О рассказе А.С.Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»
статья по литературе (9 класс) по теме
Это литературно-критическое эссе, или прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции. Его можно использовать на уроках развития речи в старших классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_rasskaze_a.s.grina_novogodniy_prazdnik_ottsa_i_malenkoy_docheri.doc | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
О рассказе А.С.Грина
«Новогодний праздник отца и маленькой дочери»
Эссе
Фабула рассказа очень проста. Вечером за несколько часов до наступления Нового года учёный Згмонд Дрэп спешит на вокзал, чтобы встретить свою четырнадцатилетнюю дочь Тавинию, которую он не видел уже полгода.
Но они разминулись. Тави, войдя в отцовскую квартиру, видит там авгиевы конюшни. Она немедленно начинает наводить порядок: весь мусор, остатки угля и макулатуру из урны бросает в камин.
Пока отец ждёт на вокзале, дочь успевает истопить печку, накрыть праздничный стол.
Наконец отец приходит домой. Происходит радостная встреча. Но когда он узнаёт, что толстая рукопись, лежавшая в урне, труд всей его жизни, сгорела в камине, он плачет и седеет, но ничем себя не выдаёт, а дочь думает, что отец плачет от счастья.
Используя экскурсы, автор расширяет рамки сюжета. Так, мы узнаём, что Тави в шестилетнем возрасте потеряла мать и девочку взяли на воспитание родственники, один – два раза в год привозили её к отцу. Згмонд Дрэп со студенческих лет одержим какой-то идеей и пишет капитальный научный труд.
Кульминация рассказа – это тот момент, когда бедный учёный узнал, что, вопреки утверждению Булгакова, рукопись сгорела.
Именно здесь происходит метаморфоза – смена жизненных ценностей и, как результат, обретение смысла жизни.
«Она родилась, росла, развивалась и жила с ним…» - пишет автор, и мы думаем, что речь идёт о девочке Тави. Так и должно быть! Однако вторая часть предложения - «… как развивается и растёт человек» - как ушат холодной воды, обрушивается на нас: здесь речь идёт вовсе не о девочке, а о научной работе.
Это предложение символическое, аллегорическое и ключевое. Научный труд вместо ребёнка! А давайте переделаем это предложение, подразумевая, что в нём действительно рассказывается о Тави. Вот что получается: «Она родилась, росла, развивалась и жила без отца, как развивается и растёт сорная трава».
Учёный «представлял свою научную работу громом и вихрем, сеющим истину», но после испытанного шока приходит новое понимание: «есть движения сердца, за которые стоит заплатить целой жизнью».
Отец увидел глазами преобразившегося человека, что «светлый внутренний мир дочери был защищён любовью».
Тави похожа на некрасивую девочку Н.А.Заболоцкого: у обеих души – это сосуды, в которых мерцает огонь любви, огонь Святого Духа.
Как же удалось четырнадцатилетней Тави сохранить в себе такое чистое, любящее сердце? Ведь она фактически сирота и должна ожесточиться и ненавидеть такого отца, лелеявшего долгие годы не её, а свою новую дочь по имени Научная работа.
С первого взгляда кажется, что такое противоречие – явный недостаток рассказа, но, поразмыслив, мы приходим к выводу, что Тави – не обыкновенная девочка, а избранная. К ней, как и к Матрёне, героине рассказа Солженицына, не пристаёт нравственная грязь, хотя они живут в окружении злости и «воркотни старых Цецилий». Не рука праведницы Тавинии, а рука провидения бросает рукопись в огонь, чтобы учёный Дрэп, заколдованный, как Кай, проснулся от страшного сна и обрёл первоначальный человеческий облик.
К таким размышлениям подталкивает нас и условно-романтический характер рассказа, особенности жанра которого вполне допускают отклонение от некоторых канонов реалистического произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О чем может рассказать портрет героя (Роль и значение портрета Павла Петровича Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»)
Исследовательская статья о роли и значении портрета в раскрытии характера тургеневского Павла Петровича Кирсанова в романе "Отцы и дети" может заинтересовать учителей литературы старшей школы и ...
Урок литературы в 9 классе по рассказу В.Пьецуха "Жалоба". "Жил да был человек маленький..."
Разработка урока внеклассного чтения в 9 классе. Рассказ В.Пьецуха "Жалоба"...
БЕДНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МУК. ( Урок-семинар по сказке В. Гауфа «Рассказ о Маленьком Муке». 5-ый класс.)
БЕДНЫЙ МАЛЕНЬКИЙ МУК. ( Урок-семинар по сказке В. Гауфа «Рассказ о Маленьком Муке». 5-ый класс.)...
«Ну вот мы и дома!» (урок внеклассного чтения по рассказу А.Грина «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»)
Урок внеклассного чтения по рассказу А. Грина "Новогодний праздник отца и маленькой дочери" для учащихся 7-8 классов....
Проект "Праздник одной мелодии" "Маленькой елочке холодно зимой".
Опыт проведения открытого урока, посвященного одной мелодии песне "Маленькой елочке холодно зимой" 17.12.2015г. Учителя (преподаватели), которые подготовили и провели мероприятие - Дыгодюк Н.В. и Смир...
Взаимоотношения матери и дочери в рассказах К.Г. Паустовского «Телеграмма» и Б.П. Екимова «Говори, мама, говори...»
Исследовательская работе по литературе...
Андрей Петрович Кашкаров Разговоры с дочерью. Пособие для неравнодушных отцов
Эта книга – состоящая из тематических эссе – отличный повод превратить обыкновенный предмет в произведение искусства или просто еще раз задуматься на досуге о своих детях, о том, что их бе...