Статья "Элементы театральной педагогики при освоении учащимися программного материала по литературе"
статья по литературе (11 класс) на тему
Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serdakova_n.docx | 14.38 КБ |
serdakova_n.docx | 14.38 КБ |
serdakova_n.docx | 14.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Сердакова Н.В.
Элементы театральной педагогики при освоении учащимися
программного материала по литературе
В период с 2004 по 2014 год в старших классах ГБОУ школы № 510 Московского района Санкт-Петербурга проводился своего рода эксперимент: работа с применением технологии и методики театральной педагогики на уроках литературы. За основу была взята авторская программа Сердакова Е.Г. «Театральная педагогика в школе». Цель эксперимента: разбудить в учащихся воображение и образное видение литературного материала, повысить интерес к предмету.
Все мы знаем, что не так просто заставить сегодня ученика внимательно прочитать даже программные произведения по литературе, не говоря о достаточно полном знакомстве с творчеством того или иного писателя. Современного школьника пугает объём романов Гончарова, Достоевского, Толстого… Куда проще найти в Интернете тот или иной фрагмент нужного текста и, не утруждая себя перелистыванием страниц книги и долгим чтением, сделать нужное к уроку задание. Всё быстро, просто и очень поверхностно…
Театр сам по себе всегда привлекателен для детей, в младшем школьном возрасте они очень любят смотреть спектакли, любят сами выходить на школьную сцену, с увлечением занимаясь со своими педагогами инсценированием сказок, басен . Взрослея, дети, к сожалению, теряют этот интерес, стесняются, боятся насмешек сверстников, всё больше уходят в себя… но в душе многие по – прежнему мечтают о сценическом творчестве. Эту детскую мечту надо обязательно понять! Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ.
Используя доминанту в поведении учащегося, занимающегося театральным искусством ( стремление выйти на сцену, сыграть роль), мы предлагаем на первом этапе пофантазировать в русле сюжета литературного произведения, постепенно постигая его и уточняя всевозможные аспекты. Волей-неволей наш исполнитель всё внимательней читает данное произведение, осваивает творческую манеру автора, постигает характеры героев, суть конфликта, особенность стиля, языка.
Так, работая над спектаклем «Ночь», старшеклассники старались постичь Петербург Гоголя и Достоевского, работая над спектаклем «Вариации», погружались в творчество Ростана, Шекспира, Островского, работая над спектаклем «И вечный бой!» увлекались поэзией Блока, в процессе работы над театрализованным представлением «С любимыми не расставайтесь!» открывали для себя мир Марины Цветаевой и поэтов-шестидесятников.
В процессе такого погружения происходит интеграция литературы в эмоционально-чувственную природу ребёнка, он познаёт и постигает прочитанное, как бы «пропуская» через своё «я».
Результатом данного эксперимента можно считать тот факт, что повысился интерес к литературе как школьному предмету, дети стали больше читать, активно участвовать в дискуссиях на ту или иную тему, у них появились любимые авторы, любимые произведения, творческие работы отличаются самостоятельностью мышления, зрелостью суждений и личностной оценкой; как результат вышеизложенного – достаточно высокий уровень знаний и успешно сданный экзамен по литературе в формате ЕГЭ.
Результатом работы можно считать также создание в школе театральной студии, в которой с удовольствием занимаются учащиеся 9-11 классов. Детищем студии стал школьный театр «Гранада», который смело заявил себя на районной и городской сценах. За последние семь лет школьный театр ежегодно становился победителем районных конкурсов детских творческих коллективов, победителем или призёром городских конкурсов, стал дипломантом VIII, X, XI Брянцевского фестиваля детских театральных коллективов.
Главный же результат, на наш взгляд, состоит в том, что старшеклассники стали воспринимать литературу не только в качестве школьного предмета, а как вид искусства, без которого уже не мыслят своей жизни.
Предварительный просмотр:
Сердакова Н.В.
Элементы театральной педагогики при освоении учащимися
программного материала по литературе
В период с 2004 по 2014 год в старших классах ГБОУ школы № 510 Московского района Санкт-Петербурга проводился своего рода эксперимент: работа с применением технологии и методики театральной педагогики на уроках литературы. За основу была взята авторская программа Сердакова Е.Г. «Театральная педагогика в школе». Цель эксперимента: разбудить в учащихся воображение и образное видение литературного материала, повысить интерес к предмету.
Все мы знаем, что не так просто заставить сегодня ученика внимательно прочитать даже программные произведения по литературе, не говоря о достаточно полном знакомстве с творчеством того или иного писателя. Современного школьника пугает объём романов Гончарова, Достоевского, Толстого… Куда проще найти в Интернете тот или иной фрагмент нужного текста и, не утруждая себя перелистыванием страниц книги и долгим чтением, сделать нужное к уроку задание. Всё быстро, просто и очень поверхностно…
Театр сам по себе всегда привлекателен для детей, в младшем школьном возрасте они очень любят смотреть спектакли, любят сами выходить на школьную сцену, с увлечением занимаясь со своими педагогами инсценированием сказок, басен . Взрослея, дети, к сожалению, теряют этот интерес, стесняются, боятся насмешек сверстников, всё больше уходят в себя… но в душе многие по – прежнему мечтают о сценическом творчестве. Эту детскую мечту надо обязательно понять! Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ.
Используя доминанту в поведении учащегося, занимающегося театральным искусством ( стремление выйти на сцену, сыграть роль), мы предлагаем на первом этапе пофантазировать в русле сюжета литературного произведения, постепенно постигая его и уточняя всевозможные аспекты. Волей-неволей наш исполнитель всё внимательней читает данное произведение, осваивает творческую манеру автора, постигает характеры героев, суть конфликта, особенность стиля, языка.
Так, работая над спектаклем «Ночь», старшеклассники старались постичь Петербург Гоголя и Достоевского, работая над спектаклем «Вариации», погружались в творчество Ростана, Шекспира, Островского, работая над спектаклем «И вечный бой!» увлекались поэзией Блока, в процессе работы над театрализованным представлением «С любимыми не расставайтесь!» открывали для себя мир Марины Цветаевой и поэтов-шестидесятников.
В процессе такого погружения происходит интеграция литературы в эмоционально-чувственную природу ребёнка, он познаёт и постигает прочитанное, как бы «пропуская» через своё «я».
Результатом данного эксперимента можно считать тот факт, что повысился интерес к литературе как школьному предмету, дети стали больше читать, активно участвовать в дискуссиях на ту или иную тему, у них появились любимые авторы, любимые произведения, творческие работы отличаются самостоятельностью мышления, зрелостью суждений и личностной оценкой; как результат вышеизложенного – достаточно высокий уровень знаний и успешно сданный экзамен по литературе в формате ЕГЭ.
Результатом работы можно считать также создание в школе театральной студии, в которой с удовольствием занимаются учащиеся 9-11 классов. Детищем студии стал школьный театр «Гранада», который смело заявил себя на районной и городской сценах. За последние семь лет школьный театр ежегодно становился победителем районных конкурсов детских творческих коллективов, победителем или призёром городских конкурсов, стал дипломантом VIII, X, XI Брянцевского фестиваля детских театральных коллективов.
Главный же результат, на наш взгляд, состоит в том, что старшеклассники стали воспринимать литературу не только в качестве школьного предмета, а как вид искусства, без которого уже не мыслят своей жизни.
Предварительный просмотр:
Сердакова Н.В.
Элементы театральной педагогики при освоении учащимися
программного материала по литературе
В период с 2004 по 2014 год в старших классах ГБОУ школы № 510 Московского района Санкт-Петербурга проводился своего рода эксперимент: работа с применением технологии и методики театральной педагогики на уроках литературы. За основу была взята авторская программа Сердакова Е.Г. «Театральная педагогика в школе». Цель эксперимента: разбудить в учащихся воображение и образное видение литературного материала, повысить интерес к предмету.
Все мы знаем, что не так просто заставить сегодня ученика внимательно прочитать даже программные произведения по литературе, не говоря о достаточно полном знакомстве с творчеством того или иного писателя. Современного школьника пугает объём романов Гончарова, Достоевского, Толстого… Куда проще найти в Интернете тот или иной фрагмент нужного текста и, не утруждая себя перелистыванием страниц книги и долгим чтением, сделать нужное к уроку задание. Всё быстро, просто и очень поверхностно…
Театр сам по себе всегда привлекателен для детей, в младшем школьном возрасте они очень любят смотреть спектакли, любят сами выходить на школьную сцену, с увлечением занимаясь со своими педагогами инсценированием сказок, басен . Взрослея, дети, к сожалению, теряют этот интерес, стесняются, боятся насмешек сверстников, всё больше уходят в себя… но в душе многие по – прежнему мечтают о сценическом творчестве. Эту детскую мечту надо обязательно понять! Театр и литература неразрывно связаны, и дети, увлечённые театром, обязательно увлекутся и литературой, с удовольствием будут постигать тайну СЛОВА, «заболеют» желанием воплотить слово в образ.
Используя доминанту в поведении учащегося, занимающегося театральным искусством ( стремление выйти на сцену, сыграть роль), мы предлагаем на первом этапе пофантазировать в русле сюжета литературного произведения, постепенно постигая его и уточняя всевозможные аспекты. Волей-неволей наш исполнитель всё внимательней читает данное произведение, осваивает творческую манеру автора, постигает характеры героев, суть конфликта, особенность стиля, языка.
Так, работая над спектаклем «Ночь», старшеклассники старались постичь Петербург Гоголя и Достоевского, работая над спектаклем «Вариации», погружались в творчество Ростана, Шекспира, Островского, работая над спектаклем «И вечный бой!» увлекались поэзией Блока, в процессе работы над театрализованным представлением «С любимыми не расставайтесь!» открывали для себя мир Марины Цветаевой и поэтов-шестидесятников.
В процессе такого погружения происходит интеграция литературы в эмоционально-чувственную природу ребёнка, он познаёт и постигает прочитанное, как бы «пропуская» через своё «я».
Результатом данного эксперимента можно считать тот факт, что повысился интерес к литературе как школьному предмету, дети стали больше читать, активно участвовать в дискуссиях на ту или иную тему, у них появились любимые авторы, любимые произведения, творческие работы отличаются самостоятельностью мышления, зрелостью суждений и личностной оценкой; как результат вышеизложенного – достаточно высокий уровень знаний и успешно сданный экзамен по литературе в формате ЕГЭ.
Результатом работы можно считать также создание в школе театральной студии, в которой с удовольствием занимаются учащиеся 9-11 классов. Детищем студии стал школьный театр «Гранада», который смело заявил себя на районной и городской сценах. За последние семь лет школьный театр ежегодно становился победителем районных конкурсов детских творческих коллективов, победителем или призёром городских конкурсов, стал дипломантом VIII, X, XI Брянцевского фестиваля детских театральных коллективов.
Главный же результат, на наш взгляд, состоит в том, что старшеклассники стали воспринимать литературу не только в качестве школьного предмета, а как вид искусства, без которого уже не мыслят своей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
Педагогическая диагностика освоения программного материала по математике у учащихся среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучени...
Педагогическая диагностика уровня освоения программного материала по письму учащимися среднего и старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью (5-7 класс)
Педагогическая диагностикауровня освоения программного материала по письмуучащимися среднего и старшего школьного возрастас интеллектуальной недостаточностью(5-7 класс)«По программе обучения глу...
Индивидуальный контроль за усвоением учащимися программного материала по технологии в условиях развивающей направленности обучения.
Один из вариантов построения системы оценивания достижений обучающихся на уроках технологии.Принцип проблемного обучения.Принцип оптимальности различных видов мыслительной деятельности.Принцип индивид...
1. Результаты освоения учащимися образовательных программ по литературе (по данным школьного мониторинга)
Результаты освоения учащимися образовательных программ по литературе (по данным школьного мониторинга)...
«Использование приемов театральной педагогики для обучения разным видам речевой деятельности в освоении иностранных языков»
Театральная деятельность как нельзя лучше подходит для развития коммуникативных навыков, помогает детям овладеть средствами коммуникации, потому что во время занятий большое внимание уделяется формиро...
Повышение интереса учащихся на уроках литературы приемами театральной педагогики.
В данной статье описываются формы работы по повышению мотивации у учащихся на уроках литературы методом театральной педагогики.Инсценировка отдельных эпизодов создает на уроке благоприятную эмоциональ...
Комплекс диагностических материалов по освоению дошкольниками программного материала по английскому языку «Английский для дошкольников»
Педагогическая диагностика позволяет решать следующие задачи:- осуществлять обратную связь в педагогическом процессе.- является основой для дифференциации и индивидуализации педагогического проц...