Внеклассное мероприятие «Волшебный мир устного народного творчества»
материал по истории
Цель: формировать знания обучающихся об устном народном творчестве .
Задачи:
-Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
-развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление, корригировать и развивать связную речь;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие «Волшебный мир устного народного творчества»
Цель: формировать знания обучающихся об устном народном творчестве .
Задачи:
-Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
-развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление, корригировать и развивать связную речь;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу.
Оборудование: Выставка книг, иллюстрации к русским народным сказкам, презентация, карточки с заданиями; музыкальное сопровождение, большая книга «Устное народное творчество»).
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, ребята.
- Что означают слова «Россия»?
- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю.
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого пролистаем страницы журнала, который называется «Устное народное творчество».
Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
Учитель: Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, волшебные, бытовые сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Учитель:
-Какие виды устного народного творчества вы знаете? ( пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.)
-А какое чувство вызывает у вас, когда читаете, слушаете пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни. (ответы детей)
Учитель: Берем на наше мероприятие доброту, веселое настроение , активность, внимательность. Соблюдаем следующие правила: не шуметь, не перебивать друг друга. За правильные ответы получаете сердечко.
Чтобы открыть первую страницу журнала, вам нужно выполнить задание. Слайд 1. Буквы и цифры перепутались, нужно определить слово.
Задание 1. 3467П222222о3456с78л09о7676в5647и12356ц135ы1456.
0000П8979о246г579о0-52в2456о33456р78990к88и8533333
1 страница нашего журнала называется «Пословицы и поговорки».
«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Задание 2. Назовите пословицы.
-Назовите пословицы о труде, за правильный ответ каждый получает сердечко.
- Назовите пословицы о качествах человека.
Задание 3. «Закончите пословицы».
Старый друг лучше…(новых двух).
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
Ученье свет, …(а не ученье тьма).
Нет друга - ищи …(а нашёл - береги).
Труд кормит, … ( а лень портит).
Семь раз отмерь,… ( один раз отрежь).
Задание 4. Конкурс «Расскажи пословицу жестами». Сейчас попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Получаете пословицу, вы её не читаете, а изображаете.
Итак, готовы? Участник показывает пословицу, другие её отгадывают и называет.
С книгой жить – век не тужить.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Очень хорошо справились с заданием. Молодцы!
Поговорки.
Каждый участник получает конверт с заданием. Нужно составить пазл с картинками и словами, чтоб получилась поговорка.
-Здоров как бык.
-Хитёр как лиса.
-Колючий как ёж.
-Труслив как заяц.
-Голоден как волк.
Слайд 2.Звучит музыка.
- Ребята послушайте, что под эту музыку обычно исполняют? Правильно Частушки.
Частушки наша следующая страница.
Частушка - интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
-Сейчас каждый должен исполнить по одной частушки. (Поочередное исполнение). Все получают сердечки.
Слайд3. Определите слово.
С | В | О |
К | О | Р |
О | Г | К |
Р | О | А |
2. Учитель листает следующую страницу журнала.
Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
- Сейчас вам нужно произнести некоторые из них.
1.Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
2.Слишком много ножек у сороконожек
3.Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
4.От топота копыт пыль по полю летит.
5.На дворе трава, на траве дрова.
Молодцы!
Стук в дверь, входит Мальвина, Буратино, Чеполино.
- Ребята, кто эти герои? (ответы детей)
Звучит музыка они исполняет песню.
Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками, у сказок дивный свет.
Веселые и грустные,
Но добрые всегда, волшебные, искусные
Живут в них мастера.
Живут герои разные,
Волнуют нам сердца.
Герои есть прекрасные,
А есть герои зла.
Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется,
Поется гимн ума.
Со сказкой вырастаем мы,
Со сказкою живем,
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждем.
Любуемся мы красками
Картинного холста.
Жизнь украшаем сказками,
Которым нет конца!
3.Учитель: мы с вами перелистываем следующую страницу нашего журнала-это «Сказки».
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. Я уверена, сказку любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.
1. Конкурс « Назови сказку» по фрагменту видеоролика. Дети отгадывают название сказки.
2. Конкурс «Узнай сказку и её героев»
1) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..
(«Снегурочка»)
2) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)
3) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)
4) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
5) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
6) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
( «По щучьему веленью» )
3. Конкурс «Вставь недостающие слова и назови сказку»
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова: Алёнушка, серый, принеси, ясный, каша, глаза.
Учитель: Лишнее слово:
Малина, клубника, земляника, смородина, игра.
4.Следующая страница журнала «Игровая»
В народных играх отражается образ жизни людей, их быт , труд, представления о чести, смелости, мужестве. Каждый игрок стремится показать силу, ловкость, выносливость, проявить смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. Русский народ не только хорошо трудился, но и любил отдыхать. Вот и мы с вами немного отдохнём.
Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую сторону, произнося:
"Мои пальчики хороши, а у соседа лучше".
Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.
Мои плечи хороши, а у соседа лучше;
Мои уши хороши, а у соседа лучше;
Мои щеки хороши, а у соседа лучше;
Моя талия хороша, а у соседа лучше;
Мои коленки хороши, а у соседа лучше;
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Молодцы, поиграли , отдохнули.
Учитель: Определите, к какому жанру фольклора относятся данный текст:
Мохнатенько,
Усатенько,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
(это загадка; разгадка – кот)
5.Следующая страница журнала называется «Загадка»
Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
Темы загадок разнообразны:
-Синенькая шубёнка весь мир накрыла. (небо)
-Что вверх корнем растёт?(сосулька)
-По горам, по долам ходит шуба да кафтан.(овца)
- С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
-В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(загадка; отгадка – прорубь)
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
Не часы, а тикает. (сердце)
6. Итог мероприятия.
Учитель: Подсчитаем сердечки. У кого сколько получилось?
-Какое настроение вы сегодня получили на занятии?
-Поднимите красное сердечко кому понравилось мероприятие и синее, кому было скучно.
Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наша работа по страницам журнала устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!
Литература.
- Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Игры и сценарии для внеклассных мероприятий Л. И. Мальцева, А. И. Мальцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/13/picture-280428-1376422265.jpg)
Урок внеклассного чтения в 5 классе. Устное народное творчество. Мир древнего славянина
Знакомство с жизнью и мифами древних славян....
Внеклассное чтение "Устное народное творчество"
Конспект урока внеклассного чтения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/31/picture-577308-1422652461.jpg)
Устное народное творчество кубанских казаков (внеклассное мероприятие)
Устное народное творчество кубанских казаков (внеклассное мероприятие)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/17/picture-932092-1497712816.jpg)
Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)
Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное тв...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/19/picture-455672-1434731852.jpg)
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/01/picture-1546274-1733079935.jpg)
Внеклассное мероприятие в 5 классе. Игра-викторина по теме «Устное народное творчество»
Внеклассное мероприятие в 5 классе проводится с целью обобщения знаний после изучения темы " Устное народное творчество". В игровой форме обучающиеся вспомнят виды сказок, символику ск...