Уроки достоинства и человечности в рассказе В.Распутина "Уроки французского"
учебно-методический материал по литературе (6 класс) по теме
Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
Что такое добро? Это все хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
Я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле. О нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_svobodnenskaya_sosh.docx | 308.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ Свободненская сош
Учитель русского языка
и литературы
Севостьянова О.Н.
2012 г
Тема «Уроки достоинства и человечности в рассказе В. Распутина «Уроки французского».
Цель урока: воспитание чувства милосердия, любви к ближнему.
Задачи урока:
1) на основе содержания рассказа выявить истинный смысл понятий добро, зло, бескорыстие, сострадание;
2) учить выразительному чтению, умению видеть авторскую позицию.
Эпиграф
«Чем человек умнее и добрее,
тем больше он замечает добра в людях»
Л.Н.Толстой.
Ход урока.
- Слово учителя:
- Ребята, о чём это произведение?
Добро и зло… За этими, казалось бы, столь простыми и знакомыми с детства словами скрыта одна из сложнейших нравственных проблем. Пока будет существовать человек, он не перестанет мучительно размышлять над ней, потому что история развития общества – это история борьбы добра и зла.
Что такое добро? Это все хорошее, что есть в нас, что мы можем бескорыстно отдать окружающим людям.
А вот со злом сложнее. В какой момент жизни оно закрадывается в наши сердца? Говорят, человек появляется на свет чистейшим душой и телом. Откуда же в нем потом появляются злость, черствость, бездушие?
Я приглашаю вас к серьезному разговору о добре и зле. О нравственности и безнравственности, о плохом и хорошем в людях.
А поможет нам раскрыть истинный смысл этих понятий рассказ В. Распутина «Уроки французского».
Итак, давайте вспомним, когда и как началась у мальчика самостоятельная жизнь?
2. Беседа:
- Драка мальчишек, Вадик и его компания… Нужна ли эта ситуация в рассказе?
- Как вы относитесь к участникам драки? Ваше мнение о Вадике, Птахе е герое рассказа. Удивил ли он вас?
3. Работа с текстом.
- Найдите сцену драки. Как рисует ее автор, как «работает» его слово?
-Нужна ли эта страница, да еще столь подробная, что становится не по себе, «как будто тебя бьют»?
- Почему мальчишка, которого так проучили, которому не на кого рассчитывать (он абсолютно одинок!), вновь приходит в компанию Вадика, где его, несомненно, снова изобьют?
-Найдите и зачитайте, как герой объясняет свой безумный поступок?
4. Беседа.
- Почему именно героя рассказа выбрала Лидия Михайловна для специальных занятий? Случайно ли это?
-Как она сама объясняет это?
5. Чтение по ролям.
(сцена игры в «замеряшки»)
- Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником?
-Какое мгновение рассказа вас, может быть, поразило?
-Как вы относитесь к героине рассказа?
- Почему Лидия Михайловна так красива и обаятельна на страницах рассказа?
- А иной образ рассказа? Нужен ли в нем директор школы Василий Андреевич?
- Сравните, как пишет автор о нем и – о Лидии Михайловне? Справедлив ли писатель?
_ Почему рассказ называется «Уроки французского»? В чем смысл этого произведения?
-В народе говорят: «Жизнь учит». А какие «уроки» получил главный герой рассказа из всех событий?
Вывод.
Мальчик получил уроки бескорыстной доброты и заботы, благодарную память о которых сохранил на всю жизнь. И не так важно, кто является воплощением «злой силы»- Вадик, признающий за собой право бить, или директор, не видящий в ученике человека и лишающий его доверия и уважения взрослого.
6. Итог.
-Хотелось ли вам назвать рассказ иначе?
Обращение к эпиграфу.
- Как вы понимаете мысль Толстого?
7. Домашнее задание.
Обложка книги рассказа Распутина.
8. Выставление оценок за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"
Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...
Внеклассное мероприятие "Урок достоинства, величия и чести"
Внеклассное мероприятие посвящено М.В.Ломоносову....
Урок благотворительности «Звезда человечности»
Цель: концентрация внимания детей на идеях и истории благотворительности и меценатства.Задачи:познакомить подростков с понятиями «благотворительность», «меценатство», «филантропия», «спонсор»; рассмот...
Урок-размышление по литературе в 7 классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…» (по рассказу Андрея Платонова «Юшка»)
Предлагаю Вашему вниманию урок с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
рок-размышление по литературе в 7 классе по технологии развития критического мышления через чтение и письмо «Жить по законам человечности…» (по рассказу Андрея Платонова «Юшка»)
Урок-размышление по литературе в 7 классе с использованием приёмов технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе.
Открытый урок «Воспитание добротой и …» по рассказу Валентина Распутина «Уроки французского», в 6-ом классе....
Презентация к уроку "Свет из детства" (по рассказам "Уроки французского" В.Г. Распутина и "Конь с розовой гривой" В.П. Астафьева)
Презентация к уроку "Свет из детства" содержит наглядный материал к этапам урока и дает зрительные образы по содержанию занятия. Она может быть использована и при начальном знакомстве с расс...