Сборник заданий по русской литературе 19 века.
тест по литературе (10 класс) по теме
Сорник предназначен для проверки знаний учащ , ихся по литературе 10 класса. Задания разного уровня сложности, комплект по теме состоит в основном из трех блоков: выбрать правильный ответ, дать краткий или разввёрнутый ответ на вопрос. Систематическая проверка знаний - залог успешной учёбы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sbornik_zadaniy.doc | 307 КБ |
Предварительный просмотр:
Лирика А. С. Пушкина
Вариант 1
- Установите соответствие между литературным понятием и его определением.
Лирика
- род литература, в основе которого лежит действие
- род литературы, в основе которого лежит описание событий
- род литературы, в основе которого чувства, мысли, переживания автора
- 1 балл
2. Мотивы Лирики А. С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные
произведения и темы его лирики:
- «Пророк», «Поэт», «Поэт и толпа», «Памятник»
- «Дар прекрасный, дар случайный…», «Вновь я посетил», «Элегия»
- «Мадонна», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье»
- «Арион», «Анчар», «В Сибирь», «Деревня»
- тема поэта и поэзии
- вольнолюбивая лирика
- философская лирика
- любовная лирика -4 балла
3. Назовите произведение, в первых строках которого автор определяет цель создания: «На тронах поразить порок».
- «Вновь я посетил…»
- «Пророк»
- «Медный всадник»
- «Вольность» - 1 балл
4. Какое произведение не принадлежит А. С. Пушкину
- «Медный всадник»
- «Ревизор»
- «Я вас любил…»
- «Евгений Онегин» - 1 балл
5. Какое историческое событие предшествовало написанию стихотворения “Пророк”?
- Отечественная война 1812 г.
- восстание декабристов 1825 г.
- смерть императора Николая 1 в 1855 г.
- восшествие на престол Александра 1 в 1801 г. - 1 балл
6. Укажите название стихотворения А. С. Пушкина, в котором звучит призыв:
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
- «Пророк»
- «Анчар»
- «Поэт и толпа»
- «Поэт» - 1 балл
7. Укажите название стихотворения А. С. Пушкина, в котором звучит призыв:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал
- «Пророк»
- «Анчар»
- «Памятник»
- «Поэт» - 1 балл
8. В каком стихотворении А. С. Пушкин рассказывает о предназначении поэта, описывая встречу героя с посланцем небес?
- «Пророк»
- «Анчар»
- «Памятник»
- «Поэт» - 1 балл
9. Кому из женщин посвящено стихотворение А.С.Пушкина «Мадонна»?
- А. Керн
- К. Бакуниной
- А. Ризнич
- Н. Гончаровой - 1 балл
10. Каково отношение Пушкина к Петру I поэме «Медный всадник»?
- восторженное
- негативное
- двойственное
- равнодушное - 1 балл
11. Основателем какого журнала стал Пушкин?
- «Зеленая лампа»
- «Пророк»
- «Лицей»
- «Современник» - 1 балл
12. Вставьте пропущенное слово в стихотворную строчку А. С. Пушкина:
«Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты, как мимолетное
виденье, как … чистой красоты». - 1 балл
13. Вставьте пропущенное слово: «Критический … - это литературное
направление 19 века, дающее верное изображение действительности»
- 1 балл
14. Кому посвящены следующие строки: «Мой первый друг, мой друг
бесценный»? - 1 балл
15. Назовите произведения, из которого следующие строки:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит…
- 1 балл
16. Определите основную мысль стихотворения «Анчар». - 2 балла
Вариант 2
- Установите соответствие между литературным понятием и его определением
Эпос
- род литература, в основе которого лежит действие
- род литературы, в основе которого лежит описание событий
- род литературы, в основе которого чувства, мысли, переживания автора - 1 балл
- Мотивы лирики А. С. Пушкина разнообразны. Соотнесите указанные произведения и темы его лирики:
- «Пророк», «Поэту», «Памятник»
- «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Элегия»
- «Мадонна», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновенье»
- «К Чаадаеву», «Анчар», «Вольность»
- тема поэта и поэзии
- вольнолюбивая лирика
- философская лирика
- любовная лирика - 4 балла
- Соотнесите стихотворения и жанры. -2 балла
А) “На холмах Грузии” | 1) элегия |
- Какое произведение не принадлежит А. С. Пушкину
- «Кавказский пленник»
- «Я помню чудное мгновенье»
- «Демон»
- «Капитанская дочка» - 1 балл
- Укажите название произведения А. С. Пушкина, в котором есть слова:
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы.
- «Пророк»
- «Анчар»
- «Вольность»
- «К Чаадаеву» - 1 балл
- Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» относится к периоду
- раннего творчества
- Болдинской осени
- позднего творчества
- ссылки в Михайловское - 1 балл
- Какую оценку дает А.С. Пушкин Петру I в поэме «Медный всадник»?
- великая личность
- деспот и просветитель одновременно
- тиран
- отец и покровитель своего народа - 1 балл
- Кому посвящены следующие строки?
«Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
- А. Олениной
- Н. Гончаровой
- А. Керн
- Е. Воронцовой - 1 балл
9. Укажите название литературного направления, возникшего в 19 веке, стремившегося объективно изобразить причины несовершенства общества.
- 1 балл
10. Кому посвящены следующие строки: «… прекрасен наш союз! Он, как
душа, неразделим и вечен – неколебим, свободен и беспечен…»? - 1 балл
11. Вставьте пропущенное слово в стихотворную строчку А. С. Пушкина: «В
мой жестокий век восславил я свободу и … к падшим призывал» - 1 балл
12. Назовите произведения, из которого следующие строки:
Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво - 1 балл
13. Назовите стихи, относящиеся к свободолюбивой лирике:
1. «Вольность» (1817)
2. «К Чаадаеву» (1818)
3. «Деревня» (1819)
4. «Осеннее утро»
5. «Певец»
6. «Деревня»
7. «Узник»
8. «К морю»
9.«Арион» (1827)
10.«Анчар» (1828) - 2 балла
14. Определите основную мысль поэмы «Медный всадник». – 2 балла
Критерии оценки: 18-20 баллов – «5»
15-17 баллов – «4»
12- 14 баллов – «3»
М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь
Вариант 1
1. М. Ю. Лермонтов жил:
А) 1814 - 1841
Б) 1824 – 1849
В) 1812 – 1837 - 1 балл
2. Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?
А) "Парус"
Б) "Герой нашего времени"
В) "Маскарад"
Г) "Смерть поэта" - 1 балл
3. Сопоставьте стихотворение Лермонтова «Пророк» с «Пророком» Пушкина.
Совпадают ли авторские позиции в этих стихотворениях? - 2 балла
4. Назовите основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова - 3 балла
Темы и мотивы | Название стихотворений |
- Укажите названия стихотворений, отрывки из которых приведены ниже
– 4 балла
- Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? На зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?..»
- Что ж? веселитесь… - он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
- К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы;
Перед опасностью позорно малодушны,
И перед властию – презренные рабы.
- Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
6. Какое произведение не принадлежит Лермонтову?
- «Бородино»
- «Демон»
- «Мцыри»
- «Борис Годунов» - 1 балл
7. Что такое лирика? - 1 балл
8. Гоголя звали
- Василий Николаевич
- Алексей Николаевич
- Николай Васильевич
- Николай Алексеевич - 1 балл
9. Какое из литературных произведений не принадлежит Гоголю?
- «Ночь перед рождеством»
- «Тарас Бульба»
- «Петербургские повести»
- «Маскарад» - 1 балл
10. К какому литературному жанру относится произведение Н.В. Гоголя "Мертвые души?
- роман
- притча
- новелла
- поэма - 1 балл
11. В жизни Гоголя
- была ссылка на Кавказ в действующую армию
- было путешествие на остров Сахалин
- было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
- было произведение, сожженное из-за жестокой критики - 1 балл
Вариант 2
- Известный русский прозаик В. А. Соллогуб сказал: «Смерть … возвестила России о появлении нового поэта Лермонтова».
- Александра I
- Наполеона
- А. С. Пушкина - 1 балл
2. По идейному содержанию произведений Лермонтова определите их названия:
1. Возвеличивание человека в его стремлении к свободе, к неограниченному познанию мира, поиск «вечного обновления», «вечного возрождения», «история души» главного героя – могучей личности с нереализованными возможностями.
2. Протест против порабощающей человека душной неволи, поэтизация борьбы как естественного выражения человеческих сил, призыв к свободе, утверждение любви к Родине.
3. Защита чести, права и достоинства человека, призыв к свободе, столкновение двух противоборствующих сил.
- «Песня про купца Калашникова…»
- «Мцыри»
- «Демон» - 1 балл
3. Назовите основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова - 3 балла
Темы и мотивы | Название стихотворений |
- Из каких произведений эти строки - 4 балла
1. Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
2. Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой
3. Твой стих, как божий дух,
носился над толпой;
И, отзыв мыслей благородных,
Звучал, как колокол на башне вечевой,
Во дни торжеств и бед народных.
4. В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?
5. Какое произведение не принадлежит Лермонтову?
- «Пророк»
- «Белеет парус одинокий»
- «Маскарад»
- «Ревизор» - 1 балл
- Что такое антитеза? - 1 балл
- Укажите название стихотворения, отрывок из которого приведен ниже:
«Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез»
1. «Когда волнуется желтеющая нива»
2. «Родина»
3. «Прощай, немытая Россия»
4. «Дума» - 1 балл - Выберите даты жизни Н. В. Гоголя:
- 1809 – 1852
- 1818 – 1850
- 1814 – 1841
- 1799 – 1837 – 1 балл
- Какое из литературных произведений не принадлежит Гоголю:
- «Шинель»
- «Ревизор»
- «Медный всадник»
- «Нос» - 1 балл
- Почему «Мертвые души» называют поэмой? - 2 балла
- Гоголь родился
- в Петербурге
- в Москве
- в Орловской губернии
- на Украине - 1 балл
Критерии оценки
16-17 баллов – «5»
13- 15 баллов – «4»
10 – 12 баллов – «3»
А. Н. Островский
Выберите правильный ответ
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- А. Н. Островский раскрывает социально-типические черты определенной общественной среды, какой именно:
1. дворянской
2. купеческой
3. аристократической
4. крестьянской
- Статью «Темное царство» написал
- Н. Г. Чернышевский
2. В. Г. Белинский
3. И. А. Гончаров
4. Н. А. Добролюбов
- А. Н. Островский тесно сотрудничал с театром, на сцене которого были осуществлены постановки всех пьес драматурга. Как называется этот театр?
- Художественный театр
- Малый театр
- театр «Современник»
- Большой театр
- Пьеса «Гроза» - это
- комедия
- трагедия
- драма
- роман
- Какое произведение не принадлежит Островскому:
- «Снегурочка»
- «Волки и овцы»
- «Недоросль»
- «Свои люди – сочтемся»
- Определите кульминацию драмы «Гроза»
- прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
- сцена с ключом
- встреча Катерины с Борисом у калитки
- раскаяние Катерины перед жителями города
- Действие драмы «Гроза» происходит
- в Москве
- в Нижнем Новгороде
- в Калинове
- в Петербурге
- Яркими представителями «темного царства» в пьесе «Гроза» являются (найдите лишнее):
- Тихон
- Дикой
- Кабаниха
- Кулигин
- К какому сословию принадлежала Кабаниха?
- купцы
- мещане
- дворяне
- разночинцы
- К какому типу литературных героев принадлежал Дикой ?
- «лишний человек»
- «самодур»
- «маленький человек»
- герой-любовник
- Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе?
- сноска
- ремарка
- пояснение
- сопровождение
- Кто написал критическую статью «Мотивы русской драмы» о «Грозе»?
- В. Г. Белинский
- Н. Г. Чернышевский
- Н. А. Добролюбов
- Д. И. Писарев
- Что изобретал механик-самоучка Кулигин?
- телеграф
- перпетуум-мобиле
- солнечные часы
- громоотвод
- Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
- Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы...
- Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!
- Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
- Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
Как следующие имена, названия, даты связаны с жизнью и творчеством
А. Н. Островского?
(каждый правильный ответ оценивается в 2 балла)
- 1859 год
- Подхалюзин
- Замоскворечье
- 1847 год
- П. И. Чайковский
Ответьте на следующие вопросы
(каждый правильный ответ оценивается в 2 балла)
- Что такое драма?
- Охарактеризуйте конфликт в пьесе «Гроза».
- Какие произведения Островского названы как пословицы?
- Назовите основные темы пьес Островского.
- Почему именно Островского называют «отцом русского национального театра»?
Кто из героев пьесы произносит следующие слова?
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- «Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на
воле!»; «Ветры буйные, перенесите вы ему печаль-тоску».
- «Бла-алепие, милая, бла-алепие! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный».
- «Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы и слыхала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так разговаривала».
- «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица».
- «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»
- «Как зачем бояться?! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно»
- «Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?»
- «А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было»
- «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»
- «Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру, мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием…»
Найдите соответствие приведенных характеристик героям пьесы.
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»
- «Как не ругать! Он без этого дышать не может»
- «Видишь ты, какой ум-то у тебя, а ты еще хочешь своей волей жить»
- «Кто ж угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится»
- Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
И. А. Гончаров
Выберите правильный ответ.
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
1 вариант
- Гончарова звали
- Иван Алексеевич
- Алексей Иванович
- Александр Иванович
- Иван Александрович
- Гончаров
- совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
- участвовал в обороне Севастополя
- совершил путешествие на остров Сахалин
- был сослан на Кавказ в действующую армию
- К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»
- классицизм
- сентиментализм
- реализм
- романтизм
- Какое произведение не принадлежит Гончарову:
- «Обыкновенная история»
- «Невский проспект»
- «Обломов»
- «Обрыв
- Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана
- в журнале «Современник»
- в «Отечественных записках»
- в журнале «Вестник Европы»
- в «Литературном сборнике с иллюстрациями»
- Как звали лучшего друга Ильи Ильича Обломова
- Андрей Штольц
- Владимир Ленский
- Пьер Безухов
- Акакий Башмачкин
- Укажите возраст Обломова в начале романа
- 25-26
- 32-33
- 36-37
- 40-45
- Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу
- взаимного исключения
- сравнения
- дополнения
- антитезы
- К какому типу литературных героев можно отнести И. Обломова
- «лишний человек»
- «маленький человек»
- герой-любовник
- герой-резонер
- Гончаров использует предметно-бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой деталью является
- трость
- халат
- рояль
- книга
- Глава «Сон Обломова» включена в роман для того, чтобы
- выразить представление автора об идеальных отношениях в семье
- объяснить происхождение героя
- объяснить причины апатии и бездеятельности героя
- расширить представление о барской жизни
Соотнесите следующие даты и названия с жизнью и творчеством И. А. Гончарова.
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- 1849
- «Мильон терзаний»
- «Обрыв»
- 1859
- «Фрегат «Паллада»
- Симбирск
Ответьте на вопросы
( каждый правильный ответ 2 балл)
- Сколько крепостных душ досталось в наследство Обломову?
- Характерные черты жизни в Обломовке.
- Что общего у Обломова с «лишними людьми»?
- С помощью каких приемов Гончаров создает образ главного героя?
- Назовите положительные черты Обломова.
- Кто виноват в судьбе Обломова?
2 вариант
Выберите правильный ответ
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- Годы жизни И. Гончарова:
- 1814 – 1841
- 1809 - 1852
- 1812 - 1891
- 1799 - 1837
- В жизни Гончарова
- была ссылка на Кавказ в действующую армию
- был суд с И.С. Тургеневым
- было стихотворение, написанное за сутки до смерти А.С. Пушкина
- было произведение, сожженное из-за жестокой критики
- «Обломов» был впервые напечатан в
- 1852
- 1858
- 1860
- 1861
- Действие романа «Обломов» происходит
- Москве
- в Тульской Губернии
- в Орловской губернии
- в Петербурге
- Какое произведение не принадлежит Гончарову:
- «Мертвые души»
- «Обрыв»
- «Обломов»
- «Обыкновенная история»
- Глава «Сон Обломова» впервые была напечатана в
- 1847
- 1852
- 1856
- 1857
- Сколько времени длятся события, описанные в первой части романа «Обломов»
- 1 месяц
- 1 день
- 2 дня
- 5 дней
- К какому литературному направлению следует отнести роман «Обломов»
- реализм
- сентиментализм
- классицизм
- романтизм
- Как звали возлюбленную Ильи Ильича Обломова
- Татьяна Ларина
- Екатерина Сушкова
- Наташа Ростова
- Ольга Ильинская
- На какой улице жил Илья Ильич Обломов в начале романа
- на Садовой
- на Гороховой
- на Выборгской стороне
- на Васильевском острове
- Что мешает Илье Ильичу Обломову быть деятельным человеком
- отсутствие цели в жизни
- воспитание и закономерности современной ему жизни
- бедность
- болезненное состояние
Соотнесите следующие даты и названия с жизнью и творчеством И. А. Гончарова
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- «Фрегат «Паллада»
- 1847
- «Горе от ума»
- «Обыкновенная история»
- 1859
- Ульяновск
Ответьте на вопросы
(каждый правильный ответ оценивается в 2 балла)
- Сколько крепостных душ досталось в наследство Обломову?
- Главной и первой жизненной заботой в Обломовке была забота
- Что общего у Обломова с «лишними людьми»?
- С помощью каких приемов Гончаров создает образ главного героя?
- Назовите положительные черты Обломова.
- Кто виноват в судьбе Обломова?
Критерии оценки: 27 – 29 баллов – «5»
23 – 26 баллов – «4»
17 – 22 балла – «3»
И. С. Тургенев
Вопросы по биографии и общей характеристике творчества И. С. Тургенева
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- Кем был И. С. Тургенев по социальному происхождению?
- 1847 год… Чем знаменательная эта дата в жизни Тургенева?
- «Аннибалова клятва». О какой клятве идет речь?
- Назовите основные темы «Записок охотника»
- Причины разрыва с журналом «Современник»
- Как называется первый роман И. С. Тургенева
- В каких жанрах работал И. С. Тургенев?
- Кому посвящены следующие строки: «Встретить Вас на своем пути было величайшим счастьем моей жизни. Моя преданность и благодарность не имеют границ и умрут только со мной»?
- Как называется последнее произведение писателя.
- Кому посвящен роман «Отцы и дети»?
- Давая оценку содержания романа, И. С. Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против…» (выберите правильный ответ)
- Пролетариата как передового класса
- дворянства как передового класса
- крестьянства как передового класса
- революционных демократов
- Роман – это (продолжите определение)
Критерии оценки: 11 – 12 баллов – «5»
9 – 10 баллов – «4»
7 – 8 баллов – «3»
Творчество Тургенева
Вариант 1
Блок А
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
Выберите правильный ответ
- Укажите годы жизни И. С. Тургенева.
а) 1821-1883 гг.
б) 1818-1883 гг.
в) 1828-1895 гг.
г) 1820-1889 гг.
2. Тургенева звали
а) Иван Алексеевич
б) Алексей Иванович
в) Сергей Иванович
г) Иван Сергеевич
- В каком журнале был напечатан первый рассказ из цикла «Записки охотника»?
а) «Вестник Европы»
б) «Современник»
в) «Отечественные записки»
г) «Русский вестник»
4. Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Дворянское гнездо»
б) «Первая любовь»
в) «Муму»
г) «Обыкновенная история»
5. Роман «Отцы и дети» был напечатан в:
а) 1859 г.
б) 1840 г.
в) 1862 г.
г) 1865 г.
6. И.С. Тургенев написал:
а) »Записки врача».
б) «Записки на манжетах».
в) «Записки охотника».
г) «Записки из Мёртвого дома»
- В основе романа «Отцы и дети» лежит конфликт:
а) отца и сына Кирсановых (конфликт поколений)
б) помещиков и крепостных крестьян (социальный конфликт)
в) разночинцев-демократов и либеральных дворян (идейный конфликт)
г) Базарова и Одинцовой (любовный конфликт)
- Что в образе Базарова было чуждо автору романа «Отцы и дети»?
а) отрыв от какой-либо практической деятельности
б) нигилистическое отношение к культурному наследию России
в) непонимание роли народа в освободительном движении
г) преувеличение роли интеллигенции в освободительном движении
9. К какому сословию принадлежал Евгений Базаров?
а) разночинцы
б) дворяне
в) купцы
г) мещане
10. Базаров был
а) антропологом
б) учителем
в) врачом
г) агрономом
11. Почему Одинцова не ответила на любовь Евгения Базарова?
а) он был ей неинтересен
б) она была влюблена в другого
в) Базаров был ниже по социальному положению
г) спокойная жизнь ей была дороже
12. О каком персонаже идет речь?
У него в пятнадцати верстах от постоялого дворика хорошее имение в двести душ, или, как он выражается с тех пор, как размежевался с крестьянами и завел "ферму", - в две тысячи десятин земли. Отец его, боевой генерал 1812 года, полуграмотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь свою тянул лямку, командовал сперва бригадой, потом дивизией и постоянно жил в провинции, где в силу своего чина играл довольно значительную роль.
а) Николай Кирсанов
б) Евгений Базаров
в) Ситников
г) Аркадий Кирсанов
- Чем закончилась дуэль между Павлом Кирсановым и Евгением Базаровым?
- дуэль не состоялась
- Базаров был ранен
- Кирсанов был ранен
- Базаров был убит
- Найдите соответствие героев романа социальному положению
1. «Эмансипе»
2. русский аристократ
3. полковой лекарь
4. студент – барич
5. студент – демократ
а) Е. Базаров
б) Кукшина
в) В. И. Базаров
г) А. Н, Кирсанов
д) П. П. Кирсанов
Блок Б
Ответьте на вопрос
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- Восстановите цитату: «Природа не храм, а мастерская, и человек…»
- Какому герою принадлежат слова: «Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания…bien public… общественному зданию».
- Какому герою принадлежит длинный балахон с кистями?
- Какому герою принадлежат слова: «Люди что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною берёзой».
- Назовите героя: «На нём был изящный утренний, в английском вкусе, костюм, на голове красовалась маленькая феска».
- Назовите героев: «… встретил её на бале, протанцевал с ней мазурку, в течение которой она не сказала ни одного путного слова, и влюбился в неё страстно».
Вариант 2
Блок А
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
Выберите правильный ответ
- Укажите, как называлось родовое имение И. С. Тургенева.
а) Карабиха
б) Ясная поляна
в) Спасское-Лутовиново
г) Мураново
2. Тургенев
а) совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»
б) участвовал в обороне Севастополя
в) совершил путешествие на остров Сахалин
г) был влюблен в П. Виардо
3. Какое произведение не принадлежит Тургеневу:
а) «Первая любовь»
б) «Записки на манжетах»
в) «Дым»
г) «Дворянское гнездо»
4. К какому сословию принадлежал Базаров?
а) дворянство
б) мещанство
в) разночинцы
г) крестьянство
5. Какова будущая специальность Базарова?
а) инженер
б) военный
в) врач
г) учитель
6. В каком году начинается действие романа «Отцы и дети»?
а) январь 1840 г.
б) март 1849 г.
в) май 1859 г.
г) сентябрь 1861 г.
7. О каком персонаже идет речь?
Все в доме привыкли к нему, к его небрежным манерам, к его немногосложным и отрывочным речам. Фенечка, в особенности, до того с ним освоилась, что однажды ночью велела разбудить его: с Митей сделались судороги; и он пришел и, по обыкновению, полушутя, полузевая, просидел у ней часа два и помог ребенку.
а) Евгений Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
8. Кто из героев романа И. Тургенева «Отцы и дети» играет на виолончели, читает стихи Пушкина?
а) Одинцова
б) Павел Кирсанов
в) Николай Кирсанов
г) Базаров
9. Укажите проблему, которая не обсуждалась в романе «Отцы и дети»?
а) положение рабочего класса
б) система поведения человека, нравственные принципы
в) общественный долг, воспитание
г) отношение к дворянскому и культурному наследию
10. Кто сказал:
Мой дед землю пахал… Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас - в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете.
а) Евгений Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович Кирсанов
11. О каком персонаже идет речь?
Он с детства отличался замечательною красотой; к тому же он был самоуверен, немного насмешлив и как-то забавно желчен - он не мог не нравиться. Он начал появляться всюду, как только вышел в офицеры. Его носили на руках, и он сам себя баловал, даже дурачился, даже ломался; но и это к нему шло.
а) Василий Иванович Базаров
б) Аркадий Николаевич Кирсанов
в) Николай Петрович Кирсанов
г) Павел Петрович КирсановКакому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?
Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг а) В. Г. Белинскому
б) Н. Г. Чернышевскому
в) М. А. Антоновичу
г) Д. И. Писареву
13.Чья портретная характеристика? Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, оно оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум.
а) Николая Кирсанова
б) Павла Кирсанова
в) Евгения Базарова
г) Аркадия Кирсанова
14. Определите, кому из героев романа принадлежат приведенные «слова и словечки»:
1. «Тамошние ученые», «иные скажут дело, я соглашусь», латинские слова, вы, чай, слыхали…»
2. «Без чувства собственного достоинства», «нет никакого прочного основания общественному», «принсипы», французские слова, «я эфтим хочу доказать».
А. Павел Петрович
Б. Евгений Базаров
Блок Б
Ответьте на вопрос
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- Восстановите цитату: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее …»?
- Какому герою принадлежат слова: «Без принсипов в наше время могут жить одни безнравственные и пустые люди».
- Какому герою принадлежат слова: «Мой дед землю пахал».
- Назовите героя: «добрый малый, но человек отставной, его песенка спета», «божья коровка», «трусишка».
- Кому из героев романа "Отцы и дети» соответствуют эти характеристики:
1.Представитель молодого дворянского поколения. Быстро превращающийся в обыкновенного помещика, духовная ограниченность и слабоволие, поверхностность демократических увлечений, склонность к краснобайству, барские замашки и лень.
2.Противник всего подлинного демократического, любующийся собой аристократ, жизнь которого свелась к любви и к сожалению об уходящем прошлом, эстет.
3.Бесполезность и неприспособленность к жизни, к новым её условиям, тип «уходящего барства».
4.Натура независимая, не склоняющаяся ни перед какими авторитетами, нигилист.
6. Кому из героев романа принадлежат слова: «Мы приблизително знаем, отчего происходят телесные недуги, а нравственные болезни происходят от дурного воспитания… от безобразного состояния общества, одним словом, - исправьте общество, - и болезней не будет».
Критерии оценки: 22 – 24 балла – «5»
19 – 21 баллов – «4»
14 – 18 баллов – «3»
Н. А. Некрасов
Ответьте на следующие вопросы
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
1 вариант
1. Назовите даты жизни Некрасова
А) 1799 - 1837
Б) 1818 – 1877
В) 1818 - 1883
Г) 1821 – 1877
2. Кто сказал о Некрасове: «Да знаете ли вы, что вы поэт – поэт истинный»?
3. Как называется последний сборник его стихотворений?
4. Кому Некрасов посвятил строки: «Во мне спасла живую душу ты»?
5. Почему дворянин Некрасов пишет о страданиях народа?
6. Поэма – эпопея – это …(продолжите определение)
7. В каких произведениях Некрасов рассказал о подвиге декабристов и их жен?
8. Назовите основные мотивы лирики Некрасова.
9. Какое стихотворение Пушкина, Лермонтова, Некрасова называется одинаково? Кому посвятил его Некрасов?
10. Из каких произведений следующие строки:
А) Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан
Б) Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
В) Вынесет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себе…
Г) О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Д) Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная
Матушка – Русь!
Е) Я лиру посвятил народу своему…
- Чей это портрет: «С большущей сивой гривою, чай, двадцать лет не стриженной, с большущей бородой…»?
- Определите героя: «Красива, волос с проседью, глаза большие, строгие, ресницы богатейшие, сурова и смугла»
- Чье представление о счастье «покой, богатство, честь»?
- Чьи это слова: «Ключи от счастья женского потеряны давно»?
- О ком эти строки «Ему судьба готовила путь славный, имя громкое народного заступника, чахотку и Сибирь»?
2 вариант
- Выберите даты жизни Некрасова
А) 1812 – 1841
Б) 1821 – 1877
В) 1814 – 1856
Г) 1826 – 1886
- Как назвал Некрасов первый сборник своих стихов?
- Редактором каких журналов был Некрасов?
- В чем проявляется народность поэзии Некрасова?
- Консерваторы, либералы, демократы… Кем был Некрасов?
- Лирика – это (продолжите определение)
- Какие стихи Некрасов написал для детей?
- Назовите основные мотивы лирики Некрасова.
- Кому посвящены следующие строки:
Но слишком рано твой ударил час,
И вещее перо из рук упало.
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
- Из каких произведений следующие строки:
А) Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан
Б) Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
В) Вынесет все и широкую, ясную грудью дорогу проложит себеГ) О Волга!.. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Д) Ты и убогая, ты и обильная,
Ты и могучая, ты и бессильная
Матушка – Русь!
Е) Я лиру посвятил народу своему…
- Чей это портрет: «Грудь впалая, как вдавленный живот, у рта, у глаз излучины, как трещины на высохшей земле…»?
- Определите героя: «Худой, как зайцы зимние, нос клювом, как у ястреба».
- Чья это характеристика: «… Твердо знал уже, что будет жить для счастья убогого и темного родного уголка»?
- Чье представление о счастье: «Кого хочу - помилую, кого хочу – казню»?
- Чьи это слова: «Ключи от счастья женского потеряны давно»?
Критерии оценки: 18 – 20 баллов – «5»
16 –17 баллов – «4»
12 – 15 баллов – «3»
Ф. М. Достоевский
Тест по биографии писателя
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
1. Укажите годы жизни Ф. М. Достоевского.
- 1818 -1904
- 1821 – 1881
- 1801 – 1861
- 1824-1884
2. В каком учебном заведении получил образование Ф. М. Достоевский?
- в Петербургском университете
- в Высшем военном инженерном училище
- в Царскосельском лицее
- в Московском университете
3. Первый эпилептический припадок – начало тяжёлой болезни – спровоцирован
- смертью матери, которую он боготворил
- слухами о том, что отца убили мужики за крутой нрав и барские
прихоти
- смертью старшего брата и друга
- показательным расстрелом, который заменили каторгой
4 Достоевский был приговорён к смертной казни за то, что он был членом:
- «кружка шестнадцати»
- кружка Петрашевского
- группы «Народная воля»
- общества Нечаева «Народная расправа»
5. Какую книгу подарили каторжникам жёны декабристов?
- «Что делать?» Чернышевского
- «Вольность» Радищева
- «Горе от ума» Грибоедова
- Евангелие
6. Сколько лет пробыл Ф. М. Достоевский на каторге и в ссылке?
- 10 лет
- 5 лет
- 7 лет
- 15 лет
7. Достоевский в заточении и на поселении не оставляет писательского труда. Назовите произведение, которое не связано с годами неволи:
- «Село Степанчиково и его обитатели»
- «Записки из подполья»
- «Сибирская тетрадь»
- «Записки из Мёртвого дома»
8. Ф.М.Достоевский отбывал каторгу:
- В Братске
- В Мценске
- В Вятке
- В Омске
9. Как назывался журнал, который Ф. М. Достоевский вместе с братом стал издавать в Петербурге с 1861 года?
- «Современник»
- «Отечественные записки»
- «Москвитянин»
- «Время»
10. Укажите, какое из произведений не было написано Достоевским?
- «Неточка Незванова»
- «Бесы»
- «Обыкновенная история»
- «Идиот»
11. Укажите основную тему раннего творчества Ф. М. Достоевского.
- тема сильной личности, «сверхчеловека»
- тема «униженных и оскорбленных»
- тема крепостничества
- тема социального протеста
12. Когда был опубликован роман «Преступление и наказание»?
- в 1859 г.
- в 1865 г.
- в 1961 г.
- в 1866 г.
Критерии оценки: 11 – 12 баллов – «5»
9 – 10 баллов – «4»
7 – 8 баллов – «3»
Творчество Ф.М.Достоевского
1 вариант
Выберите правильный ответ
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- Какой из фактов не связан с биографией Ф. М. Достоевского?
А) активное участие в революционном кружке
Б) подготовка антиправительственных террористических актов
В) арест, смертный приговор, отмененный непосредственно перед казнью
Г) каторга, служба рядовым в армии
2. Достоевский написал: А) «Записки сумасшедшего»
Б) «Записки на манжетах»
В) «Записки охотника»
Г) «Записки из Мертвого дома»3. Когда был опубликован роман «Преступление и наказание»?а) в 1859 г.
б) в 1865 г.
в) в 1961 г.
г) в 1866 г.
4. В какое время года происходит действие романа «Преступление и наказание»?
а) летом
б) зимой
в) весной
г) осенью
5. Какую профессию должен был получить Раскольников, если бы закончил университет?
а) врач
б) учитель
в) дипломат
г) юрист
6. Что хочет доказать Раскольников убийством старухи-процентщицы?
а) что он тоже имеет право на обогащение
б) что он принадлежит к разряду «право имеющих»
в) что в России вообще нет законности
г) что старуха — бесполезное, никому не нужное, а даже вредное существо
7. Какое определение романа «Преступление и наказание» наиболее соответствует его характеру?
а) криминальный роман
б) социально-психологический, философский роман
в) авантюрный роман
г) любовный роман
8. Образ Сони Мармеладовой символичен. Он является воплощением:
а) гордости
б) пошлости
в) христианского смирения
г) бунтарства
9. Чей это портрет:
а) «Это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, похожая на девочку, со скромною и приличною манерой, с ясным. Но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка
б) «… с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Был до того худо одет, что иной, даже привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»
в) «Это был человек уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отекшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками, из-за которых сияли крошечные… глазки»
10. Кому принадлежат слова?
а) Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!
б) Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти
в) Поплакали и привыкли. Ко всему-то подлец – человек привыкает!
г) «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»
11. Дайте название эпизода, фрагмента.
а) За одну жизнь – тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения.
б) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая…
12. Кому из героев соответствуют приведенные определения, характеристики,
особенности?
а) «Божия правда, земной закон берет свое, и он кончает тем, что принужден сам на себя донести»
б) связь с людьми, следование евангельским заповедям, покаяние позволяют выжить и сохранить любовь и надежду в душе
в) собирается продать себя циничному дельцу, чтобы вырваться из бедности
г) убийца, циник, как кажется, вполне сжился со своей ролью, наслаждается существованием
13.Кому из героев «Преступления и наказания» Раскольников впервые признался в убийстве?
а) матери
б) Разумихину
в) Порфирию Петровичу
г) Соне Мармеладовой
2 вариант
Выберите правильный ответ
(каждый правильный ответ оценивается в 1 балл)
- Достоевский написал:А) «Бедная Лиза»
Б) «Бедные люди»
В) «Бедность не порок»
Г) «Бедная невеста» Укажите имя и отчество Раскольникова.
А) Роман Родионович
б) Григорий Романович
в) Родион Романович
г) Григорий Родионович
3. Какое событие произошло не до, а после совершения Раскольниковым преступления?
А) разговор двух офицеров в распивочной о бесполезной старухе-
процентщице
б) встреча с Семеном Мармеладовым
в) знакомство с Соней Мармеладовой
г) получение Раскольниковым письма от матери о готовящемся замужестве Дуни
4. Объясните, почему Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы.
А) он хочет достать деньги и помочь страдающим матери и сестре
б) он хочет поскорей обогатиться и поправить свое социальное положение
в) он хочет отомстить процентщице за унизительное положение, в котором оказался
г) он хочет проверить свою теорию: к какому разряду людей он принадлежит
5. После преступления Раскольников страдает от того:
а) что убил человека
б) что оказался «тварью дрожащей»
в) что не смог помочь матери и сестре
6. Сколько времени длится действие романа «Преступление и наказание» (до эпилога)?
А) 1 год
б) полгода
в) 1 месяц
г) 14 дней
7. Что, по словам Сони, удерживает её от самоубийства?
а) страх
б) боязнь совершить религиозный грех, погубить свою душу
в) осознание ответственности за жизни близких людей
г) слабость, нехватка воли для осуществления самоубийства
8. Какой смысл заключен в названии романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?
а) преступление и наказание противопоставлены
б) несоответствие наказания совершенному преступлению
в) не всякое преступление влечет за собой наказание
г) неотвратимость наказания за совершенное преступление
9. Укажите, какой конфликт является основным в романе «Преступление и наказание».
А) социальный (Раскольников — старуха-процентщица)
б) психологический (Раскольников — Порфирий Петрович)
в) идейный (Раскольников — Соня Мармеладова
г) внутренний (происходящий в душе главного героя)
10. Какой вопрос, проблема более всего волнует автора в романе «Преступление и наказание»?
А) устройство быта жителей Петербурга
Б) уголовно-детективные события
В) нравственное состояние общества и отдельных людей
Г) проблема взаимоотношений ненавидящих друг друга людей
11. Кому из героев соответствуют приведенные определения, характеристики?
А) Божия правда, земной закон берет своё, и он кончает тем, что он
принужден сам на себя донести
Б) связь с людьми, следование евангельским заповедям, покаяние
позволяют выжить и сохранить любовь и надежду в душе
В) собирается продать себя циничному дельцу, чтобы вырваться из
бедности
12. Дайте название эпизода, фрагмента.
А) …комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырёхугольника, и это придавало ей что-то уродливое.
Б) «Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!»
13. Кому принадлежат слова?
А) «Понимаете ли вы, милостливый государь, что значит некуда больше идти?»
б) «И кто меня тут судьей поставил, кому жить, кому не жить?»
Критерии оценки: 12 – 13 баллов – «5»
10 – 11 баллов – «4»
7 – 9 баллов – «3»
М. Е. Салтыков-Щедрин
Ответьте на следующие вопросы.
- Назовите первое опубликованное произведение М. Е. Салтыкова-Щедрина.
- 1 балл
2. Участником какого революционного кружка был М. Е. Салтыков-Щедрин?
- 1 балл
3. Причина ссылки в Вятку.
- 1 балл
4. Назовите настоящую фамилию писателя и его литературный псевдоним.
- 1 балл
5. С какими журналами связана деятельность М. Е. Салтыкова-Щедрина?
- 1 балл
6. Кто из героев «Сказок» М. Е. Салтыкова-Щедрина:
1) «прожил сто лет. Ни друзей у него, ни родных, ни он к кому, ни к
нему кто»
2) «… стал думать, чем бы ему свою душу утешить. «Заведу, думает, театр у себя! Напишу к актеру Садовскому: приезжай, мол, любезный друг! И актерок с собой привози»
3) думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»
- 3 балла
7. Дайте определения следующих понятий:
1) гипербола
2) гротеск
3) аллегория
4) сатира
- 4 балла
8. Почему М. Е. Салтыков-Щедрин обращается к жанру сказок?
- 2 балла
9. Назовите особенности сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина.
- 2 балла
10. Из каких произведений следующие герои:
1). Угрюм-Бурчеев
2). Иудушка
- 2 балла
11. Из каких произведений приведены отрывки:
1) «служили в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали»;
2) «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был…, жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов»;
3) «И вдруг он исчез. Что тут случилось? Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей смертью умер – свидетелей не было».
- 3 балла
12. Соедините слова первого и второго столбика, чтобы получились названия сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. – 2 балла
1) «… на воеводстве»
2) «… - меценат»
3) «… - идеалист»
4) «… - челобитчик»
5) «Самоотверженный
медведь
заяц
ворон
карась
орел
Критерии оценки: 21 – 23 баллов – «5»
18 - 20 баллов – «4»
14 – 17 баллов – «3»
Л. Н. Толстой
Биография Л. Н. Толстого
Ответьте на следующие вопросы
1 вариант
1. Укажите годы жизни Л.Н.Толстого:
А) 1801-1899
Б) 1828-1910
В) 1821-1864
Г) 1832-1912
Д) 1837-1915
- 1 балл
2. В 1847 году юный Лев Толстой, не закончив университетский курс, уезжает:
А) в деревню, где предполагал посвятить себя хозяйственной деятельности
Б) на Кавказ
В) в Севастополь
Г) за границу
- 1 балл
3. Соедините названия произведений и их жанр:
- 2 балла
А) «После бала» | А) повесть |
Б) «Детство» | Б) роман |
В) «Война и мир» | В) роман-эпопея |
Г) «Анна Каренина» | Г) рассказ |
4. Действие романа «Война и мир» начинается:
А) январь 1812 года
Б) май 1807 года
В) июль 1805 года
Г) апрель 1801 года
Д) август 1804 года
- 1 балл
5. Первое опубликованное произведение Л. Н. Толстого называлось:
А) «Севастопольские рассказы»
Б) «Воскресение»
В) «Казаки»
Г) «Детство»
Д) «Утро помещика»
- 1 балл
6. Написание каких произведений связано с периодом службы на Кавказе?
- 1 балл
7. Роман-эпопея – это … (продолжите определение)
- 1 балл
8. Как связана жизнь Толстого со следующими географическими названиями: Севастополь, Тула, Казань?
- 3 балла
9. Какое произведение Толстого названо женским именем?
- 1 балл
- Педагогическая деятельность Толстого. Что вы об этом знаете?
- 2 балла
2 вариант
1. Писатель получил образование:
А) в Петербургском университете
Б) в Царскосельском лицее
В) Берлинском университете
Г) в Казанском университете
Д) в Московском университете
- 1 балл
2. Какое из перечисленных произведений не написано Л. Н. Толстым?
А) «Воскресение»
Б) «Севастопольские рассказы»
В) «Мои университеты»
Г) «Юность»
- 1 балл
3. Роман «Война и мир» начинается с:
А) описания Шенграбенского сражения
Б) именин в доме Ростовых
В) вечера у А.П. Шерер
Г) описания встречи отца и сына Болконских
Д) описания смотра в Браунау
- 1 балл
- Соедините названия произведений и их жанр:
-2 балла
А) «Отрочество» | А) повесть |
Б) «Война и мир» | Б) роман |
В) «Анна Каренина» | В) роман-эпопея |
Г) «Севастополь в мае» | Г) рассказ |
4. Сколько времени длится действие романа?
А) 10 лет
Б) около 7 лет
В) 25 лет
Г) 15 лет
- 1 балл
5. Как связана жизнь Толстого со следующими географическими названиями: Севастополь, Тула, Казань?
- 3 балла
6. В каком произведении отражены события русско-турецкой войны?
- 1 балл
7. В каких жанрах работал Л. Н. Толстой? (приведите примеры)
- 2 балла
8. Как называется автобиографическая трилогия Толстого?
- 1 балл
9. Назовите самые крупные произведения Толстого.
- 1 балл
Критерии оценки: 13 – 14 баллов – «5»
11 - 12 баллов – «4»
8 – 10 баллов – «3»
Тест по роману «Война и мир»
Выберите правильный ответ
(каждый правильный ответ оценивается в один балл)
1 вариант
- «Олицетворением духа простоты и правды» кажется Пьеру:
- Тихон Щербатый
- Тушин
- Платон Каратаев
- Кутузов
2. В ком Л.Н.Толстой видит решающую силу истории?
- царь
- военачальники
- народ
- высшее чиновничество
- аристократия
3. Соедините имя героини и её внешнее описание:
1. Глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты 2. С большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, с своими сбившимися назад чёрными кудрями…» 3. «Высокая красивая дама с огромной косой и очень оголёнными белыми, полными плечами и шеей, на которой была двойная нитка больших жемчугов…» | А) Наташа Б) Соня В) Элен Г) Марья Болконская |
4. Что привлекло Пьера в масонстве?
- возможность общаться с власть имущими
- идея единения и братства людей
- возможность отвлечься от несчастного брака
- идея стать во главе общества
5. После Шенграбенского сражения «князю Андрею было грустно и тяжело», потому что:
- ему не удалось проявить себя в сражении и прославиться
- в сражении погибло больше солдат и офицеров, чем ожидалось
- начали разрушаться его идеальные представления о подвиге после посещения батареи Тушина
- его храбрость во время сражения не была замечена Багратионом
6. Л.Н. Толстой делил героев своего романа на любимых и нелюбимых. К любимым героям относились:
- А.Болконский
- Б.Друбецкой
- П.Безухов
- М.Болконская
- Наполеон
- Берг
7. Сколько лет Наташе Ростовой в первом томе?
- 16 лет
- 20 лет
- 10 лет
- 13 лет
8. В исторических трудах нередко Наполеон противопоставлялся Александру I. Кто противопоставлен Наполеону в романе?
- Александр I
- Кутузов
- А.Болконский
- Пьер Безухов
- Николай I
9. Назвать кульминацию романа.
- первый бал Наташи Ростовой
- Отечественная война 1812 года
- совет в Филях
- смерть князя Андрея
10. Общая характеристика героя создается многими способами, один из которых - это мнение со стороны. По приведенным характеристикам героев романа определите, кому все они адресованы.
А. П. Шерер: "Надеюсь, что здесь его никто не примет, несмотря на его богатство".
Княжна Марья: "Мне казалось, что у него всегда было прекрасное сердце".
Князь Андрей: "Ты мне дорог, именно потому, что ты один живой человек среди всего нашего света"».
11. Что такое счастье? Герои романа понимают его по-своему. Определите, кому принадлежат следующие высказывания:
1. «Отсутствие страданий, удовлетворение потребностей и вследствие того - свобода выбора занятий, то есть образа жизни».
2. «...Ему пришло в голову, что ему-то именно предназначено вывести русскую армию из этого положения, что вот он, тот Тулон, который выведет из рядов неизвестных офицеров и откроет ему первый путь к славе».
А) Пьер Безухов
Б) Андрей Болконский
12. Завершите фразу Л.Н.Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет ……»
- великих поступков
- самолюбия
- стремления к славе
- простоты, добра и правды
13. Какой общей идее, по утверждению Л.Н.Толстого, подчинено все действие романа «Война и мир»?
- «мысли семейной»
- историческому событию
- «мысли народной»
- у Л.Н.Толстого не было общей идеи
14. Как называлась деревня князя Андрея, которую отделил ему отец, князь Николай?
А) Отрадное
Б) Богучарово
В) Лысые горы
Г) Марьино
Д) Никольское
15. Почему князь Андрей идёт служить в действующую армию (I том)?
А) им руководило стремление к славе
Б) он руководствовался представлениями об офицерском долге
В) чтобы защищать родину
- вариант
1. Показывая Наполеона и Кутузова, Наташу и Элен, Толстой применяет такой приём, как:
- антитеза
- гротеск
- гипербола
- метафора
2. Л.Н.Толстой собирался писать трилогию о декабристе. Судьба какого героя романа является «возвратом» к юным годам главного героя «романа о декабристе»?
- Андрея Болконского
- Пьера Безухова
- Николая Ростова
- Николая Болконского
3. Соедините имя героя и его внешнее описание:
1. «Вся фигура была круглая, голова... спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил… были круглые; приятная улыбка и большие нежные глаза были круглые», ему «должно быть было за пятьдесят лет». 2. « Массивный толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке» 3. «Вся потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот, осанистый вид, который имеют живущие в холе сорокалетние люди». | А) Наполеон Б) Пьер Безухов В) Платон Каратаев Г) Андрей Болконский |
4. Бородинское сражение мы видим глазами:
- Николая Ростова
- Пьера Безухова
- Анатоля Курагина
- Долохова
5. Какое событие вторично побудило князя Андрея оставить государственную службу?
- смерть жены
- служебное взыскание
- недовольство Сперанского
- любовь к Наташе
- просьба отца, князя Николая
6. После какого сражения князь Андрей разочаровался в своём кумире – Наполеоне?
- Шенграбенское
- Аустерлицкое
- Бородинское
7. В какую историческую эпоху развивается действие романа Л.Н.Толстого «Война и мир»?
- эпоха Екатерины II
- времена правления Николая II
- эпоха Александра I
- эпоха Александра II
8. Кто из героев стал для Пьера Безухова «самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого»?
9. В «Войне и мире» представлены различные социальные группы русского общества. К какой из них принадлежит один из ключевых образов романа Платон Каратаев?
- дворянство
- купечество
- крестьянство
- мещане
10. С именем капитана Тушина связано сражение:
- Шенграбенское
- Аустерлицкое
- Бородинское
11. Брак Андрея Болконского и Наташи расстроился из-за: несогласие князя Николая Болконского
- недоброжелательное отношение графа и графини Ростовых к жениху
- отсутствие приданого у Наташи
- тайные отношения Наташи с Б.Друбецким
- мимолётное увлечение Наташи Анатолем Курагиным
12. Действие романа «Война и мир» изначально должно было охватывать огромный период русской истории. Какая из дат не связана с задуманным сюжетом романа-эпопеи?
- 1807 год
- 1825 год
- 1856 год
- 1863 год
13. Какое событие является кульминационным центром романа-эпопеи «Война и мир»?
первый бал Наташи Ростовой
- Отечественная война 1812 года
- Тильзитский мир
- совет в Филях
- военные события 1805 года
14. Какую позицию занимает в романе автор?
участник событий
- человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события
- бесстрастный наблюдатель
- рассказывает о себе
15. Завершите фразу Л.Н.Толстого: «Нет и не может быть величия там, где нет..
- великих поступков
- самолюбия
- стремления к славе
- простоты, добра и правды
Критерии оценки: 14 – 15 баллов – «5»
12 - 13 баллов – «4»
9 – 11 баллов – «3»
Чехов А.П.
Ответьте на следующие вопросы.
Вариант1
- Назовите последний рассказ Чехова
- 1 балл
- Герой какого рассказа умер оттого, что чихнул в театре на генерала?
- 1 балл
- На занавесе какого театра изображена чайка как символ того, что только благодаря пьесе Чехова родился этот театр?
- 1 балл
- Под какими псевдонимами печатался молодой Чехов?
- 1 балл
- Как можно раскрыть понятие «беликовщина»?
- 2 балла
- Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»?
- 1 балл
- Назовите главную тему рассказа «Ионыч».
- 1 балл
- Назовите должность Старцева.
- 1 балл
- Кто из героев «Вишневого сада» представляет прошлое?
- 1 балл
- Отличительными особенностями творчества Чехова являются (найдите лишнее):
- объективность изображаемого
- краткость произведений
- морализация, назидательность
- контрастность в изображении героев
- 1 балл
11. Назовите тему «Вишневого сада»
- 1 балл
- Кому из героев «Вишневого сада» принадлежат следующие слова:
1. «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, желтых башмаках. Со свиным рылом в калашный ряд…»
2. «Детская, милая моя, прекрасная комната… я тут спала, когда была маленькой»
3. «Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже более ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости»
- 3 балла
13. Найдите соответствие приведенных характеристик героям «Вишневого сада»
1. «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил,
только бил с пьяна, и все палкой. В сущности и я такой же болван и
идиот. Ничему не обучался, пишу я так, что от людей совестно…»
- «Хороший она человек. Легкий, простой человек.
- 2 балла
14. Дайте характеристику Лопахина.
- 3 балла
Вариант 2
- Назовите известные пьесы Чехова.
- 1 балл
2. Герой какого рассказа ездил на свидание с любимой на кладбище?
- 1 балл
3. Назовите рассказы, вошедшие в «маленькую трилогию».
- 1 балл
4. Как сам автор определил жанр «Вишневого сада»?
- 1 балл
5. Кто виноват в духовной гибели Старцева и почему?
- 2 балла
6. Особенности композиции рассказа «Ионыч».
- 1 балл
7. Какова главная мысль автора в «маленькой трилогии» и в «Ионыче»?
- 1 балл
8. Чья это характеристика: «нежная душа» и «хищный зверь»?
- 1 балл
9. Перечислите черты, характерные для драматургии Чехова.
- 2 балла
10. Назовите тему «Вишневого сада»
- 1 балл
11.По характерным особенностям определите принадлежность речи:
1. «Сокровище мое, милая моя, прекрасная комната», «белое деревце склонилось, похожее на женщину», «милый студентик»
2. «Экий, небось, огромадная, нужно поубрать, по пяти набавляют, заработал сорок тысяч чистогана, аукцион, циркуляция»
3. «Богатые и нищие, рабочие, интеллигенция, крепостники, правда, истина, труд». «Верьте мне, Аня, верьте! Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали!
- 3 балла
12. Найдите соответствие приведенных характеристик героям «Вишневого сада»:
1. «Мой папаша был мужик, идиот, ничего не понимал, меня не учил, только бил с пьяна, и все палкой. В сущности и я такой же болван и идиот. Ничему не обучался… пишу я так, что от людей совестно, как свинья»
2. «Хороший она человек. Легкий, простой человек.
- 2 балла
- Дайте характеристику Раневской.
- 3 балла
Критерии оценки: 18 – 20 баллов – «5»
16 - 17 баллов – «4»
12 – 15 баллов – «3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания по русской литературе
Задания по русской литературе...
сценарный сборник по произведениям русской литературы для учащихся 9-11 классов
Этот материал нужен тем учителям литературы, кто любит театр и у кого есть театральная студия или кружок. Хотя,может быть, именно такая форма и подтолкнет к созданию своего театрального коллекти...
Банк тестовых заданий по русской литературе 9-11 кл.
Данная методическая разработка предназначена для обучающихся 9 -11 классов по предмету «Русская литература». Она в полной мере соответствует требованиям минимума содержания и уровня ...
Русская литература на рубеже 18-19 веков. Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века. Русская литература 19 века в контексте мировой литературы. Основные темы и проблемы.
Конспект урока по теме "Общая характеристика и своеобразие русской литературы 19 века"...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....
Презентация к уроку литературы "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".
Презентация к лекции....
Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века
Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...