КВН в 6,7,8 классах по литературе.
презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

Кирюхина Ольга Григорьевна

Презентация к юбилею Н.В.Гоголя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_meropriyatie_po_literature.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе для 6,7,8 классов « И вновь открываем для себя Н.В.Гоголя»

Форма проведения: игра КВН

Цели:

 - подчеркнуть место творчества Н.В. Гоголя в русской мировой литературе; расширить и  углубить   представления  уч-ся  о  комедии  Гоголя «Ревизор»,повести «Тарас Бульба»,повести «Ночь перед рождеством»; учить  обращать  внимание  на  детали, характеризующие  героев;

- вырабатывать навыки работы с текстом художественного
произведения
 

- развивать логическое и творческое мышление учащихся через игровые моменты;

- воспитывать интерес к творческим и жизненным этапам писателя;

- формировать  у учащихся интерес к чтению.

 Ход урока.

1. Вступительное слово.

- Здравствуйте, ребята и гости! Сегодня мы проводим игру КВН по литературе, посвещённую творчеству Н.В.Гоголя.(название темы на доске, портрет Гоголя на слайде№1)

- Как вы думаете,почему мы выбрали именно этого писателя?(В этом году в апреле исполняется 200 лет со дня его рождения). Прочитаем указ президента, принятый в связи с этим.(слайд №2)

16 апреля 2007 года N 491

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПРАЗДНОВАНИИ 200-ЛЕТИЯ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.В. ГОГОЛЯ

Учитывая значение творчества Н.В. Гоголя для отечественной и мировой культуры и в связи с исполняющимся в 2009 году 200-летием со дня его рождения, постановляю:

1. Принять предложение Правительства Российской Федерации о праздновании в 2009 году 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя.

2. Правительству Российской Федерации:

образовать организационный комитет по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя;

обеспечить разработку и утверждение плана основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя.

3. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации принять участие в подготовке и проведении празднования 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

16 апреля 2007 года

N 491

- Эпиграфом к нашему мероприятию станут слова Н.Г.Чернышевского «Мы не знаем, как могла бы Россия обойтись без Гоголя.»(слайд№3)

2. Объяснение правил игры.

 -Каждый класс составляет команду. Задания к конкурсу подобраны по произведениям, которые вы изучали в этом году:8 классу по комедии  Гоголя «Ревизор»,7 классу по повести «Тарас Бульба»,6 классу по повести «Ночь перед рождеством». Будут проведены стандартные конкурсы КВН: приветствие, разминка, домашнее задание, конкурс капитанов;  дополнительные:«Кроссворд» и игра со зрителями. В конце каждого конкурса жюри подводит итоги.

3.  конкурс «Приветствие»5 минут

Команды по очереди произносят свои названия и девизы.

4. конкурс «Разминка»5 минут

- В этом конкурсе вы прочитаете описания героев из произведений Гоголя и напишете, о ком идет речь.

6 класс.

1.По выходе отца своего она долго еще принаряживалась и жеманилась перед небольшим в оловянных рамках зеркалом и не могла налюбоваться собою. "Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? — говорила она, как бы рассеянно, для того только, чтобы об чем-нибудь поболтать с собою. Лгут люди, я совсем не хороша". Но мелькнувшее в зеркале свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, вдруг доказало противное. "Разве черные брови и очи мои, — продолжала красавица, не выпуская зеркала, — так хороши, что уже равных им нет и на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? и в щеках? и в губах? (Оксана Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством» (из сб. Вечера на хуторе близ Диканьки))

2.Минуту спустя вошел в сопровождении целой свиты величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. Волосы на нем были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать. Все генералы, которые расхаживали довольно спесиво в золотых мундирах, засуетились, и с низкими поклонами, казалось, ловили его каждое слово и даже малейшее движение, чтобы сейчас лететь выполнять его. Но гетьман не обратил даже и внимания, едва кивнул головою и подошел к запорожцам. (Потемкин Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством» (из сб. Вечера на хуторе близ Диканьки)

 3.Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков (которым, не мешает, между прочим, заметить, мало было нужды до красоты), что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович (конечно, если дьячихи не было дома), и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. И, к чести ее сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них и в ум не приходило, что у него есть соперник.. И дворянин нарочно для этого давал большой крюк, прежде чем достигал шинка, и называл это — заходить по дороге. А пойдет ли, бывало, ……… в праздник в церковь, надевши яркую плахту с китайчатою запаскою, а сверх ее синюю юбку, на которой сзади нашиты были золотые усы, и станет прямо близ правого крылоса, то дьяк уже верно закашливался и прищуривал невольно в ту сторону глаза; голова гладил усы, заматывал за ухо оселедец и говорил стоявшему близ его соседу: "Эх, добрая баба! черт-баба!" (Солоха Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством» (из сб. Вечера на хуторе близ Диканьки))

4. «…Силач и детина хоть куда…был богобоязливый человек и писал часто образы святых»(кузнец Вакула)  

5. «…Несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист. Притом шаровары, которые он носил . били так широки, что ,какой бы большой он ни сделал шаг, ног было совершенно не заметно, и казалось – винокуренная кадь двигалась по улице».(пузатый Пацюк)

7 класс.

 1. Это были два дюжие молодца, еще смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого еще не касалась бритва. Они были очень смущены таким приемом отца и стояли неподвижно, потупив глаза в землю. (Андрей и Остап Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

2. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века. Она миг только жила любовью, только в первую горячку страсти, в первую горячку юности, и уже суровый прельститель ее покидал ее для сабли, для товарищей, для бражничества. Она видела мужа в год два-три дня, и потом несколько лет о нем не бывало слуху. Вся любовь, все чувства, все, что есть нежного и страстного в женщине, все обратилось у ней в одно материнское чувство. Она с жаром, с страстью, с слезами, как степная чайка, вилась над детьми своими. Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее, берут для того, чтобы не увидеть их никогда! Кто знает, может быть, при первой битве татарин срубит им головы и она не будет знать, где лежат брошенные тела их, которые расклюет хищная подорожная птица; (Мать Н.В.Гоголь «Тарас Бульба»)

3. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте….

..... Грудь, шея и плечи заключились в те прекрасные границы, которые назначены вполне развившейся красоте; волосы, которые прежде разносились легкими кудрями по лицу ее, теперь обратились в густую роскошную косу, часть которой была подобрана, а часть разбросалась по всей длине руки и тонкими, длинными, прекрасно согнутыми волосами упадала на грудь. ( Дочь ковенского воеводы Н.В.Гоголь )

4…весь он был создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь козаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне , называя их холопьями польских ханов…Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия.(Тарас Бульба)

5. Всё лицо её было смугло, изнурено недугом; широкие скулы выступали сильно над опавшими под ними щеками; узкие очи поднимались дугообразным разрезом кверху, и чем больше он (Андрий ) всматривался в черты её, тем более находил в них что-то знакомое. ( Татарка, служанка панночки, дочери воеводы)

  1. класс.

1.« Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно». (Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский)

2. «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения». (Хлестаков)

3. «  Беру взятки, но чем взятки? Борзыми щенками» (судья Ляпкин-Тяпкин)

4.« Человек, напуганный частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чем грешен». (Лука Лукич Хлопов — смотритель училищ).

5. «Ничего, ничего, я так: петушком, петушком побегу за дрожками. Мне бы только немножко в щелочку-то, в дверь этак посмотреть, как у него эти поступки». (помещик П.И.Бобчинский "Ревизор")

5. конкурс «Домашнее задание»15 минут                  Учащиеся показывают театрализованные отрывки из произведений Н.В. Гоголя не более 5 минут каждый.

6. Конкурс «Кроссворд» 7 минут      Командам  раздаются  листы  с   кроссвордом.             

7 класс.

  1. Жанр произведения «Тарас Бульба».
  2.  Художественно-выразительное средство, основанное на сопоставлении и используемое в следующем предложении: «сердца их встрепенулись, как птицы».
  3. Имя старшего сына главного героя.
  4. К этому предмету привязали Тараса Бульбу во время его казни.
  5.  Военная должность Тараса Бульбы.
  6. Этой национальности была любимая Андрия.
  7. Так называли казаки польское дворянство.
  8. Это учебное заведение окончили сыновья Тараса Бульбы.
  9. Эта часть Украины  была родиной Тараса Бульбы и других казаков.
  10. За торжество этой религии бился Тарас Бульба.
  11. К этому роду литературы относится произведение «Тараса Бульба».
  12. Так казаки называли атамана.
  13. Трубка для курения.
  14. Холодное оружие казаков.

Ответы: 1. Повесть. 2. Сравнение. 3. Остап. 4. Дерево. 5. Полковник. 6. Полячка. 7. Шляхта. 8. Бурса. 9. Запорожье. 10. Православие. 11. Эпос. 12. Кошевой. 13. Люлька. 14. Сабля.

                                        8 класс.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1.Цвет, который  больше  всего  идет  Анне  Андреевне, по  ее  убеждениям.

2.Жильцы  номера  гостиницы, где  остановился  Хлестаков, что                                   «  прошлого  года  подрались».

3.Как  называет Анна  Андреевна  свой  уездный  город?

4.Назание  рыбицы,  о  которой  мечтает  городничий.

5.  Имя  той,  что  принесла  Хлестакову «ковер  самый  лучший».

6. Место  первой  встречи  Бобчинского  и  Добчинского  с  Хлестаковым.

7.Фамилия  унтер-офицерши.

8.В  форме  единственного  числа  одно  из  собирательных  возмущенно-бранных  слов  Городничего  в  финальном  монологе.

9. Имя  святого, в  честь  которого  городничий  норовит  отмечать  свой второй   день  именин.

10. Имя  сынишки  Добчинского.

11.  Внесценические  персонажи  числом  в  35 000.

12.Фамилия  одного  из  купцов, подававших  жалобу  на  городничего.

По  горизонтали   -  название  деревни,  куда  едет  Хлестаков.

Ответы:                                                                                                                      1. 1.Палевый  2.Офицеры  3. Деревня..4. Корюшка  5. Авдотья   6. Трактир

7. Иванова  8. Либерал   9. Онуфрий  10. Ванечка

11. Курьеры  12.  Абдулин

7 класс.

7. Конкурс капитанов «Восстанови сюжет». 3 мин.

Капитанам команд раздаются иллюстрации к произведениям Н.В.Гоголя. Нужно расположить их в правильном порядке (по сюжету).

Пока капитаны выполняют задание, проводится игра со зрителями.

Вопросы.

 Определите, кому из героев Н.Гоголя  принадлежат реплики:

                                      6 класс

  1. Привези мне черевички, которые сама царица носит!( Оксана)
  2. Не дам никому смеяться над собою!( Вакула)
  3. Больно поколотил проклятый кузнец!(Чуб)

                                 7 класс.

  1. Терпи, козак,- атаманом будешь!( Тарас Бульба)
  2. Батько! Где ты? Слышишь ли ты? ( Остап)
  3. А мы вот лучше покажем им, что такое нападать на безвинны людей. Прежде били добре, а уж теперь побьём так , что и  пят не унесут      домой!( куренной атаман Кокубенко)

                                      8 класс.

  1. Я люблю поесть. Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия  (Хлестаков "Ревизор")
  2. Бывали трудные случаи в жизни, сходили, еще даже и спасибо получал, авось Бог вынесет и теперь. (Городничий "Ревизор")
  3. Этому не учите, это я делаю не то чтобы из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнавать, что нового на свете. (Почтмейстер "Ревизор")

7. Подведение итогов игры.

- Жюри подводит итоги. Награждаются победители-лучшие знатоки творчества Н.В.Гоголя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 7 классе Древнерусская литература. «Поучение Владимира Мономаха». «Повесть временных лет»

Презентация-сопровождение урока рассказывает о зарождении древнерусской литературы, её особенностях, жанрах...

Конспект урока литературы в 7 классе "Русская литература 18 века и ее традиции"

Конспект  урока  литературы  в   7  классе   "Русская   литература  18  века  и  ее  традиции"...

Урок-исследование по литературе в 11 классе. Изучение литературы XXI века в 11 классе. Анализ рассказа Л.Петрушевской «Гигиена».

К началу ХХI века споры о постмодернизме завершились. Постмодернизм вступил в свои права, потому что это не только литература, но и философия, и окружающая действительность. Общество вступило в постин...

Рабочая программа «Литература» для 5 класса .УМК «Литература» для 5 класса под ред. В.Я.Коровиной.

Рабочая  программа «Литература» для 5  класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (2004 г.), Федеральный базисный учебный план (2004) и П...