Татьяна - любимая героиня Пушкина
план-конспект урока по литературе по теме

разработка урока по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatyana_-_lyubimaya_geroinya_pushkina.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Татьяна — любимая героиня Пушкина

«___»____________________

Цель урока: раскрыть образ «милого Идеала» Автора; развивать концентрацию внимания.

План урока (записывается в тетрадь):

  1. Детство и юность Татьяны.
  2. Встреча с Онегиным и любовь к нему.
  3. Татьяна в финале романа.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Чтение нескольких сочинений-миниатюр и их обсуждение
  2. Проверка и анализ плана ответа на вопрос: «В чем причины трагического итога жизненного пути Евгения Онегина»?
  1. Сообщение учащегося «Сестры Ларины»

Вопросы на закрепление.

  • В какой социальной среде прошло детство Татьяны?
  • Как характеризует автор семью Лариных?
  • Есть ли у Татьяны внутренняя близость с Ольгой?
  • В чем разница между ними?
  • Какую роль в жизни Татьяны играет ее няня?
  • Какое значение имели для Татьяны книги?
  1. Слово учителя.

Рядом с культурой дворянского общества существовала и другая культура, рожденная в недрах русской нации. Она включала в себя быт, нравы, фольклор деревенского простонародья, которые входят в роман через изображение семьи Лариных и, прежде всего, Татьяны. Татьяна впитала в себя народную мораль, окрасившую ее мысли и чувства и проявившуюся в ее поведении. Ужа само имя Татьяны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины иль девичьей». Татьяна окружена фольклорными образами. Вот эта простая народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны. Можно только догадаться, почему в одной семье Лариных возникли разные характеры Ольги и Татьяны. Ольга живет бездумно, руководствуясь в своей жизни установившимися в дворянском поместном быту взглядами и привычками. Ее чувства не отличаются той глубиной и устойчивостью, как у Татьяны. Но под пером Пушкина этот образ, хотя и эскизно данный, приобрел такую художественную выразительность, что оказал воздействие на создание целого ряда женских образов в произведениях позднейших писателей (например, Марфиньки в романе Гончарова «Обрыв»),

  1. Практическая работа с классом.

- Анализируя жизнь Татьяны в юности, ее мироощущение, Белинский писал: «Весь внутренний мир Татьяны заключался в жажде любви; ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал». Верно ли это, по вашему мнению?

- Как воздействовали прочитанные Татьяной романы Ричардсона и Руссо?

(Они воспитали в ее душе эту жажду любви. Любовь в них понималась как чувство возвышенное, чистое, источник великих радостей и великих страданий и жертв. Татьяна получила из таких романов не только представление о любви как о величайшей радости жизни, но и представление о благородстве женщины, возвышенности и силе ее чувства.)

- Как круг чтения характеризует героиню?

(Романы ей «заменяли все». Мечтательная, отчужденная от подруг, столь непохожая на Ольгу, Татьяна все окружающее воспринимает как еще не написанный роман, себя воображает героиней любимых книг.)

Автор не скрывает своей симпатии к героине, подчеркивая ее искренность, глубину чувств и переживаний, простодушие и преданность любви. Ее личность проявляется в сфере любовных и семейных отношений.

- Какой предстает Татьяна во 2-5 главах романа?

(Предстает человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами.)

Татьяна не полюбила никого из окружавших ее дворян. Она стояла выше этих людей, но Онегин сразу же был замечен и выделен ею.

- Как воспринимает Татьяна Онегина? Каково поведение героини после встречи с ним?

(Татьяна увидела в Онегине именно героя романа. Поведение влюбленной Татьяны строится по известным ей романным моделям. Ее письмо, написанное по-французски, — эхо любовных посланий героинь романов.)

VI. Анализ письма Татьяны и ее любви к Онегину

  1. Выразительное чтение.
  2. Комментирование.

Давайте проследим оригинал письма и его перевод Автором.

- Почему Автор соотносит Татьяну со Светланой, героиней баллады Жуковского?

- Какие мотивы баллады постоянно используются в изображении Татьяны?

- В чем важность замечания автора о том, что «Татьяна верила преданьям / Простонародной старины, / И снам, и карточным гаданьям, / И предсказаниям луны»?

- Чем проникнуто письмо?

(Письмо проникнуто «умом и волею живой» и «сердцем пламенным и нежным».)

- Считаете ли вы, что встреча в саду Татьяны с Онегиным самая тяжелая минута в ее жизни? Каким человеком показан Онегин?

(Объяснение с Онегиным носит трагический характер и определяет дальнейшую жизнь Татьяны, оставаясь самым большим горем в ее жизни. Эти страшные минуты, эту боль Татьяна не забыла и в конце романа: вспоминая первую встречу с Онегиным, она чувствует, что в ней «стынет кровь».)

- Что происходит с Татьяной после отъезда Онегина? Какие чувства она испытывает к нему? Как меняется ее восприятие Онегина?

(Происходит переворот в судьбе Татьяны. Она убедилась в своем «оптическом» обмане. Восстанавливая облик Онегина по «следам», оставшимся в его усадьбе, она поняла, что ее возлюбленный — человек донельзя загадочный, странный, но вовсе не тот, за кого она его принимала.)

- Когда наступает новый этап внутренней жизни Татьяны?

(Она поняла, что есть для человека интересы, есть страдания и скорби, кроме интереса страданий и скорби любви. Этим новым шагом в своем внутреннем развитии Татьяна обязана Онегину. Теперь она лучше понимает его и еще больше любит:

И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть ее горит,

И об Онегине далеком

Ей сердце громко говорит.)

Через дневниковые записи Онегина героиня узнала его боль, раздумья о судьбе современного человека и была поражена остротой «озлобленного» ума, вынужденного жить в бездействии, в противоречивом сочетании добра и зла. Ей открылась душа человека, живущего напряженной жизнью, ищущего правды, истины. Глубокое одиночество Татьяны, ее безразличие к интересам мелкопоместного дворянства помогли сохранить любовь к Онегину, как самое дорогое чувство. Главным итогом «исследования» Татьяны стала любовь уже не к литературной химере, а к подлинному Онегину. Она полностью освободилась и от книжных представлений о жизни.

- В чем особенность выбора Татьяны выйти замуж?

(Не надеясь на взаимность возлюбленного, Татьяна делает решающий

нравственный выбор: соглашается поехать в Москву и выйти замуж. Это свободный выбор героини, для которой были «все жребии равны». Она любит Онегина, но добровольно подчиняется своему долгу перед семьей.)

- Изменилась ли Татьяна? Если да, то в чем?

(27-28 гл.8 «Законодательница мод», «равнодушная княгиня» осталась в глубине души прежней — сердечной, искренней и простой Татьяной. Ее угнетает обстановка пышной роскоши, среди которой она теперь живет:

А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Что в них?

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада...)

Недавнее, но теперь уже безвозвратно далекое прошлое по-прежнему дорого и близко ей. Онегин и няня всегда были в ее памяти. Няня умерла, и Онегин остался единственным дорогим для нее человеком:

А счастье было так возможно,

Так близко, но судьба моя

Уж решена...

- Почему же отвергла Татьяна любовь Онегина, если по- прежнему его любит?

- Правильно ли судит здесь Татьяна об Онегине, о ее любви, справедливы ли ее упреки?

- Почему же два замечательных человека не нашли путей друг к другу?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо установить черты сходства и различия между ними. Отмечаем, что они люди одного круга, но воспитание получили разное, это и определило дальнейшую их судьбу.

- О чем свидетельствует монолог Татьяны?

(О том, что она сохранила прежние душевные качества, верность любви к Онегину и своему супружескому долгу.)

- Что же думает Татьяна о нынешнем Онегине?

(«Урок Онегину» полон несправедливых замечаний и нелепых предположений. Татьяна не понимает чувств героя, видя в его любви лишь светскую интригу, желание уронить ее честь в глазах общества, обвиняя его в корысти.)

- Что для Татьяны любовь Онегина?

(Любовь Онегина для нее «малость», «чувство мелкое», а в нем самом она видит только раба этого чувства. Вновь, как когда-то в деревне, Татьяна видит и «не узнает» подлинного Онегина.)

- В чем причина такого непонимания Онегина Татьяной?

Ее ложное представление о нем порождено светом, тем «утеснительным саном», приемы которого, как заметил Автор, она «скоро приняла».)

VI. Заключительное слово

Монолог Татьяны отражает ее внутреннюю драму. Смысл ее не в выборе между любовью к Онегину и верностью мужу, но в новых, сформированных под влиянием общества чувствах. Болезнь, от которой так мучительно избавился Онегин, поразила теперь Татьяну. «Свет пустой» подавляет все живое, все человеческое в людях.

Образ самой Татьяны свободен от заданности: она и не воплощение пороков и не «совершенства образец». Татьяна — живой человек и поэтому «милый идеал» Автора. В народных представлениях о счастье нашла Татьяна идеал нравственного долга, нерушимой супружеской верности, так ярко обрисованной в народных сказаниях и песнях. Пушкин так исчерпывающе и глубоко разверну ее образ, что мы легко можем представить Татьяну в любой жизненной ситуации.

Поэт неоднократно говорит о своей любви к Татьяне, дает ей самые сердечные характеристики, тревожится за ее судьбу.

Учащиеся приводят примеры: 15,31,37 строфы из 3 главы; 23, 24 из 4 главы; 5, 55 из 7 главы; 50 строфа из 8 главы.

Домашнее задание

- Подготовить устный мини-доклад: «Татьяна - любимая героиня Пушкина», используя материал урока и страницы учебника.

- Подготовиться к сочинению (темы получены заранее).

Resource id #5286

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Наташа Ростова - любимая героиня Л. Н. Толстого

Реферат по литературе, создан как зачетная работа поза курс  10 класса....

Реферат "Наташа Ростова - любимая героиня Л. Н. Толстого

Реферат по литературе, создан как зачетная работа поза курс  10 класса....

Материал на тему "Наташа Ростова-любимая героиня Л.Н.Толстого"

Представленная мультимедийная презентация по литературе раскроет образ Наташи Ростовой, поближе познакомит учеников с этой литературной героиней. Наташа Ростова воплощает саму полноту жизни с ее ...

Конспект урока по литературе "Любимые героини русских писателей" 11 класс

Урок по литературе о предназначении женщины в произведениях Пушкина, Толстого, Куприна....

Сочинение на тему "Татьяна Ларина- любимая героиня А.С.Пушкина".14.01.18г.

Сочинение на тему "Татьяна Ларина- любимая героиня А.С.Пушкина"...