Обобщение изученного по творчеству А.С. Пушкина
план-конспект урока (литература, 9 класс) на тему
Учитель литературы I категории
Панферова Лариса Ивановна МАОУ СОШ № 5 г. Сатка
Урок литературы в 9-м классе
Тема: Обобщение изученного по творчеству А.С. Пушкина
Цели:
- Пробуждение интереса учащихся к творчеству А.С. Пушкина.
- Привитие любви к русской поэзии.
- Воспитание гордости за отечественную культуру.
- Воспитание творческих способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение творчества А.С.Пушкина. Разработка урока содержит презентацию | 2.57 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель литературы I категории
Панферова Лариса Ивановна МАОУ СОШ № 5 г. Сатка
Урок литературы в 9-м классе
Тема: Обобщение изученного по творчеству А.С. Пушкина
Цели:
- Пробуждение интереса учащихся к творчеству А.С. Пушкина.
- Привитие любви к русской поэзии.
- Воспитание гордости за отечественную культуру.
- Воспитание творческих способностей учащихся.
Оборудование к уроку:
- Интерактивная доска.
- Музыка Георгия Свиридова из кинофильма "Метель".
- Электронная презентация.
Форма проведения: урок-игра
Правила игры. Класс разделён на 3 команды. Участники команд садятся в круг за столами, приглашаются члены жюри. Игроки заранее получили задания к игре:
- повторить стихи Пушкина о любви, дружбе, свободе, поэте и поэзии;
- подготовить 2 вопроса по творчеству поэта;
- придумать название команды и приветствие;
- прочитать произведения Пушкина: "Пиковая дама", "Моцарт и Сальери", "Капитанская дочка", "Евгений Онегин", "Повести Белкина", " Дубровский", "Египетские ночи" и др.;
- подготовить (на выбор или по жребию) инсценировку отрывка из романа "Евгений Онегин" (сон Татьяны (гл. 5, стр. 11, 12, 15-21); именины Татьяны ( гл. 5, стр.25-30); дуэль Онегина и Ленского (гл.6, 25-27, 29-31); светский раут (гл. 8, стр. 14-20)).
Вступительное слово учителя, ведущего игру (во время выступления учителя - cлайды 1 и 2 с темой урока и портретом А.С. Пушкина)
А.С. Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал - как человек и как художник - символом русской духовной жизни. Ещё в 1834 году Н.В. Гоголь пророчески заметил: "При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте: Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное проявление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится чрез 200 лет". Кто не помнит посвящения к поэме "Руслан и Людмила" (Cлайд 3):
Для вас, души моей царицы,
Красавицы, для вас одних
Времён минувших небылицы,
В часы досугов золотых,
Под шепот старины болтливой,
Рукою верной я писал;
Примите ж вы мой труд игривый!
Ничьих не требуя похвал,
Счастлив уж я надеждой сладкой,
Что дева с трепетом любви
Посмотрит, может быть, украдкой
На песни грешные мои.
Итак, перелистаем страницы произведений великого поэта и попробуем выяснить, кто из вас лучше их знает и помнит. Начинаем игру (Cлайд 4).
Приветствия команд (по жребию).
Разминка (по 2 вопроса от каждой команды команде-сопернице) (Cлайд 5).
Вопросы ведущего командам (Cлайд 6).
Вспомните, из каких произведений Пушкина взяты эти строки с упоминанием слов, производных от слова "игра".
"Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова" ("Пиковая дама").
"На третий день играл я на полу с моим мальчишкой. Кликнули меня, я вышел" ("Моцарт и Сальери").
"Тут вызвался он выучить меня играть на бильярде. Это, - говорил он, - необходимо для нашего брата служивого" ("Капитанская дочка").
Со мной, бывало, в воскресенье,
Здесь под окном, надев очки,
Играть изволил в дурачки. ("Евгений Онегин")
Задание для 2-х человек из команды "Какие буквы отсутствуют?
(за каждую букву 1 б.)
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска:
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег: Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне:
Здесь приведен отрывок из стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога", при написании которого поэт использовал двадцать девять букв русского алфавита из тридцати трёх. Внимательно прочтите отрывок и скажите, какие буквы русского алфавита здесь отсутствуют? Кто сделает это за 2-3 минуты, тот очень наблюдательный человек.
(Ответ: ф, ц, ъ, э)
Три участника команды - конкурс " Письмо рассеянного друга"
Это письмо я недавно получил от друга. Как видно из письма, таких произведений у А.С. Пушкина нет. Друг просто-напросто по своей рассеянности перепутал все названия. Помогите ему разобраться в этом списке и правильно назовите двенадцать произведений великого русского поэта в прозе.
Дорогой друг! Очень прошу тебя найти к моему приезду книги А.С. Пушкина:
- Путешествие Петра Великого во время похода
- Станционный смотритель Дубровский
- Выстрел в Арзрум 1829 года
- Арап покойного И.П. Белкина
- Египетские повести
- Дама - крестьянка
- Ночи села Горюхина
- Пиковая дочка
- История Кирджали
- Капитанская барышня.
Ответ:
- "Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года"
- "Арап Петра Великого"
- "Повести покойного Ивана Петровича Белкина"
- "Станционный смотритель"
- "Выстрел"
- "Барышня-крестьянка"
- "Кирджали"
- "Пиковая дама"
- "Дубровский"
- "Египетские ночи"
- "Капитанская дочка"
- "История села Горюхина"
Вопросы ведущего оставшимся членам команд.
В каком стихотворении Пушкина из 30 строк 16 начинаются с буквы и? ("Пророк").
В каких произведениях Пушкин не дал героям имён? ("Кавказский пленник", "Русалка", "Сказка о рыбаке и рыбке").
В каких 2-х произведениях Пушкина встречается Черномор? Причём в одном - он "коварный, злобный чародей", в другом - лицо тоже фантастическое, но вполне добродушное ("Руслан и Людмила", "Сказка о царе Салтане").
В каком произведении Пушкин воспел древний Киев? ("Руслан и Людмила").
В каком произведении Пушкин воспел старую Москву? ("Евгений Онегин").
В каком произведении Пушкин воспел молодой Петербург? ("Медный всадник").
Читаем наизусть (Слайд 7)
Прочитайте наизусть стихотворение Пушкина о любви, дружбе, свободе, поэте и поэзии (по жребию).
Посмотрите кинофрагмент из оперы "Евгений Онегин". Кто автор музыки? Сколько лет было няне, когда она вышла замуж? (Слайд 8)
Среди гениальных произведений Пушкина есть 12 поэм - 12 лирических шедевров. Перечислите их все.
Ответ:
1. "Руслан и Людмила"
2. "Кавказский пленник"
3. "Братья-разбойники"
4. "Гавриилиада"
5. "Бахчисарайский фонтан"
6. "Цыганы"
7. "Полтава"
8. "Граф Нулин"
9. "Домик в Коломне"
10. "Медный всадник"
11. "Анджело"
12. "Тазит"
Прослушайте фрагмент музыкального произведения, написанного к кинофильму по повести Пушкина. К какому произведению Пушкина написана музыка? Кто её автор? (Георгий Свиридов "Метель"). (Слайд 9)
Задания командам на карточках "Он вам знаком?"
Блестит великолепный дом;
По цельным окнам тени ходят,
Мелькают профили голов
И дам, и модных чудаков.
Знаком ли вам портрет человека в левом окне? Чем похож на него Евгений Онегин? Найдите в романе или вспомните сами соответствующие строки (см. Приложение).
Конкурс капитанов (Cлайд 10). Кто знает больше лирических стихотворений Пушкина?
Блиц-турнир
Откуда эти строки?
А) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы. ("К Чаадаеву")
Б) Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут, и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут. ("В Сибирь")
В) Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты. ("К")
Г) И сердце вновь горит и любит - оттого,
Что не любить оно не может ("На холмах Грузии")
Кто так жил? В каком произведении?
А) Служив отлично, благородно,
Долгами жил:
И промотался наконец (Отец Онегина)
Б) :деревенский старожил
Лет 40 с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (Дядя Онегина)
В) :в халате ел и пил;
Покойно жизнь его катилась:(Дмитрий Ларин - отец Татьяны)
г) Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам:(Мать Татьяны)
а) Под сень черёмух и акаций
От бурь укрывшись наконец,
Живёт, как истинный мудрец,
Капусту садит, как Гораций,
Разводит уток и гусей
И учит азбуке детей. (Зарецкий)
Б) Прогулка, чтенье, сон глубокий,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй,
Узде послушный конь ретивый,
Обед довольно прихотливый,
Бутылка светлого вина,
Уединенье, тишина:(Евгений Онегин)
В) В нетопленой конуре
Живёт, пьёт воду, ест сухие корки,
Всю ночь не спит, всё бегает да лает.
А золото спокойно в сундуках
Лежит себе. (Барон, "Скупой рыцарь")
Г) в садах Лицея
безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал(Автор в романе "Евгений Онегин")
Назовите героя романа "Евгений Онегин".
А) Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет. (Онегин)
Б) Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой. (Татьяна)
В) Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила:(Ольга)
Г) Красавец в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт (Ленский)
А)добрый малый,
В прошедшем веке запоздалый.
Но в книгах не видал вреда,
Он, не читая никогда,
Их почитал пустой игрушкой. (Дмитрий Ларин)
Б) Тяжёлый сплетник, старый плут,
Обжора, взяточник и шут. (Советник Флянов)
В) Корсет носила очень узкий,
И русский н, как n французский,
Произносить умела в нос;
Но вскоре всё перевелось. (Мать Татьяны)
г) некогда буян,
Картёжной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой. (Зарецкий)
Кто из персонажей произведений Пушкина:
- не мог отличить ямба от хорея (Онегин);
- воспевал "разлуку, и печаль, и нечто, и туманну даль" (Ленский);
- в "милой простоте не ведает обмана и верит избранной мечте" (Татьяна);
- "горько плакала со страха", ей "с плачем косу расплели да с пеньем в церковь повели" (Няня Татьяны).
Прочитайте наизусть любимое стихотворение Пушкина.
Домашнее задание (инсценировка фрагмента из романа "Евгений Онегин") (Слайд 11)
Сон Татьяны.
Именины Татьяны.
Дуэль Онегина и Ленского.
Светский раут.
Подведение итогов игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лирический дневник" как форма самостоятельной работы учащихся при изучении творчества А.С. Пушкина.
В статье рассматривается нетрадиционная форма изучения творчества Пушкина А.С....
Контрольная работа. Изучение творчества А.С.Пушкина.
В проверочную работу включены тестовые задания закрытой формы, к которым даны готовые ответы с выбором одного правильного варианта ответа, а также задания открытой формы, требующие от обучающегося сам...
Картотека учебно-методических материалов для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе
В картотеке собраны и систематизированы учебно-методические материалы для изучения творчества А.С. Пушкина в средней и старшей школе (по публикациям в журнале "Литература в школе" и еженедельном прило...
“Цена дружбы:обобщение изученного по творчеству М. Карима”.
Представление опыта работы по формированию коммуникативной компетенции обучающихся на уроках родного языка с учетом ФГОС...
«А.С.Пушкин: жизнь и творчество. А.С.Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина» - 9 класс
Вступительный урок по изучению жизни и творчества А.С.Пушкина в 9 классе....
Урок-викторина по итогам изучения творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова
Данная презентация предназначена для проведения урока по закреплению материала по творчеству А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова. Презентация содержит вопросы и задания по следующим блокам: 1. Зн...
Урок-обобщение по творчеству А.С.Пушкина (9-10 класс)
Данная разработка универсальна в использовании. Легко поддается корректировке. Вместе с тем это готовый материал для подведения итогов изучения раздела поо творчеству А.С.Пушкина в нетрадиционной форм...