Викторина по творчеству И.А.Крылова
учебно-методический материал по литературе (6 класс) на тему
Тема урока: Итоговый урок-викторина по басням И.А.Крылова в 6 классе
Цели урока:
· обобщить и закрепить знаний учащихся по теме;
· отработать навыки выразительного чтения стихотворного текста;
· развивать речь и мышление, познавательную активность;
· развивать творческие способности учащихся;
· развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки;
· формировать умение работать в диалоге, в группе;
· воспитывать интерес и уважение к русской классической литературе, к литературе как учебному предмету;
· воспитывать эстетический вкус;
· воспитание здорового духа соперничества.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма организации урока: игровая технология, урок-соревнование с элементами ролевой игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_po_tvorchestvu_i.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в игровой технологии
«…игра не представляет из себя чего-любо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы…»
Л.С.Выготский
К теории вопроса:
Игра – лучший способ организовать внимание подростка. Увлечённый, он может неустанно работать длительное время. Игра позволяет вовлечь в учебный процесс каждого ребёнка, учесть личные интересы каждого, таким образом игра позволяет преодолеть пассивность учеников. Именно в игре ребёнок в большей степени проявляет самостоятельность, она даёт ему неограниченную возможность действовать, что невозможно в других условиях.
Тема урока: Итоговый урок-викторина по басням И.А.Крылова в 6 классе
Цели урока:
- обобщить и закрепить знаний учащихся по теме;
- отработать навыки выразительного чтения стихотворного текста;
- развивать речь и мышление, познавательную активность;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать навыки самоорганизации, самоуправления, самоконтроля, самооценки и взаимооценки;
- формировать умение работать в диалоге, в группе;
- воспитывать интерес и уважение к русской классической литературе, к литературе как учебному предмету;
- воспитывать эстетический вкус;
- воспитание здорового духа соперничества.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Форма организации урока: игровая технология, урок-соревнование с элементами ролевой игры.
Люблю, где случай есть, пороки пощипать
И.А.Крылов
Подготовительный этап.
- Разделить класс на команды, выбрать капитанов.
- Каждая команда придумывает название, готовит костюмы (или элементы костюмов), эмблемы и представление команды (обыгрывание названия и эмблемы) на 1 минуту;
выпускает мини-газету, посвящённую творчеству И.А.Крылова;
инсценирует 1 из басен (по предварительной жеребьёвке).
- Заранее проводится и оценивается конкурс рисунков по басням И.А.Крылова, мини-газета.
- В начале темы учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с творческой биографией И.А.Крылова, выдаётся список басен (Приложение 1), которые надо прочитать самостоятельно.
- Каждый капитан команды имеет карточку учёта участия каждого члена команды на этапе подготовки викторины и во время её проведения (Приложение 3).
- Выбираются 2 ученика, которые готовят слайды, отбирают материал под руководством учителя.
- Организационный момент (2 мин.)
Учащиеся рассаживаются по командам, столы и стулья расставлены буквой П; члены жюри и ведущий сидят напротив учащихся.
Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, объявляет условия проведения викторины, представляет членов жюри.
На доске начерчена таблица (Приложение 2), в которой будут отмечаться результаты конкурсов. Большими буквами эпиграф урока.
На экране появляется слайд 1: портрет И.А.Крылова
Учитель: Сегодня мы проводим заключительный урок по творчеству И.А.Крылова. Что вы ждёте от этого урока? (Учащиеся формулируют вопросы, ответы на которые они хотели бы получить. Учитель записывает отдельные из них на правой части доски. Озвучивает.)
- Этап проведения викторины (38 минут)
1 конкурс (4 мин.)
Представление команд (реализация домашнего задания). Жюри оценивает выступление, внешний вид (наличие костюмов или деталей к ним, эмблемы), подводит итоги (максимальное количество очков – 6 ).
2 конкурс (6 мин.)
Выявление знаний учащихся, связанных с биографией и творчеством И.А.Крылова.
Вопросы задаются командам поочерёдно, каждый правильный ответ оценивается 1 очком.
№ п/п | Вопрос | Ответ |
И.А.Крылов родился в семье бедного армейского капитана. Когда это событие в семье Крыловых произошло? | 2 (13) февраля 1769 | |
В то время в России было два очень крупных города: Петербург и Москва. В каком из этих городов родился Иван Андреевич Крылов? | В Москве | |
Семья Крыловых была очень бедной, и не было возможности дать сыну хорошее образование. Кто научил его читать и писать? | Отец, который не жалел на книги денег | |
В 1775 году отец Крылова вышел в отставку, и семья поселилась в Твери. Но отец умирает, семья остаётся без средств к существованию, и Крылову пришлось работать. Кем и где начинал работать И.А.Крылову? | В 10 лет ему пришлось работать писцом в Тверском суде. | |
В 1782 году семья переезжает в Петербург. Здесь Крылову нашлось место канцеляриста. Где стал служить Крылов? | В Казённой палате. | |
И.А.Крылов любил гулять по городу. Назовите самое любимое место прогулок? | Летний сад | |
Петербург открыл перед Крыловым возможность заниматься литературным трудом. В каком жанре (или какие произведения) пишет Крылов? | Он пишет трагедии и комедии, занимается драматургией. | |
В 1789 году И.А.Крылов начинает издавать сатирический журнал. Как он назывался? | «Почта духов» | |
Журнал «Почта духов» просуществовал всего 8 месяцев. Но Крылов в 1792 году приступает к изданию нового журнала. Как он назывался? | «Зритель» | |
И.А.Крылов самостоятельно изучил французский и древнегреческий языки, что позволило ему в подлиннике читать басни Эзопа и переводить басни. Басни какого французского баснописца переводил И.А.Крылов? | Лафонтена | |
После службы в казённой палате И.А.Крылов поступает на службу к князю С. Голицыну в качестве личного секретаря и учителя его детей. Он не перестаёт заниматься литературной деятельность и пишет басни. Именно басня стала тем жанром, который принёс баснописцу большую известность. А сколько всего басен написал И.А.Крылов? | Около 200 | |
В 1812 году И.А.Крылов стал библиотекарем. Как тогда называлась только что открывшаяся в Петербурге библиотека? Где она находится? | Публичная библиотека | |
Сколько лет прослужил в Публичной библиотеке И.А.Крылов? | 30 лет | |
Когда умер великий баснописец? | 9 (21 н.с.) ноября 1844 года | |
Где похоронен И.А.Крылов? | В Петербурге | |
Когда был открыт памятник И.А.Крылову в Летнем саду? | В 1855 году | |
На какие средства был создан этот памятник? | На частные пожертвования | |
Кто автор этого памятника? | Скульптор П.Клодт |
В ходе конкурса на экране появляются слайды 2- 5: Санкт-Петербург, Летний сад, Национальная публичная библиотека, памятник И.А.Крылову в Петербурге.
3 конкурс (4 мин.)
Капитанам команд предлагается вытащить задание и порядковый № выступления, на подготовку задания даётся 40 секунд. Учащимся запрещено пользоваться дополнительной литературой, Интернетом.
1 карточка: Назовите басни Крылова о Лисе
(«Ворона и лисица», «Лисица и виноград», «Волк и лисица», «Добрая Лисица», «Лиса», «Лисица и осёл»).
2 карточка: Назовите басни Крылова о Волке
(«Волк и Ягнёнок», «Волк на псарне», Лев и Волк», «Волк и Кот», «Волк и пастухи», «Волки и овцы»).
3 карточка: Назовите басни Крылова о Медведе
(«Квартет», «Медведь у пчёл», «Пустынник и Медведь», «Трудолюбивый Медведь», «Крестьянин и Работник»).
После обсуждения задания группой с ответом выступают капитаны команд (если дополнений от других команд нет, то ответ оценивается тремя очками; каждое дополнение засчитывается как 1 очко в пользу команды, которая дополнила ответ; количество очков зависит от количества правильных ответов).
4 конкурс (5 мин.)
Задание: Отгадайте, из какой басни эти слова и кому принадлежат. (Вопросы задаются командам поочерёдно, каждый правильный ответ оценивается 1очком, если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде, первой поднявшей руки).
1. «Голубушка. Как хороша! Ну что за шейка, что за глазки!» (Лисице из басни «Ворона и Лисица»).
2. «Всё по очки лишь мне налгали; а проку на волос нет в них» (Обезьяне из басни «Мартышка и очки»).
3. «Не оставь меня, кум милой! Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекозе из басни «Стрекоза и Муравей»).
4. «Погодите! Как музыке идти? Ведь вы не так сидите» (Мартышке из басни «Квартет»).
5. «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум…» (Волку из басни «Волк на псарне»).
6. «Тебя, мой куманёк, век слушать я готова» (Кукушке из басни «Кукушка и петух»).
В ходе конкурса после каждого ответа на экране демонстрируются слайды 6-12 с иллюстрациями к называемым басням.
5 конкурс (1,5 мин.)
Задание: К кому обращены эти слова, из какой они басни. (Правильный ответ оценивается 1 очком).
- Ты всё пела? это дело:
Так поди же, попляши! (К Стрекозе из басни «Стрекоза и муравей»)
- … тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идёт вперёд
И лаю твоего совсем не примечает. (К Моське из басни «Слон и Моська»)
- Друзья! К чему весь этот шум?
Я, ваш старинный сват и кум…» (К псарям из басни «Волк на псарне»)
В ходе конкурса после каждого ответа на экране демонстрируются слайды 13-15 с иллюстрациями к называемым басням.
6 конкурс (4 мин.)
Задание: В какой басне герои говорят или делают это… (Вопросы задаются командам поочерёдно, каждый правильный ответ оценивается 1 очком).
1. «К кому-то принесли от мастера ларец…» («Ларчик»)
2. «Шли два приятеля вечернею порой…»
И дельный разговор вели между собой» («Прохожие и собаки»)
.3. «Зубастой щуке в мысль пришло
За кошечье приняться ремесло» («Щука и кот»)
4. «Голодная кума Лиса залезла в сад» («Лиса и виноград»)
5. «Сказал и в тёмный лес ягнёнка поволок» («Волк и ягнёнок»)
6. «Огня! – кричат, - огня!» («Волк на псаре»)
В ходе конкурса после каждого ответа на экране демонстрируются слайды 16-22 с иллюстрациями к называемым басням.
7 конкурс (3,5 мин.)
Конкурс капитанов
Задание: Отгадайте, из какой басни эта мораль? (Каждый правильный ответ оценивается 1 очком).
- Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука. («Лебедь, Щука и Рак»)
- Невежда также в ослепленье
Бранит науки и ученья,
И все учёные труды,
Не чувствуя, что он вкушает их плоды. («Свинья под дубом»)
- К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
Так он её ещё и гонит. («Мартышка и очки»)
- Я сколько раз видал, приметьте это сами:
Когда боится трус кого,
То думает, что на того
Весь свет глядит его глазами. («Мышь и крыса»)
- Вперёд чужой беде не смейся, Голубок. («Чиж и Голубь»)
- Беда, коль пироги начнёт печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдёт на лад. («Щука и кот»)
7. Случается нередко нам
И труд и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
За дело просто взяться. («Ларчик»)
В ходе конкурса после каждого ответа на экране демонстрируются слайды 23-29 с иллюстрациями к называемым басням.
8 конкурс – инсценирование басен (8 мин.)
9 конкурс – итоги конкурса рисунков и мини-газет (2мин.)
- Заключительный этап (5 мин.)
Учитель предлагает учащимся обратиться к вопросам, которые были записаны в начале урока на доске. Ученики в команде обмениваются мнениями о прошедшей викторине, обращаются к вопросам, записанным на доске в начале урока. Командир высказывает общее мнение.
Члены жюри объявляют итоги викторины. Команды аплодируют друг другу.
Капитаны команд представляют работу каждого ученика. Учитель выставляет отметки всем участникам викторины.
Приложение 1
Список басен для самостоятельного чтения.
- «Ворона и Лисица»
- «Лягушка и Вол»
- «Мартышка и очки»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Слон и Моська»
- «Пустынник и Медведь»
- «Лебедь, Щука и рак»
- «Мышь и Крыса»
- «Чиж и Голубь»
- «Зеркало и Обезьяна»
- «Волк и Журавль»
- «Лисица и виноград»
- «Волк на псарне»
- «Добрая лиса»
- «Свинья под Дубом»
- «Демьянова уха»
- «Кукушка и Петух»
- «Трудолюбивый Медведь»
- «Квартет»
- «Лиса и Осёл»
- «Волк и Кот»
- «Добрая лисица»
- «Кот и Повар»
- «Стрекоза и Муравей»
- «Щука»
- «Бумажный змей»
- «Волк и Ягнёнок»
- «Листы и корни»
- «Прохожие и Собаки»
- «Ларчик»
- «Лиса»
- «Лев и Волк»
- «Волки и овцы»
- «Медведь у пчёл»
- «Крестьянин и Работник»
Приложение 2
Лист жюри
Название команды | Представл. команд | Конкурсы | Рисунки, мини-газеты | Итоги | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||
Приложение 3
Карточка участия в викторине
ФИ, участие в подготовке Викторина
№ п,п | Фамилия, имя | Подготовительный этап | Викторина | Оценка в 10-балльной системе |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый урок литературы в 5 классе по творчеству И. А. Крылова.
Урок литературы по творчеству И. А. Крылова. Обобщение знаний о жанре басни, её родоначальниках, структурных особенностях, русских баснописцах, стиле И. А. Крылова....
Викторина по творчеству И.А. Крылова
Разработанную виторину можно использовать на творческих уроках в среднем и старшем звене специальной (корекционной) школы....
«СВОЯ ИГРА» Интеллектуальная викторина по творчеству И.А.Крылова
Цель:обобщить и систематизировать знания учащихся о жизни и творчестве И.А.Крылова, расширить кругозор учащихся;развивать речь учащихся, умение выражать свои мысли, интерес к литературе ка...
Разработка урока по литературе Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й класс
Творчество И.А. Крылова. Урок-викторина. 5-й классЦель урока:Проверка знания учащимися басен И.А.Крылова....
Биография и творчество И.А.Крылова Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали
Презентация содержит информацию о биографии И.А. Крылова, о жанре басня, о понятиях аллегории и морали...
Викторина "Жизнь и творчество И. А. Крылова"
Викторина подойдет для проведения конкурса на предметной неделе по литературе....
Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова.
Интегрированный урок в 5 классе. Музыка в жизни и творчестве И.А. Крылова. Музыкальные басни И.А. Крылова....