"Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)"
план-конспект урока (литература, 6 класс) по теме
Урок «Мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)» является вторым уроком в разделе «Мифы Древней Греции». Урок нетрадиционной формы, сочетающий знания по литературе, рисованию и кинематографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mify_drevney_gretsii._podvigi_gerakla._yabloki_gesperid_sozdanie_slayd-filma.rar | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА
ПРЕДМЕТ: ЛИТЕРАТУРА
КЛАСС: 6
ТЕМА УРОКА: «Легенды и мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)»
УМК под ред. В.Я. Коровиной
Цели:
Образовательные:
- обобщить знание учащихся о героях древнегреческих мифов;
- формированию потребность знать мировую классическую литературу
- познакомить учащихся с особенностями построения кадра слайд-фильма .
Развивающие:
- совершенствовать умение составлять план;
- совершенствовать умение сжато пересказывать текст;
- развивать творческие умения учащихся;
- развивать навыки групповой работы.
- через новые формы работы стимулировать интерес к чтению
Воспитательные:
- формировать эстетическое восприятие средствами литературы;
- формировать потребность проявлять творчество, фантазию.
- воспитывать ответственность за коллективное дело.
Форма проведения урока: составление учебного слайд-фильма.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, рисунки детей.
Предварительная подготовка к уроку:
- Прочитать миф «Яблоки Гесперид (двенадцатый подвиг Геракла)».
- Индивидуальное задание: подготовить иллюстрации к отдельным эпизодам мифа.
- Рисунки ребята сдают накануне урока, учитель готовит материал для будущей Презентации Microsoft Office PowerPoint 97-2003 (сканирует рисунки, оформляет первый и последний слайд будущего фильма)
Оформление доски:
Ход урока:
1.ОРГМОМЕНТ: сообщение темы урока, цели урока, запись в рабочие тетради даты и темы урока.
2. УСТАНОВКА НА ВОСПРИЯТИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.
Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с произведениями устного народного творчества, в которых рассказывалось о происхождении мира, явлениях природы, а также о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.
«?» Назовите эти произведения.
(мифы)
«?» С мифологией какой страны мы начали знакомство?
(Древняя Греция)
«?» Назовите мифы и героев древнегреческих мифов, которые вам известны.
(учащиеся перечисляют известные им мифы и героев)
Со времен, когда люди создавали мифы, прошли тысячелетия. Люди, обогащенные научными знаниями, по-другому смотрят на мир, но древние мифы продолжают жить, оказывая огромное влияние на искусство, вдохновляя художников, скульпторов, поэтов на создание новых произведений.
Сегодня мы попробуем составить собственный фильм по мифу о последнем подвиге древнегреческого героя Геракла «Яблоки Гесперид». Возможности кинофильма нам пока недоступны, но слайд-фильм вполне по силам.
3. РАБОТА НАД ФИЛЬМОМ:
1) работа в группах
- Сначала необходимо разбить текст на части – будущие кадры фильма.( Учащиеся делят текст на части. Создаются 9 рабочих групп по количеству частей.)
- На доске в произвольном порядке помещены иллюстрации к каждой части текста.
(Учащиеся располагают рисунки в правильной последовательности, в соответствии с текстом мифа.)
- В группах ребята озаглавливают свои отрывки и записывают названия напротив рисунка (так развивается умение составлять план):
2. На пути к Гесперидам
3. Геракл у Нерея.
4. Геракл и Антей.
5. Геракл в Египте.
6. Геракл и Атлант.
7. Геракл держит небо.
8. Хитрость против хитрости.
9. Возвращение.
«?» Ребята, посмотрите внимательно на доску, подумайте, что мы записали.
( получился простой план текста)
Учитель убирает белый лист, под ним надпись ПЛАН. Учащиеся переписывают план мифа в рабочую тетрадь.
2) работа над кадром.
- Ребята, вспомните, из каких частей состоит кадр фильма.
(в начальной школе ребята знакомились с диафильмами, поэтому верно отвечают – из рисунков и подписей.)
- Как в кадре фильма расположены рисунки и подписи?
(Составляется план кадра, подпись может быть в разных местах кадра, дети это знают.)
- Ребята, что у нас готово для будущего фильма?
(есть рисунки и названия кадров)
- Готов ли у нас первый кадр? Что на нём будет? - спрашивает учитель.
- Готов! Это рисунок к первой части текста, - хором отвечают ребята.
Однако учитель не спешит радоваться. Нет слов одобрения. Более того, он говорит, что если бы ему предложили эту работу, то он, возможно, начал бы её иначе. Дети в недоумении.
- Сразу ли с содержания начинается фильм? Возможно ли другое начало? Подумайте.
- Нет, не сразу с содержания.
- А с чего может начаться фильм?
- Надо написать « Мифы Древней Греции», « Яблоки Гесперид» - предлагают ученики.
- Верно. А как написать? На каком фоне?
( Предложений поступает множество, важно, что ребята уже включились в процесс творчества.)
- Каков следующий кадр? Можно ли переходить к тексту?
- Можно.
- Достаточно ли рисунка и названия к нему для полного кадра фильма?
- Нет, не хватает подписи.
- Наши подписи ко второму и последующим кадрам называются титрами. В тетради запишите: «Титр – надпись на кадре в кинофильме, передающая слова действующих лиц или содержащая пояснительный текст». Титры есть в каждом фильме – немом, звуковом, диафильме.
(Для шестиклассников вводится новое понятие в активный словарный запас.)
ФИЗМИНУТКА:
Гераклу совершать подвиги помогала не только поддержка богов с Олимпа, но и недюжинная физическая сила. Нам тоже надо восстановить свои силы (физ.минутку проводит один из учеников)
3) составление титров (сжатое изложение текста)
Каждая рабочая группа составляет сжатый пересказ своей части текста.
( у учителя готов макет фильма, и ему не составляет труда в ходе урока закончить ПРЕЗЕНТАЦИЮ Microsoft Office PowerPoint 97-2003):
№ слайда | Название кадра | Титры |
Слайд №2 | Последний подвиг. | Самым трудным подвигом был последний, двенадцатый подвиг Геракла. Герой должен был принести яблоки из сада Гесперид – дочерей титана Атласа, который держит на плечах небесный свод. Сад Гесперид охраняли драконы, не смыкавшие глаз. |
Слайд №3 | На пути к Гесперидам | Никто не знал пути к Атласу и Гесперидам. Долго блуждал Геракл. Пришел на самый крайний север. Здесь рассказали ему прекрасные нимфы, как узнать путь. Путь этот знал морской старец Нерей. |
Слайд №4 | Геракл у Нерея. | Геракл долго искал Нерея. Чтобы узнать путь к саду Гесперид, герой напал на морского старца. Нерей принимал различные образы, но не смог освободиться от железных объятий Геракла. Победив морского бога, узнал сын Зевса тайну пути. Отпустил Геракл Нерея и отправился в далекий путь. |
Слайд №5 | Геракл и Антей. | Когда Геракл проходил через Ливию, он встретил великана Антея, сына богини земли Геи. Всех, кто не мог его победить в борьбе, Антей убивал. Нельзя было одолеть великана, потому что черпал он силы от матери-земли. Во время борьбы поднял Геракл Антея, и иссякли у великана силы. |
Слайд №6 | Геракл в Египте. | Попав в Египет, Геракл чуть не погиб. Его хотел принести в жертву богам жестокий царь Бусирис. Великий герой разорвал верёвки и убил у жертвенника самого Бусириса. |
Слайд №7 | Геракл и Атлант. | Много ещё встретил Геракл опасностей на своём пути. И вот достиг герой края земли, где стоял великий титан Атлас. С изумлением смотрел Геракл на могучего титана. Атлас держал на своих плечах весь небесный свод. Объяснил Геракл, зачем пришел он на край света, в сады Гесперид. |
Слайд №8 | Геракл держит небо. | Атлас предложил Гераклу подержать небесный свод, пока он будет ходить за яблоками. Встал герой на место Атласа. Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Мускулы его вздулись, как горы, пот покрыл тело от напряжения. |
Слайд №9 | Хитрость против хитрости. | Вернувшись, Атлас предложил отнести яблоки, пока Геракл будет держать небесный свод. Геракл понял, что титан хочет освободиться от своего тяжелого труда, и против хитрости применил хитрость. Атлас поверил, что Геракл согласен и только хочет подложить подушку, чтобы небо не давило на плечи. Вновь подхватил титан тяжесть неба, но Геракл с яблоками ушел. |
Слайд №10 | Возвращение. | Геракл вернулся к Эврисфею и отдал ему золотые яблоки. Царь подарил их Гераклу, а он - своей покровительнице, дочери Зевса Афине. |
4)завершение работы над фильмом.
- Завершен ли наш фильм?
- Нет, не хватает последнего кадра с указанием авторов-исполнителей фильма.
4. ИТОГ УРОКА
Сегодня на уроке мы работали над мифами Древней Греции, узнали о последнем подвиге греческого героя Геракла и даже составили о нём фильм, кроме того повторили, как составить простой план и как сжать текст. (выставление оценок за урок)
Теперь, ребята, пришло время посмотреть наш фильм. Каждый из нас вложил в него частицу своего труда.
(Слайд-фильм «Легенды и мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид».)
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подготовка к внеклассному чтению «Легенды и мифы Древней Греции» (по желанию составить свой фильм: консультации учителя обязательны)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа ( тест) по мифам Древней Греции. Шестой подвиг Геракла.
Тест содержит 10 вопросов, помогающих учителю проверить внимательное прочтение учениками текста.( Мифы Древней Греции. Шестой подвиг Геракла)....
Урок 87 МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ»
Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....
конспект урока литературы МИФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. ПОДВИГИ ГЕРАКЛА: «ЯБЛОКИ ГЕСПЕРИД»
Материал может быть использован при подготовке к урокам литературы....
Технологическая карта урока литературы на тему "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".
Разработка урока по теме "Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии" для учеников 6 класса....
Дистанционное обучение. Урок литература в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции. Яблоки Гесперид.
Дистанционное обучение с использованием ЭР. Разработка урока литературы в 6 классе. Легенды и мифы Древней Греции "Яблоки Гесперид"...
Мифы древней Греции. Подвиги Геракла
Мифы древней Греции. Подвиги Геракла...
Маршрутный лист по литературе для 6 класса на тему: "Понятие о мифе. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид»"
Цели урока:1.Познакомить учащихся с понятием «мифы», основными мифами страны2. Развить способность к анализу прочитанных произведений Древней Греции3. Пробудить интерес к этой удивительной...