понравилась сказка? Чем? (ответы учащихся)

IX. И последнее наше задание. Этот конкурс называется «Сказка стала былью». Давным – давно люди мечтали подняться в воздух, опуститься на дно морское. Шло время. И то, что было чудом раньше, сейчас – самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились в разные машины, изобретения. Сейчас каждая команда получит карточку с названиями сказочных чудес. Вы должны догадаться, во что превратились эти чудеса. Например, клубок ниток, указывающий дорогу – это компас. Понятно, задание? Максимальный балл – 4,  ответы сдаем жюри. (слайд 17)

А  в это время мы поиграем со зрителями, т.е. с вами дорогие гости. Задание не трудное. (слайды 18-21)

 Угадать каким сказочным персонажам принадлежат эти предметы?

- метла (бабы Яги)

- зеркало (царицы)

- градусник (доктора Айболита)

Кто это?

- Кот ученый

-Колобок

-Кот в сапогах

Что за сказка?

-«Красная шапочка»

- «Гуси-лебеди»

- «Теремок»

- «Три поросенка»

Спасибо, гостям. Вот и вы не забыли сказки детства.

Учитель: Ребята, надеюсь, вы тоже закончили. Проверьте свои ответы. (слайд 22)

III. Итог урока. Домашнее задание.

Это было последнее задание. Пока жюри готовится, объясню вам домашнее задание.  

X. Найди в буквенном квадрате названия 9 волшебных предметов и скажи, кому из героев русских сказок принадлежали эти вещи и для чего они им были даны. (слайд 23)

 

IV. Оценивание.  Призы

Слово предоставляется жюри. (слайд 24)

XI. (Звучит песня "Сказки гуляют по свету" в исполнении Валентины Толкуновой)

Вот и подошел к концу наш урок. Сегодня мы с вами, ребята закрепить знания о сказках; активизировали ваши творческие способности. Надеюсь, что урок вам понравился. (слайд 25)

И в заключении я хочу сказать: сказка родилась с человеком, и покуда жив человек, будет жива и сказка. Она -  светлячок перед сном в колыбели и для малого, кто слушает, и для старого,  кто сказывает.  Страна сказок - самая удивительная и чудесная страна из всех. Мы прощаемся со сказкой на очень короткое время. Она нас ни за что не отпустит от себя. Сказка всегда с нами, вокруг нас и в нас самих. И тот, кто это понимает, становится по-настоящему счастливым человеком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы в современном мире

В данной статье содержатся доказательства того, что уроки литературы не потеряли своей актуальности в современном мире передовых технологий....

От уроков литературы к познанию мира киноискусства.

Материал содержит разработки уроков литературы с использованием средств кинематографа. Статья опубликована в учебно-методическом пособии: В.В.Солдатов, О.А.Баранов, О.В.Волкова, М.А.Блинова, Е.Н.Солда...

От уроков литературы к познанию мира киноискусства.

В статье предложены темы уроков по литературе с использованием средств кинематографа....

конспект урока для 5 класса "Миры Чюрлёниса"

Этот материал предназначен по предмету " Музыка" 5 класс для учащихся как для дистанционного обучения, так и для очного обучения. В нем содержаться вопросы по работе с учебником " Музык...