Внеклассное мероприятие «Волшебный мир устного народного творчества»
материал по истории
Цель: формировать знания обучающихся об устном народном творчестве .
Задачи:
-Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
-развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление, корригировать и развивать связную речь;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnyy_mir_ustnogo_narodnogo_tvorchestva.docx | 30.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Мероприятие «Волшебный мир устного народного творчества»
Цель: формировать знания обучающихся об устном народном творчестве .
Задачи:
-Уточнить знания обучающихся о жанрах русского народного творчества.
-развивать познавательную активность обучающихся, память, внимание, мышление, корригировать и развивать связную речь;
-воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, друг к другу.
Оборудование: Выставка книг, иллюстрации к русским народным сказкам, презентация, карточки с заданиями; музыкальное сопровождение, большая книга «Устное народное творчество»).
Ход мероприятия:
Учитель: Добрый день, ребята.
- Что означают слова «Россия»?
- Каждый человек должен любить, уважать традиции, культуру народа, чтить, ценить людей, совершавших подвиги, знать историю.
- Сегодня мы узнаем частицу нашей истории и для этого пролистаем страницы журнала, который называется «Устное народное творчество».
Кто из вас знает, что такое «Устное народное творчество»?
Учитель: Устное народное творчество - это «народная мудрость». Русский народ создал мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные песни, торжественные былины, волшебные, бытовые сказки, прибаутки, потешки. В давние времена их сочиняли талантливые люди из народа. Мы не знаем их имён. Созданные ими произведения никто не записывал. Они передавались устно из поколения в поколение. Бабушки и дедушки, матери и отцы рассказывали сказки, пели песни, загадывали загадки своим внукам и детям. Когда те вырастали, они пересказывали то, что услышали своим детям. Каждый рассказчик добавлял, изменял или пропускал какую-то часть, для того, чтобы было ещё интереснее. Получалось, что над сказкой, песней, пословицей или загадкой работал не один человек, а много людей. Все это переходило из уст в уста, из поколения в поколение, от отца к сыну, от бабушки к внукам.
Учитель:
-Какие виды устного народного творчества вы знаете? ( пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни и др.)
-А какое чувство вызывает у вас, когда читаете, слушаете пословицы, поговорки, загадки, частушки, сказки, песни. (ответы детей)
Учитель: Берем на наше мероприятие доброту, веселое настроение , активность, внимательность. Соблюдаем следующие правила: не шуметь, не перебивать друг друга. За правильные ответы получаете сердечко.
Чтобы открыть первую страницу журнала, вам нужно выполнить задание. Слайд 1. Буквы и цифры перепутались, нужно определить слово.
Задание 1. 3467П222222о3456с78л09о7676в5647и12356ц135ы1456.
0000П8979о246г579о0-52в2456о33456р78990к88и8533333
1 страница нашего журнала называется «Пословицы и поговорки».
«Без пословицы не проживёшь», – говорит старинная пословица, с этим трудно не согласиться. Пословицы складывались на Руси задолго до того, как появилась грамота. Старинные пословицы и поговорки живут в нашем родном языке и сегодня. Они украшают нашу речь, делают её ярче, живее, остроумнее. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь.
Задание 2. Назовите пословицы.
-Назовите пословицы о труде, за правильный ответ каждый получает сердечко.
- Назовите пословицы о качествах человека.
Задание 3. «Закончите пословицы».
Старый друг лучше…(новых двух).
Не имей сто рублей, …(а имей сто друзей)
Ученье свет, …(а не ученье тьма).
Нет друга - ищи …(а нашёл - береги).
Труд кормит, … ( а лень портит).
Семь раз отмерь,… ( один раз отрежь).
Задание 4. Конкурс «Расскажи пословицу жестами». Сейчас попытайтесь рассказать пословицу без слов – одними жестами. Получаете пословицу, вы её не читаете, а изображаете.
Итак, готовы? Участник показывает пословицу, другие её отгадывают и называет.
С книгой жить – век не тужить.
Семь раз примерь, один раз отрежь.
Очень хорошо справились с заданием. Молодцы!
Поговорки.
Каждый участник получает конверт с заданием. Нужно составить пазл с картинками и словами, чтоб получилась поговорка.
-Здоров как бык.
-Хитёр как лиса.
-Колючий как ёж.
-Труслив как заяц.
-Голоден как волк.
Слайд 2.Звучит музыка.
- Ребята послушайте, что под эту музыку обычно исполняют? Правильно Частушки.
Частушки наша следующая страница.
Частушка - интереснейший жанр устного народного творчества, короткая русская народная песня юмористического содержания, передаваемая обычно устно.
-Сейчас каждый должен исполнить по одной частушки. (Поочередное исполнение). Все получают сердечки.
Слайд3. Определите слово.
С | В | О |
К | О | Р |
О | Г | К |
Р | О | А |
2. Учитель листает следующую страницу журнала.
Когда ребёнок уже умеет говорить, но ещё не все звуки у него получаются, тут на помощь ему приходят скороговорки или чистоговорки. Скороговорка – весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Вся прелесть скороговорки в том, что её с первого раза ни за что не проговоришь. У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются, в этом их секрет. Недаром в народе говорится: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
- Сейчас вам нужно произнести некоторые из них.
1.Задрожали зайки, увидев волка на лужайке.
2.Слишком много ножек у сороконожек
3.Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.
4.От топота копыт пыль по полю летит.
5.На дворе трава, на траве дрова.
Молодцы!
Стук в дверь, входит Мальвина, Буратино, Чеполино.
- Ребята, кто эти герои? (ответы детей)
Звучит музыка они исполняет песню.
Картину пишут красками,
У красок яркий цвет.
Жизнь украшают сказками, у сказок дивный свет.
Веселые и грустные,
Но добрые всегда, волшебные, искусные
Живут в них мастера.
Живут герои разные,
Волнуют нам сердца.
Герои есть прекрасные,
А есть герои зла.
Добро со злом сражается,
Свет побеждает тьму.
Любовь в них прославляется,
Поется гимн ума.
Со сказкой вырастаем мы,
Со сказкою живем,
Мы сказкой вдохновляемы,
Мы сказку в жизни ждем.
Любуемся мы красками
Картинного холста.
Жизнь украшаем сказками,
Которым нет конца!
3.Учитель: мы с вами перелистываем следующую страницу нашего журнала-это «Сказки».
В сказках наши предки передавали свои представления о мире, свой опыт. Материалом для сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так в сказках появились животные, птицы, рыбы, которые помогают людям. Я уверена, сказку любят не только дети, но и взрослые. Проверим, как вы знаете сказки.
1. Конкурс « Назови сказку» по фрагменту видеоролика. Дети отгадывают название сказки.
2. Конкурс «Узнай сказку и её героев»
1) Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка!..
(«Снегурочка»)
2) Отворили дверь козлята
И… пропали все куда – то!
(«Волк и семеро козлят»)
3) Румяный круглый паренек,
Сбежал из дома на денек.
С веселой песенкой бродил
И все напасти обходил.
До той поры пока в лесу
Не встретил хитрую лису.
( «Колобок».)
4) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Реченька, спаси меня,
Реченька, спаси меня!
(«Гуси – лебеди)
5) Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом…
(«Лиса и журавль»)
6) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал.
( «По щучьему веленью» )
3. Конкурс «Вставь недостающие слова и назови сказку»
1. Поди туда – не знаю куда, __________ то – не знаю что.
2. Сестрица __________ и братец Иванушка.
3. Иван – царевич и ___________волк.
4. У страха _________ велики.
5. _________ из топора.
Слова: Алёнушка, серый, принеси, ясный, каша, глаза.
Учитель: Лишнее слово:
Малина, клубника, земляника, смородина, игра.
4.Следующая страница журнала «Игровая»
В народных играх отражается образ жизни людей, их быт , труд, представления о чести, смелости, мужестве. Каждый игрок стремится показать силу, ловкость, выносливость, проявить смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. Русский народ не только хорошо трудился, но и любил отдыхать. Вот и мы с вами немного отдохнём.
Дети, стоя в кругу и не держась за руки, двигаются приставными шагами сначала в одну, а при повторе слов - в другую сторону, произнося:
"Мои пальчики хороши, а у соседа лучше".
Дети берут друг друга за мизинцы и повторяют слова с движениями вправо-влево.
Мои плечи хороши, а у соседа лучше;
Мои уши хороши, а у соседа лучше;
Мои щеки хороши, а у соседа лучше;
Моя талия хороша, а у соседа лучше;
Мои коленки хороши, а у соседа лучше;
Мои пятки хороши, а у соседа лучше.
Молодцы, поиграли , отдохнули.
Учитель: Определите, к какому жанру фольклора относятся данный текст:
Мохнатенько,
Усатенько,
Лапки мягоньки,
А коготки востры.
(это загадка; разгадка – кот)
5.Следующая страница журнала называется «Загадка»
Загадка – это мудрёный вопрос, данный человеку для того, чтобы развивать в нём догадливость. Для загадок нет мелочей, нет ничего неинтересного. Загадка – игра на узнавание, отгадывание. Разоблачение того, что спрятано и скрыто.
Темы загадок разнообразны:
-Синенькая шубёнка весь мир накрыла. (небо)
-Что вверх корнем растёт?(сосулька)
-По горам, по долам ходит шуба да кафтан.(овца)
- С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живёт под крылечком,
А хвост колечком. (Собака)
- Не лает, не кусает, а в дом не пускает. (Замок)
- Никого она не обижает, а все её толкают. (Дверь)
-В новой стене,
В круглом окне
Днём стекло разбито,
За ночь вставлено.
(загадка; отгадка – прорубь)
- Крашеное коромысло
Над рекой повисло (радуга)
- Бело покрывало на земле лежало, лето пришло, оно всё сошло. (Снег)
Не часы, а тикает. (сердце)
6. Итог мероприятия.
Учитель: Подсчитаем сердечки. У кого сколько получилось?
-Какое настроение вы сегодня получили на занятии?
-Поднимите красное сердечко кому понравилось мероприятие и синее, кому было скучно.
Наше занятие подошло к концу, но не закончилось наша работа по страницам журнала устного народного творчества. Сегодня мы прикоснулись к малой частичке этого волшебного искусства. Я предлагаю вам прочитать эти интересные книги (показ выставки книг) и продолжить знакомство с устным народным творчеством.
Большое спасибо всем участникам!
Литература.
- Кубасова О.В. литературное чтение: Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса, 2 части. – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебникам 2, 3, 4 классов (с электронным приложением). – Смоленск: «Ассоциация ХХI век», 2011.
- Игры и сценарии для внеклассных мероприятий Л. И. Мальцева, А. И. Мальцев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок внеклассного чтения в 5 классе. Устное народное творчество. Мир древнего славянина
Знакомство с жизнью и мифами древних славян....
Внеклассное чтение "Устное народное творчество"
Конспект урока внеклассного чтения...
Устное народное творчество кубанских казаков (внеклассное мероприятие)
Устное народное творчество кубанских казаков (внеклассное мероприятие)...
Внеклассное мероприятие по литературе «О подвигах, о доблестях, о славе…» (по теме «Устное народное творчество. Былины». 7 класс)
Данное мероприятие «О подвигах, о доблестях, о славе…» проводится в рамках внеклассной работы по литературе в 7 классе после изучения темы «Устное народное тв...
Конспект внеклассного мероприятия или урока творчества"Физика в литературе и устном народном творчестве"
физика в пословицах и поговорках...
Устное народное творчество. Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора
Устное народное творчество.Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора...
Урок внеклассного чтения "Устное народное творчество" в 9-м классе
Цель урока: развитие устойчивого интереса учащихся в книге как источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как свойства личности.Задачи.Образовательные:обобщ...