Рабочая прграмма по литературе для 5 класса. Автор учебника Г.С.Меркин
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Раздел IV. Календарно-тематическое планирование
по литературе для 5 класса
№ темы | Колич. часов | № урока | Тема урока | Тип урока | Содержание урока | Виды контроля на уроке | Домашнее задание | Дата проведения | |
1 - Введение | (1ч) | 1 | Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества | Вводный урок | Литература как искусство слова Писатель - книга - читатель. Чтение и осмысление пословиц о книге, высказываний писателей. Выразительное комментированное чтение статей учебника (с. 3-5). Словарно-лексическая работа | Составление рассказа на основе вопросов учебника | Подбор высказываний писателей о роли книг в жизни человека и общества с. 3-5 , с. 6-7 , 7-8 | по плану | фактически |
2 – Мифология | (5ч) | 2-3 | Миф как форма познания и эстетического освоения мира. Античный миф | Урок изучения основ теории и истории литературы | Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи. Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. | Выразительное чтение мифа Различные виды пересказа | Рисунки учащихся на мифологические сюжеты с. 8-14 с.11 – вопросы с.14-18 | ||
4-5 | Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Образы Одиссея и Полифема | Урок изучения художественного произведения | Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема. | Анализ понравившегося эпизода Составление плана легенды. | с. 16-20 Иллюстрации к мифам Готовиться к внекл.чт. | ||||
6 | Мифы древних славян как форма познания действительности | Рассказ учителя с элементами беседы | Схожесть славянских мифов со сказками и былинами. «Рождение мира» - славянский миф о происхождении богов | Сжатый пересказ. Выразительное чтение мифа. Анализ эпизода | с. 20-27 | ||||
3 – Устное народное творчество | 10ч | 7-8 | Истоки устного народного творчества. Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. | Урок изучения основ теории и истории литературы Урок изучения художественного произведения | Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народной традиции, представлений о добре и зле. Роль малых жанров фольклора в нашей речи. Классификация малых жанров и их характеристика. Пословицы и поговорки – отличительная форма и роль в речи. | Написание рассказа по мотивам пословиц | С.27-31, С.31-41, вопросы | ||
9 | Загадки | Рассказ учителя с элементами беседы | . Рождение загадки. Загадка и отгадка. | Записать 5 загадок | |||||
10 | Литературная игра | Творческий практикум | Написать небольшой рассказ | ||||||
11-12 | Истоки устного народного творчества, его основные виды. Волшебная сказка: «Царевна-лягушка». Нравственная проблематика сказки: добрая и злая сила в сказках. Сказочные образы. | Рассказ учителя с элементами беседы Беседа по прочитанному. | Сказка. Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Сюжет в волшебной сказке; зачин, важное событие, преодоление препятствий, счастливый финал. Сказочный персонаж Нравственная проблематика. Народные представления о долге жены, о ее духовном облике | Выборочный пересказ статьи учебника. Различные виды пересказа (сжатый, выборочный) сказки. | Подбор материала к книжной выставке «Наши любимые сказки» Подготовить презентацию по сказке с.40-41 Текст с.42-53 | ||||
13 | Бытовая сказка: «Чего на свете не бывает» | Урок углубления работы над текстом | Сюжет и реальная основа в бытовой сказке | Выразительное чтение сказки. Инсценирование фрагментов | Создание собственной сказки | ||||
14 | Сказки народов России. «Падчерица». Сказка и миф: сходства и различия. | Творческий практикум | Выявление сходства и различия в сказках и мифах | Творческая работа Подбор аргументов, формулирование выводов | Прочитать сказку | ||||
15 | Внеклассное чтение. Русские народные сказки | Творческий практикум | Различные виды пересказа (сжатый, выборочный) сказки. | Готовиться к проверке техники чтения | |||||
16 | Проверка техники чтения | Урок развития речи | Работа над незнакомым текстом | Выразительное чтение обучающимися | С.54-55, вопросы | ||||
4 – Древнерусская литература | (3ч) | 17-18 | «Повесть временных лет» как памятник древнерусской литературы «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив» | Урок изучения основ теории и истории литературы | Первичные представления о древнерусской литературе. «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе | Выразительный сжатый пересказ вступительной статьи. Выразительное чтение фрагментов «Повести». | С.56-6 | ||
19 | Подробное изложение по произведению древнерусской литературы | Урок развития речи | Подробное изложение отрывка на историческую тему. Развитие письменных навыков обучающихся | Изложение текста | Индивид.задания С.62-63 | ||||
5 - Басни | (7ч) | 20-21 | Эзоп. Краткие сведения о писателе «Лиса и виноград», «Ворон и Лисица». Ж. Лафонтен Краткие сведения о писателе «Лисица и виноград». | Рассказ учителя с элементами беседы. Презентация о творчестве Эзопа Урок изучения художественного произведения | Соотношение сюжета и аллегории в басне Народные истоки басен Раскрытие характера персонажей в баснях; элементы дидактизма в басне. | Выразительное чтение басни «Ворон и Лисица» по ролям. Выразительное чтение басен | С.64-69 С.70 вопросы | ||
22 | Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский, А.П. Сумароков. М.В. Ломоносов. | Урок внеклассного чтения | Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Своеобразие басни Ломоносова | Составление конспекта (проверить умение конспектировать, осуществлять поиск необходимой информации, делать выборку) | С.71-72 Индивид.задания С.73-78 | ||||
23-24 | И.А. Крылов. Сатирическое и нравоучительное в баснях. «Ворона и Лисица ». И.А. Крылов «Демьянова уха», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» | Рассказ учителя с элементами беседы. Презентация Работа с текстом | Жанр басни в творчестве Крылова. Народные истоки басен И. Крылова, его мировосприятие. Воспроизведение сюжета басни, пересказ и чтение наизусть; обсуждение прочитанного. Начальные навык и литературоведческого анализа | Определение морали каждой басни. | С. 79-83 Выучить басню наизусть | ||||
25 | Чтение бесни наизусть | Урок развития речи | Развитие навыков художественного чтения | Выразительное чтение басни | |||||
26 | Басни ХХ века Сатирическое и нравоучительное в басне. | Урок-инсценирование | Определение морали каждой басни. Запись предложений из известных басен, ставших крылатыми выражениями. | Конкурс на лучшее инсценирование басен Крылова | Сочинение басни, с использованием морали одной из басен. С.85—95, Инд. задания «Предки Пушкина и Тамбовский край» | ||||
6 -Литература XIX века А.С.Пушкин | 31ч 10ч | 27 28 | А.С. Пушкин Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях. Стихотворение «Няне» | Рассказ учителя с элементами беседы. Презентация | Семья поэта и книга Пушкин и книга. А.С. Пушкин и няня Арина Родионовна. Сти-хотворение «Няне». Анализ лирического стихотворения | Рассказы о родных и близких поэта (на основе прочитанного фрагмента учебника на с. 95-97. | Выразительное чтение наизусть стихотворения поэта «Сон». С.130,, «Бесы» | ||
29 | Образы природы в стихотворении «Зимняя дорога», «Бесы». | Урок-исследо- вание | Аналитическое чтение стихотворения, выяснение способов создания художественных образов | Определение ИВС в стихотворении «Бесы», «Зимняя дорога» | С.96-114 С. 115 вопросы | ||||
30 | Литературная сказка «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | Комбинированный урок | Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Понятие о стихотворной сказке. нравственная проблематика. Литературные приемы создания сказочной ситуации. | Нахождение риторических обращений, объяснение их роли. Составление плана | С.116-119 вопросы | ||||
31 | Добро и зло в сказке А.С. Пушкина | Комбинированный урок | Силы, спасающие и губящие царевну (честность зеркальца, доброжелательность чернавки, братская привязанность богатырей, преданность Соколки, любовь королевича Елисея). Поэтичность, музыкальность сказки. Словарно-лексическая работа | Выразительное чтение фрагментов «Сказки...» по ролям. Анализ эпизода | Заучивание наизусть отрывка из сказки С.124-127 | ||||
32 | Чтение наизусть | Урок развития речи | Развитие навыков художественного чтения | Выразительное чтение отрывка | |||||
33 | «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. | Урок усвоения нового материала | Сказочная основа вступления к поэме. Природа волшебного в сказке. | Формулирование ответов на вопросы учебника | С.133-140, вопросы | ||||
34 | Поэзия XIX века о родной природе. Богатство выразительных средств в произведениях поэтов | Творческий практикум | Работа с текстами стихотворений поэтов XIX века о родной природе. Богатство выразительных средств. | Определение ИВС | Готовиться к сочинению; | ||||
35-36 | Р.р. Сочинение по творчеству А.С. Пушкина | Уроки развития речи | Контроль умения создавать письменное высказывание, подбирать аргументы, выражать свое отношение. | Сочинение | Слово о Лермонтове, презентация о поэте | ||||
М.Ю.Лермонтов | 5 | 37-38 | М.Ю. Лермонтов Краткие сведения о детских годах писателя. История создания стихотворения «Бородино». Композиция и герои произведения. | Рассказ учителя с элементами беседы. Презентация | Детские годы поэта. Родное гнездо Тарханы. Воспоминания о детстве в лирике поэта («И вижу я себя ребенком...»). История создания «Бородино». Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Их достоверность. | Составление конспекта (проверить умение конспектировать, осуществлять поиск необходимой информации) Творческая работа «На Бородинском поле» | С. 145-157 Иллюстрации к «Бородино», вопросы | ||
39 | Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю. Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. | Урок-исследование | Бородинская битва и русские солдаты в изображении поэта. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом | Выявление авторской оценки героев и событий | Выучить отрывок из стихотворения наизусть | ||||
40 | Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Бородино» | Урок развития речи | Развитие навыков художественного чтения | Чтение наизусть | Готовиться к сочинению | ||||
41 | Р/р. Классное сочинение «Путешествие на поле славы». | Урок развития речи | «Путешествие на поле славы». (Повествование о событиях от лица их участников). | Сочинение | Слово о Гоголе С.157-160 | ||||
Н.В.Гоголь | 4 | 42 | Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. | Рассказ учителя с элементами беседы | Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. | Работа с заданиями №8, 9, 10 в рубрике «Вопросы и задания» (с. 216). | Иллюстрации учащихся к повести С.161-212 | ||
43 | «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд. | Беседа. Обучение выразительному чтению | Фантастика народных сказок в произведении. Отражение в повести славянских преданий и легенд. Реалистическое и фантастическое.. | Художественный пересказ понравившегося фрагмента. | Текст с.161-212 | ||||
44 | Образы и события повести. Образы Оксаны и Вакулы Суеверие, злая сила, зло и добро в повести. | Аналитическое чтение, беседа Анализ текста, презентация, беседа | Образы и события. Яркость и выразительность народной речи в повести Истории, близкие народным поверьям как основа сюжета повести Н.В. Гоголя. Нечистая сила в произведении. Поэтизация чистой и светлой любви. Суеверие, злая сила, победа добра. | Рассказ о героях Устное сочинение об Оксане. Фактологический диктант | Вопросы С.214-217 | ||||
45 | Р.р. Изложение с творческим заданием. | Урок развития речи | Совершенствование навыков изложения содержания эпизода, в сопровождении собственных рассуждений | Изложение эпизода повести | Слово о Тургеневе С.218-220 | ||||
И.В.Тургенев | 7 | 46 | Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в представлениях и творческой биографии писателя. | Лекция, беседа, презентация | Детские впечатления писателя. Спасское- Лутовиново в представлениях и творческий биографии И. С. Тургенева. История создания рассказа, его сюжет и герои. Губительное влияние крепостного права на господ и их слуг. | Выразительное чтение статьи учебника | Текст с.221-252 | ||
47 | История создания рассказа «Муму» Тематика и социальная проблематика рассказа «Муму» | Урок изучения художественного произведения | Тематика и социальная проблематика рассказа Отношение автора к событиям. Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие | Художественный пересказ эпизода | С.254-256 вопросы | ||||
48 | Обличение крепостного права в рассказе «Муму» Роль пейзажа | Урок углубления работы над текстом | Социальная несправедливость, бесправие, беззаконие, добродетельность, добросердечие, добродушие, доброта, добронравие, гуманность, сострадание в рассказе | Выявление авторской позиции | С.254-257 тест | ||||
49 | Богатырский облик и нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью | Комбинированный | Отражение черт русского национального характера в образе Герасима | Составление словесного портрета | С.257--260 Вопросы и задания | ||||
50-51 | И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе «Воробей», «Русский язык». | Уроки изучения художественного произведения | Гуманность, сострадание в рассказе и стихотворении в прозе. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык ». | Выразительное чтение стихотворения | С.257-260 Заучивание наизусть стих. «Русский язык» | ||||
52 | Р/ р. Подготовка к написанию домашнего сочинения | Урок развития речи | Обучение написанию сочинения на основе прочитанного текста | Составление плана сочинения | Сочинение С.261-262 Слово о Некрасове | ||||
Н.А. Некрасов | 3 | 53 | Н.А. Некрасов Детские впечатления поэта | Рассказ учителя с элементами беседы, презентация | Факты жизни и творчества Некрасова, художественные особенности стихотворений «Орина, мать солдатская», «Забытая деревня». | Работа с учебником (поиск необходимой информации для сообщения по теме) | С.263-272 С270 вопросы | ||
54 | Труд, судьба, народные страдания в изображении поэта. «Тройка» | Аналитическое чтение произведений | Темы крестьянской жизни. Характеристика персонажа. Элементы народной поэтики в поэме. Н.А.Некрасов — поэт для детей. | Выразительное чтение. Анализ стихотворения | С.272-275 С.263-271, вопросы | ||||
55 | «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия | Углублённый анализ текста | «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. | Тестирование | С.276-278 Презентация о писателе | ||||
Л.Н.Толстой | 5 | 56 | Л.Н. Толстой Сведения о писателе. Яснополянская школа | Рассказ учителя с элементами беседы, презентация | Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне.. | Текст с.278--304 С.305-306 вопросы и задания | |||
57-58 | «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы Своеобразие сюжета. | Урок изучения художественного произведения | «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. | Составление плана рассказа | С.308-309, вопросы Пересказ, Работа в рабочей тетради | ||||
59 | Любовь как высшая нравственная основа в человеке. | Углублённый анализ текста | Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям. | Сделать выводы о роли внутреннего монолога в раскрытии характера | Подготовиться к письменной работе « Над чем заставил меня задуматься рассказ Толстого?» | ||||
60 | Р.р. Развёрнутый ответ на вопрос | Урок развития речи | Ответ на проблемный вопрос (проверить навык создания письменного развернутого ответа на вопрос) | Мини-сочинение | С.311-325 Подготовить презентацию по юмористическому рассказу Чехова | ||||
А.П.Чехов | 2 | 61 | Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни А.П.Чехова. «Злоумышленник» | Рассказ учителя с элементами беседы, презентация | Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова.. Книга в жизни А.П. Чехова. | Презентации учащихся | Готовиться к контрольной работе | ||
62 | Контрольная работа по теме «Литература 19 века» | Контроль ЗУН обучающихся | Проверить: -знания теоретико-культурных понятий, биографических сведений, усвоение содержания изученных произведений; - умения характеризовать художественные особенности поэтики произведения, проводить сравнительный анализ образов | Контрольная работа состоит из 3-х частей 1 часть : теоретический минимум 2 часть: знание произведений русской литературы 19 века 3 часть: анализ текста | С.4-11, вопросы | ||||
7.Из литературы XX века. И. Бунин | 21ч 2 | 63 | И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги» | Обучение выразительному чтению и анализу стихотворения | Детские годы И. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни И.Бунина. Тема природы и приемы ее реализации в стихотворении «Густой...» | Исследовательская деятельность: составление словаря смысловых групп существительных стихотворения | С.11-19 текст | ||
64 | Тема природы в рассказе И. Бунина «В деревне» | Урок- исследование | Рассказ о впечатлениях мальчика, его восприятии родной природы, деревни и ее жителей. Пересказ близко к тексту описания дороги по пути к деревне. | Выразительное чтение фрагментов. | С.20-24 С.25-35 | ||||
Л. Андреев | 2 | 65-66 | Л. Андреев. «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа Роль эпизода в создании образа героя | Уроки изучения художественного произведения | Краткие сведения о писателе (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта).. Природа в жизни мальчика. Значение финала. | Художественный пересказ эпизода | С.25-35 текст С.35 вопросы и задания | ||
А.И. Куприн | 2 | 67 | А.И. Куприн. Детские впечатления и их отражение в рассказе «Детский сад» | Урок - беседа | Рассказ о Куприне. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Пересказ от другого лица, Размышление о названии рассказа. | Отзыв об эпизоде | С.37-45 С.39-43 текст Составить цитатный план | ||
68 | Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. | Урок-размышление | Рассказ А.И.Куприна «Золотой Петух». Тема, особенности создания образа. Герой рассказа. Название рассказа | Подробный и выборочный пересказ фрагментов | Составление плана эпизода | ||||
А. Блок | 1 | 69 | Любовь к родной природе в поэзии А. Блока. «Полный месяц встал над лугом...», «Летний вечер» | Урок-исследование | Художественное своеобразие лирики Блока. Детские впечатления А. Блока. Книга в жизни юного Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения. | Анализ стихотворения Выразительное чтение | С.46-55 Анализ стихотворения «Летний вечер» | ||
С.А. Есенин | 2 | 70-71 | С.А. Есенин. Единство человека и природы в лирике | Урок- исследование. Урок развития речи | Детские годы Есенина. В есенинском Константинове «Ты запой мне ту песню, что прежде…» «Нивы сжаты, рощи голы…». Малая и большая родина. Художественные приемы и музыка стиха.
выразительных средств | Исследовательская деятельность: сопоставление двух стихотворений: «Поет зима – аукает…» и А. Блока «Полный месяц встал над лугом…»:
| С.56-66 Анализ стихотворения «Поет зима – аукает» | ||
1 | 72 | Р.р.Выразительное чтение стихотворений А.Блока и С.Есенина | Урок развития речи | Выразительное чтение стихотворений А.Блока и С.Есенина | С.67-79, вопросы | ||||
А. Платонов | 2 | 73-74 | Мир глазами ребенка в рассказе А. Платонова «Никита» | Урок- беседа | Краткие биографические сведения о писателе. «Никита». Тема рассказа. Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образ Никиты. | Составление словаря для характеристики предметов и явлений. | Ответ на вопрос на основе собственных впечатлений («Каким я помню детство») | ||
П.П. Бажова | 4 | 75 | Краткие сведения о П.П.Бажове | Рассказ учителя с элементами беседы, презентация | Краткие биографические сведения о писателе. | С.85-107 (текст) | |||
76-77 | Человек труда в сказе П.П. Бажова «Каменный цветок». | Урок аналитического чтения, презентация | Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика в сказке. Честность, добросовестность главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства | Художественный пересказ эпизода | С.85-107 (текст) С.107-108 вопросы и задания | ||||
78 | Внеклассное чтение. П.П.Бажов «Хозяйка Медной горы» | Урок аналитического чтения | Художественный пересказ эпизода | ||||||
Н.Н. Носов | 3 | 79-80 81 | Н.Н. Носов Трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» Н.Н. Носов Рассказ «Три охотника» | Уроки изучения художественного произведения, презентация | Н.Н. Носов Краткие сведения о писателе. Трилогия «Приключения Незнайки и его друзей» Рассказ «Три охотника»: правда или веселый вымысел? | Словесный портрет (проверить умения характеризовать поступки героя, его внутренний мир, давать оценку его поведению) | С.112-113 Составить план доклада о писателе С.114-118 С.118 вопросы и задания | ||
Е.И.Носов | 1 | 82 | Добро и доброта в рассказе Е.И..Носова «Как патефон петуха от смерти спас. Воспитание чувства милосердия и сострадания | Урок аналитического чтения | Краткие сведения о писателе. Мир глазами ребенка, юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном | Подбор синонимов и антонимов к словам. Словесное рисование | С.119-126 С.126-127 вопросы и задания | ||
Родная природа в произведениях писателей ХХ века | 2 | 83-84 | Родная природа в произведениях писателей ХХ века | Урок-семинар | В. Быков «Поклон», Н.М. Рубцов «В осеннем лесу», Р.Гамзатов «Песня соловья», В.Белов «Весенняя ночь», В.Распутин «Век живи – век люби» (отрывок) | Монологическое высказывание. Анализ эпизода | С.129-144 | ||
1 | 85 | Чтение наизусть | Урок развития речи | Развитие навыков художественного чтения | Выразительное чтение стихотворений | ||||
1 1 | 86 87 | Контрольная работа по теме «Литература 20века» Проверка техники чтения | Урок контроля знаний. Урок развития речи | Знание теоретико-культурных понятий, биографических сведений, усвоение содержания изученных произведений; Работа с незнакомым текстом | Контрольная работа состоит из 3-х частей 1 часть: теория 2 часть: знание произведений русской литературы 20 века 3 часть: анализ текста Выразительное чтение | С.145-146 Конспект | |||
Зарубежная литература Д.Дефо. | 13ч 2 | 88-89 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком | Рассказ учителя с элементами беседы | Д. Дефо Краткие сведения о писателе. «Робинзон Крузо» (отрывки). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра | Анализ эпизода. Сочинение-миниатюра «Робинзон Крузо - это произведение о том, что человек все может» | С.145-146 Конспект С.147-161(текст) С.161 вопросы и задания | ||
Х.К. Андерсен | 2 | 90-91 | Х.К. Андерсен. «Удивительная человеческая доброта» в сказках волшебника Андерсена. «Соловей» | Беседа, презентация | Слово о писателе, его детстве. Поступки героя, его внутренний мир, оценка его поведения Реальное и фантастическое в произведении | Аналитическое чтение статьи «Поговорим о прочитанном» | С.162-164 конспект С.164-174 текст С.174-175 вопросы и задания | ||
М. Твен | 6 | 92 | Краткие сведения о М.Твене | Рассказ учителя | Краткие сведения о писателе | ||||
93-94 | М. Твен. Мир детства и мир взрослых в повести «Приключения Тома Сойера». Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия Тома Сойера. | Беседа, презентация | Автобиографическая повесть и ее герои. Провинциальный американский Санкт-Петербург на Миссисипи и его обитатели. Том и Гек. Дружба мальчиков. Приключения подростков, их смелость, фантазия и авантюризм. Бэкки Тетчер и Том. Внутренний мир героев М: Твена, черты характера Изобретательность в играх - умение сделать окружающий мир интересным | Письменная и устная характеристика героя | С.176-204, С.204 вопросы и задания | ||||
2 | 95-96 | Р.р. Письменный отзыв о герое | Урок развития речи | Словесный портрет (проверить умения характеризовать поступки героя, его внутренний мир, давать оценку его поведению) | Письменный отзыв о герое | С.206-207 | |||
Ж. Рони - Старший. | 1 | 97 | Ж. Рони - Старший. Эмоциональный мир древнего человека в повести «Борьба за огонь» | Урок - беседа | Краткие сведения о писателе. Гуманистическое изображение доисторического человека. Человек и природа, борьба за выживание | Выборочный пересказ. | С.207-222 С.222 вопросы и задания | ||
Дж. Лондон. | 2 | 98-99 | Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя. | Урок – беседа с презентацией | Краткие сведения о писателе. Его детские впечатления. Период раннего взросления. Характер мальчика -смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства - опора в трудной жизни. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа | Сжатый и выборочный пересказ эпизодов, их анализ | С.223-224 С.225-234 | ||
Р.Бредбери | 1 | 100 | Р.Бредбери. Мечта и реальность в рассказе «Всё лето в один день» | Рассказ учителя. Беседа | Краткие сведения о писателе. Жизнелюбие, доброта- основные мотивы произведения. | Определение жанровой принадлежности | С.235-236, 236-239 | ||
Астрид Линдгрен | 1 | 101 | Астрид Линдгрен «Приключения Эмиля из Леннеберги» | Урок-беседа | Краткие сведения о писателе. | Художественный пересказ эпизода | Подготовиться к творческому отчёту | ||
Итоговый урок | 1 | 102 | «Я хочу рассказать вам...» (итоговый урок) | Урок внеклассного чтения | Представление самостоятельно прочитанного произведения с кратким анализом его | Творческий отчет | Задание на лето | ||
Резерв | 3 | 103-105 |
Раздел IV. Рекомендации к оснащению учебного процесса
Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе
Для учащихся
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007
- Е.А.Зинина Теория литературы в таблицах, Дрофа, 2007
- Мешерякова М. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь - М.: «Айрис-пресс», 2004г.
- Тесты. Литература. 5 класс. Справочное пособие. – М.: «Аст-пресс», 2004г.
Для учителя
- Мещерякова М.И. Краткий словарь литературных терминов. Методические рекомендации для учителя и учеников. 10-11 класс. – М., 2000.
- Миронова Н.А. Литература в таблицах. 5-11 класс. Справочный материалы. – М.: «Астрель», 2005
- Программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений/ авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009
- Сборник нормативных документов. Литература в образовательных учреждениях с русским языком обучения. / сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. – М., Дрофа.2008
- Словарь литературных персонажей. Русская литература. В 4-х частях.- М.: «Московский Лицей», 1997
- Уроки литературы с применением информационных технологий. 6-10 классы. – М.: Глобус, 2009
Учебные диски и мультимедийные электронные учебники, энциклопедии
- CD «Большая Советская энциклопедия»
- CD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» (Мультимедийная энциклопедия)
Образовательные электронные ресурсы:
http://ruslit.ioso.ru/ Кабинет русского языка и литературы. Сайт содержит антологию русской поэзии первой четверти двадцатого века; тесты по русскому языку; поэтические загадки; страничку по истории русской письменности; методические разработки и другие полезные материалы.
http://www.repetitor.org/ Система сайтов «Репетитор». Информация для школьников, абитуриентов и родителей: учебные программы по русскому языку и литературе; методика написания сочинений и различные учебные материалы; полезная справочная информация.
http://www.rusword.org/rus/index.php Мир слова русского. Этот сайт - для любознательных. Для тех, кто не утратил живого интереса к познанию прошлого, настоящего и будущего русского языка. Он посвящен русской филологии во всех ее ипостасях. Здесь можно найти большую коллекцию афоризмов и крылатых выражений выдающихся личностей всех времен и народов, полный текст Библии, статьи специалистов, посвященные современным проблемам языка и истории славянской письменности. Предоставляется возможность обсудить спорные вопросы и высказать свою точку зрения на форуме. Для знатоков английского языка предлагается английское зеркало сайта, дополненное материалами по английской филологии.
http://pushkin.aha.ru/TEXT/map.htm Пушкинъ. Электронная версия журнала «Нива» за 1899 г, посвященного 100-летию со дня рождения А.С. Пушкина. В журнале рассказывается о жизни Пушкина, его значении для русской поэзии. Помимо этого имеются тексты некоторых произведений поэта и литографии.
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://www.geocities.com/Athens/Ithaca/3880/osn.html Клуб любителей творчества Ф.М. Достоевского. Сайт содержит биографию, библиографию и тексты большинства произведений писателя, цитаты из его произведений, иллюстрации к произведениям, критические статьи, материалы в помощь учителю литературы.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
http://www.klassika.ru/ Классика. Электронная библиотека классической литературы. Почти 3000 произведений 150 авторов. Биографии авторов, а также списки авторов по алфавиту и по хронологии.
http://www.bulgakov.ru/ Булгаковская энциклопедия. Электронная энциклопедия посвящена творчеству русского писателя, она собрала в себе наиболее интересные сведения о жизни и творчестве Булгакова. В энциклопедии можно найти разгадки тайн булгаковской биографии и произведений, познакомиться с прототипами персонажей, прочесть замысловатые шифры "Мастера и Маргариты, "Белой гвардии", "Собачьего сердца", "Роковых яиц", "Бега" и других произведений. Сайт создан по материалам книги Бориса Соколова "Булгаковская энциклопедия".
http://www.turgenev.org.ru/ Русский писатель И.С. Тургенев. Цель проекта "Русский писатель И.С. Тургенев" - собрать воедино информацию об Иване Сергеевиче Тургеневе, биографические сведения, информацию о его творчестве.
В разделах сайта кроме текстовой информации размещено много фотографий и репродукций, в разделе "Библиотека" можно ознакомиться с произведениями Тургенева и со статьями и публикациями о писателе и его творчестве.
http://drevne.ru/lib/ Древнерусская литература. Образовательный портал представляет собой библиотеку древнерусских текстов, начиная с самых ранних (до IX века) и заканчивая XVII веком. Представлены также классические и современные труды по исследованию древнерусской литературы. Для студентов - учебные пособия и материалы для подготовки к экзаменам.
http://www.andreev.org.ru/index.html Леонид Андреев. Цель проекта собрать воедино информацию о Леониде Андрееве. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии". На сайте представлена биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки.
http://www.denisdavydov.org.ru/index.html Денис Давыдов. В рамках проекта представлена информация о Денисе Давыдове: биография писателя, информация о музее, библиотека произведений в электронном виде, галерея портретов и тематические ссылки. Проект входит в состав мегапроекта "Знаменитые люди Орловской губернии".
http://pergam.chat.ru/ Античная литература. Сайт представляет собой библиографический справочник античных писателей. За основу электронной версии взят словарь «Античные писатели» издательства «Лань», 1998, г. Санкт-Петербург.
http://www.philolog.ru/ Филолог.ру. Сайт кафедры русской литературы Петрозаводского университета. Сайт предлагает научно подготовленные тексты русской классики, востребованной в университетском и школьном образовании.
Приложения
Материалы для контрольных, самостоятельных и проверочных работ.
Контрольные вопросы и задания по теме «Мифология»
1. Дайте определения следующим понятиям:
а) Бродячие певцы Древней Греции — ...
б) Богиня счастья — ...
в) Богиня плодородия — ...
г) Циклоп — ...
д) Бог врачевания — ...
е) Богиня земли — ...
ж) Древние музыкальные инструменты греков и россиян —...
з) Дике —...
и) Миф —...
к) Мойры —...
л) Бог огня — ...
м) Громовержец —... н) Ярило — ...
- Составьте кроссворд «Боги Древней Греции».
- Согласно славянской легенде, Земля была рождена: а) из воды; б) из облака; в) из молока; г) из масла.
- Чего не увидел бог Сварог в поднебесье: а) Солнца; б) Месяца; в) Океана; г) Земли?
- Кто, по представлениям древних славян, охраняет покой и порядок на воде: а) лесовик; б) нимфа; в) домовой; г) русалка?
- Бог солнца у славян: а) Семарг; б) Сварог; в) Хоре; г) Перун.
- Род — отец и мать всех богов славян. Составьте ряд од-нокоренных слов со словом «род».
Проверочная работа по теме «Пословицы и поговорки»
1. Прочитайте размышления известного фольклориста В.Н. Добровольского и современное определение пословицы и
подготовьте небольшое сообщение об этом жанре устного народного творчества. Предварительно составьте план своего со-
общения.
«Пословица изображается жизненным опытом, им же подтверждается или отрицается» (В.Н. Добровольский).
Пословица — краткое, устойчивое в речи, образное народное изречение. По отношению к своему буквальному смыслу употребляется в переносном значении (Литературный энциклопедический словарь).
- Вспомните и запишите несколько пословиц об учении и науке.
- Напишите небольшой рассказ, который уместно завершить одной из приведенных ниже пословиц. Озаглавьте свое сочинение.
а) Где виден путь прямой, там не езди по кривой; б) Добрый плачет с печали, а злой — от радости; в) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.
4. К данным пословицам других народов подберите близкие по смыслу русские пословицы.
а) Яблоки недалеко падают от своего дерева (татарская); б) Лучше и надежнее верный мир, нежели ожидаемая победа (Т. Ливии); в) Не могут быть разом и волки сыты, и козлы целы (иллирийская); г) Каждая лисица свой хвост хвалит (чешская); д) Нет рода без урода (сербская); е) Где много нянек, там дитя без носу (польская); ж) Где коротко, там и рвется (литовская); з) Своя тяжесть не тяжела (немецкая); и) Надобно с волками выть (французская).
5. Определите тему и основную мысль приведенных ниже пословиц. С чем сравнивается в некоторых из них
книга?
а) Будешь книги читать — будешь все знать; б) В книге ищи не буквы, а мысли; в) Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает; г) Книга для ума — что теплый дождь для всходов; д) Книга мала, а ума придала; е) Книга подобна воде: дорогу пробьет везде; ж) Ум без книги — что птица без крыльев;
з) Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают;
и) Кто много читает, тот много и знает; к) Читай, Фома, набирай ума; л) Читать не размышляя — что есть не пережевывая;
м) Чтение — вот лучшее учение.
- Найдите в пословице Книги не любят, когда их чтут, а любят, когда их читают слова, имеющие близкое звучание, но разное значение. Какую роль они выполняют в пословице? Определите значение слова чтут.
- Как вы понимаете заключительную часть определения поговорки «...поговорка грамматически или логически не закончена и лишена обобщающего поучительного смысла»!
- Запишите две-три пословицы. Подберите к ним близкие по смыслу поговорки.
- В произведениях устного народного творчества часто употребляются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Приведите примеры пословиц и поговорок с такими словами.
10. Прочитайте пословицы о пользе учения. Выпишите из них слова с приставками не-, недо-, пере-. Определите значение этих приставок.
1. Недоученный хуже неученого, переученный хуже недоученного. 2. Ученье — свет, а неученье — тьма. 3. Ученый водит, неученый следом ходит. 4. Незнайка лежит, а знайка далеко бежит. 5. Знайка дорожкой бежит, незнайка на печи лежит.
Контрольная работа по теме «Загадки, пословицы, поговорки»
1. Дайте определения понятиям:
а) Фольклор — ...
б) Малые жанры фольклора — ...
в) Пословица — ...
г) Поговорка — ...
д) Загадка —...
- Вспомните не менее двух пословиц на следующие темы: ученье, здоровье, труд, верность слову.
- Напишите записку или письмо шуточного характера. Используйте в них одну из данных пословиц: Люди пахать, а мы руками махать; Мало, да честно, а и немного, да сытно.
4. В чем разница между пословицей и поговоркой?
5. Нарисуйте иллюстрацию к одной из данных пословиц: Идет княгиня, на плечах корзина, а в корзине мякина (о зазнайстве, гордыне); Мы с тобой как рыба с водой (о дружбе).
Самостоятельная работа по теме «Сказки»
1. Дайте определения понятиям:
а) Сказка — ...
б) Композиция — ...
в) Сказки бывают следующих видов:...
г) Сказки состоят из следующих элементов:...
д) В сказках часто используются следующие художественно-выразительные средства:...
- Каковы особенности сказки «Царевна-лягушка»?
- Почему Василиса названа Премудрой?
- Назовите зачин и концовку сказки «Царевна-лягушка».
- Приведите примеры гиперболы из сказки «Царевна-лягушка».
- Перечислите знаменитых сказителей.
- Какую роль играет запрет в волшебных сказках?
- Нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту сказки « Царевна-лягушка».
- К какому типу относится сказка «Чего на свете не бывает»? Свой ответ аргументируйте.
Контрольные вопросы и задания по теме «Древнерусская литература»
1. По какой причине и в каком году возникла необходимость в распространении книг?
2. Дайте определение: Летопись —...
3. Кто автор «Повести временных лет»?
4. Расскажите историю названия города «Киев».
5. Что значит прочитать книгу от доски до доски? Откуда пошло это выражение?
6. Когда и где была издана первая печатная книга?
7. Как звали русского первопечатника?
8. Назовите создателей славянской азбуки.
9. Когда и где проводится День славянской письменности?
Контрольные вопросы и задания по теме «Басни»
1. Дайте определения следующим понятиям:
а) Басня —...
б) Родоначальник басни — ...
в) Эзопов язык — ...
г) Аллегория — ...
д) Басня состоит из — ...
2. С какими сказками можно сравнить басни? Обоснуйте ответ.
3. В чем проявляется иносказательный смысл басен?
4. Внимательно рассмотрите иллюстрацию к басне «Свинья под Дубом». Помимо указанных в произведении басенных персонажей (Свинья, Дуб), вы найдете на ней и изображение ворона. Как вы думаете, почему художник поместил эту птицу на свою иллюстрацию?
5. Перечислите известных вам баснописцев.
6. Сочините свою басню в прозе или стихах. Какой порок вы в ней будете высмеивать?
Самостоятельная работа по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»
- Придумайте названия к нескольким эпизодам поэмы «Руслан и Людмила».
- Какому определению, на ваш взгляд, более соответствует поэма А.С. Пушкина? Свой ответ аргументируйте.
Поэма — крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом (Литературный энциклопедический словарь).
Поэма — большое многочастное стихотворное произведение, принадлежащее отдельному автору {Краткая литературная энциклопедия).
- Определите основные события Песни первой поэмы. Запишите их в левой части таблицы, в правой приведите соответствующие им строки из текста. У вас получится цитатный план.
- Какие события намечает фрагмент Песни первой поэмы от слов: «Но, страстью пылкой утомленный...» до слов: «И пир веселый им не в пир...»?
- В поэме «Руслан и Людмила» среди других персонажей присутствует и автор — А.С. Пушкин. Найдите такие эпизоды. В каком качестве присутствует в них автор: в роли рассказчика, свидетеля происшедшего или в каком-нибудь еще? Письменно ответьте на этот вопрос.
- Попробуйте сформулировать основные события Песни второй поэмы в виде цитатного плана.
- Запишите ключевые слова и словосочетания, которые передавали бы основной ход событий Песни третьей.
- Вспомните, какие поступки совершают Рогдай, Фарлаф и Руслан, после чего попытайтесь нарисовать их портреты. В текст своего рассказа включите эпитеты для характеристики персонажей.
Исследование. И в народных сказках, и в сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна», и в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» для достижения своей цели герои должны преодолеть препятствия, которые встречаются на их пути. Изобразите цепочку этих препятствий для каждого персонажа в отдельности (Василиса Прекрасная, царевич, Руслан). Легкие, с вашей точки зрения, препятствия обозначьте треугольником, более сложные — кружочком, очень сложные — квадратом. После этого попытайтесь сделать вывод о схожести и различии пути героя к цели в народной сказке «Василиса Прекрасная», сказке В.А. Жуковского «Спящая царевна» и поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила». 10. Творческая работа. Какой эпизод в поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» произвел на вас наиболее сильное впечатление? Напишите о нем отзыв с обоснованным выводом.
Контрольные вопросы и задания по теме «А. С. Пушкин»
- Где и в какой семье родился А. С. Пушкин? Кто из близких людей оказал на него наибольшее влияние?
2.По эпизодам «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» составьте план кинофильма. Выпишите ключевые слова для характеристики царевны и царицы.
- Дайте определения следующим понятиям:
а) Риторическое обращение — ...
б) Ритм —...
в) Эпитет —...
г) Отличие литературной сказки от фольклорной заключается в...
- Приведите примеры обычных и риторических обращений из «Сказки о мертвой царевне...».
- Чем отличается прозаическая речь от стихотворной?
Самостоятельная работа по рассказу И.С. Тургенева «Муму»
1. Помогает ли название рассказа понять его смысл?
2. Подберите из текста рассказа слова, словосочетания и предложения, наиболее точно характеризующие основные качества характера Герасима, Татьяны, барыни, Капитона, слуг.
3. Какой эпизод произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
4. Опишите отношение Герасима к Муму. Особо подчеркните, что значила собачка для Герасима.
5. Устное рисование. Подберите ключевые слова и по ним нарисуйте устно портрет одного из персонажей рассказа.
6. Запишите план (простой, сложный, цитатный) для характеристики Герасима. Подготовьте ответ по этому плану.
7. Продолжите ряд слов, характеризующих Татьяну: добрая...
8. Продолжите ряд слов, характеризующих барыню: богатая...
9. Считаете ли вы поступок Герасима, утопившего Муму, жестоким? Свой ответ аргументируйте.
10. Исследование. Работа с образно-выразительными средствами художественной прозы.
- Как вы думаете, возможна ли в наши дни история, подобная той, что воссоздана в рассказе И.С. Тургенева «Муму»? Постарайтесь обосновать свой вывод.
- Свое отношение к прочитанному можно выразить не только словом, но и цветом. Какие цвета преобладали бы, если бы вы описывали характер Герасима, Татьяны, барыни, Капитона?
- Творческая работа в малых группах. Составьте сжатый пересказ рассказа «Муму». Для этого разбейте произведение на отдельные эпизоды, озаглавьте их, кратко сформулируйте основное содержание эпизода.
- Конкурс. Подготовьте по два-три вопроса для литературной викторины «И.С. Тургенев и его рассказ «Муму».
.
Самостоятельная работа по рассказу Л.Н. Толстого •«Кавказский пленник»
- Напишите словарную статью к слову рассказ.
- Вы знакомы с понятиями «сюжет» и «фабула». В таблице отразите основные эпизоды сюжета и элементы фабулы рассказа «Кавказский пленник» (укажите либо название эпизода, либо фразы, где элемент фабулы начинается и где заканчивается). Помните, что основными элементами фабулы являются завязка, кульминация и развязка. Пролога и эпилога в художественном произведении может и не быть.
Сюжет | Фабула |
1. | 1. Пролог: |
2. | 2. Завязка: |
3. | 3. Кульминация: |
4. | 4. Развязка: |
5. | 5. Эпилог: |
Обратите внимание на то, что сюжетных эпизодов может быть больше, чем строк в таблице. В этом случае дополните таблицу.
- Рассказ Л.Н. Толстого состоит из шести пронумерованных частей, однако названия каждой части писатель не дает. Озаглавьте их сами. Подумайте, есть ли внутри каждой части завязка, развязка и кульминация.
- Напишите словарные статьи к данным словам и словосочетаниям: аршин, выправил отпуск, лощина, притолока, провожатые солдаты. Используйте любой толковый словарь.
- К какому стилю речи относится выделенное слово? Почему Л.Н. Толстой его использует?
«Переехали еще речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки».
- На какие детали обращает внимание Жилин в первые сутки после своего пленения? Какое место в его наблюдениях занимает цвет?
С помощью каких языковых средств передан эпизод первой встречи Дины с Жилиным? Какое чувство девочки по отношению к пленному русскому офицеру подчеркивает писатель?
- Вспомните эпизод «спор о выкупе». Какие образно-выразительные средства применены здесь? (От слов: «Вскочил Абдул, начал руками махать...» до слов: «А убьете — ничего не возьмете».)
- Подготовьте устное сочинение-описание «В чужом доме» по второй части рассказа, от слов: «Горница хорошая...» до слов: «Потом один из гостей-татар повернулся к Жилину, стал говорить по-русски».
- Запишите ключевые слова для ответа на вопрос о том, как менялось отношение Дины к Жилину.
- Как относились татары к Жилину? Чем завоевал он их расположение? Все ли татары одинаково воспринимали русского пленного?
- Выпишите из четвертой части рассказа сравнения. С какой целью они употреблены?
- Художественная деталь занимает большое место в произведениях Л.Н. Толстого. Очень важные качества личности часто передаются автором через детали. Внимательно прочитайте пятую часть рассказа. Какие детали характеризуют личности Жилина и Костылина? Как по этим деталям можно судить об отношении к происходящему двух героев рассказа?
- Вы уже наблюдали за цветообразами в рассказе. В шестой, заключительной, части вновь возникает красный цвет — цвет заходящего солнца («Оглянулся Жилин, видит — налево за горой зарево красное загорелось...»). Какое значение для понимания происходящего имеет этот цвет и образ заходящего солнца теперь? Тот же, что и ранее, или какое-то иное? Какое?
- Есть ли в этой части другие цветообразы? Какие? Что они подчеркивают?
- Вы несколько раз внимательно вчитывались в содержание рассказа «Кавказский пленник», обратили внимание на образно-выразительные средства, задумались над характерами героев и персонажей.
Сделайте главный вывод. Чему учит рассказ Л.Н. Толстого, какова главная мысль произведения?
Самостоятельная работа по рассказу А. П. Чехова «Пересолил»
- Как вы думаете, над чем смеется А.П. Чехов? Запишите те грани характера, черты личности, которые подвергаются осмеянию в рассказе.
- В чем комизм ситуации, созданной А.П. Чеховым? А в чем серьезность оценки изображенного в произведении?
- Какую роль в создании комических ситуаций и характера играют реплики персонажа? Найдите его фразы, прокомментируйте их.
- Аргументируйте устно следующую мысль: «Тема и основная мысль данного рассказа выражены в названии — «Пересолил».
- Составьте небольшой юмористический рассказ на основе какой-либо ситуации, свидетелем или участником которой
вы были.
6. Литературовед З.С. Паперный в статье о АП. Чехове отмечал: «Чехов... создал юморески, которые никак не исчерпываются чистым юмором. Сквозь калейдоскопическую пестроту его ранних рассказов все более явственно проступают основные внутренние темы: человек и чин, поэзия и проза, фасад жизни и ее оборотная сторона. ...Человеческое оказывается не главным, не решающим в человеке, оно сразу же отступает перед его положением в обществе, рангом, служебным весом». Как вы поняли выражение фасад жизни и ее оборотная сторона? Подберите и запишите выражения, синонимичные данному.
- Какое из положений, высказанных З.С. Паперным, вы считаете верным для рассказа «Пересолил»? Обоснуйте свои соображения.
- Давайте понаблюдаем за стилем и языком рассказа А.П. Чехова.
а) Как вы понимаете выражение «этакое дитя природы»?Что ироничного в этом обороте?
б) Важную роль в рассказе А.П. Чехова при создании комической ситуации играет противопоставление (антитеза).
Вам это выразительное средство уже известно. Дайте ему определение. в) Найдите в тексте примеры антитезы и проанализируйте
ее по образцу.
Образец. Раньше ехал еле-еле, нога за ногу, а теперь ишь как мчится!
В данном предложении использованы две пары антонимов. Раньше — теперь (антонимы языковые), то есть эти слова противопоставляются всегда, в любом тексте. Еле-еле, нога за ногу — мчится (антонимы контекстуальные), то есть эти слова антонимизируются лишь в данном тексте, представляющем описание определенной ситуации. Усиливает выразительность антитезы использование в качестве одного из синонимичных компонентов фразеологизма нога за ногу.
г) Определите метафорическое значение названия рассказа «Пересолил». Усилению выразительности рассказа способствуют и другие метафоры-глаголы. Найдите их в тексте.
д) А. П. Чехов включает в речь возницы слова с ошибками. Найдите эти слова в тексте. Зачем автор их использует?
е) Какую цель преследует писатель, когда рядом со словами разговорно-просторечного стиля, часто с грубой окраской
{врал, дурак, окаянный, дура), использует иноязычное слово реприманд?
ж) Исследователи стиля А. П. Чехова не раз отмечали, что писатель, используя однородные члены предложения, ограничивает их число определенными пределами. Как правило, у него встречаются три однородных члена, которые создают напевность и ритмичность: «Было тихо, но холодно и морозно»; «Телега вдруг заскрипела, завизжала, задрожала». В последнем случае мы наблюдаем такой прием, как градация. Найдите в рассказе «Пересолил» примеры градации, связанные с движением телеги.
з) Обратите внимание на пунктуацию в рассказе. Подберите фразы с характерной пунктуацией в конце предложения (вопросительные, восклицательные с фигурой умолчания —многоточием в конце предложения). Как вы думаете, какова в них роль интонации конца предложения?
и) Из чего складывается у писателя образ? Из деталей и обыденных фраз, которые вдруг, как бы по волшебству, становятся необычными. Прочитайте нижеприведенный текст.
К. И. Чуковский отмечает в нем зоркость, наблюдательность Чехова. Вы же постарайтесь определить приемы (или хотя бы один прием), к которым обращался писатель в приведенных примерах.
«Вообще все в жизни было для него так любопытно, что он с охотничьим азартом выслеживал, как дорогую добычу, каждый, казалось бы, зауряднейший факт окружающей его обыденности:
и то, что голуби, взлетев над голубятней, становятся золотыми от солнца;
и то, что гуси на зеленом лугу тянутся длинной и белой гирляндой;
и то, что трусливая собака подходит к хозяину так, словно лапы ее касаются раскаленной плиты;
и то, что севастопольская бухта глядит как живая множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз;
и то, что ночью, когда эта бухта отражает в себе луну, ее вода походит местами на синий купорос, а местами кажется, что это совсем не вода, а сгустившийся лунный свет;
и то, что у пожилой губернаторши нижняя часть лица до того велика, что кажется, будто она держит во рту большой камень;
и то, что рулевой на пароходе «вертит колесо с таким видом, будто исполняет десятую симфонию»;
и то, что осмоленные бочки, горящие ночью, освещают собственный дым;
и то, что, когда заходящее солнце озаряет в саду паутину, паутина переливается красками радуги;
и то, что раздобревшая трактирщица есть «помесь свинины с белугой»;
и то, что у людей, ноздри которых глядят кверху, выражение лица кажется насмешливым и хитрым;
и то, что чем человек глупее, тем легче его понимает лошадь;
и то, что, когда выпадает в Москве первый снег, все становится мягко и молодо, и в душу просится «чувство, похожее на белый, молодой, пушистый снег», и все находится «под властью этого молодого снега»; и тысячи таких же зорко подмеченных — то поэтически светлых, то грустных, то гротескно-забавных подробностей жизни, к накоплению которых он вечно стремился».
к) Найдите в рассказе «Пересолил» примеры, продолжающие тот ряд, который наметил К.И. Чуковский.
л) Какую роль играют сравнения в рассказе?
м) Рассказ «Пересолил» написан в 1885 году. Какие устаревшие слова указывают на время написания произведения? Найдите их в тексте.
н) Одним из средств создания комической ситуации или комического характера в юмористическом произведении является гипербола. Вспомните определение гиперболы. Найдите в тексте образные выражения, содержащие преувеличение. Прочитайте их вслух. Почему «вранье» землемера кажется читателю смешным?
о) Подчеркните в гиперболах имена числительные, с помощью которых усиливается эффект преувеличения.
п) Назовите фразеологизмы, встретившиеся в тексте. Подберите к ним синонимы. Почему фразеологизмы выразительнее, ярче, чем синонимичные им слова?
р) С помощью каких суффиксов автор показывает, что лошадь с трудом везет седока?
Из литературы XX века
Творческая работа
(итоговое задание после изучения произведений И.А. Бунина, Л.Н. Андреева и С.А. Есенина)
Изучение произведений И.А. Бунина, Л.Н. Андреева и С.А. Есенина может завершаться творческой работой учащихся. Пятиклассникам предлагается написать собственный рассказ о деревне в жанре малой лирической прозы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс. Автор Учебника В.Я.Коровина
Данная рабочая программа составлена с учетом требований нового стандарта. Представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к ученикам, УМК, методы обучения, содержание к...
Рабочая программа по литературе 8 класс. Автор учебника В.Я.Коровина
рабочая программа представляет собой документ, который содержит пояснительную записку, требования к уровню подготовкиexfob[]cz? основные формы и методы работы, содержание курса, календано-тематическое...
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа
Календарно – тематическое планирование по литературе 5 класс. Автор учебника Г. С. Меркин. По программе 3 часа в неделю , за год –102 часа...
рабочая программа по литературе 9 класс Авторы-составители Г.С. Меркин С. А. Зинин, В. А. Чалмаев
Настоящая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку 2004 года, Примерной программы основного общего о...
Рабочая программа по литературе 5 класс к учебнику Г.С. Меркина
Рабочая программа на 102 часа 5 классс ФГОС с УУД...
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина
Рабочая программа по литературе 8 класс по учебнику Г.С.Меркина в объеме 3 часа в неделю...
Рабочая программа по литературе 6 класс автор учебника Полухина программа Коровиной 102 часа
В рабочей программе содержится тематическое, календарно - тематическое планирование, содержание учебного предмета....