Михаил Юрьевич Лермонтов. Стихотворение "Парус".
план-конспект урока по литературе по теме
Изучение стихитворения на уроке литературы в коррекционной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m.yu_.lermontov.docx | 38.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII вида № 39
М. Ю. Лермонтов
«Парус»
Автор: Тебенькова Любовь Михайловна
Педагог школы № 39
426009, Удмуртская Республика, г. Ижевск, ул. Парковая, 18
Тел. 68 – 22 – 82, т/факс 68 – 23 – 55
М. Ю. Лермонтов «Парус».
Целъ урока: познакомить учащихся со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус».
Задачи: Формировать навыки аналитического чтения.
Совершенствовать навыки выразительного чтения.
Воспитывать желание самостоятельно обращаться к поэзии М. Ю. Лермонтова.
Оборудование:
слайды (портрет М. Ю. Лермонтова, Сенатская площадь, казнь декабристов);
фонограмма (шум моря, чтение стихотворения «Парус»)
картины «Парус» (спокойное и бушующее море, анимация)
романс А. Е. Варламова «Парус»
- Организационный момент.
Мы сейчас плывём по морю, Поглядите, чайки важно (ходьба)
И резвимся на просторе (плавательные движения рук). Ходят по морскому пляжу.
А над морем чайки кружат. Сядьте, дети, на песок,
Полетим за ними дружно (машут руками). Начинается урок.
- Проверка домашнего задания.
Ученики представляют презентацию о жизни и творчестве великого русского поэта М. Ю. Лермонтова. Оценки выступающим выставляют учащиеся поднятием:
Зелёный круг – отлично. Жёлтый – хорошо. Красный – плохо.
Попросить нескольких учеников обосновать, почему они подняли круг этого цвета.
- Знакомство со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Парус».
М. Ю. Лермонтову было 18 лет (показ слайда – портрета), когда он из Москвы переезжает в Петербург. В один из первых дней он приходит на Сенатскую площадь (показ слайда). Долго стоит. Здесь, на Сенатской площади было разгромлено восстание декабристов: 5 человек повесили, 120 – отправили на каторгу (показ слайда). Таким жестоким было наказание тем, кто думал о свободе для народа. Даже в разговорах нельзя было упоминать имена декабристов - мятежников. Родным было запрещено носить по ним траур. Царь боялся разговоров о свободе, равенстве. Люди боялись ссылок, тюрьмы. Россия погрузилась во мрак реакции.
Постояв на Сенатской площади, Лермонтов идет по набережной Невы в сторону морского залива. Он впервые увидел морской простор, остановился, очарованный им, и долго смотрел вдаль. Что же он там увидел?
Звучит фонограмма: звук морского прибоя, плеск воды.
Детям предлагается глазами следить за точкой, которая рисует (рисует силуэт парусника). Учащиеся называют, что это парусник. Появляется слайд «Парус». Эту картину нарисовал М. Ю. Лермонтов. В голове у него появляются строчки стихотворения.
Звучит фонограмма стихотворения «Парус».
Можно ли сказать, что в стихотворении говорится о том, что изображено на этой картине?
- Физкультурная минутка и речевая разминка. Начинаем шепотом, потом всё громче и громче, в конце – громко. С движениями выполняем:
Сядем в лодку, Подует ветер (глубокий вдох и на выдохе: у-у-у…),
Поднимем парус. Завоет грозно (на выдохе: ш - ш - ш…),
Навстречу солнцу А нам – не страшно,
Плывём отважно. Ведь мы – команда!
- Читаем стихотворение по книге.
Находим ключевые слова, разбираем их лексическое значение:
парус одинокий, ищет в стране далёкой, кинул в краю родном; он счастья не ищет, не от счастья бежит; он мятежный, просит бури.
1 группа подчеркивает одиночество паруса «парус одинокий».
Разбираем значение эпитета «одинокий». Так можно сказать не только о парусе, но и о человеке, о человеческой жизни. Предполагаем, что это стихотворение о самом авторе.
- Почему возможно такое предположение?
2 группа - его мятежность, стремление к борьбе.
Давайте посмотрим по словарю значение слова «мятежный».
Работа в группах с Толковым словарём С. И. Ожегова:
- – причастный к мятежу;
- – тревожный, неспокойный, бурный, мятущийся.
Делаем вывод, что жизнь, окружающая поэта, его не устраивает. Ему хочется другой деятельной жизни. И, возможно, под парусом он подразумевает себя. Поэт воспевает сильного, борющегося человека, гордится им.
Прочитаем строки 1 и 2 строфы. Сравним настроение.
1 группа: море - «в тумане, голубое », значит спокойное, ласковое. Настроение радости, движения, света, жизни ( слайд «Парус» - море спокойное).
2 группа: во 2 строфе начинают играть волны, «ветер свищет», есть намек на бурю. Настроение безрадостное. Грусть, потеря, жажда бури и покоя одновременно.
( слайд «Парус» - бушующее море).
Находим и разбираем художественные средства выразительности:
Эпитеты – одинокий, далекий, родной, мятежный.
Аллитерация – играют волны – ветер свищет.
Повтор согласных звуков воссоздаёт шум ветра.
Олицетворение – ветер свищет, играют волны, просит бури.
Повтор – он счастья не ищет – и не от счастья бежит.
Вспомните, кем был М. Ю. Лермонтов по рождению? Он был дворянином, внуком богатой помещицы. Круг его знакомых и родных – богатые, обеспеченные люди. Лермонтов видел, что они думают только о своём благополучии, они напуганы участью мятежников – декабристов, они боятся борьбы. Делаем вывод:
Поэт был неудовлетворён жизнью, окружающей его. Ему хочется другой деятельной жизни, поэтому стихотворение не просто о человеке, а самом авторе. И, возможно, под парусом он подразумевает себя. Он – одинок. Герой отвергает покой, отсутствие движения. Парус – побуждение к действию, борьбе, право человека на свободу, выбор.
Читаем стихотворение с экрана.
Сначала идёт полный текст, затем верхняя половина букв закрывается. Текст читаем по половинчатым буквам.
VI. Предлагаю послушать романс А. Е. Варламова «Парус» и ответить на вопрос, каким представили себе парус, слушая этот романс?
- Гордым, одиноким и др. (слайд - анимация)
- И в романсе звучит протест против покоя, равнодушия, звучит желание жить, бороться, действовать.
VII. Итог. В стихотворении отражаются мысли, чувства поэта. Даже если мы ничего не знали о человеке, написавшем «Парус», и об обстоятельствах, в которых оно было создано, мы всё равно увидели бы в нём судьбу, характер и душу человека, создавшего его.
- Мы разделяем восхищение отвагой, которой наделён парус. Лучшие люди нашей страны всегда стремились принести своей жизнью пользу стране, Родине. Такими были декабристы. Наш народ помнит их, потому что они думали о народе, об улучшении его судьбы. Таким же человеком был и сам Лермонтов, жаждущий борьбы.
Дети поднимают карточки (у каждого ребёнка их три) :
! |
Было интересно, всё понял
? |
Было интересно, но понял не всё
… |
Было не интересно, многое не понял
Прошу нескольких человек объяснить выбор карточки.
VIII. Домашнее задание:
Выучить стихотворение, нарисовать к нему иллюстрацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество
Этот урок-перезентацию рекомендуется провести в 9 классе.Информация, размещенная в этой разработке, помогает учащимся вспомнить биографию поэта и его творчество....
Пятигорск и Михаил Юрьевич Лермонтов.
Презентация была составлена в целях ознакомления детей с Лермонтовскими местами на Кавказе. Перед совместной поездкой в Пятигорск необходимо было провести виртуальное путешествие и знакомство с поэтом...
Михаил Юрьевич Лермонтов
Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы - необыкновенно развитое самосознание, цельность и глубина нра...
Методическая разработка урока. "Михаил Юрьевич Лермонтов". Урок литературы. 8 класс
Цель урока: Обучающая:Øпрививать интерес к русской классической литературе, продолжить знакомство с личностью и поэзией М. Лермонтова;Øнацелить детей на понимание основных тем творчества по...
Тема урока: Михаил Юрьевич Лермонтов. "Бородино". Урок 1.
Урок чтения и развития речи по теме "Бородино. М. Ю. Лермонтов." рекомендован для учащихся 7 класса cпециальной коррекционной школы VIII вида....
Презентация Михаил Юрьевич Лермонтов Биографические сведения. Детство. Первая любовь. Картины Лермонтова.
В презентации представлены биографические сведения о детских, юношеских годах Михаила Лермонтова. Также представлены картины Лермонтова, отражающие мировоззрение поэта....
Михаил Юрьевич Лермонтов
Презентация содержит иллюстрации к биографии М.Ю. Лермонтова...
- Мне нравится (1)