Нравственное воспитание на уроках литературы
статья по литературе по теме
Педагогическое сопровождение реализации стандартов нового поколения в ОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.rar | 7.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Аристархова Татьяна Владиславовна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «СОШ №10»
г. Выборг, Ленинградская обл.
Нравственное воспитание на уроках литературы
Модернизация образовательной деятельности современной школы и обозначение приоритета воспитания в последних документах Министерства образования отражают государственную политику в образовательных учреждениях и вызывают необходимость осмысления ведущих аспектов деятельности школы в учебно-воспитательном процессе.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования, но законы нравственности, несущие гуманистические основы общечеловеческих ценностей, неподвластны никаким переменам.
В связи с пренебрежением людьми нормами морали, ростом агрессивности, инфантильности, жестокости в обществе первостепенной задачей современной образовательной системы, представляющей собой важный компонент социального заказа, является нравственное воспитание обучающихся.
Существует много определений понятия «нравственное воспитание», но мы остановимся на определении, данном А.И. Шемшуриной, профессором, заведующей лабораторией воспитания нравственно – этической культуры Гос НИИ семьи и воспитания, в статье «Нравственное воспитание школьников». Нравственное воспитание - процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания - понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).
Как показывает педагогическая практика и ее анализ, наиболее значимыми на сегодняшний день следует считать следующие нравственные критерии:
Гуманизм, в основе которого заложено уважение и доброжелательность по отношению к другому человеку, доброта как источник чувства, действия и отношения к окружающему миру.
Ответственность как моральная готовность держать ответ за свои мысли и действия, соотносить их с возможными последствиями.
Долг как сознание и готовность к проявлению своих обязанностей перед государством, обществом, людьми и самим собой.
Совестливость как регулятивная основа всей жизнедеятельности человека.
Чувство собственного достоинства как нравственное самоутверждение на основе эмоционально – рефлексивной и позитивно окрашенной установки на самоуважение и уважение к другому человеку.
Любовь к родине, гуманизм, толерантность, патриотизм, миролюбие, доброта, уважение к людям. Необходимо задуматься над тем, как эти общечеловеческие ценности формируются в сознании тех, кто приходит к нам на урок, доверяет свою душу, высказывает свое мнение. В этом смысле на преподавателе литературы лежит огромная ответственность, так как художественное произведение – богатый источник переживаний –способствует обогащению картины мира читающего, позволяет ему в процессе анализа ситуации приобретать знания о принятых в обществе нормах поведения, о вариантах решения нравственных проблем, давать оценку происходящему, ставя себя на место героя, перенося в ту жизненную ситуацию, которая описывается в произведении. Поэтому анализ художественного произведения должен быть не только обучающим, но и этически впечатляющим, эмоционально насыщенным, способствующим усилению воспитательного воздействия. Именно такой подход может обеспечить уроку литературы нравственную роль в жизни подрастающего поколения, сформировать такие качества личности, как долг, честь, совесть, достоинство. Важно, чтобы в процессе изучения курса литературы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ученика.
Осуществляя данную направленность процесса воспитания на уроках литературы, в 5-7классах следует обращать внимание обучающихся на характер авторской оценки поведения и поступков героев, а также на причины того или иного отношения автора к своим персонажам. Это позволяет выявить некие грани авторского идеала, почувствовать, на стороне каких персонажей его симпатии. Например, изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе», рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой», повести В.Распутина «Уроки французского» способствует формированию у обучающихся базовых понятий нравственного сознания, правильного представления о том, что хорошо, а что плохо, что есть добро, а что зло.
В 8-9 классах важна идейно – нравственная позиция героев произведения и отношение к ним автора. Выявляя своеобразие авторской позиции, можно сопоставить идеалы и взгляды разных писателей, живших в одну эпоху, и затронуть сходные темы: тему дружбы (Печорин и Грушницкий – герои романа М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени») и (Онегин и Ленский – герои романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»). Несомненно, обсуждение данного вопроса показывает, как трудно движение человека к простой и понятной, казалось бы, жизненной истине, через которую он должен пройти, чтобы умом и сердцем понять величие и значимость истинной дружбы, чести, человеческого достоинства, а также учит подростков отличать истинные ценности от мнимых и объективно использовать нравственные критерии при оценке различных ситуаций.
В 10-11 классах полезно показать, как этический идеал писателя воплощается не только в рамках одного произведения, а во всем его творчестве. Анализируя рассказы И.А.Бунина о любви, учащиеся делают вывод, что любовь для автора – великая ценность, что–то неуловимое и естественное, ослепляющее человека, действующее на него, как солнечный удар. Любовь – это великая бездна, потому так загадочна и необъяснима, сильна и мучительна. Человек, познавший любовь, приобщившийся к ее тайнам, становится более добрым, благородным, душевно щедрым.
На данном этапе изучения литературы уже на более высоком теоретическом уровне осваиваются философские и мировоззренческие основы морали как формы общественного сознания. Мы говорим о нравственных нормах в жизни общества и индивида. Герои произведений А.И.Солженицына, праведники являются образцом для подражания, они борются за доброту, духовность, справедливость, но при этом не забывают о человечности и нравственности. «Без них не стоит село, ни город, ни вся земля наша»,- говорит автор в рассказе «Матренин двор».
В рамках школьной программы по литературе особо следует отметить уроки внеклассного чтения. Их преимущество в том, что преподаватель может отобрать эстетически значимый материал в зависимости от индивидуальных особенностей подростков. Так уроки по книгам Е.Мурашовой «Полоса отчуждения», Л.Евгеньевой «Лягушка», Ю.Нагибина «Эхо» никого не оставили равнодушным. Герои этих произведений личным примером учат вести себя с окружающими людьми, не проходить мимо тех, кто нуждается в помощи, заботе, сочувствии, кто лишился дома, семьи.
«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре – одна важней другой. Захромает какая – весь свет внаклон»,- говорит В.Распутин в повести «Пожар». Необходимо убедить, насколько важны для человека его корни. Ведь как только он порывает с домом, семьей, родной землей, он лишается тех нравственных устоев, которые
вырабатывались веками, и ему открывается возможность для всякого рода негативных проявлений. И литература знает такие примеры: воровство (Егор Прокудин из «Калины красной»), поиски легкой жизни (Егорша Ставров из «Пряслиных»). Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям, постигая которые, учащиеся приобретают духовно-нравственный опыт, расширяют эстетический кругозор, вырабатывая при этом собственную систему правил, помогающую жить по законам нравственности.
Воспитание духовно развитой личности, готовой к созидательной деятельности, имеющей гражданскую позицию, обладающей чувством патриотизма, любви к ценностям отечественной культуры невозможно вдали от родины.
« Родной край, его история – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества», - писал академик Д.С. Лихачев. В известной книге «Письма о добром » он целую главу посвятил жемчужине нашего края – парку Монрепо. Прививать любовь к родному краю, приобщать к его культурным ценностям необходимо со школьной скамьи, чтобы каждый испытывал гордость за тот уголок земли, где он родился и вырос. Это направление нравственного воспитания может обеспечить такой вид работы, как литературное краеведение:
книжные выставки, презентации книжных новинок или книг, которые сегодня незаслуженно забыты, выпуск информационных пособий, создание мультимедийных пректов, встречи с работниками библиотеки, Краеведческого музея, парка Монрепо, посещение учреждений культуры города Выборга.
Таким образом, осуществляя социальный заказ общества на духовно – нравственное воспитание обучающихся, можно сделать вывод, что взаимосвязь литературы и нравственности естественна и органична, поскольку объединена этическими критериями и ситуациями поиска человеком высших смыслов. Изучение произведений художественной литературы способствует повышению нравственного сознания, о чем свидетельствуют сочинения учеников, беседы, устные ответы на уроке, поведение в неформальной обстановке, отношение друг к другу, к взрослым, а также результаты, полученные при анкетировании, тестировании и наблюдении.
Литература
1.Федосова Н.А., кандидат педагогических наук. Духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе.- http://www.verav.rv/common/mpublic.php?num=11
2. Шемшурина А.И., профессор, зав. лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Гос НИИ семьи и воспитания. Нравственное воспитание школьников.-
http://lipicy.edusite.ru/p24aal.html
3.Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. Белгород, 1994
4. Примерные программы по литературе Основного общего образования и Среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нравственное воспитание на уроках литературы (из опыта работы)
В общественной атмосфере сегодняшнего дня очень важны вопросы нравственного воспитания. Эта проблема, от которой зависит будущее страны. Большая роль в воспитании нравственного человека отводится русс...
Нравственное воспитание на уроках литературы
Материал содержит выступление на педчтениях по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы + презентация ....
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в условиях сельского социокультурного комплекса
В данной статье сделана попытка выявить духовно-нравственный потенциал уроков литературы как ресурс духовно-нравственного возрождения сельского социума....
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Задача учителя - воспитывать высокую духовно-нравственную культуру личности. Как можно решить эту задачу на уроках литературы при изучении произведений школьной программы? На каких произведениях акцен...
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы
Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы...
Личность учителя и нравственное воспитание на уроках литературы
Выступление на методобъединении из опыта работы...
Статья "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы и русского языка, 5 класс
Размышления о возможности воспитания учащихся на уроках литературы и русского языка посредством слова. Статья сопровождается электронным приложением. Материалы из опыта работы учителя русского я...