Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Цель лингвистического анализа - показать, как с помощью слов, словосочетаний, синтаксических построений выражается идейная позиция автра; научить старшеклассников видеть произведение с точки зрения сочетания лингвистического и литературоведческого анализа; показать, что язык художественной литературы отличается от литературного тем, что это язык, подчинённый задаче художественной мотивировки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bulgakov_rasskaz_psalom.docx | 26.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвострановедческий анализ художественного текста на уроках литературы.
Цель урока:
-показать текст как основу национально-культурного, социально-исторического явления
Задачи урока:
-содействовать приобщению читателя к истории и культуре народа;
-помочь старшеклассникам соотнести авторскую и реальную картину мира;
-связать биографию писателя, его мировоззрение, эстетические взгляды с изображаемыми событиями и их оценкой
Методы урока:
-творческое чтение;
-комплексный анализ текста
Форма организации учебной деятельности: коллективная
Возрастная категория: 10-11 класс
Ход урока
Лингвострановедческий анализ включает в себя:
- словарный уровень
- социально-исторический анализ (авторская позиция, эпоха, биография писателя, общественно-политические, эсте
- национально-культурную жизнь
- литературоведческий анализ (образы, идея, стиль писателя)
Порядок анализа художественного текста:
- знать содержание произведения;
- опираясь на лексику, определить время и место действия, штрихи биографии писателя;
- жанрово-композиционные особенности;
- ключевые слова в рассказе;
- ключевые образы;
- переплетение реального и фантастического;
- особенности стиля, языка
Словарная работа: псалом.
-Перед анализом рассказа определите время и место действия (опираясь на лексические приметы времени, определите, какой исторический период запечатлён в рассказе)
Чтение рассказа.
Эпоха: декрет, Туркестан, аэроплан, синдетикон, Петербург
Декрет-закон, это первые постановления советской власти.
Туркестан-область, появившаяся в 1924 году (новое название Туркмении).
Петербург-с 1914 года Петроград.
События происходят в коммунальной квартире, а коммунальные квартиры - порождение Октябрьского переворота 1917 года.
«Папа придёт-тебя застрелит», керосинка на полу – Гражданская война 1918-1922гг
Мать Славки- из состоятельных кругов. Отец – в армии, вероятно, в Белой.
Вывод: кризис белогвардейского движения, отступление, эвакуация, 1920-1921гг. Дата публикации – 1923г.
Биография писателя.
- Участь мужа Веры Ивановны, покинувшего Россию в конце Гражданской войны, могла постигнуть и Булгакова, мобилизованного в качестве врача, если бы в 1920г тиф не приковал его к постели.
- 1921 год. Живёт в коммунальной квартире, на полу-керосинка.
- Соседи по квартире Шурка, Наташка. Их имена встречаются в рассказе «Самогонное озеро».
- Дружба героя рассказа со Славкой. Булгаков любил детей, играл с ними.
Жанрово-композиционные особенности.
- Композиция рассказа строится на диалогах (вопрос-ответ)
- Реплики заканчиваются многоточиями, свидетельствующими о волнении.
- Авторские ремарки помогают понять, что рассказ можно переделать в одноактную пьесу.
- В то же время это рассказ, состоящий из монологов, лирических отступлений.
Вывод: это произведение на стыке двух жанров- драматургии и прозы.
Ключевые слова в тексте.
Дверь, чайник, петли, конус, пуговицы, псалом, как-нибудь проживём.
Дверь-место, куда прикован взгляд героя, он ждёт появления любимой.
Дверные петли-они поют приятно и радостно, когда она входит в комнату, и неприятно, когда выходит.
Чайник, конусы света – это маленький очаг любви, тепла посреди холодной Москвы.
Пуговица (мир вещей), псалом (мир духовности, внутренний мир героя).
Как-нибудь проживём- утешение, попытка противиться тоске, печали, злу; твёрдость, решимость, уверенность).
Ключевые образы, используемые в рассказе.
Велосипед, мгла, свет, огонь
Велосипед – любимое развлечение Булгакова, Коровьев на арене цирка появится на велосипеде.
Мгла – укрывает возлюбленных, мгла поглотит Воланда.
Свет – в комнате героя, это отблески света, который не получил Мастер.
Огонь – маленький радостный ад, очистительный огонь, сжигающий подвал.
Переплетение реального и фантастического.
Вставная новелла, в которой герой, реальный Славка, становится героем сказки.
Язык рассказа.
- литературная лексика (псалом, фрак, туфли, паркет);
- живая разговорная речь (негодяй, морда, гвалт, бишь, хвать);
- речевая манера самого Булгакова (извольте, я полагаю, если я не ошибаюсь);
Вывод: в маленьком произведении писателя отразились особенности его творчества – точность в описании места и времени, деталей предметов и событий, драматургичность прозы, верность излюбленным мотивам, переплетение реального и фантастического, тонкого юмора, иронии с глубоким мировоззрением.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ художественного текста на уроке литературы
Преобладание филологии над чтением - вот, наверное, главная причина и исток того, что дети неохотно читают программные произведения. Однако обучение анализу художественного текста - обязательное ...
Анализ художественного текста на уроках литературы
Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество. Если читатель лишен воображения, ни одна ...
Интерпретация художественного текста на уроках литературы как средство формирования творческого мышления. (Головко Е.В., учитель русского языка и литературы гимназии №96)
«Истинное спасение в культуре», - утверждал Н.К. Рерих, великий художник и гуманист, посвятивший всю свою жизнь установлению принципов Красоты и Культуры в жизни человечества, подчеркивал светон...
Изучение художественных текстов на уроках литературы: воспитание, анализ, виды и формы работы с текстами разных родов.
Изучение художественных текстов как средство воспитания, анализ, виды и формы работы с текстами на уроках литературы....
Формирование УУД в процессе анализа художественного текста на уроках литературы
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов к деятельности учителя стали предъявляться новые требования. Одним из таких требований является реализация универсальных учебны...
Формирование навыков анализа и интерпретации художественного текста на уроках литературы
Художественный текст – предмет исследования учителя и учащихся на уроках литературы, это путь к познанию мировоззрения писателя, особенностей той или иной эпохи, общечеловеческих нравственных за...
ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА НА УРОКЕ ЛИТЕРАТУРЫ
Статья учителя посвящена проблемам интерпретации и понимания текста классической литературы на уроках в средней школе в условях инновационных подходов к образованию, современным путям анализа текста п...