Научно-исследовательская работа "ЧИТАЕТ ЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК?"
творческая работа учащихся по литературе (7 класс) по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые участники конференции!
Разрешите представить вашему вниманию исследовательскую работу «Читает ли современный школьник?» (слайд без цифры)
Слайд 1.
Книга - учитель
Книга – наставница
Книга – близкий товарищ и друг.
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук».
В.Ф.Боков
Слайд 2.
Взрослые уверенно утверждают, что молодежь не читает, ничем кроме «Интернета и телевизора не интересуется». То, что у молодых нет никаких идеалов, а идеалы были только у них – это вечная песня людей старшего возраста.
Не только от наших родителей, учителей, но и с экранов телевизоров мы слышим фразу: «Дети не хотят читать! Что делать?».
Мне стало интересно: насколько верно это утверждение, такими ли совсем не читающими мы являемся, как нас представляют.
Слайд 3.
Мною были выдвинуты следующие гипотезы:
- Учащиеся нашей школы читают не меньше, чем взрослые.
- Чем больше школьники читают, тем выше качество знаний по русскому языку.
Слайд 4.
Актуальность рассматриваемой мной проблемы состоит в том, что без чтения нет человека, нет личности. Именно книга является тем незаменимым инструментом, который помогает сформировать нравственные принципы, моральные устои и культурные ценности, овладеть информацией, накопленной веками, развить фантазию, научить думать, анализировать, оценивать собственные и чужие поступки, научиться грамотно писать.
Слайд 5.
Объектом исследования являлись учащиеся 9-10 лет, 13-14 лет, 16-17 лет и учителя от 40 до 65 лет МБОУ Белоярская СОШ.
Слайд 6.
Предметом исследования: отношение к чтению.
Слайд 7.
Практическая направленность заключается в том, что материалы исследования можно использовать учителям во время проведения родительских собраний, круглых столов, бесед с учащимися о пользе чтения.
Слайд 8.
Цель моей работы: выявить отношение к чтению и к книге представителей разных поколений.
Слайд 9.
Я поставила перед собой следующие задачи:
- изучить имеющуюся литературу;
- составить вопросы для социологического исследования;
- провести опрос;
- проанализировать полученные результаты;
- подтвердить или опровергнуть гипотезу результатами анкет;
- проанализировать качество знаний школьников по русскому языку;
- сделать выводы;
- составить рекомендации для повышения интереса к чтению.
Слайд 10.
Использовала при этом следующие методы исследования
Опрос – анкетирование и
Анализ документов и количественный анализ.
Слайд 11.
И инструментарий
Анкету, состоящую из 25 вопросов.
Слайд 12.
Книга. Она открывает нам окно в новый неизведанный мир. Этот мир заманчивый, он зовёт нас в свои бескрайние просторы. Важна любая книга, какой бы области она не была.
Книга учит нас быть добрее, мягче друг к другу, учит милосердию, сочувствию. Она становится нашим верным другом в сложный момент, когда надо найти то единственное решение, которое поможет выйти из сложившейся ситуации.
Без неё были бы невозможны ни образование, ни культура нашего общества. Именно книга хранит в себе всё то, что накопило человечество за все века своего существования в различных областях.
Слайд 13.
Весь прошлый век наша страна по праву гордилась титулом «самой читающей в мире».
Современные же статистические данные говорят о том, что положение изменилось, и отнюдь не к лучшему. По данным социологических исследований, 37% россиян не читают книг вообще. Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%. 40% опрошенных читают книги от случая к случаю. Любят читать: младшие школьники 43%, старшие — 17%. Не любят читать: младшие школьники 8%, старшие — 17%. Не читают ничего, кроме заданий учителя, 10% школьников. Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся, читают познавательную литературу 21%, читают для самообразования 10% школьников. Эти данные говорят о тенденции снижения интереса к чтению от младшего школьного возраста — к старшему.
Уходит, практически ушло то общество, в котором читать было престижно, а не читать - стыдно. Сейчас детям не стыдно признаваться, что они не любят читать. В советское время, говорят работники библиотек, на первом месте среди ответов на вопрос «Что ты любишь делать в свободное время?» всегда стояло – «читать книги». Сейчас чтение ушло на третье - четвёртое место после просмотра телевизионных программ, прослушивания музыки, игры или работы на компьютере.
На основании выше сказанного я делаю вывод о том, что проблема чтения и воспитания через чтение в нашей стране является одной из самых серьёзных и актуальных.
С целью выявления отношения к чтению и к книге представителей разных поколений, я составила анкету, которую и предложила участникам анкетирования – ребятам разных возрастных групп нашей школы и учителям. (раздать)
Всего в анкетировании приняло участие 60 человек.
Количественные данные я занесла в таблицы ответов по возрастным группам (раздать)
По данным анкеты мною были получены результаты, которые представлены в виде диаграмм:
Слайд 14
На вопрос «Как вы проводите свой досуг» ответили так: 45% школьников 9-10 лет проводят время за чтением, из ребят 13-14 лет - 13%, а старшие школьники вообще не предпочитают проводить свой досуг за чтением. 60% учителей на досуге любят почитать.
Слайд 15
- Не могут не читать (в среднем) 27% школьников и
60% взрослых.
- Любят читать, но редко 32% школьников и 40% взрослых.
- Не читает 20% школьников.
Слайд 16
55% школьников читают с учебной целью, 25% - для расширения кругозора, 42% - для души.
Слайд 17
За последний год школьниками прочитано в среднем 11 книг, а взрослыми – 90.
Слайд 18
57% школьников считают, что книга и чтение оказывают положительное воздействие на формирование личностных качеств человека и 7% - что не оказывают, остальные ребята не задумывались над этим вопросом. Все взрослые согласны с данным мнением.
Слайд 19
На вопрос «Какие книги способны привить любовь к чтению» 41% школьников и 30% взрослых ответили что детские, 16% школьников и 10% взрослых - сказки, 50% - отечественная классика, 20% - поэзия, 7% школьников и 30% взрослых - книги патриотического содержания.
Слайд 20
60% школьников и 80% взрослых уверенны в том, что Человек Читающий сохранится в ближайшие 20 лет, и только 20% и взрослых и детей считают, что нет.
Слайд 21
Я проанализировала качество знаний по русскому языку и сравнила с процентом читающих школьников, чтобы определить связь между чтением и качеством знаний по русскому языку.
Оказалось, что качество знаний по русскому языку среди школьников 9-10 лет напрямую связано с тем, сколько они читают. У школьников старшего возраста эта связь не прослеживается.
Слайд 22
Мною были изучены литература, имеющаяся в школьной и сельской библиотеках, Интернет-источники. Я переработала анкеты, которые нашла в Интернете, и провела опрос среди учащихся нашей школы (3-х возрастных групп) и среди учителей (40-65 лет). Провела анализ полученных данных и результаты анкет привели к следующим выводам:
1. Была опровергнута выдвинутая мною гипотеза о том, ученики нашей школы читают не меньше, чем взрослые. Оказалось, что все 100% опрошенных взрослых любят читать и читают регулярно, а среди школьников только 30%.
2. Проанализировав оценки школьников за четверть по русскому языку, я пришла к выводу, что от того, сколько читают школьники, процент качества зависит только в начальной школе, среди учащихся среднего и старшего звена эта связь не определяется.
3. Учащиеся нашей школы читают в основном учебную литературу (по программе), кроме младших школьников.
4. По результатам исследования были выработаны рекомендации и составлены правила чтения для учащихся (раздать).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение научно-исследовательской деятельности как современной формы организации учебно-педагогического процесса
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении лицей №7 разработана «Программа перспективного развития на 2011-2015 гг. по внедрению научно-исследовательской деятельности обучающихся...
Научно- исследовательская деятельность в современном образовательном учреждении в условиях модернизации образования
В условиях модернизации российского образования основной акцент сделан на достижение нового современного качества общего и профессионального образования. А поскольку качество образования это цель, к к...
Научно-исследовательская работа на тему: «Экологические аспекты современного питания»
Медицина 21 века – медицина профилактическая. Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им...
Научно-исследовательская работа "Концепция социально-гуманитарного образования в современной российской школе"
Научно-исследовательская работа посвящена проблемам современного социально-гуманитарного образования в российских школах....
Научно-исследовательская работа "Локальные войны современности"
Локальные войны и вооруженные конфликты (называемые ранее «малыми» воинами) ведутся с незапамятных времен. Но пристальное внимание к ним военных теоретиков и историков проявилось лишь в прошлом...
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА «СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»
В основе стандартов второго поколения лежит системно - деятельностный подход, который предусматривается участие ребенка в учебном процессе в качестве субъекта учения, когда он самостоятельно добывает ...
Способность применять современные и инновационные научно-исследовательские технологии в ходе решения исследовательских задач в том числе из смежных областей науки
Способность применять современные и инновационные научно-исследовательские технологии в ходе решения исследовательских задач в том числе из смежных областей науки...