Г.Ладонщиков.Наши друзъя.
план-конспект урока по литературе по теме

Фролова Людмила Анатольевна

конспект урока по  литературному чтению коррекционная школа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_chteniyu.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное (областное)  специальное  (коррекционное)   образовательное учреждение    для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)  общеобразовательная    школа – интернат  VIII вида №4

УЧИТЕЛЬ:    ФРОЛОВА   ЛЮДМИЛА     АНАТОЛЬЕВНА

2013 год.

Тема: Наши друзья. Г.Ладонщиков.

Цель: ознакомление учащихся с произведением Г. Ладонщикова “Наши друзья”.

Задачи:

1. Познакомить с произведением “Наши друзья”; углубить знания детей о птицах - пернатых друзьях;  повторить дни недели; вырабатывать у обучающихся навыки правильного, беглого, осознанного, выразительного чтения; развивать умение ориентироваться в тексте: находить, зачитывать и пересказывать нужные моменты из текста, составлять свое мнение  и подтверждать свои выводы текстом.

2. Развивать устную речь; слуховую память на основе упражнений в запоминании; коррекция мышления; развивать слухо-зрительное восприятие, образное представление  на основе чтения текста стихотворения.

 3. Воспитывать положительную мотивацию к учению; воспитывать чуткое  отношение к птицам.

Тип урока: урок совершенствования и развития знаний, умений, навыков и

                    способов действий.

Основной метод проведения урока: словесный, практический, наглядный.

Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.

Оборудование: таблички со словами и картинками  “Море”, “Зимняя кормушка”, картинки с изображением птиц, таблички с названием дней недели, звукозапись с голосами птиц, конверты с разрезными картинками, телевизор, презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент.        

а) Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Все готовы?

По расписанию урок чтения у нас.

- Ребята,  какие вы сегодня красивые! Улыбайтесь  друг другу и мне.

б) Игра “Вспомни”.

- Займет свое место за своим рабочим столом, тот, кто назовет птиц (дети по порядку произносят название птиц и присаживаются на свои места).

- А сейчас давайте произнесём девиз к нашему сегодняшнему уроку.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести.

Чтобы гости дорогие,

Захотели вновь прийти.

II. Введение в тему.

  1. (Включить запись голосов разных птиц – птичьи трели)

     

- Ребята, чьи это голоса? (Птичьи)

- Голоса каких птиц вы узнали? (Ответы детей)

- Сегодня вы познакомитесь с произведением о птицах.

- Посмотрите на доску, попробуйте прочитать тему сегодняшнего урока.

Г.   ДОН - ЛА - КОВ - ЩИ-

      2        1        4          3

«ЯЪЗУРД    ИШАН»

Будем читать стихотворение  Г.Ладонщикова “Наши друзья” и вспомним названия дней недели и порядок их следования.

- Как вы думаете, почему стихотворение так называется? (Ответы детей)

- Давайте вспомним птиц: перелетных и зимующих.

- Ребята, а как вы думаете, каких птиц называют перелётными, а каких зимующими?

2. Вывод учителя: Перелетные птицы – это птицы, которые питаются насекомыми и поэтому улетают в теплые края. Зимующие – это те птицы, которые питаются семенами, ягодой, хлебными крошками, могут найти себе пищу в зимний период.            

3. Упражнение в точном подборе слов.

На доске прикреплены картинки:                                

“Зимняя кормушка”

“Море”

Ученик выходит к столу берёт карточку с названием птицы, читает её, говорит какая она (перелетная или зимующая), прикрепляет к картинке “кормушка” или к картинке “море”. (Снегирь, синица, воробей, ворона, ласточка, голубь, лебедь, скворец, аист).

4. Упражнение  «Найди птиц зимующих и перелётных».

– Птиц зимующих найди, синим цветом обведи.

– Перелётных птиц найди, красным цветом обведи.

Игра «Хорошо – плохо».

1. Вопрос: «Что хорошего в том, что птицы улетают от нас в теплые края? »

Ответ: Зимой холодно в наших краях, им негде укрыться от ветра и снега, а на юге тепло; голодно, птицам нечем питаться, так как все насекомые зимой спят, а в теплых краях насекомые водятся круглый год.

2. Вопрос: А что плохого в том, что птицы улетают от нас?

Ответ: Мы не видим птиц, не слышим их пения; многие птицы во время перелета погибают, не выдерживая трудной дороги.

III. Изучение новой темы.

  1. Упражнение на запоминание “На ветке сидят”.            

Взрослый начинает игру и говорит: “На ветке сидит ворона”. Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: “На ветке сидят ворона, синица”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

IV. Физическая минутка.          

Мы шагаем, мы шагаем.
Руки выше поднимаем.
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.

  1. Работа с текстом стихотворения.

- Стихотворение, которое мы сейчас с вами прочтём, посвящено зимующим птицам.

- Прежде чем мы приступим  к чтению стихотворения, нам нужно узнать, на какой странице оно находится.

Скажите, какое сегодня число? (18)

- Из каких цифр оно состоит? (из цифры 1 и 8)

- Первая цифра нашей страницы –  это   1 цифра сегодняшнего числа  (1).

- Вторая цифра страницы -  это  самая отличная отметка  в школе.  (5)

- Третья цифра – это число, которое стоит впереди числа 5. (4)

- Назовите страницу, на которой нужно открыть книгу.     Стр. 154

1) - Как вы считаете, можно ли птиц назвать нашими друзьями? Почему?

 Правильно, они уничтожают вредных насекомых. А еще птицы украшают нашу жизнь своими песнями, своими звонкими голосами. Недаром композиторы и поэты сочиняют музыку и стихи о птицах. Одно из таких стихотворений я вам сейчас прочитаю. Слушайте внимательно!

 Первичное чтение стихотворения (читает учитель).                  

2) Самостоятельное чтение стихотворения. (Читают дети – жужжащее чтение)

- Как же мы должны относиться к птицам? (заботиться о них)

- Какую пользу приносят птицы? (они спасают нашу природу, лечат природу).

Они охраняют наши леса, сады, огороды. Их надо беречь, кормить. Если мы спасем одну птицу, мы спасем десятки деревьев.

   3) Чтение стихотворения учащимися вслух (по указанию учителя).                           - Чтение текста стихотворения (по четверостишьям).

4) Работа над содержанием произведения.                      

- Какие птицы прилетели к кормушке?

- Рассмотри рисунки. Видел ли ты когда-нибудь синицу, снегиря, ворону, голубя, сороку? Опиши их.

Физминутка для глаз

                                        Птички

- Чем кормили ребята прилетевших птиц?

- По каким дням недели ребята кормили прилетающих к кормушке птиц?

3) Упражнение на соотнесение названий птиц по дням недели (фронтальный опрос).

На доске дни недели и картинки с изображением птиц и одна птица лишняя, (её нет в содержании стихотворения).  

                                                             

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Суббота

Воскресенье

Инструкция: Определить какие птицы и когда прилетали к кормушке.

- А теперь, давайте проверим, верно ли вы соотнесли птиц с днями недели? (Чтение детьми отрывков из стихотворения).

- Все ли эти птицы были у кормушки?

- Какой птицы нет у кормушки? (Клеста)

Вывод учителя: Молодцы, ребята! С заданием справились!

Проблемные ситуации

1. Однажды мы положили в кормушку крошки хлеба, сала, семечки и веточку рябины.

Прилетели птички, склевали все крошки и семечки, а рябинку не тронули. Кто прилетал?

(Ребенок выходит и выбирает картинку воробья).

2. На другой день прилетели птички с желтыми грудками, тоже рябинку не тронули, а вот сало и семечки склевали. Кто же они?

(Ребенок выбирает картинку птичку-синичку и выставляет на доску)

3. А на третий день прилетели какие-то странные птицы, грудка красная, крылышки черные, и ни одной рябинки не оставили. Кто они?

(Ребенок выставляет снегиря).

V. Обобщение.

Упражнение на коррекцию мышления (работа с осколочными картинками).           (Раздать конверты каждому обучающемуся).

Инструкция: “У вас в конверте разрезанные картинки с изображением птиц.

Сложите их правильно. Затем назовите эту птицу”.

Работа учащихся у доски (2 учащихся индивидуально составляют осколочные картинки).

(Остальные обучающиеся работают самостоятельно на своих местах).

- Какие птицы у вас получились? (Аист, скворец)

- А у вас так же получилось, как у ребят? (Исправление возможных ошибок).

Игра – противоположный по смыслу

ворона большая, а воробей … (маленький),

голуби ходят, а воробьи … (прыгают),

 воробьи чирикают, а голуби … (воркуют), а вороны … (каркают). 

VI. Домашнее задание.  

Выразительно читать стр. 154 -155                     

С.155, вопрос 4.

VII. Итог.                                

- Как называется стихотворение, с которым вы познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Почему птицы наши друзья?

- Как нужно относиться к нашим друзьям – птицам?

- Берегите их! Кормите их! Любите их!

Весной происходят всякие чудеса – снег превращается в воду, появляются первоцветы – подснежники, лопаются почки и появляются маленькие листочки, земля начинает зеленеть от пробивающейся травки. Но самое главное чудо - это то, что именно весной к нам прилетают наши пернатые друзья и приносят весну на своих крыльях.

- Молодцы.

Оценивание работы всех учащихся на уроке. Выставление отметок с комментариями к ним.

Непоседа, невеличка,

Желтая почти вся птичка.

Любит сало и пшеничку,

Кто узнал ее?.. (синичка)

 

Зимой на ветках яблоки

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это?.. (снегири) 

 

Видали вы его не раз,

Он скачет в 2-х шагах от нас.

«Чик-чирик, чик-чирик », -

Кто к этой песенке привык?

(Воробей) .

Собирает он проворно,

Горстью брошенные зерна,

И гнездится под карнизом

Наш любимый …

(Голубь сизый) .

Серая и черная,

Хитрая, проворная,

Кричит кар-кар-кар.

(Ворона) .