И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме
Анализируются стихотворения в прозе, в том числе `Как хороши,как свежи были розы...`. Работа ведется в группах. Задания даются в тестовой форме. Задание типа В-8 к стихотворению `Как хороши, как свежи были розы...` составлено на основе статьи в журнале `Уроки литературы` №10, 2008 (Приложение к журналу `Литература в школе`) Ануфриевой А. М. `О стихотворении И. С. Тургенева `Как хороши, как свежи были розы...`. На уроке проводится психологическая разминка и рефлексия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_stikhotvoreniyam_v_proze_i._s._turgeneva.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе».
Цели:
обучающие:
- познакомить учащихся с новым жанром в творчестве Тургенева;
- научить определять лексические, стилистические, синтаксические особенности, передающие авторскую мысль;
развивающие:
- развитие читательской культуры личности;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественного произведения;
воспитательные:
- воспитывать чувство сотрудничества и взаимопомощи в условиях работы в группах.
Задачи:
- подвести итоги изучения творчества писателя;
- определить жанровую специфику и особенности стихотворений в прозе;
- проанализировать стихотворение в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»
Оборудование: портрет писателя, тексты стихотворений, раздаточные листы с заданиями, розы в вазах.
Ход урока.
… что за гуманность, что за теплое
слово при простоте и радужных
красках, что за грусть, покорность
судьбе и радость за
человеческое существование.
П. В. Анненков
- Объявление темы урока. Вступительное слово учителя.
- Формулирование целей урока. (исходя из полученного домашнего задания учащиеся формулируют цели урока самостоятельно)
Главный вопрос: Какой представляется личность писателя в эти годы? О чем свидетельствует его «лирический дневник»?
- Работа по теме в группах.
Группа 1. (биографы) Воспоминания современников о последних годах жизни Тургенева и работе над «Стихотворениями в прозе».
П. Л. Лавров. Из статьи «И. С. Тургенев и развитие русского общества»
Общее настроение Ивана Сергеевича в эти годы становится все мрачнее. С 1878 года он начал свои «Стихотворения в прозе», серию, проникнутую возвращающимся и усиливающимся чувством нравственного одиночества, мучительною мыслью о старости, о близкой смерти. «Настали темные, тяжелые дни», когда он говорил себе: « Уйди в себя, в свои воспоминания…» (слова из стихотворения «Старик). Настоящее вызывало мысль: «Я один, один, как всегда» ( эти строки из стихотворения «Голубь»). Воспоминания раздражали его воображение представлением о том, «как хороши, как свежи были розы»… как теперь ему «холодно» и как «все они умерли… умерли» (цитируются строки из стихотворения «Как хороши, как свежи были розы»). А впереди грозная старуха судьба гнала его к могиле, которая сама «плывет, ползет» к нему (это стихотворение «Старуха».
М. М. Стасюлевич. Из воспоминаний о последних днях И. С. Тургенева и его похоронах.
Как теперь помню, входя к нему в кабинет (ровно за год перед его смертью), я, по обычаю, постучал; незадолго перед тем он жестоко страдал, и я думал встретить его расслабленным, на костылях, а потому я был приятно удивлен, услышав громко им произнесенное: entrez! (войдите). Он сидел за своим кабинетным столом… и что-то писал; увидев меня, он очень быстро встал и пошел ко мне навстречу. «Э! да вы притворяетесь больным, - заметил я ему шутя, - да разве такие бывают больные!» - «А вот вы увидите, - ответил он мне, - таким молодцом я могу быть не более пяти минут; а затем раздается боль в лопатках, и я должен буду поспешить сесть…» …он наклонился и достал … большую пачку исписанных листков различного формата и цвета. …он объяснил, что это нечто вроде того, что художники называют эскизами, эпизодами с натуры, которыми они потом пользуются, когда пишут большую картину». Тогда же Стасюлевич попросил Тургенева почитать из новых материалов, и он прочел сначала «Деревню», а потом «Машу».
4 сентября 1882 года Тургенев писал П. В. Анненкову:
А теперь приходится сообщить Вам несколько новостей… Насчет моих «Стихотворений в прозе», которые я озаглавил было сперва «Posthuma”(Посмертные), потом «Senilia» (Старческое) – но которые Стасюлевич желал бы назвать «Зигзаги».
- Что же это за жанр Стихотворения в прозе»?
Группа2 (теоретики)
Стихотворение в прозе – «небольшое прозаическое произведение лирического характера, графически представлено как проза. В стихотворениях в прозе преобладает не повествовательный, а субъективно-оценочный момент, большое значение приобретает эмоциональная окраска речи и, соответственно этому, ритмическо-интонационная структура. В стихотворениях в прозе ощутимы повторения ритмически подобных синтаксических конструкций, звуковые переклички, реже – рифмы, то есть те средства выразительности, которые используются в стихотворной речи».
Задание
Перед вами стихотворение в прозе (июнь, 1882) «Nessen maggior dolore» («Нет большей скорби»)
Nessen maggior dolone
Голубое небо, как пух лёгкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, лучезарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза… к чему, к чему всё это?
Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа – вот, вот что нужно.
Используя карточку-информатор, сделайте вывод о том, почему это произведение считается стихотворением в прозе? Выполните тест.
- это произведение отличается от обычного стихотворения, имеющего членение на строки, ритм и рифму;
- оно выглядит скорее как проза – внешне в нем нет ничего присущего стихотворной форме;
- со стихотворным жанром его сближает эмоциональность – оно передает чувства, переживания лирического героя;
- отличается тонким лиризмом;
- важно запечатлеть конкретное, мгновенное впечатление, «блеснувшую мысль»
Опрос по домашнему заданию
Чтобы ответить на главный вопрос урока, обратимся к стихотворениям в прозе, которые вы прочитали дома. Какие мотивы звучат в них? Какие ключевые слова вы выделили?
«Старуха». Это стихотворение в прозе пронизано предощущением смерти. Ожидание смерти, описание встречи с ней, появившейся в облике ужасной старухи, преследующей героя… Задаешься вопросом: что это? Предчувствие, сон, явь? Для передачи дикого страха автор выбирает соответствующие условия: герой один, идет по широкому полю, его преследует ужасная старуха в лохмотьях. Существует ли она на самом деле, или это плод болезненной фантазии? Если фантазия, то очень уж реальная: рассказчик описывает ее лицо, одежду, особенно подробно глаза. Интонация стихотворения изменяется по нарастающей: от удивления, недоумения, к беспокойству, испугу, ужасу, панике.
Ключевое слово: не уйдешь!
«Нищий». Мотивы этого стихотворения – нищета и милосердие. Причем понятие нищета здесь использовано в прямом и переносном (то есть духовная) значениях. Ключевое слово – брат. братья – это люди, рожденные на одной земле, матерью-природой взращенные, понимающие друг друга. Все остальное неважно: одежда, социальная принадлежность, убеждения. Каждый из них способен одарить другого подаянием. рукопожатие – это не менее необходимо человеку, чем еда, питье, теплая одежда. Гораздо важнее, что ты имел силу духа признать в нищем своего брата.
«Воробей». Мотив любви звучит в этом стихотворении. Любви, которой подвластны все существа этого мира, а не только человек. Эпизод, о котором поведал рассказчик, обращает нас к миру природы. Наблюдая за участниками битвы, автор приводит нас к выводу: человек не хозяин ее, а равноправная часть. И все дети природы подчиняются ее законам, главный из которых – любовь сильнее смерти. Мы выделили последний абзац как апофеоз счастья. Счастья от справедливости закона, которому подчиняется мир. Мы думаем, открытие, облеченное в афористичную форму, выстрадано автором. Эта мысль была отражена во многих произведениях: «Первая любовь» и «Отцы и дети».
Ключевая фраза: любовь сильнее смерти и страха смерти.
Слово литературоведам. Наши литературоведы проанализировали и другие стихотворения. К какому выводу они пришли, сравнивая их?
Прочитав несколько стихотворений в прозе, мы пришли к выводу, что они различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными, радостными, благоговейными чувствами автора, другие – печальными, ностальгическими, пессимистичными, трагичными, грустными; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматичное, радостное и печальное.
Путем совместного обсуждения мы пришли к выводу, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст. Среди основных контрастных мотивов и образов выделяем следующие: молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее.
- Психологическая разминка. «Пошушукаемся»
Посмотрите на розы, какие есть в классе и шепните соседу по парте:
- Какие вам больше понравились?
- Какой цвет вас больше привлекает?
- Что необычного вы в них заметили?
- Анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…»
Чтение стихотворения учащейся.
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы…
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы…
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы
А в комнате все темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шепот…
Как хороши, как свежи были розы…
Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
Как хороши, как свежи были розы…
Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…
Как хороши, как свежи были розы…
- Назовите мотив (или мотивы) стихотворения. (мотивы молодости, старости, красоты, жизни и смерти)
- Какое место занимали эти мотивы в творчестве писателя? (Мотив молодости, красоты, жизни проходит через все творчество писателя. Уже в его «Записках охотника, а затем в повестях, романах встречается немало молодых людей. Тургенев вместе со своими героями «прожил» множество жизней, прочувствовал множество любовных историй, зачастую грустных: «Первая любовь», «Вешние воды», «Ася», «Рудин», «Отцы и дети». Певец красоты и молодости, он с нежностью знакомит нас со своими прекрасными героинями: Асей, Джеммой, княжной Зинаидой, Анной Сергеевной и др.
Постепенно, сначала едва слышно, а затем все громче, в произведениях Тургенева начинает звучать мотив старости и смерти. В рассказах «Уездный лекарь», «Бежин луг», «Смерть» из «Записок охотника», в романах «Накануне», «Отцы и дети» он осторожно пытается понять, почему такой страх и уважение внушает людям смерть, как принять и понять ее.
- Обратите внимание на композицию стихотворения. Что вы о ней можете сказать?
(шесть абзацев;
Своеобразный фольклорный зачин;
Все абзацы разделены строкой «Как хороши, как свежи были розы…»
Композиция кольцевая;
- Как чередуются абзацы? О чем в них говорится? (в нечетных, первом, третьем и пятом, представлено прошлое; в четных, втором, четвертом и шестом, - настоящее.
- Сравните первый и второй абзацы. Что можете сказать о каждом? (размер, фразы, звучание, использование глаголов, образы)
(По размеру одинаковы.
В 1 абзаце короткие фразы, потом плавно переходят в длинные. Создается ощущение медленного кружения в танце.
2 состоит из коротких, четких фраз.
На морфологическом уровне: в 1 абзаце в двух предложений три глагола, во 2 – пять глаголов и деепричастие, которые убыстряют ритм, делают его жестким, в результате чего чувство блаженства исчезает и сменяется чувством безнадежности
Зима – это зима в природе, это зима в жизни человека, это старость.
Темная комната с единственно горящей свечой подчеркивает безысходность.)
- Какой композиционный прием использует автор, создавая два абзаца? (прием контраста)
- Сравните вторую антонимичную пару абзацев. Как построен 3-й?
(Она также не совпадает по размеру.3-й построен как череда воспоминаний, герой постепенно погружается в них.
Учитель. Как сказал А. С. Пушкин, «воспоминание безмолвно
Предо мной
Свой длинный развивает свиток»
.
Снова ритм танца, тепло летнего вечера, сладостные запахи цветов, дивный облик молодой нежной девушки. Описание природы сменяется описанием прекрасного юного существа. А темнота создает здесь ощущение романтического ожидания, любви, надежды. Интонация восторженная. Здесь 4 предложения, и 2 из них восклицательные. Это о прошлом.
В настоящем настроение другое. Сама природа воздействует на человека угнетающе: даже «мороз скрыпит и злится за стеною».
- Какой композиционный прием, который связывает образы мира прошлого и настоящего, избирает Тургенев? (прием рефрена)
- Выделите ключевые слова, раскрывающие мир прошлого и обобщите их в четырех словах-доминантах (звуки, люди, запахи, природа)
(звуки: «ровно дышит», «бьется мое сердце», «веселый шум», «звучат молодые, добрые голоса», «ланнеровский вальс», «воркотня…самовара».
Запахи: «пахнет резедой и липой».
Люди:»девушка», «я», «две русые головки».
Природа: «летний вечер», «небо», «первые звезды».
- Каким из выделенных образов Тургенев уделяет больше внимания и почему?
(на мой взгляд, в воспоминаниях о прошлом у Тургенева присутствуют люди, причем молодые. Скорее всего, этим автор подчеркивает, насколько дороги ему воспоминания о своей молодости)
(я думаю, что в этом произведении все же больше звуков, причем это именно «молодые, добрые голоса». Слышим и другие, но всегда приятные, гармоничные звуки: воркотню самовара, звучащую фортепьянную музыку. Они передают движение жизни, радость бытия.)
(звуки для Тургенева были, мне кажется, священны еще и потому, что любовь всей его жизни Полина Виардо была певицей. И звуки музыки передают душевное волнение и состояние влюбленности лирического героя.)
- Выделите ключевые образы мира настоящего. Как эти образы последовательно развертываются в процессе повествования?
(Холод: «…теперь зима. Мороз запушил…» - «мороз скрипит и злится за стеной» - «Жмется и вздрагивает у моих ног старый пес» - «мне холодно…Я зябну… и все они умерли…умерли…» Прекрасное романтическое настроение сменяется ощущением холода от надвигающейся смерти.
Внешний зимний холод проникает сначала в помещение, комнату, где сидит лирический герой, а потом и в его душу.
С образом холода переплетается образ темноты: «темная комната», «в комнате все темней и темней» - «свеча меркнет и гаснет»
Как и холод, темнота не только окутывает героя, но и медленно проникает в его душу. Символом единственной надежды является свеча: «горит одна свеча» - «нагоревшая свеча трещит» - «свеча меркнет и гаснет». Она, как и человеческая жизнь, сгорает, не оставляя надежды на возрождение. Единственное, что возвращает еще к жизни героя, - это воспоминание.
Звуки здесь приглушенные, невнятные: «в голове все звенит да звенит», - «свеча трещит» - «скучный старческий шепот» - «кашляет…хрипло и глухо».
- Подведите итог нашим рассуждениям, через какие образы раскрываются мир прошлого и мир настоящего?
(мир прошлого через образы лета, тепла, людей; а мир настоящего – это зима, холод, одиночество героя)
- Какова роль рефрена? Почему для него выбрана именно эта строчка из стихотворения Ивана Мятлева? (читается стихотворение подготовленным учеником)
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!
И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.
В ее очах - веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она?.. В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок.
<1834>
( Первая строчка обычно лучше всего запоминается
С моей точки зрения, эта строчка вбирает в себя основной лейтмотив стихотворения (контраст). Свежесть – понятие временное, она есть, а потом время проходит и остается лишь сказать: «Как хороши, как свежи были розы…» уже этой строчкой подчеркивается мимолетность всего в этом мире.
В этой строчке, как и во всем стихотворении, содержится мотив воспоминаний. Именно воспоминания остаются с человеком на всю жизнь, скрашивают его старость и одиночество.
- Сформулируйте основную мысль стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» Выполните тест:
Выберете фразу, передающую основную мысль текста, с какой из них вы согласны?
2) Каждый человек, родившись, начинает познавать мир. И все хорошее, что случается с ним, он запоминает до конца своей жизни.
2)Все постепенно угасает. Только воспоминания о счастливых мгновениях могут осветить душу.
3) Светлая пора жизни когда-то неминуемо проходит. Наступает холодная пустота.
4) Как бы ни была тяжела жизнь человека, в ней есть прекрасные моменты, которые он никогда не забудет)
5) Человеку не дано остановить мгновение.
Слово учителя: как хорошо, что вы подчеркнули, выделили для себя оптимистичную мысль.
- Дайте ответ на поставленный в начале урока вопрос.
(Стихотворения в прозе написаны в последние пять лет жизни. В коротких произведениях переданы ощущения человека, чувствующего свою близкую смерть. Жизнь для него разделилась на две части: до болезни и после. Там, в том мире, - жизнь, молодость, красота, творчество – счастье; здесь – смерть и мука. Это взгляд глубоко страдающего человека, не умеющего примириться с болезнью, старостью, смертью. Его переживания конкретны и понятны каждому человеку. В своем последнем цикле он прежде всего поэт.
Это своеобразный лирический дневник писателя, передающий нам не только грустные думы последних лет, но и глубину переживаний. Перед нами не только поэт, но и мыслитель, заново переоценивающий всю свою долгую и содержательную жизнь.
Слово учителя
И нам видится седовласый старик, в вольтеровском кресле перед камином, перебирающий в памяти драгоценные воспоминания, физически ощущающий боль утрат, свое одиночество, дыхание смерти.
«Кто это кашляет там так хрипло и глухо?» Может, смерть? И «единственный товарищ», который остался у героя, - «старый пес», разделяющий чувства и судьбу своего хозяина, - такова участь преданных и любящих.
«Как хороши, как свежи были розы…»
- Работа над стихотворением в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» по типу задания В-8 ЕГЭ.
Абзац 1
(1) Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. (2) Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:
(3) Как хороши, как свежи были розы…
Абзац 2
(4) Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. (5) Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
(6) Как хороши, как свежи были розы…
Абзац 3
(7) И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. (8) Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка – и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. (9)Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! (10)Я не дерзаю заговорить с нею – но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
(11) Как хороши, как свежи были розы
Абзац 4
(12) А в комнате все темней да темней… (13) Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрыпит и злится за стеною – и чудится скучный, старческий шепот…
(14) Как хороши, как свежи были розы…
Абзац 5
(15) Встают передо мною другие образы… (16) Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. (17)Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино – и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…
(18) Как хороши, как свежи были розы…
Абзац 6
(19) Свеча меркнет и гаснет… (20) Кто это кашляет там так хрипло и глухо? (21) Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… (22) Мне холодно… (23) Я зябну… (24) И все они умерли… умерли…
(25) Как хороши, как свежи были розы…
Стихотворение в прозе построено на : основные его мотивы противоположны – мотив молодости и старости, жизни и смерти.
Удивителен интонационный и ритмический рисунок стихотворения: он похож на мелодию, которая звучит то тихо, то звонко, то скорбно, то нежно, то трагически и постепенно затихает, уходит в небытие. Этому способствует .
Строка «Как хороши, как свежи были розы…» является одновременно и названием произведения и финальной фразой, гармонически завершающей ее, что образует , она же делит стихотворение на своеобразные строки.
Трагическое звучание первых двух создается с помощью («Где-то, когда-то, давно-давно…» в предложении 1), («Оно скоро позабылось мною…но первый стих остался…» в предложении 2), («звенит да звенит», «темней да темней»).
В третьей строфе запечатлена яркая картина из далекого прошлого лирического героя. Здесь интонация иная. (в двух последних предложениях, 9 и 10), (во всех предложениях строфы) – все это создает впечатление прерывистого, неровного, восторженного биения сердца. В этой же строфе используются и («мороз скрыпит и злится за стеною» в предложении 13).
В пятой строфе образ «патриархального самовара» как символ домашнего уюта почти олицетворяется, здесь автор прибегает к использованию («воркотню патриархального самовара» в предложении 17).
В последней строфе с особой силой звучат мотивы одиночества и смерти. Мелодия стихотворения замедляется, что достигается использованием ( предложения 20-23).
«Свеча меркнет и гаснет…» Безусловно, образ свечи в этом стихотворении –
это человеческой жизни.
Список терминов:
- символ;
- антитеза;
- метафора;
- звукопись;
- многоточие;
- инверсия;
- кольцевая композиция;
- метонимия;
- олицетворение;
- риторические восклицания;
- градация;
- внутренние паузы;
- повторы
- Рефлексия урока.
- Я не допустил(а) ни одной ошибки, поэтому …
- Я допустил(а) ошибку, но …
- Я прочно усвоил(а), что такое …
- Мне нужно повторить, что такое …
- Я сделал(а) вывод, что …
- Я допустил(а) очень много ошибок, поэтому …
- Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений в прозе
Литература:
- Конспекты уроков для учителя литературы. 10 класс. Русская литература XIX века. Вторая половина. – М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
- Уроки литературы. Приложение к журналу «Литература в школе», № 10, 2008. Ст. «О стихотворении И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…», с.15
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
И. С. Тургенев. "Стихотворения в прозе"
В творческой мастерской. "Стихотворения в прозе" И. С. Тургенев. Открытый урок по литературе....
Конспект урока литературы в 7 классе. И.Тургенев. Стихотворения в прозе
Анализ стихотворения в прозе "Русский язык" И.Тургенева поможет учителю донести до учащихся всю глубину чувств автора. На уроке идет анализ на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях, ...
И.С.Тургенев. "Стихотворение в прозе":"Русский язык", "Два богача", "Воробей"
Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь и...
Разработка урока литературы в 7-м классе по теме "И.С. Тургенев. «Стихотворения в прозе»"
Цель урока: сформировать представление о своеобразии стихотворений в прозе И.С. Тургенева. Читаю стихотворение в прозе «Собака»....
И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе.
И.С.Тургенев "Старик". Художественное прочтение....
И.С. Тургенев Стихотворения в прозе Урок-размышление
Урок-размышление. Тема: «Стихотворения в прозе И.С. Тургенева. Особенности жанра»...
«И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе». ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по литературе с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по теме: «И.С.Тургенев. Стихотворения в прозе» ФИО (...