Урок литературы в 9 классе «А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания. Литературная полемика вокруг романа. Замысел, и композиция произведения.»
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме
Введение понятия «реализм».
Обзор содержания романа.
Знакомство с мнением критиков.
Познакомить учащихся с замыслом, историей создания и композицией произведения, дать общую характеристику романа.
Развивать умение конспектировать лекцию, творческое воображение учащихся, умение создавать презентации.
Воспитывать у учащихся стремление к прекрасному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_9_klasse.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 9 классе
«А.С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания.
Литературная полемика вокруг романа. Замысел,
и композиция произведения.»
Цели урока:
- введение понятия «реализм»
- обзор содержания романа
- знакомство с мнением критиков
- познакомить учащихся с замыслом, историей создания и композицией произведения, дать общую характеристику романа;
- развивать умение конспектировать лекцию, творческое воображение учащихся, умение создавать презентации;
- воспитывать у учащихся стремление к прекрасному.
Словарная работа: реализм, « онегинская строфа»
Оборудование урока: портрет А.С. Пушкина, роман «Евгений Онегин»; экран, проектор, ноутбук, презентация «В обители пустынных вьюг и хлада…» (А.С. Пушкин в Михайловском)»; печатные материалы: сообщение и тезисы на тему «Южная ссылка. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин», комментарий к презентации.
Ход урока
I. На первом уроке по творчеству Пушкина учащиеся начертили в тетрадях таблицу «Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина».
- Используя данные таблицы, кратко расскажите об основных этапах биографии поэта, о которых уже велась речь на предыдущем занятии.
Основные периоды жизни и творчества А.С. Пушкина
Период | Годы |
Детство поэта Лицей Петербург Южная ссылка Михайловское После ссылки Болдинская осень Петербург Последние годы жизни | 1799-1811 1811-1817 1817-1820 1820-1824 1824-1826 1826-1830 1830 1831-1833 1834-1837 |
٭ Курсивом выделены периоды жизни писателя, о которых уже известно учащимся.
II. Сообщение темы и цели урока. Проверка индивидуального задания. Сообщение учащегося на тему «Южная ссылка. Начало работы над романом в стихах «Евгений Онегин».
Учащиеся записывают основные положения сообщения в тетрадь, тезисы сообщения высвечиваются при помощи проектора на экране с целью помощи учащимся в конспектировании.
Период южной ссылки – поворотный этап в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Изменился его жизненный статус: оставаясь чиновником, он превратился в опального дворянина, поэта-изгнанника. Александр I приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать Пушкина за то, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами». В апреле 1820 г. Милорадович пригласил к себе Пушкина и доверительно сообщил ему об опасности. Поэт ответил губернатору, что бумаги сожжены, но что он может восстановить стихи по памяти, и тут же написал все вольнолюбивые стихотворения, кроме одной эпиграммы. Милорадович просил царя простить молодого поэта, который пленил его своим благородством. Но царь был неумолим. Александр I колебался, куда сослать Пушкина – в Сибирь или в Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта. Хлопотали все – и Карамзин, и Жуковский, и Чаадаев. Наконец царь уступил: Пушкина направили в южные губернии под начальство генерала И.Н. Инзова. 6 мая 1820 г. он выехал в южную ссылку.
В середине мая 1820 г. Пушкин прибыл в Екатеринослав. Генерал Инзов встретил его дружелюбно. После шумной петербургской жизни Пушкин почувствовал в Екатеринославе скуку. К тому же он тяжело заболел. В это время в Екатеринослав приезжает семья прославленного героя Отечественной войны 1812г. генерала Раевского. Далее Раевский с семьей решает ехать на Кавказские воды. Инзов согласился отпустить больного Пушкина для лечения, и поэт вместе с Раевскими едет на юг.
Путешествие увлекло Пушкина. Все было ново и необычно. Он поднимался в горы, слушал предания о жизни кавказских народов, знакомился с их обычаями. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина. На Кавказе путешественники пробыли до начала августа. Затем они отправились в Крым. Здесь ожили в воображении Пушкина древние мифы, воинская доблесть и опустошительный пламень кровавых боев.
Живые и разнообразные южные впечатления широко вошли в пушкинские стихотворения и поэмы. На юге Пушкин создал несколько романтических поэм – «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», работал над поэмой «Цыганы», которую закончил в Михайловском, начал писать роман в стихах «Евгений Онегин».
Над романом в стихах «Евгений Онегин» Пушкин работал с увлечением, чувствуя новизну замысла, отбросив все стесняющие мысль обстоятельства. «Что касается до моих занятий, - сообщал поэт 4 ноября 1823г. из Одессы П.А. Вяземскому, - я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Вроде Дон-Жуана – о печати и думать нечего; пишу спустя рукава». Выражение «спустя рукава» в речи Пушкина было синонимом совершенной искренности, открытости, без расчета на нежелательных свидетелей.
Осенью 1820 г. Пушкин приехал из Крыма в Кишинев на новое место службы, он с радостью окунулся в атмосферу политических, философских и литературных споров. Пушкина встретили в Кишиневе дружески. Он нашел здесь давнего своего знакомца по Петербургу генерала М.Ф. Орлова, заслуженного воина, принявшего в 1814 году капитуляцию Парижа. Особенно большое впечатление произвел на Пушкина П.И. Пестель, участник Отечественной войны 1812г., основатель и глава Южного общества декабристов, впоследствии казненный вместе с Рылеевым и другими. Тогда же Александр Сергеевич встретился с «первым декабристом» В.Ф. Раевским.
Летом 1823 г. произошла перемена в судьбе ссыльного поэта. Пушкин переехал в Одессу, где продолжал службу под началом графа М.С. Воронцова, назначенного новороссийским и бессарабским генерал-губернатором вместо Инзова. Воронцов решил сделать из поэта усердного чиновника. Очень скоро между ними сложились натянутые отношения. Воронцов направил в Петербург несколько писем с просьбами определить поэту новое место ссылки. Он мотивировал эти просьбы «испорченностью» Пушкина, его «неисправимостью».
На скорое решение правительства об удалении Пушкина из Одессы повлияло еще одно обстоятельство. Полиция вскрыла письмо поэта, в котором он сообщал, что берет уроки «афеизма» (имелись в виду атеистические беседы с врачом Воронцова). Пушкину было предписано немедленно выехать в новую ссылку – село Михайловское, имение родителей. В начале августа 1824 г. в сопровождении своего крепостного «дядьки» Никиты Козлова Александр Сергеевич выехал из Одессы.
Так завершился южный период жизни Пушкина.
III. Проверка индивидуального задания. Показ презентации «Пушкин в Михайловском».
1,2 слайды
1 ученик
- 8 августа 1824г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло жить неизвестно сколько времени. «Бешенство скуки» - так определил Пушкин свое состояние в начале пребывания в родовом гнезде.
3 слайд
- Семья поэта, находившаяся в имении, приняла сына без радости. Родители Александра Сергеевича были напуганы. Отец даже согласился было взять на себя надзор над сыном. Это привело к ссоре. Вскоре Сергей Львович с Надеждой Осиповной уехали.
4 слайд
- Пушкин остался один. Теперь ему надобно было привыкать к жизни уединенной, замкнутой стенами небольшого дома и поместий ближайших соседей.
5,6 слайды
- В нескольких верстах от Михайловского располагалось село Тригорское. Пушкин сблизился с семьей Прасковьи Александровны Осиповой, владевшей имением в Тригорском, ее сыном Алексеем Николаевичем Вульфом и дочерьми, которые искренне полюбили Александра Сергеевича. Однако поэт все равно чувствовал, что он одинок.
7 слайд
- Одиночество переменило жизнь Пушкина: внешние впечатления теперь уступили место напряженной внутренней деятельности, размышлениям. Можно утверждать, что именно творчество «спасло» поэта. Вынужденное одиночество, внешние обстоятельства пребывания в Михайловском чудесным образом совпали с потребностями творчества.
2 ученик
8,9 слайды
- Работа над романом «Евгений Онегин», первые главы которого поэт создал в южной ссылке, была продолжена в Михайловском. Дни текли спокойно, однообразно. Хорошо думалось и работалось.
10 слайд
- Деревенские впечатления, картины природы, окружавшей Пушкина, превращались в стихи:
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали села; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный запущенный сад,
Приют задумчивых дриад.
Так писал Пушкин в «Евгении Онегине».
Несмотря на то, что Александр Сергеевич испытывал в Михайловском и радостные минуты, ссылка временами становилась совсем невыносимой.
11 слайд
- В ноябре 1825 года умер Александр I. Вскоре до Михайловского дошли сведения о восстании декабристов в Петербурге, об арестах и следствии. Лето принесло трагические известия – приговор декабристам: пятеро повешены, 120 человек отправлены на каторгу в Сибирь. Пушкин мрачен. В черновиках «Евгения Онегина» он рисует виселицу; отныне этот рисунок не раз будет повторяться в его бумагах.
12 слайд
IV. Слово учителя.
- А.С. Пушкин посвятил работе над романом «Евгений Онегин» семь лет жизни. В сентябре 1830 года в Болдине, заканчивая VIII главу романа, поэт делает запись «1823 год 9 мая Кишинев – 1830 25 сентября Болдино» и подсчитывает «7 лет 4 месяца 17 дней». Если учесть, что «письмо Онегина» было написано 5 октября 1831 года и еще продолжалась работа при публикации глав, то срок, отсчитанный Пушкиным в 1830 году в Болдине, значительно увеличится.
В течение 7 лет план романа менялся, и сам Пушкин не оставался неизменным. Поэт запечатлел в «Евгении Онегине» и собственный духовный рост, и развитие своих героев. Поэт, приступая к написанию романа, намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского интеллигента. «Евгений Онегин» - роман, основу которого составляют взаимоотношения двух основных героев – Онегина и Татьяны. Если быть вполне точным, надо сказать, что роман построен на трех центральных образах. Третьим, а может, и самым центральным образом, проведенным через весь роман и объединяющим весь его текст, является образ самого поэта, автора. Его раскрытию посвящены все так называемые «лирические отступления» романа.
Роман печатался отдельными главами, которых с нетерпением ждали читатели. Отдельным изданием весь роман был опубликован только в 1833 году, а с 1825 года публиковались по мере создания отдельные главы. И на протяжении всего этого времени вокруг появляющихся глав шла весьма острая полемика. Сам Пушкин уже в начале работы над романом писал: «… это – лучшее мое произведение».
Закончив роман, А.С. Пушкин составил план полного издания «Евгения Онегина», озаглавил каждую главу и разбил весь роман на три части:
Онегин
Часть первая. Предисловие
I песнь. Хандра. Кишинев. Одесса
II – Поэт. Одесса. 1824
III – Барышня. Одесса. Михайловское. 1824
Часть вторая
IV песнь. Деревня. Михайловское. 1825
V – Имянины. Михайловское. 1825. 1826
VI – Поединок. Михайловское.1826
Часть третья
VII песнь. Москва. Михайловское. Петербург. Малинники. 1827 – 1828.
VIII – Странствие. Москва. Павловск. 1829. Болдино
IX – Большой свет. Болдино
Примечания
1823 год 9 мая Кишинев
1830 год 25 сентября Болдино
26 сентября А. Пушкин
И жить торопится и чувствовать спешит. Князь Вяземский
7 лет 4 месяца 17 дней
В тексте романа названий у глав нет, как нет и деления на части. Но мы пойдем вслед за авторским планом, подберем цитаты из текста глав, объясняющие эти названия, проанализируем эпиграфы, предваряющие каждую главу, и перед нами откроется вся панорама романа.
V. Подведение итогов урока.
- Какие периоды жизни и творческого развития Пушкина охватывает работа над романом?
VI. Домашнее задание.
- Составьте тезисы выступления «В обители пустынных вьюг и хлада…» (А.С. Пушкин в Михайловском)».
- (Работа с материалами учебника). Познакомьтесь с размышлениями критиков над страницами пушкинского произведения. Прокомментируйте их. Чья позиция ближе и понятнее вам?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 9 классе "А.С.Пушкин "Евгений Онегин"
Краткий обзор романа.В.Г.Белинский о романе....
А.С.Пушкин "Евгений онегин - истрия создания, замысел произведения"
А.С.Пушкин "Евгений Онегин - истия создания, замысел произведения"...
Урок литературы. 9 класс. А.С.Пушкин Евгений Онегин (вводный урок)
Цели урока:· познакомить с историей создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»;·...
Роман А.С.Пушкина"Евгений Онегин" История создания
Данный материал можно использовать при изучении романа "Евгений Онегин"...
Урок литературы на тему "А.С. Пушкин. "Евгений Онегин". Взаимоотношения главных героев"
Конспект урока представляет методику технологии развития критического мышления через чтение и письмо "Шесть шляп"....
Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...
Медиация как один из действенных инструментов разрешения конфликтной ситуации (интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
интегрированный урок обществознания и литературы по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин» знакомит со способами урегулирования конфликта; предлагает сопоставить инструменты ...