"Нет, я не Байрон, Я другой." (анализ лирики М. Ю. Лермонтова)
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Цель данного урока: усвоение знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, анализ и подготовка учащихся к выразительному чтению стихотворения «Смерть поэта»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_literatury_v_7_klasse_smert_poeta.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок литературы в 7 классе
Тема: Лирика М.Ю. Лермонтова
Цель: проанализировать и подготовить учащихся к выразительному чтению стихотворения «Смерть поэта»
Задачи:
- Усвоение знаний о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
- Знакомство со стихотворением «Смерть поэта»
- Формирование умения анализировать произведение с точки зрения его жанра
Ход урока
- Организационный момент урока
- Объявление темы урока, целей, запись темы урока в тетрадь
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с поэтами 19 века и будем говорить о М.Ю. Лермонтове и его лирике.
Вступительное слово учителя.
- Может быть, кто-нибудь из вас вспомнит факты биографии этого поэта, названия его произведений?
Рассказ учителя биографии М.Ю. Лермонтова
Учащиеся в тетрадях составляют схему опорных слов рассказа
На доске:
Отец
Мать
Бабушка
Учёба
«Смерть поэта»
Кавказ
Дуэль
М.Ю. Лермонтов родился 3 октября 1814 г. В Москве. Детство провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Она была умна, образованна, властолюбива, внука своего любила без памяти, и Л. Отвечал ей большой искренней любовью.
Отец – Юрий Петрович Лермонтов – носил чин капитана. Он происходил из старинного шотландского рода.
Мать – Марья Михайловна – происходила из старинного и богатого рода Столыпиных.
Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, к тому же между родителями Лермонтова стали возникать ссоры. В 1817г. Мать Л. Умерла, Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, а Маленький Миша остался с бабушкой. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына. Она дала Ю.П. деньги и взяла обещание не требовать сына к себе. При нарушении условий бабушка грозилась лишить внука наследства.
Л. рос болезненные ребёнком, и Е.А. возила его на кавказский воды, которые совершенно исцелили мальчика.
Бабушка сумела дать внуку прекрасное домашнее образование, он свободно владел французским и немецким языками и подготовился для поступления в Московский университетский благородный пансион, куда и был зачислен 1 сентября 1828 г. В четвёртый класс.
Л. учился прилежно. Выйдя из пансиона в 1830 г., он сразу же поступает в Московский университет.
В 1832г. Из-за участия в бунте студентов против бездарного преподавателя Малова и трений с профессорами Л. был вынужден покинуть университет и переехать в Петербург, где поступил в Школу гвардейский подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. По окончании Школы в 1834 г. М.Ю. Л. был произведён в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. Зимой 1837г., откликаясь на смерть А.С. Пушкина, М.Ю. написал стихотворение «Смерть поэта», мгновенно облетевшее весь Петербург.
Приписанные к нему 16 строк (начиная со слов «А вы, надменные потомки…») вызвали неудовольствие царского двора, арест и ссылку поэта на Кавказ, под пули горцев.
Сражаясь в Чечне, Л. проявил себя как мужественный офицер, за что и был награждён золотой саблей с надписью «За храбрость».
13 июля 1841 г. В Пятигорске в доме Верзилиных на обычном балу Л., будучи в весёлом расположении духа, подшутил над своим одноклассником по Школе гвардейских подпрапорщиков Н.С. Мартыновым. Мартынов подошёл к нему и сдержанно сказал: «Сколько раз я просил вас оставить свои шутки при дамах». Завязался спор, закончившийся вызовом на дуэль. Л. принял вызов.
Доказательством тому, что Л. считал ссору незначительной, а примирение необходимым и возможным, служит тот факт, что он, стрелявший первым, произвёл выстрел в воздух. Мартынов же решил убить Л.
Дуэль состоялась 15 июля 1841 г. Поэт был убит. Его бабушка обратилась к Николаю 1 с просьбой перевезти тело внука из Пятигорска в Тарханы. Прах поэта был погребён в фамильном склепе Арсеньевых в Тарханах, где он покоится до сих пор.
- Итак, давайте сравним ваши записи в тетради со словами на доске.
Знакомство со стихотворением «Смерть поэта»
- Слово учителя.
Невозможно представить рассказ о Л. без упоминания стихотворения, после написания которого поэт проснулся знаменитым. Это стихотворение - отклик на трагическую гибель Пушкина (Пушкин умер 29 января 1837 года) Л. был болен, когда до него дошла весть о роковой дуэли. О последних днях Пушкина он узнал от лечившего его доктора, который навещал тяжело раненного поэта. Первая часть стихотворения сохранилась в автографе, вторая его часть известна по копиям, в том числе по копии, приложенной к следственному делу «О непозволительных стихах, написанный корнетом лейб – гвардии гусарского полка Л., и о распространении оных губернским секретарём Раевским». Стихотворение разошлось во множестве списков (печатных машинок, ксероксов и т.д. тогда ещё не было); один из них, по свидетельству современников, был доставлен Николаю 1. Лермонтова и его друга – литератора и этнографа Святослава Афанасьевича Раевского, принимавшего участие в распространении стихов, арестовали и отдали под суд. 25 февраля 1837г. По высочайшему повелению был вынесен приговор: «Лейб – гвардии гусарского полка корнета Л. … перевесть тем же чином в Нижегородский драгунский полк», и в марте Лермонтов отправляется в действующую армию на Кавказ, где в это время находился данный полк.
- Давайте вспомним, почему был убит А.С. Пушкин.
- Постановка проблемного вопроса.
- Вы сейчас услышите это знаменитое стихотворение, ваша задача – представить себя в роли современников Лермонтова: в роли прогрессивно настроенной молодёжи и в роли царя и его приближённых – и ответить на вопрос, какие эмоции должно было вызвать данное стихотворение, почему реакция царя и его приближённых была столь жестокой.
3. Чтение стихотворения учителем.
4. Анализ стихотворения.
- На сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Определите границы первой части,
- прочитайте её про себя;
- прочитайте , что о ней написано в учебнике;
- прочитайте её вслух;
- Как характеризует Поэта в 1 части Л.? Найдите слова, которые создают его облик.
- Опишите облик убийцы Поэта словами автора стихотворения. Дайте свой комментарий к этим строкам.
- Определите тему этой части.
- Каким тоном написана эта часть?
- Какие бы слова вы выделили, как ключевые, при чтении?
- Определение границ второй части
- Прочитайте её про себя;
- Прочитайте, что написано о ней в учебнике;
- Каким тоном написана эта часть;
- Какой художественный приём использует автор? Для чего?
АНТИТЕЗА
- Какие бы слова вы выделили, как ключевые, при чтении?
- прочитайте её вслух;
- Определение границ третьей части
- Прочитайте её про себя;
- Прочитайте, что написано о ней в учебнике;
- Почему именно 3 часть, написанная позже, вызвала гнев властей?
- Найдите наиболее резкие обличительные строки. Против кого они направлены?
- Комментарий учителя
- Обсуждение вопроса, поставленного перед чтением стихотворения.
- Обобщение и контроль усвоения.
5. Письменный ответ на один из вопросов:
- Как я понял стихотворение Лермонтова «Смерть поэта»?
- Чем запомнилось стихотворение Лермонтова «Смерть поэта»?
Итог. – Что нового вы узнали на уроке?
Д/з. наизусть часть стихотворения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Методическая разработка урока литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова"
Урок литературы в 6 классе "Мотив одиночества в лирике М. Лермонтова" ( по программе В.Я.Коровиной) посвящен анализу стихотворений "На севере диком стоит одиноко..." и "Утес"....
Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова
Тема урока: Мотив одиночества в лирике М.Лермонтова (6 класс)1.Вступительное слово учителя. Сегодня у нас третий урок по творчеству М. Лермонтова. Мы уже говорил...
Презентация "Любовная лирика М.Лермонтова"
Данная презентация наглядно продемонстрирует особенности развития любовной лирики поэта Лермонтова....
Исследовательская работа учащихся "Тема одиночества в лирике М.Лермонтова"
Тема одиночества в лирике М.Лермонтова...
Адресаты любовной лирики М.Лермонтова
презентация дополнит урок по лирике М.Ю.Лермонтова...
Контрольная работа по лирике М. Лермонтова и его роману "Герой нашего времени"
Контрольная работа по лирике М. Лермонтова и его роману "Герой нашего времени"...